Научная статья на тему '97. 03. 010. Андорка Р. Курс на модернизацию? Andorka R. heading toward modernization? // Hung. Quart. -Budapest, 1996. - V. 37, n 143. - P. 90-98'

97. 03. 010. Андорка Р. Курс на модернизацию? Andorka R. heading toward modernization? // Hung. Quart. -Budapest, 1996. - V. 37, n 143. - P. 90-98 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
77
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА - ВЕНГРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 03. 010. Андорка Р. Курс на модернизацию? Andorka R. heading toward modernization? // Hung. Quart. -Budapest, 1996. - V. 37, n 143. - P. 90-98»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

3

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.4

рефераты 97.03.001 -97.03.065

МОСКВА 1997

37

97.03.010

других бывших социалистических стран вселяет надежду, что процесс демократических преобразований в этой части Европы не будет остановлен. Кстати, в рамках этого процесса бывшие коммунисты смогли вернуться к власти, например, в Польше и Венгрии.

Что касается изменений в России, то над ними пока стоит знак вопроса, ибо здесь процесс политических изменений сопровождался применением силы: в августе 1991 г. и октябре 1993 г.

Как выглядит Хорватия в свете вышеизложенного? Сегодня республика формально является многопартийной демократией, хотя фактически, с учетом огромной власти президента, ее правильнее было бы считать "многопартийной автократией". Практика президенстких режимов в мире показывает, что ситуация вряд ли изменится до тех пор пока президент Туджман находится у власти. После ухода Туджмана от власти маловероятно, учитывая расклад политических сил в стране и близость ее демократической Европе, что Хорватия станет диктатурой. Скорее всего, после окончания вооруженных конфликтов на территории бывшей Югославии Хорватия может рассчитывать на заметное улучшение материального положения населения и быструю демократизацию. Любопытно будет посмотреть, кто из рядов сегодняшней правящей партии окажется хорватским Адольфо Суаресом.

Л. Н. Верченое

97.03.010. АНДОРКА Р. КУРС НА МОДЕРНИЗАЦИЮ? ANDORKA R. Heading toward modernization? // Hung. Quart. -Budapest, 1996. - V. 37, N 143. - P. 90-98.

Рудольф Андорка - известный венгерский социолог, президент Венгерского исследовательского фонда, заведующий отделом социологии Будапештского экономического университета.

Для объяснения изменений, происходящих в Венгрии после 1989-1990 гг., Р.Андорка обращается к теории модернизации. Модернизацию он понимает не столько как индустриализацию и технологическое развитие, сколько как демократизацию общества и политической системы, в первую очередь, степень распространения в обществе современной культуры, современных ценностей, и современного менталитета. Общество, считает автор, может считаться модернизированным, если оно: 1) опирается на эффективную

97 03 010

38

рыночную экономику, 2) характеризуется определенным (достаточно высоким) уровнем благосостояния и 3) демократической политической системой, при этом 4) представляет собой настолько интегрированное сообщество, что интересы ни одной из социальных групп не остаются проигнорированными, 5) отличается тем, что современный навык мышления является преобладающим, а современные ценности и правила поведения уже стали нормой для большинства населения

История Венгрии, с этой точки зрения, на всем протяжении XIX и XX столетий может рассматриваться как серия неудачных попыток модернизации Последняя из этих попыток была предпринята в ходе строительства социализма в Венгрии (хотя сам термин долгое время находился фактически под запретом) Окончилась неудачей и эта попытка, в первую очередь, потому, что коммунисты хотели добиться модернизации без мощного среднего класса и при отсутствии демократии и современного менталитета

Самые очевидные причины краха социалистических режимов в Восточной Европе, их попыток модернизировать общество относятся к сфере экономики Однако на самом деле все гораздо глубже Поскольку создать эффективную рыночную экономику было невозможно в условиях, когда подавляющая часть средств производства находилась в собственности государства, а система государственной собственности не могла быть демонтирована в условиях однопартийной диктатуры, ибо именно на государственной собственности держалась власть партии, постолько "корни неудачи следует искать в политическом режиме и идеологии" (с 91)

Вообще, многое в жизни социалистических обществ объясняется именно последним обстоятельством Например, в Венгрии в 80-е годы даже представители правящего режима были обеспокоены фактами отклоняющегося поведения - заметным увеличением числа самоубийств, ростом алкоголизма, психических расстройств, неврозов и депрессии По мнению Р Андорки, попытки интерпретировать эти факты только с помощью социологической концепции аномии оказались неадекватными, ибо основной "причиной всех этих явлений был тоталитарный (на более поздней стадии авторитарный) характер системы, которая намеренно культивировала чувство зависимости от правящей власти, умышленно разрушала традиционные ценности и нормы, уничтожила

39

97 03 010

устоявшийся мир человеческих отношений - социальные слои и группы, которые хоть в какой-то мере могли бы защитить отдельного человека от власти' (с 91)

Напомнив положение Р Дарендорфа о том, что сущность прогресса измеряется степенью возможного выбора для каждого индивида, автор настаивает тоталитарная (авторитарная) система до предела сужала возможность выбора и разрывала традиционные человеческие связи Не в последнюю очередь именно это и сделало эволюцию тогдашних социалистических режимов в Восточной Европе в направлении модернизации невозможной

Остается ответить на вопрос, ради которого и написана реферируемая статья являются ли изменения в Венгрии после 1990 г движением в направлении модернизации9

Политическая ситуация в Венгрии изменилась практически "за одну ночь" То, что характеризует современные демократии, стало достоянием и Венгрии демократическая избирательная система, выборный парламент, ответственное перед парламентом правительство, относительно слабый президент Более того, показателем прочности демократии является ситуация, когда победившая на выборах оппозиция может вернуться (и возвращается) к власти Поскольку именно это и произошло в Венгрии в 1994 г, постольку можно считать, по совокупности всех приведенных выше признаков, что конституционная парламентская демократия в Венгрии стабильна и прочно встала на ноги

Гораздо хуже обстоит дело с экономическими преобразованиями, которые оказались значительно менее успешными, чем ожидалось и предполагалось Хотя в период между 1990 и 1994 гг правительство попыталось избежать ' шоковой терапии", тем не менее инфляция была высокой все эти годы (индекс цен в 1995 г составил 402% по отношению к 1989 г ), безработица, от которой страна отвыкла с момента окончания второй мировой войны, в 1993 г составила 13%, хотя на самом деле была еше выше Если опираться на выкладки Центрального статистического бюро в период между 1982 и 1994 гг , то в 80-е годы приблизительно 10% населения могло считаться бедным, к 1995 г этот показатель возрос до 30-35%

Приблизительно 60-70% венгров имели в 1995 г более низкий доход, чем в 1989 г , зато резко возросли доходы 10-15% населения

97.03.010

40

Если такая тенденция сохранится, то страна рискует скатиться к уровню социально-экономического неравенства, характерному для Латинской Америки, который является самым высоким в мире.

В этих условиях самым важным для Венгрии сегодня является вопрос, сможет ли демократическая политическая система выжить в условиях, когда улучшение экономического положения еще не почувствовали на себе большинство жителей страны, когда еще не сформирована современная политическая культура. Одним из внушающих беспокойство признаков является, например, высокий уровень политической пассивности, нежелание участвовать в политической жизни. Притом что увеличился процент тех, кто не желает принимать участие в следующих выборах (пока процент принявших участие в парламентских выборах был достаточно высок: 63% - в 1990 г., 69% - в 1994 г.), гораздо большую озабоченность вызывает факт колебаний и неуверенности в партийных пристрастиях. На основе социологических опросов в течение последних пяти лет это выявляется достаточно очевидно. Только 5% опрошенных назвали в ходе этих пяти опросов одну и ту же партию, за которую они голосовали и будут голосовать. Именно колебанием в партийных пристрастиях объясняется столь разительная разница результатов парламентских выборов 1990 и 1994 гг. (в 1990 г. на выборах победила правоцентристская консервативная коалиция, в 1994 г. победу одержала Венгерская социалистическая партия, преемница кадаровской ВСРП. - Реф.). После парламентских выборов 1994 г. значительная часть тех, кто поддержал партии левой коалиции, сегодня отвечает "не знаю" на вопрос, за кого они будут голосовать на следующих выборах. Само собой разумеется, что такие колебания в партийных пристрастиях не способствуют стабильному функционированию политической системы.

Нельзя не обратить внимания и на то обстоятельство, что среди тех, кто отказывается в будущем голосовать или меняет свои партийные пристрастия, наиболее высок процент самых бедных слоев населения, т.е. самых неудовлетворенных и озлобленных. Именно эти пассивные и неудовлетворенные своей жизнью массы могут быть мобилизованы любой экстремистской партией, коль скоро таковая появится.

Да и в целом политические отношения венгров к нынешней ситуации противоречивы. Большинство принимает рыночную

41

97.03.011-013

экономику, но выступает против безработицы, поддерживает бесспорное уменьшение роли государства практически во всех сферах жизни, но высказывается за справедливую и щедрую его социальную политику. В результате политики и партии, выступающие с реалистической программой, оказываются в невыгодном положении в сравнении с демагогами и политиками с безответственными обещаниями.

Итак, самые значительные источники опасности для современной рыночной экономики и демократии лежат в политической сфере, а это обусловлено тем фактом, что культура современной демократии еще не проникла широко в общество и еще не стала стабилизирующим фактором. Сегодня не столько от политиков, сколько от политического поведения каждого гражданина Венгрии зависит, окажется ли успешной последняя попытка модернизации, начатая в 1990 г.

Сам автор реферируемой статьи не склонен разделять оптимизма одних, которые считают, что история закончилась, ибо либеральная рыночная экономика и демократия одержали необратимую победу, так и пессимизма других, полагающих, что едва ли возможен одновременный переход к рыночной экономике и подлинная демократия. "Я думаю, что будущее открыто перед нынешней венгерской попыткой модернизации, и от каждого из нас зависит, окажется ли эта попытка более успешной, чем оканчивавшиеся неудачей предшествующие попытки" (с. 97).

Л. Н. Верченое

97.03.011-013. СОТРУДНИЧЕСТВО ГЕРМАНИИ, ПОЛЬШИ, РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРОПЕ. (Сводный реферат).

В конце 1995 г. в Варшаве состоялась международная научная конференция, в которой участвовали польские, немецкие и российские специалисты. По материалам конференции Центр восточных исследований Варшавского университета подготовил и издал (под редакцией руководителя Центра проф. Михала Доброчинского ) книгу "Германия. Польша. Россия: Европейская безопасность и сотрудничество народов".

6-3304

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.