Научная статья на тему '97. 02. 060. Хабаров С. А. Международные парламентские организации: (правовые аспекты) / Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : Изд-во РАГС, 1996. - 250 с. -библиогр. : с, 242-250'

97. 02. 060. Хабаров С. А. Международные парламентские организации: (правовые аспекты) / Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : Изд-во РАГС, 1996. - 250 с. -библиогр. : с, 242-250 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
257
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 02. 060. Хабаров С. А. Международные парламентские организации: (правовые аспекты) / Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : Изд-во РАГС, 1996. - 250 с. -библиогр. : с, 242-250»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

2

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 1

индекс серии 1.4

рефераты 97.02.001 -97.02.,062

МОСКВА 1997

гающих отказаться от старой доктрины национального самоопределения, не закрывая при этом глаз на несправедливое отношение, которое испытывают многие нации в европейском регионе.

В статье была предпринята попытка теоретического осмысления этих тенденций с помощью "детерроторизации" и "деполитизации" национальной идентичности. По мнению автора, национальную идентичность лучше всего рассматривать как идентичность, принадлежащую главным образом гражданскому обществу, а не государству. Национальная идентичность есть неотъемлемое гражданское право населения. Попытки его ограничения или отмены с помощью таких средств, как предрассудки, сокрытие, правовые отношения, деньги или оружие являются незаконными и несовместимым демократическим процессом строительства плюралистических обществ и государств. Такой демократический подход положит конец анархической системе суверенных национальных государств, которая дважды в этом столетии разрывала Европу на части и ввергала ее в тотальные войны.

Е.В.Алферова

97.02.060. ХАБАРОВ С.А. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: (ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ) / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М.: Изд-во РАГС, 1996. - 250 с. -Библиогр.: С, 242-250.

Международные парламентские организации представляют собой одну из наиболее специфичных, новых, динамично развивающихся и перспективных для международных отношений организаций в целом. По теории и практике деятельности международных организаций опубликованы многочисленные труды, в первую очередь по ООН и ЕС. Широко известны такие международные организации, как Межпарламентский союз (МПС), Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) или Европейский парламент (ЕП). Вместе с тем, другие международные парламентские организации (МПО), как, к примеру, Межпарламентский консультативный совет БЕНЕЛЮКСА (МКСБ)) или Межпарламентская ассамблея Содружества Независимых Государств (МПА СНГ), в лучшем случае лишь упоминается исследователями, а

о международных парламентских ассамблеях в других регионах мира, будь то Союз африканских парламентов (САП) или Межпарламентская организация стран АСЕАН (МПО АСЕАН), известно еще меньше.

Интенсификация интеграционных процессов в Европе положила начало широкой институализации идеи международного парламентского представительства в виде создания в рамках Совета Европы, Европейских сообществ, Организации

Североатлантического договора и Западноевропейского союза международных парламентских ассамблей - представительных учреждений многостороннего парламентаризма.

Развитие сотрудничества между государствами, их интеграция предполагает передачу ряда полномочий, традиционно связанных с государственным суверенитетом, межгосударственным,

межправительственным и наднациональным органам. Как следствие, данные области компетенции государств выходят в значительной мере из под обычного политического и парламентского контроля наций и народов. Наиболее наглядным примером такого рода процессов являются некоторые институты Европейского союза, где международные бюрократы не имеют больше непосредственных связей со своими национальными парламентами и не подлежат контролю со стороны последних, т.е. они обладают гораздо большей степенью свободы, чем на национальном уровне.

Таким образом, констатирует автор, чем больше полномочий приобретают межгосударственные, межправительственные и наднациональные исполнительные органы, тем острее становится необходимость осуществления международного парламентского контроля вместо контроля со стороны национальных представительных органов, который последние осуществлять более не в состоянии. Это становится особо важным и актуальным в настоящее время также в связи со стремлением народов расширить свой контроль над вопросами, которые оказывают непосредственное воздействие на их повседневное бытие.

В последнее время наблюдается резкое усиление тенденции к росту числа международных парламентских институций и их видового разнообразия. Не случайно в центре внимания автора комплексное исследование международно-правовых и государственно-правовых аспектов создания, организации деятельности и развития МПО различных регионов мира. В работе определяется юридическое

27-1*

содержание понятия МПО в сравнении с другими понятиями и терминами: Международные парламентские институции (МПИ), Международные межправительственные организации (МПО), Международные неправительственные организации (МНПО) и т.п., дается определение понятия МПО; предлагается классификация МПО в соответствии с общими и специфическими критериями; на оснвое учредительных документов: учредительных международных договоров, уставов и правил процедуры МПО, а также их практического применения; дается общая характеристика МПО, их краткий историко-правовой генезис, цели, правовой статус; проводится различие между МПО, учрежденными на основе международного права, и МПО, учрежденными на основе внутригосударственного права; анализируются различные области компетенции МПО, ее характер и объем полномочий; проводится сравнительно-правовой анализ принципов формирования депутатского корпуса МПО, их внутренней структуры, взаимоотношений МПО с межправительственными органами и другими МПО; определяются основные закономерные тенденции развития МПО.

В книге рассматриваются не все МПО, а только те из них, которые оказывают наибольшее влияние на процесс принятия решений в международных отношениях, на национальное законодательство государств-членов, на международное и национальное бытие человеческого сообщества в целом. Как правило, это МПО, которые либо учреждены на основе международно-правового акта, либо имеют серьезную перспективу в международно-правовом плане (ЕП, ПАСЕ, СС, ПА ОБСЕ, ПА ЧЭС, МПО АСЕАН и др.).

По своей структуре работа состоит из введения семи глав, заключения.

В первой главе рассматриваются общие вопросы понятия МПО. В связи с анализом законодательной функции в международных отношениях и основных способов национального и международного правотворчества исследуются основные концепции создания международных парламентских и законодательных органов: демократический конфедерализм, федерализм и социальный интернационализм. В главе подробно анализируются также смежные МПО термины и понятия: МПИ, МПК, МП К. К и др. Дается классификация МПО, освещается вопрос о международной

правосубъектности МПО, исследуются основные элементы содержания понятия МПО и предлагаются определение этого понятия.

Во второй главе дается сопоставительный правовой анализ некоторых наиболее важных аспектов состава МПО на основе уставных документов и правил процедуры рассматриваемых организаций. Последовательно рассматриваются нормы, регулирующие различные виды представительства в МПО, в частности делегирование представителей посредством их назначения или выборов национальными парламентами, прямые выборы депутатов, эволюция принципа комплектования МПО, различия национальных избирательных систем при выборах в ЕП. Особое место уделено рассмотрению принципов, определяющих представителей государств-членов в МПО. Рассматриваются категория политического плюрализма и его место в уставных документах МПО, роль политических групп и национальных делегаций в деятельности МПО, вопросы территориального представительства, срок полномочий представителей, проблемы двойного мандата, привилегий и иммунитетов МПО, характеризуются роль индивидуальных парламентариев в рамках МПО и статус (ассоциированных членов и специальных гостей) государств при МПО, а также место наблюдателей в этих организациях.

Третья глава посвящена структуре и организации деятельности МПО. Здесь рассматриваются вопросы о количестве палат МПО, проведения пленарных заседаний, дается характеристика руководящих органов МПО, порядка их избрания или комплектования и функций. Отдельно рассматриваются парламентские комитеты (комиссии), межпарламентские делегации, проблемы, связанные со штаб-квартирой и местом проведения заседания МПО.

В четвретой главе МПО исследуются в институциональном контексте, т.е. отношения МПО с межправительственными органами и формы этих отношений (совместные органы, коллоквиумы, совместные заседания ad hoc и т.п.).

Пятая глава освещает вопросы компетенции МПО в законодательной, консультативной, бюджетной областях, полномочия по преиму новых членов, по контролю, назначению и

27-2-2519

отзыву высших должностных лиц, а также полномочия в области прав человека.

В шестой главе рассматриваются внешние связи МПО, в частности отношения с национальными парламентами государств-членов, отношения с другими международными парламентскими организациями и специальные организационные механизмы и меры для осуществления межпарламентского сотрудничества в рамках МПО и национальных парламентов.

В седьмой главе дается характеристика наиболее авторитетных и интересных с точки зрения международною и государственного права международных парламентских организаций различных регионов мира, их краткий историко-правовой генезис, цели, состав, структура и организация деятельности, функции и полномочия, внешние связи.

> В заключении высказываются рекомендации по совершенствованию организации МПО, их компетенции и практики деятельности.

Е. В.Алферова

97.02.061. МОВЧАН А.П. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОПОРЯДОК / РАН. Ин-т государства и права. - М., 1996. - 102 с.

Автор книги - доктор юридических наук, профессор, -возглавлял Отдел кодификации в ООН, принимал участие в работе органов ООН и международных конференций по прогрессивному развитию международного права.

В книге анализируются различные подходы юристов и политиков к пониманию международного и мирового порядка, дается понятие международного правового порядка, исследуется процесс становления современного правопорядка, раскрывается его сущность и значение как единого и юридически обязательного порядка для всех государств и иных участников международных отношений.

Устав ООН, пишет автор, положил начало существованию общего международного права, выражающего интересы всего мирового сообщества государств и те закономерности развития международных отношений, которые присущи нашей исторической эпохе - эпохе мирного сосуществования и взаимодействия государств с различным социально-политическим строем, со спецификой своего пути общественно-экономического развития и другими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.