Научная статья на тему '97. 02. 016-020. Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации: сборник / Ин-т законодательства и сравн. Правоведения при Правительстве Рос. Федерации; редкол. : постовой Н. В. (отв. Ред. ) и др. Сводный реферат. - М. , 1995. - 294 с'

97. 02. 016-020. Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации: сборник / Ин-т законодательства и сравн. Правоведения при Правительстве Рос. Федерации; редкол. : постовой Н. В. (отв. Ред. ) и др. Сводный реферат. - М. , 1995. - 294 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
148
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ - РФ / ПРАВОТВОРЧЕСТВО - РФ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ -РФ / КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИК РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 02. 016-020. Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации: сборник / Ин-т законодательства и сравн. Правоведения при Правительстве Рос. Федерации; редкол. : постовой Н. В. (отв. Ред. ) и др. Сводный реферат. - М. , 1995. - 294 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

2

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 1

индекс серии 1.4

рефераты 97.02.001 -97.02.,062

МОСКВА 1997

В качестве приложения к монографии даны действующие нормативные акты по вопросам статуса и деятельности общественных объединений, материалы по истории их правового регулирования.

В. Н.Листовская

07.02.016-020. .ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО: РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: Сборник / Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации; Редкол.: Постовой Н.В. (отв. ред.) и др. Сводный реферат. - М., 1995. - 294 с.

В сборнике анализируются законодательные акты субъектов РФ и практическая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. В книге обозначены тенденции развития конституционного и отраслевого законодательства и проблемы, возникающие в связи с этим, содержатся предложения по взаимодействию органов власти различных уровней и укреплению единства Российской Федерации.

Сборник структурно состоит из трех глав: в первой дана сравнительная характеристика законодательства субъектов РФ: во второй - конкретные рекомендации ученых по формированию системного подхода к управлению в субъектах РФ: в третьей главе содержатся предложения по использованию модельных правовых актов в законотворческом процессе субъектов Федерации, их перечень.

В реферат включены отдельные статьи по проблемам конституционного права из первой главы.

97.02.016. ОБЗОР КОНСТИТУЦИЙ РЕСПУБЛИК, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / Акторы - Жуков Д.В., Постников А.Е., Пяткина С.А., Сафарова М.Р., Тихомиров Ю.А., Шелютго Н.В. - С. 5-42.

Новые конституции республик в составе Российской Федерации, принятые за последние годы, обогатили российскую конституционно-правовую практику. Их принятие означало

юридическое оформление нового этапа в развитии РФ, наступившего после распада СССР и подписания Федеративного договора.

Осознание бывшими автономиями своего нового статуса в качестве субъектов Федерации протекало по-разному в каждой из республик. Многие вопросы конституционного строительства решались в них без учета положений федеральной Конституции. Так, в конституциях ряда республик (Татарстан, Тыва, Башкортостан, Коми, Бурятии) указывается, что они являются суверенными демократическими государствами. Положения о суверенитете республик в составе РФ не соответствуют ст. 5 и 65 Конституции РФ, в которых закреплено равноправие субъектов Федерации и не предусматривается особого статуса для отдельных субъектов.

Свой статус в Федерации республики определяют по-разному. В Конституции Саха (Якутия), Башкортостана, Коми, Бурятии, Ингушетии, Калмыкии указывается, что они являются субъектами РФ. Вместе с тем в ст. 70 Конституции Башкортостана в противоречие Конституции РФ указывается, что отношения Башкортостана с РФ являются договорными.

В ряде республик (Татарстан, Чечня, Тыва) конституционное определение их статуса еще больше расходится с положениями российской Конституции. Так, в ст. 59 Конституции Татарстан указывается, что республика "самостоятельно определяет свой государственно-правовой статус, решает вопросы политического, экономического, социально-культурного строительства". Это противоречит ч. 1 ст. 66 Конституции РФ, где указывается, что "статус республики определяется Российской Федерацией и конституцией республики".

Особенностью регулирования общих вопросов статуса республик в новых республиканских конституциях является конституционное провозглашение территории республики зоной, свободной от оружия массового поражения. Такие положения содержатся в конституциях Татарстана, Тывы, Саха (Якутия). Отмеченные положения не согласуются с п "м" ст. 71 Конституции РФ.

В некоторых конституциях при определении общих вопросов статуса республик акцентирован национальный момент. Авторы в связи с этим отмечают, что образование государства является

результатом реализации права на самоопределение народа, а не отдельной нации.

В статье прослеживается несоответствие ряда конституций республик Конституции РФ в вопросах разграничения предметов ведения Федерации и ее субъектов, в регулировании в республиканских конституциях вопросов действия Конституции РФ и федеральных законов. Так, в конституции Саха (Якутия) и Ингушетии содержатся положения о ратификации федеральных законов, что противоречит п. 2 ст. 4 Конституции РФ, указывается, что республика Саха (Якутия) вправе приостанавливать на своей территории действие законов и иных актов Российской Федерации или опротестовывать их в порядке, установленном договором, если они нарушают Федеративный договор, противоречат Конституции и законам республики.

Далее в обзоре рассматривается организация законодательной и исполнительной, судебной областей в республиках, регулирование местного самоуправления, прав человека, экономических отношений в конституциях республик.

97.02.017. КРЫЛОВ Б.С. ПРОБЛЕМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДМТЕОВ ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ. - С. 43-55.

Одним из важнейших вопросов развития федерализма является разграничение предметов ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Конституция РФ наделила субъекты РФ всей полнотой государственной власти вне Пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъктов. На практике решение проблемы установления сферы правового регулирования собственно Федерации и сферы правового регулирования ее субъектов осложнено рядом факторов. В Конституции РФ не установлены нормы и процедуры, которые бы позволили определить, что в сфере совместного ведения относится к полномочиям Федерации и что, соответственно, составляет полномочия субъектов Федерации. Кроме того, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами

государственной власти субъектов Федерации осуществляется не только Конституцией РФ, а также Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Рассматривая право субъектов РФ на собственное правотворчество, автор отмечает, что необходимость в нем возникает прежде всего тогда, когда интересы субъекта Федерации и его населения в должной мере не урегулированы федеральным законодательством. Чаще всего это является следствием неполноты федерального правового регулирования.

В ст. 72 Конституции РФ перечисляются как отдельные правовые институты (например, вопросы владения, пользования и распоряжения землей), так и целые отрасли законодательства, составляющие сложные и разноплановые системы правовых норм. В этих условиях, замечает автор, четкое разграничение ответственности и прав государственных органов Федерации и ее субъектов едва ли возможно.

Анализируя текст ч. 1 ст. 72 Конституции, автор предлагает несколько вариантов решения проблемы разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов. Так, разграничение собственности на федеральную и собственность отдельного субъекта РФ предлагается проводить исходя из необходимости обеспечить федеральным государственным органам возможность осуществлять те полномочия, которые отнесены к ведению Федерации и которые дают возможность наиболее полно реализовать местные интересы всех субъектов. Законодательные полномочия субъектов федерации в сфере прав и свобод человека должны ограничиваться, по мнению автора, защитой прав и свобод, а не их регулированием, право на которое принадлежит исключительно Федерации.

Автор рассматривает также некоторые ситуации, возникающие при множественности правовых актов по одному и тому же вопросу, на примере Договора Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, а также рожденные практикой передачи (на основе договоров о разграничении предметов ведения и полномочий) полномочий федеральных законодательных органов законодательным органам субъектов Федерации.

97.02.018. АГАПОВ А.Б., СУКАЛО А.Е. РАЗВИТИЕ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. - с. 55-64.

Договоры и соглашения между субъектами РФ охватывают различные сферы общественно-политической жизни. Их предметом являются вопросы: дружбы и сотрудничества между субъектами РФ, в том числе социально-экономического; взаимоотношений между высшими органами представительной власти субъектов РФ; разграничения предметов ведения и полномочий между субъектами РФ. Так, основным содержанием договоров и соглашений о взаимоотношениях между высшими органами представительной (законодательной) власти является взаимодействие сторон в сфере правотворчества и правоприменительной деятельности. Предусматривается сотрудничество в следующих основных направлениях: разработка конституционных, законодательных и иных нормативных актов республик; осуществление конституционного и парламентского контроля за исполнением законов; осуществление совместной юридической защиты конституционных прав и свобод человека, народов и национальных меньшинств; согласование сторонами статуса избирательных систем республик.

Договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между субъектами РФ - краями, областями и входящими в них автономными округами - закрепляют исключительную компетенцию краевых (областных) органов государственной власти, а также предметы совместного ведения органов государственной власти края (области) и округа. В статье даны примеры содержания конкретных соглашений и договоров. В юридической науке не разрешен до сих пор вопрос о целесообразности таких договоров и соглашений. На взгляд авторов, эта проблема может быть урегулирована в федеральном законе об автономной области, автономном округе.

Недопустимо заключение договоров и соглашений по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы третьих сторон - субъектов Федерации, не участвующих в их заключении, а также закрепление в договорах и соглашениях односторонних обязательств, нарушающих конституционный принцип равноправия субъектов РФ.

В ряду факторов, препятствующих реализации многих положений межрегиональных договоров и соглашений, называется их декларативность, отсутствие норм об ответственности сторон, разрешения споров.

В целях совершенствования договорных отношений, по мнению авторов, целесообразно отнести к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов полномочия по координации договорных отношений между субъектами РФ. В этой связи необходимы разработка специального федерального закона об общих принципах договорных отношений субъектов РФ, а также создание специализированных банков данных в Минюсте РФ или Министерстве по делам национальностей и региональной политике, аккумулирующих все заключенные договоры и соглашения.

97.02.019. МИХАЛЕВА Н А. КООРДИНАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ СОГЛАСОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ В СФЕРЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА. - С. 115-137.

Органы государственной власти Федерации и ее субъектов, действуя самостоятельно в пределах своей конституционной компетенции, координируют свои усилия во всех сферах, и прежде всего в сфере правотворчества. Согласование интересов Федерации и ее субъектов осуществляется в процессе разработки законов; федеральных, республиканских, региональных программ и планов законопроектных работ; актов исполнительной власти; осуществления контроля за соответствием федеральным нормативным актам актов субъектов РФ.

Формы координации деятельности в сфере правотворчества многообразны. Весьма широкими полномочиями в этой сфере обладает Президент РФ. Одной из форм объединения усилий органов законодательной, исполнительной, судебной властей рассматриваются послания Президента. Здесь автор перечисляет координационные функции и полномочия государственно-правового управления Президента РФ, а также управлений администрации Президента по взаимодействию с политическими партиями, общественными, фракциями и депутатами палат Федерального Собрания, по работе с территориями, Совета глав администраций, Совета по судебной реформе при Президенте РФ.

12-2519

Новой организационной формой объединения усилий различных органов государственной власти в сфере правотворчества является Объединенная комиссия по координации законодательной деятельности. Она создана распоряжением Президента в целях повышения эффективности правотворческого процесса в России и достижения взаимоприемлемой согласованности в законодателньой деятельности между палатами Федерального Собрания, Президентом, Правительством и другими субъектами права законодательной инициативы.

Координацию законотворческой деятельности Федерации и ее субъектов в процессе подготовки нормативных актов выполняют палаты Федерального Собрания, парламентские комитеты и специально создаваемые комиссии. Важным условием согласования действий субъектов законодательной инициативы должна стать примерная программа законодательных работ Государственной Думы, составленная с учетом предложений Президента, Совета Федерации, Правительства и субъектов Федерации.

Одной из форм координации интересов Федерации и ее субъектов в сфере правотворчества является институт представительства в центральных органах государственной власти при решении вопросов, затрагивающих интересы того или иного органа. Имеет место представительство Президента и Правительства в Федеральном Собрании, Конституционном Суде РФ, а также взаимное представительство субъектов Федерации при Президенте и Правительстве, равно как и представительство Президента в краях, областях, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге. Автор перечисляет полномочия представителей Президента и Правительства, в частности в Федеральном собрании.

Далее характеризуется координационная деятельность Министерства юстиции РФ, а также коллизионная процедура в Конституционном Суде РФ и роль научной экспертизы в обеспечении согласования интересов Федерации и ее субъетков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.