Научная статья на тему '97. 02. 015. Аргентинаэпохид. Ф. Сармьенто: становление латиноамериканской культуры. (обзор)'

97. 02. 015. Аргентинаэпохид. Ф. Сармьенто: становление латиноамериканской культуры. (обзор) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
84
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САРМЬЕНТО ДФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 02. 015. Аргентинаэпохид. Ф. Сармьенто: становление латиноамериканской культуры. (обзор)»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 7

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

2

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.7

рефераты 97.02.001 -97.02.036

МОСКВА 1997

соперники" (1879, 1881), сборники "Дублеты, словесная загадка" (1879), "Стихи? Смысл?" (1883), "История с узелками" (1885), "Логическая игра" (1887), первую часть "Математических курьезов", вторая часть вышла в 1893. В двухтомном романе "Сильви и Бруно" (1889) и "Заключение "Сильви и Бруно" (1893), фантастическом эпосе в 1000 страниц, с "моралью" в христианско-евангелическом духе, он разработал теорию человеческого сознания, преположив три степени физического состояния человека: а) обычное состояние, когда присутствие фей не осознается; б) состояние жути, когда осознавая все происходящее, человек осознает и присутствие фей; в) состояние транса, когда человек, вернее, его нематериальная сущность, не осознавая огружаюшего и будучи погружена в сон, перемещается в действительном мире или в волшебной стране и осознает присутствие фей. Роман не имел успеха, но его прославила проходящая сквозь все повествование "Песня Безумного Садовника", стихотворение-нонсенс, уже около 100 лет включаемое во все антологии английской детской литературы.

Т. Н. Красавченко

97.02.015. АРГЕНТИНА ЭПОХИ Д.Ф.САРМЬЕНТО: СТАНОВЛЕНИЕ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ. (Обзор).

Книга избранных сочинений Д.Ф.Сармьенто (1811-1888) -аргентинского публициста, литератора, мыслителя, политика, президента Аргентины (1868-1874), - изданная в 1995 г. совместно учеными ИМЛИ РАН и Национальным университетом Сан-Хуана (Республика Аргентина), приурочена к 150-летию со времени выхода в свет главного сочинения Сармьенто "Цивилизация и варварство. Жизнеописание Хуана Факундо Кироги". Это не первое, но наиболее полное издание трудов аргентинского автора на русском языке. Текст "Факундо" с приложениями был издан, в частности, в 1988 г. в серии "Литературные памятники"11.

'' Доминго Фаустино Сармьенто Цивилизация и варварство Жизнеописание Хуана Факундо Кироги, а также физический облик, обычаи и нравы Аргентинской Республики. - M Наука, 1988 - 272 с

Ценность наследия Сармьенто, по убеждению Т.А. дель Боно, ректора Университета Сан-Хуана, содержится в обращении писателя к памяти человечества, которая охраняет от забвения опыт тех, кто умел проникать за видимую поверхность жизни, к ее метафизическим истокам. Д.Ф.Сармьенто верил в мошь слова, в его способность концентрированно выражать суть бытия. Слово для него было основным орудием просвещения, призванного искоренить деспотизм и способствовать общему совершенствованию.

Жанровые и повествовательные особенности его произведений анализирует В.Б.Земсков (4). "Факундо", пишет исследователь, произведение смешанного жанра. Все сошлось в нем: политика, философия, культурология, литература. Последнее требует оговорки. По формальным признакам это сочинение не является плодом художественного творчества, но, по сути, дает читателю то, что он ждет от искусства, и что доступно только искусству: образную полноту воссоздания мира, соединяющую в высшее единство все аспекты и планы книги, подобно, тому, как реальная жизнь сплавляет в единство все стороны бытия.

Синкретизм книги Сармьенто - явление особого порядка, как бы порождение самого творчества истории, плод исходного процесса зарождения новой культуры, создающей себя из всего, что под рукой, использующей для своего "самостроительства" то, что поможет ей явить себя миру в первозданной новизне.

История движется вперед, преодолевая устаревшие социальные и культурные формы и формируя новые стили и жанры общественной жизни - точно так же, подчеркивает В.Земсков, происходило становление Сармьенто как личности и как писателя.

Его творчество сформировалось, питаясь из многочисленных источников; он жадно искал образцов, примеряясь ко всему, что могло бы способствовать его творчеству, тем не менее писатель ничему не подражал, ни на что конкретно не ориентировался и часто шел вопреки образцам.

Появление Д.Ф.Сармьенто в общественной и литературной жизни совпало с волной восстаний и революций, слившихся в единую освободительную войну, захватившую всю Южную Америку. За год до его рождения в Буэнос-Айресе произошла Майская революция, упразднившая испанское владычество. Однако то, что представлялось поначалу ясным планом создания новой страны, новой нации и

новой культуры, вскоре обернулось хаосом смут и столкновений между враждебными социально-духовными и политическими течениями. В Аргентине так называемый "период анархии" начался еше в 1820 г., но до середины 20-х годов "Поколение Мая" -аргентинские радикалы-унитарии, т.е. сторонники централизованной республики, удерживали инициативу в своих руках. Однако так и не объединившись, страна раскололась на враждующие провинции, которыми правили каудильо - помещики-скотоводы, ограничивавшиеся в своих планах федеративным объединением провинций. Именно в этот период - конец 20-х начало 30-х годов - на авансценну истории выдвинулся каудильо Хуан Факундо Кирога - личность по-своему яркая и опасная, полная противоречий. В 1835 г. его сместил Хуан Мануэль де Росас, каудильо провинции Буэнос-Айрес, ставший фактическим диктатором Аргентины и вторым действующим лицом книги Сармьенто - а по мнению исследователя, сокрытой главной фигурой труда автора "Факундо".

Объективность Сармьенто и глубина его анализа ситуации в немалой степени были обусловлены, пишет В.Земсков: возможностью писателя и публициста подняться над двумя боровшимися партиями. Будучи унитарием, защитником наследия Майской революции, Сармьенто тем не менее принадлежал по-преимушеству уже к следующему поколению аргентинской интеллигенции, которое критически оценивало деятельность своих предшественников. Речь идет о группе молодых мыслителей, писателей, поэтов, общественных дейтелей, составивших "Поколение 1837 года". Его центральные фигуры: Э.Эчеверриа, Х.Б.Альберди, Х.М.Гутьеррес, В.Ф.Лопес, Х.Мармоль. Романтики по своим философским и эстетическим представлениям, они были романтиками и в политике. После того как Росас разогнал Литературный салон, где всречались молодые писатели, Эчеверриа создал в 1839 г. тайное революционное общество "Майская ассоциация" с участием Альберди, который написал "Символические слова" (их текст привел Сармьенто в последней главе "Факундо") - произведение, ставшее основой более обширного манифеста "Социалистическое учение", провозглашающего основы создания обновленной Аргентины. Яркий образец социального романтизма, "Учение" наследовало идеалы Майской революции и включало в себя идеи утопического социализма.

13-3222

Несмотря на расхождение с современниками (его не удовлетворял прекраснодушный романтизм; в его сознании социалистические утопии корректировались внедрявшимся в послереволюционной Европе социальным прагматизмом), Сармьенто всегда был граждански активен, выступал против властей и, будучи ими преследуем, эмигрировал в Чили, где создал свои основные сочинения.

К верному пониманию "Факундо", утверждает В.Земсков, можно прийти, только исходя из того, что литературное творчество как таковое, "в чистом виде", едва ли не отвергалось им. Отчасти это было связано с романтической идеей восстания против всякого канона в жизни и в искусстве. Сармьенто думал о путях создания национальной литературы, был ориентирован в современных ему эстетических концепциях, и романтизм, составивший эпоху в мировой культуре, дал ему главную идею - идею свободного творческого самовыражения. Более того, как это ни кажется парадоксальным, если исходить из сказанного выше, в "Факундо" значительное место занимает вполне осознанная идея создания аргентинской литературы. Сармьенто, в частности, предложил читателю свои образцы картин национальной жизни, галерею национальных типов. Но, согласно Сармьенто, только будучи частью социального творчества, литература обретает себя как истинное искусство. От отрицал "непрактическую поэзию" (4, с. 447), считал бесплодным поэта, "который замкнулся в себе и слагает стихи". Поэт иной, чувствующий свои способности "к действию, к жизни", поэт-практик способен к преображению действительности, а это - цель литературы.

Существенна, отмечает В.Земсков, и мысль Сармьенто о том, что настоящие поэты, подобно пророкам, всегда переходили в зрелости от стихов - слишком условного творчества - к свободной прозе. Газета для такого поэта - не только трибуна, но и амвон, в ней звучит не только парламентская речь - но и проповедь. Иначе говоря, идеал писателя - "пророческая проза, поэзия которой рождается из страстной мечты о новом будущем, из боли от настоящего, из решимости его переделать" (4, с. 448).

На вопрос, где он учился, Сармьенто отвечал: "В университете мира". В его творческом сознании сошлись разные эпохи - от Вико, Руссо и Просвещения до романтизма и зачатков позитивизма. Ни

одна система сама по себе не могла удовлетворить Сармьенто и послужить ответом на волновавшие его вопросы. Смешение теорий, концепций разных эпох было неизбежностью и необходимостью, а романтическая свобода мысли утверждала вместо классического системного энциклопедизма симбиоз знаний как принцип.

Сказалось это и на творческом почерке Сармьенто. По мнению исследователя, из писателей философско-исторического склада Сармьенто был внешне самым небрежным: он путал авторов, приводил цитаты по памяти, использовал непроверенные источники. Но за этим хаосом суждений и описаний всегда ощущается жесткая и независимая системность мысли. Его духовная, интеллектуальная биография периода эмиграции может служить одной из наиболее ярких моделей всей латиноамериканской культуры, учившейся "в университете мира" и строившей себя из многих составляющих.

Причудливы и необычны для своего времени язык и стиль "Факундо" и других произведений. От чисто кастильской лексики и фразеологии, сохранившейся в провинции Америки, от диалектизмов, вульгаризмов до античной риторики, языка европейских энциклопедистов и новейшей французской социологической терминологии - диапазон языка Сармьенто богат и разнообразен. Языковой ландшафт, в котором соединяются, как кажется, несоединимые элементы, вбирает в себя мощный, органичный речевой поток.

В своем синкретизме Сармьенто реализуется как личность. Не случайно так значима для него идея биографизма, связанная с мыслью о необходимости изучения и неизбежности воплощения индивидуальности нации в судьбах великих людей.

"Факундо", построенный "как страстная речь на форуме истории" (4, с. 454) - это "трижды биографическая книга" (там же): здесь содержатся биографии не только Факундо Кироги и Росаса, но и самого Сармьенто. Ведь авторское "я" занимает в повествовании ничуть не меньшее место, чем все, что находится вне "я". И хотя речь идет в основном не о конкретных событиях жизни автора, но о его взглядах, убеждениях и программе, он находится в постоянном взаимодействии со своими героями, относится к ним глубоко лично, как бы рисуя биографию своей страны.

Образ автора множится на такое число авторских масок, сколько их предполагает его замысел: анализ-разгадка << способа 13'

существования >> аргентинского народа (4, с. 456). Все книги Сармьенто - бесконечные парафразы образов, методов и стилей различных философов, писателей, историков, публицистов. В одном месте угадывается маска Токвилля, в другом - Ф.Купера или В.Скотта, в третьем - Шекспира, Гумбольдта, Гизо или Гюго и т.д. Их множество, за каждым из этих авторских обликов стоят соответствующие идейные, жанровые, стилевые пласты исторического труда, эпической драмы, философского эссе, романа, биографической хроники, политического трактата, программного документа. Но все они сплавлены в новое качество, в "корневое" слово, возникающее из самой стихии истории.

В то же время Сармьенто склонен к мистификации реальности: "человек-ягуар" Факундо воспринимается автором как воплощение примитивного варварства. Когда такое создание природы причастно к политике, он превращает историю в масштабное продолжение своего необузданного характера, внося в нее черты неуправляемой животной стихии. Писатель мистифицировал истоки этого человеческого типа, олицетворением которого сделал Факундо, но самый образ человека и творимой им истории обладал неопровержимой убедительностью.

Мифологизирующее мышление Сармьенто органически родственно народно-фольклорному осмыслению мира. Известно, что Сармьенто специально собирал устные свидетельства о событиях и людях - то, что в целом называют "эпической молвой". Молва же с необходимостью преобразовывала облик героя в соответствии с коллективной эстетической и этической нормой, "распыленной" в народной психологии и находящей концентрированное выражение в типовых жанрах фольклора. В Аргентине таким жанром был "романс-корридо" о страстях и убийствах.

Теоретически заданная изначальная одномерность образа Факундо постоянно нарушалась, и происходило это потому, что, будучи "примерным злодеем", он являлся и идеализированным народным героем, о чем тоже писал Сармьенто. Особенно ярко такая связь с фольклорной традицией обнаруживается в главе о гибели Факундо. Раскрывая здесь реальные обстоятельства заговора против Факундо, Сармьенто выступал как историк-аналитик и в то же время изображал едва ли не смерть героя высокой трагедии, соперничающего со своей судьбой и гордо бросающего ей вызов.

В 1845 г. Сармьенто, благодаря чилийскому правительству избежав опалы аргентиискийх властей, совершил поездку по Европе и Соединенным Штатам. По возвращении он вновь занялся журналистской и писательской деятельностью, создав два собственно литературных сочинения: "Путешествие по Европе, Африке и Америке" и "Воспоминания о провинции". Используя в "Путешествиях" классическую эпистолярную форму, Сармьенто создал литературное произведение, но в особом, чисто латиноамериканском жанре, который известен как "свидетельство". Жанр этот возник в XVI в. во времена открытия Америки, развивается до сегодняшнего дня и существует в разных формах: письма, записки, отчеты, дневники и т.д. Весь мир требует в этом жанре философско-исторического осмысления; автора привлекла не внешняя сторона жизни, а "дух, волнующий жизнь наший", иначе говоря, типы стран и культур, национальные человеческие типы.

Эстетическая позиция Сармьенто соответствует его многоаспектному восприятию мира. Один из ключевых его образов -метафора театра жизни, истории как спектакля, народов и отдельного человека как актеров. Старинная метафора через барокко перекочевала в романтизм и стала для для писателя не только художественным приемом, но и жизнеобразуюшей силой. Театральность в высшей степени присуща Сармьенто, он строил свою жизнь как романтическую историю тираноборца, полную интриг, страстей, приключений, битв (4, с. 468).

Таким образом, Сармьенто эстетически моделировал свой собственный образ. Но в нем ощущение высокой трагедийности театра бытия тесно соединялось с "вольной праздничностью духа", с нетерпимостью к фальшивой помпезности, со способностью к острокритическому самоосмыслению, к очищающему самогротеску.

По-своему автобиографична книга "Воспоминания о провинции". Эффект личного присутствия в давних исторических деяниях и преломление истории страны сквозь родовую историю придает сочинению необычность. Итогом такого повествования оказывается духовный автопортрет Сармьенто, как бы равновеликого миру, о котором он поведал пристрастно, с личностной наполненностью.

Сармьенто не мог удовлетвориться литературой и рвался к участию в военных и политических сражениях. В 1852 г. он учатсвовал

в освобождении Аргентины от власти диктатора Росаса, а после долгих лет политической борьбы в 1868 г. стал президентом страны. С этого времени он практически не возвращался к литературному творчеству.

По определению В.Земскова, главная книга писателя -"Факундо" - принадлежит к разряду произведений, стоящих у основания национальной культуры. Книга Сармьенто - это "исток реки новой литературы; она предвосхитила творчество многих современных латиноамериканских романистов. Сармьенто опередил время, "совершив гениальный прорыв в будущее, когда возникает большая литература Латинской Америки, настоящий латиноамериканский роман, ставший одним из ярчайших явлений мировой культуры XX в." (4, с. 482).

Аргентинский автор Э.Пеньяфорт исследует теоретические аспекты эстетики Д.Ф.Сармьенто (6). В латиноамериканском сознании, в отличие от европейской мысли, эстетика охватывает широкие сферы социально-художественной деятельности. Поэтому эстетическое учение, о котором идет речь, подразумевает некоторое жизненно-ментальное пространство,где субъект творчества выбирает собственный путь посредством координации творческих установок в определенном культурном контексте. В данном случае исследователь рассматривает специфически аргентинский художественный стиль. Поэтика Сармьенто подразумевала некое метаповествование, сочетающее в себе искусство, науку и мораль, подчиненные идее модернизации- национальной культуры, формирующейся через антиномию "цивилизация-варварство".

Сармьенто различал в "Факундо" "искусство городское" и "искусство сельское". Говоря о сельской музыке, он оценивал музыкальные жанры по степени их близости к состоянию "естественного человека"; песня "тристе", наример, наиболее близка к полному "варварству", "видалита" отражает варварство индейское в культуре аргентинских метисов-гаучо. Эти музыкальные формы в строгом смысле не вписаны в стезю прогресса и пребывают на периферии исторического развития.

И, напротив, городское искусство представляет собой культурный процесс, вписывающийся в общий процесс совершенствования нации и человека, - так, в области литературы Сармьенто выделял творчество романтика Э.Эчеверриа, который

является подлинным новатором в области формы и содержания, создателем эстетической нормы аргентинского словесного искусства. Форма, по Сармьенто, есть материальное проявление жизни, в глубокой подлинности воспринимаемой всем складом души художника. Для писателя существовало особое понимание частного факта или события: "конкретная универсальность". Язык и воображение художника, в свою очередь, укрупняют реальное и способны передать реальность в слове. Этот ряд эстетических категорий Сармьенто связывал с понятием возвышенного. Возвышенное обретается лишь в поиске, в новизне того или иного явления искусства, в понимании его как высшей правды.

Романтический дискурс Сармьенто базируется на глубоком убеждении в том, что искусство и красота содержат в себе все возможные проявления абсолютной истины и целостного бытия - в них интуитивным путем постигается универсальный смысл фактов, событий, явлений, который отвергает и поглощает все частное, преходящее и низменное. Эта идея является стержневой в концепции Сармьенто. Ее цель - духовное освобождение нации, культуры и человека.

В связи с этим Э.Пеньяфорт акцентирует внимание на критике нормативистской ^поэтики в статьях писателя. Она, эта критика, служит поводом для того, чтобы развернуть космологическую идею красоты, превращающей эстетическое чувство в тип жизненного поведения. Сам духовный характер таких понятий, как художественное, прекрасное, возвышенное, величественное требовал, чтобы эстетическое переживание было совокупностью чувств, ощущений и понятий, отличных от повседневного типа восприятия. В процессе образования воспитывается вкус; искусство, согласно Сармьенто, не может произвести воздействия на тех, кто находится в состоянии абсолютного варварства. Формы же эстетического удовлетворения связаны с социально-общественными обстоятельствами, будучи подчинены законам прогресса и совершенствования социума, а, следовательно, повседневная эстетическая деятельность является самой существенной из всех форм жизни цивилизованного общества.

Список литературы

1. Земсков В.Б. Аргентинская поэзия гаучо: К проблеме отношений литературы и фольклора в Латинской Америке - М., 1977. - 222с.

2. Земсков В.Б. Об авторе "Факундо" и его герое // Лат. Америка: Лит. альманах. - М . 1989. -№ 4. - С. 413-421.

3. Земсков В.Б. Доминго Фаустино Сармьенто и "Факундо: история, личность автора и жанр // Доминго Фаустино Сармьенто. Цивилизация и варварство. Жизнеописание Хуана Факундо Кироги. - М„ 1988. - С. 209-239.

4. Земсков В.Б. Доминго Фаустино Сармьенто: человек и писатель // Сармьенто Д.Ф Избранные сочинения. - М., 1995. - С. 435-483

5. Земсков В.Б. Творчество Доминго Фаустино Сармьенто и литературное развитие 50-70-х годов // История литератур Латинской Америки. - М., 1988. - Т. 2 -С. 452-475.

6. Пеньяфорт Э. Эстетические воззрения Д.Ф.Сармьенто / Пер. Гирина Ю. // Сармьенто Д.Ф. Избранные сочинения: - М., 1995. - С. 484-502

О.В.Михайлова

ЛИТЕРАТУРА XX в.

Русская литература

97.02.016-023. О ТВОРЧЕСТВЕ ВЕЛИМИРА ХЛЕБНИКОВА: Специальный выпуск журнала "RUSSIAN LITERATURE"

97.02.016. БИРЮКОВА А С. МЕТАМОРФОЗА В РИТМИЧЕСКОМ ВОПЛОЩЕНИИ В.ХЛЕБНИКОВА // Rus. lit. - Amsterdam, 1995. -Vol. 38, № 4.-H; 361-369.

97.02.017. КЛАНДЕРУД П.А. РЕКА ВРЕМЕНИ КАК ТЕМАТИЧЕСКИЙ АРХЕТИП В СТИХОТВОРЕНИИ ХЛЕБНИКОВА "САЯН". KLANDERUD P A. The river of time as thematic archetype in chlebnikov.s "SAJAN" // Rus. lit. - Amsterdam, 1995. - Vol. 38, № 4. - P. 369-384.

97.02.018. КОНСТАНТИНОВА M. ПОЭТИЧЕСКАЯ ПРЕЛЮДИЯ К "ДОСКАМ СУДЬБЫ" // Rus. lit. - Amsterdam, 1995. - Vol. 38, № 4. -P. 385-408.

97.02.019. ЛАНЦОВА С. МОРФОЛОГИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ХЛЕБНИКОВСКОЙ МЕТАМОРФОЗЫ // Rus. lit. -Amsterdam, 1995. - Vol. 38, № 4. - P. 435-446.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.