Научная статья на тему '96. 02. 080. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Воскресенская Н. М. , Вульфсон Б. Л. , долгая О. И. И др. ; редкол. : Вульфсон Б. Л. (отв. Ред. ) и др. ; Рос. Акад. Образования. Ин-т теорет. Педагогики и междунар. Исслед. В образовании, Рос. Открытый ун-т. - М. , 1995. - 271с'

96. 02. 080. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Воскресенская Н. М. , Вульфсон Б. Л. , долгая О. И. И др. ; редкол. : Вульфсон Б. Л. (отв. Ред. ) и др. ; Рос. Акад. Образования. Ин-т теорет. Педагогики и междунар. Исслед. В образовании, Рос. Открытый ун-т. - М. , 1995. - 271с Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
827
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / -ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ -- РЕФОРМЫ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -РЕФОРМЫ --ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ -СТРАНЫ / ОБРАЗОВАНИЕ -И ОБЩЕСТВО / ПЕДАГОГИКА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 02. 080. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Воскресенская Н. М. , Вульфсон Б. Л. , долгая О. И. И др. ; редкол. : Вульфсон Б. Л. (отв. Ред. ) и др. ; Рос. Акад. Образования. Ин-т теорет. Педагогики и междунар. Исслед. В образовании, Рос. Открытый ун-т. - М. , 1995. - 271с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

2

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.02.001-96.02.091

МОСКВА 1996

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

96.02.080. РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / Воскресенская Н. М., Вульфсон Б. Л., Долгая О. И. и др.; Редкол.: Вульфсон Б. Л. (отв. ред.) и др.; Рос. акад. образования. Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании, Рос. открытый ун-т.— М., 1995 .— 271 с.

Публикация состоит из введения и четырех глав.

Во введении отмечается, что образование в современную эпоху стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности: в нем занято более 1 млрд. учащихся и почти 50 млн. учителей. Повысилась его социальная роль; от его направленности и эффективности во многом зависят перспективы человечества. В условиях глубокого и многоаспектного кризиса современной цивилизации и иллюзорности надежд на разрешение наиболее острых проблем общества и личности за счет НТП, первостепенной задачей становится преобразование внутреннего мира человека через гумманизацию системы образования. Констатируется повсеместная кризисная ситуация в образовании. Ее выражением является несоответствие систем образования в разных странах объективным требованиям современного этапа общественного развития. Задача преодоления этого кризиса обусловила интенсивный процесс реформирования, охвативший практически все страны мира: за последние два-три десятилетия было проведено больше реформ, чем за всю предшествующую историю. Реформы образования стали важнейшей частью социальной политики, центром притяжения внимания в современном обществе.

Первая глава посвящена образовательной политики в меняющемся мире. Авторы выделяют группу социально-экономических факторов, влияющих на развитие образования. Прежде всего — это непосредственная связь образования с потребностями современного этапа НТП. Последняя объективно поставила задачу создания системы массового среднего и расширения “послесреднего" образования. Вопросы повышения образовательного уровня и переподготовки становятся важной

частью планов модернизации производства и создания новых технологий; 2) повышение образовательного уровня населения отвечает магистральным направлениям развития экономики; 3) наряду с потребностями экономики на повышение образовательного уровня влияет растущий социальный спрос на образование, превращение образования в необходимое условие достижения желаемого социального статуса; 4) высокий образовательный уровень — это определенная гарантия от безработицы; 5) растущий приток женщин на рынок труда и массовое их участие в квалифицированном труде потребовали повышения их образовательного уровня; 6) важным фактором, стимулирующим образование, явилась демографическая эволюция, увеличившая население мира за период 1950-1990 гг. более чем вдвое, а население в возрасте стационарного обучения — с 1,1 млрд. до 1,7 млрд. человек за последние два десятилетия (с. 16). Рассматривая влияние финансового обеспечения на развитие образования и анализируя сравнительные показатели расходов на образование в разных странах и регионах, авторы отмечают в качестве тормозящих факторов огромные военные расходы, высокие темпы роста численности молодежи в ряде регионов и связанную с этим стихийную урбанизацию, неэффективность финансирования образования. Подчеркивается со ссылкой на международный опыт, что “самые крупные капиталовложения в образование могут оказаться бесплодными, если не будут связаны с глубокими реформами организационного и содержательного характера” (с. 20).

Рассматриваются политические условия и предпосылки реформирования образования в развитых странах Запада в контексте становления высокотехнологического общества, создающего принципиально новые условия для эволюции образования, которые приводят к существенной деформации его целей, задач и принципов функционирования. В этих условиях центр тяжести смещается в сторону так называемых постматериальных ценностей (творческий характер труда, полноценный досуг и т. д.), где главной задачей становится создание условий для самореализации личности.

Во второй главе рассматриваются два основных вопроса: современные концепции в дидактике и проблемы социализации молодежи в контексте обновления школы. Что касается первого вопроса, то речь идет о поиске и разработке современных общих методов обучения. По мере роста роли образования, по мнению авторов, дидактическая мысль в своем развитии выступает катализатором прогресса современной школы, оказывая воздействие как на общую направленность философии образования, так и на характер реформ в школьных системах передовых стран. Подробно исследуются конкретные особенности основных парадигм в педагогических теориях Запада и их роль в развитии школьного образования ва пороге XXI в. Среди

них: а) традиционалистско-консервативная, представляющая “базисную” ориентацию западного образования, направленную на сохранение “консервативной роли школы”; 2) рационалистическая модель образования, направленная на поиск наиболее эффективных способов обучения, на решение задач практической адаптации молодежи к общественным условиям и выдержанное в технократическом духе; 3) нео-гумаиистическая стратегия обучения: феноменологическое направление, акцентирующее внимание на явлениях субъективного внутреннего мира личности в процессе обучения и ее становления и противопоставляющего авторитарным методам “открытую школу”, свободную от принуждения, стандартизации и технократизации; 4) социал-реконструктивистское направление, выделяющееся прежде всего вниманием к противоречивым процессам, определяющим лицо современной цивилизации, а также акцентом на общечеловеческие ценности.

В третьей главе анализируются пути обновления систем образования, в том числе: непрерывное образование (НО); реорганизация школьных систем; изменение структуры высшего образования, а также реформы педагогического образования.

Знакомя с процессом становления и развития систем НО, отмечая наличие специфических для каждой страны черт, авторы подчеркивают единство и объективную необходимость обоснования принципов построения систем НО: 1) ориентация на человека и его базовые потребности, включая потребность в непрерывном совершенствовании и самовыражении; 2) широкий демократизм и доступность любой ступени и формы образования каждому индивиду; 3) гибкость образовательной системы и быстрое реагирование на спрос со стороны различных категорий населения; 4) разнообразие образовательных услуг и право каждого на выбор своей стратегии образования; 5) интеграция формальных и неформальных видов образования, создание целостного “образовательного поля”, превращающего общество в “обучающееся”; 6) широкое использование электронных технологий.

Касаясь изменения структуры высшего образования (ВО), авторы характеризуют его как наиболее динамичное звено системы НО: с 1975 до 1989 г. численность студентов в мире возросла с 39,6 млн. человек до 61,4 млн. (с. 164). Несмотря на непреодоленное социальное неравенство, в сфере ВО пробивают себе дорогу , принципы доступности послесреднего образования, а также гибкость и вариативность этой системы образования. В развитых странах завершается повсеместное внедрение трехступенчатой метели организации стационарного послесреднего образования по схеме “бакалавр — магистр —доктор”, наиболее адекватно отвечающей потребностям общества и народного хозяйства. Основным типом учебного заведения продолжает оставаться университет, сосредоточивающий до 80% студентов и обеспечиваю-

ЩИй подготовку специалистов по самым разным профилям. Приоритеты определяются НТП: наряду с информатикой, вычислительной техникой и биотехнологиями высока доля экономистов и управленческих кадров. С целью более широкого охвата населения разными видами по-слесреднего образования в рамках высшей школы расширяются вечернее и заочное образование. Все более заметное место занимает последипломное образование — организованное и систематическое обучение дипломированных работников с целью устранить разрыв между ранее полученной профподготовкой и новыми требованиями прогресса.

Потребность в подготовке специалистов нужных профессий в нужном количестве побуждает корпорации и фирмы, а также профессиональные ассоциации создавать собственные образовательные центры для повышения качества и переподготовки специалистов; на их деятельность ассигнуются до 10% фонда зарплаты; такие расходы рассматриваются не как издержки, а как наиболее выгодное вложение капитала. В последние десятилетия усиливается практическая ориентированность исследовательской работы в ВО. В ряде стран создаются учебно-научно-промышленные объединения, так называемые парки, технополисы. Эти комплексы соединяют функции подготовки высококвалифицированных специалистов, проведения научных исследований и промышленного освоения их результатов в наукоемких отраслях производства. Ядром этих образований выступают, как правило, университеты. Отмечается, что новые веяния приводят к активному вторжению в высшую школу рыночных отношений, в результате чего центр тяжести переносится на финансово-экономические проблемы в ущерб принципам и характеру учебного процесса, а традиционная университетская автономия становится все более призрачной. В США препо-1 даватели высших школ все чаще создают свои собственные фирмы с целью “доводки” своих теоретических идей до практического воплощения и продажи научных достижений.

В четвертой главе рассматриваются вопросы обновления содержания образования и государственных образовательных стандартов; познавательной активности учащихся, а также тенденции гуманизации школьной жизни.

М. А. Павлова

96.02.081. СУРОВОВ С. Б. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / Под ред. Долгова В. М.— Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1995 .— 55 с.

Автор, начальник управления образования администрации г. Саратова, депутат Саратовской областной Думы, рассматривает традиции и современные черты политики государства в сфере народного обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.