РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕ! II1ЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАШ1ТАМ1ШтУК;И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
ИСТОРИЯ 2
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 3 индекс серии 3.5 рефераты 96.02.001 - 96.02.059
МОСКВА 19%
Липпману, крылась возможность добровольного вывода советских войск из Восточной Европы при снижении общей угрозы со стороны Запада). Она тем более неприемлема для Западной Европы и США. Поэтому при условии сохранения необходимого "баланса сдерживания" непосредственной угрозы Западу не существует (с. 286).
В.М. Соломатшш
96.02.028. ОНУФ П., ОНУФ Н. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СОЮЗ, СОВРЕМЕННЫЙ МИР: ПРАВО НАЦИЙ В ВЕК РЕВОЛЮЦИЙ, 1776-1814.
ONUF P..ONUF N. Federal union, modern world: The law of nations in the age of revolutions, 1776-1814. - Madison: Madison house, 1993.- VIII,
224 P-
Книга братьев Онуф построена на тесном взаимодействии концепций международного права и истории. Н.Онуф - специалист в области международного права и политики, а его брат занимается проблематикой ранней американской истории. Авторы прослеживают эволюцию международного права, часто иллюзорную, в годы формирования молодой американской республики.
Книга начинается с раэбора трактата, написанного в 1758 г. знаменитым швейцарским юристом Эммерихом фон Ваттелем. В этом трактате описывается стабильный, основанный на законе мировой порядок,-существовавший до Французской революции. Этот порядок базировался на политическом равновесии и договорах между монархами, а возрастающие коммерческие и культурные обмены вели международную систему к более устойчивому международному порядку, цивилизованности и рационализму. Объединяющая тема монографии - крушение модели Ваттеля и борьба за новую основу международного права.
В первой части монографии содержится текстуальный анализ положений международного права Аристотеля, на которых строили свою риторику "отцы-основатели". Во второй - прослеживаются идеи самостоятельной республики, корпорации и конфедерации 30-2118
96.02.028
234
применительно к концепции суверенитета. Отцы-основатели создали правительство, базирующееся на аристотелевом предположении, что "цельное слагается из частей, которые сами по себе являются целыми". Конституция сохраняет суверенитет частей целого и в то е время ставит над ними конфедерацию. Такого рода двойственность позволяла Соединенным Штатам действовать как единое звено в экономической и дипломатической сферах и, вместе с этим, сдерживать те части конфедерации, которые не тяготели к республиканской форме правления.
Во второй и третьей частях книги анализируется развитие американской концепции международного права со времен революции до войны 1812 г. Поначалу Соединенные Штаты строились по "расслабленной" концепции конфедерации Ваттеля. Новое государство признавало международные договора в качестве базиса международного права. Однако построенная на добровольных началах основа конфедерации вызывала напряженность между государствами, подрывая тем самым доверие к американской дипломатии. Эта напряженность, ведущая к неопределенности, подтолкнула "отцов-основателей" к созданию такого правительства, которое было бы в состоянии самостоятельно формулировать согласованную внешнюю политику. Но как только американцы собрались экспортировать усовершенствованную модель Ваттеля, в Европе произошли события, приведшие к крушению ваттслевского порядка. Войны, начавшиеся вслед за французской революцией, разрушили два столпа, на которых покоился этот порядок: баланс власти и договора между государствами. Нейтралы, вроде Соединенных Штатов, которые не хотели быть втянутыми в "водоворот европейской политики и непрекращающихся войн", настаивали на необходимости порвать все связи с прогнившей системой договоров между европейскими странами. В этой связи Дж.Мэдисон выступил с предложением создания новой международной системы, основанной на всеобщем уважении суверенитета всех государств. Этот принцип стал краеугольным
камнем международного права в XIX столетии.Ваттель, как и другие сторонники прогрессивного международного права, полагали, что Европа может стать единой великой республикой, подтверждающей моральное и легальное равенство не только стран, но и людей, независимо от размеров территории этих стран. Но такой "порядок" не устраивал большинство европейцев. Страны Европы в эру мнимой стабильности были втянуты в целую серию континентальных и колониальных войн. Американская революционная риторика пополнилась обвинениями в адрес того порядка, который позволил подавление волеизъявления народа на Корсике и произведения разделов Польши. Таким образом, "прогрессивная международная республика" не могла существовать ни в действительности, ни в богатом воображении американских революционеров.
ВЛ.Васильев
Страны Латинской Америки
96.02.029. СБУДУТСЯ ЛИ ПРОРОЧЕСТВА? : ЛАТ. АМЕРИКА : ИНДЕЙЦЫ И ОБЩЕСТВО / Гончарова Т.В., Зубрицкий Ю.А., Петрова Т.В. и др. ; Руководитель авт.коллектива Зубрицкий Ю.А. ; Отв.ред.Файнберг Л.А.; РАН. Ин-т Лат.Америки. - М., 1993. - 203 с.
В коллективном труде исследуются идейные и социально-экономические предпосылки нынешних индейских движений, их главные требования, этапы борьбы и перспективы духовного и социального возрождения Индоамерики.
Первая глава ("Освободили ли индейцев освободители? Индейский вопрос и вожди Войны за независимость") подготовлена к.и.н. Ю.А.Зубрицким. Касаясь сущности и форм национально-этнических процессов в Латинской Америке в колониальный период, он останавливается на отношении к коренным жителям "самого выдающегося руководителя латиноамериканских патриотов" Симона Боливара (с.6).