Научная статья на тему '96. 02. 013. Смирнов А. А. Романтическая лирика А. С. Пушкина / МГУ. - М. : Изд-во МГУ, 1994. - 189 с'

96. 02. 013. Смирнов А. А. Романтическая лирика А. С. Пушкина / МГУ. - М. : Изд-во МГУ, 1994. - 189 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
201
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУШКИН А С
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 02. 013. Смирнов А. А. Романтическая лирика А. С. Пушкина / МГУ. - М. : Изд-во МГУ, 1994. - 189 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 7

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

2

издается с 1973 г. •ыходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,7 рефераты 96.02.001-96.02.019

МОСКВА 1996

с'1 на вошли в баллады, придав им остро романтический вид. Никто из современников, художников последующих десятилетий не превзошел В. Жуковского в этом жанре, он так и остался поэтом-балладником, говорящим чудесными, фантастическими, ужасными и прекрасными образами "грациозно музыкальным языком большие истины об этике человека" (с. 142).

Стихотворная повесть и проблема совести в творчестве В. Жуковского — в центре шестой главы работы. Лироэпический род в поэтическом наследии говорит о разносторонности его творческого дарования, об особом созвучии современности. Поэт способствовал долголетию романтической поэмы, стихотворной повести, подготовив почву для шедевров этого жанра М. Ю. Лермонтова, пишет В. Касаткина. "Большие лироэпические произведения Жуковского раскрывали широкую панораму духовного бытия людей, ищущих добра, милосердия, любви и верности: его "повести", "были", поэмы, эпопеи в конечном итоге — это истории, ведущие свое начало с древнейших времен и доходящее до нового времени, отношений человека со своей совестью" (с. 173).

В заключении монографии В. Касаткина рассматривает "школу" В. Жуковского.

Е. Ю. Лукина

96.02.013. СМИРНОВ А. А. РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА / МГУ.— М.: Изд-во МГУ, 1994 .— 189 с.

В центре внимания кандидатафилол. наук, доцента МГУ А. А. Смирнова — проблема становления и утверждения нового романтического содержания в лирике Пушкина. Предпринята попытка проследить путь становления романтического идеала в его поэзии, показав переход от предромантических деклараций второй половины 10-х годов XIX в. к художественно многоплановым творениям 20-х годов. Творчество Пушкина-романтика изучается в связи с поэтическими исканиями ранних русских романтиков — Жуковского и Батюшкова, с их поэзией в целом и со специальными темами их творчества.

В романтизме Пушкина присутствует разветвленная и сложная система образов, идей об окружающем мире и представлениях о нем, настолько многогранная, что возникает необходимость ограничить рамки этой системы и остановиться на изучении тех моментов в лирике поэта, где она проявилась наиболее отчетливо и непротиворечиво. Это, как полагает А. Смирнов, "романтический идеал и его главные составляющие: принцип универсального отношения к миру; новые критерии ценностей в отношении к изображаемому человеку, а также возвышенные представления о самоценности внутренней, душевной субъ-

ективности лирического "я" (с. 5). Данный подход определяет отбор привлекаемого материала — рассматриваются наиболее совершенные произведения 20-х годов, начиная от "южных" элегий и кончая "кавказским" циклом стихотворений 1829 г., что составляет период зрелого романтизма Пушкина.

Если проблемы атрибуции пушкинских произведений, вопросы текстологии, творческой истории того или иного сочинения биографического или реально-исторического комментирования могут быть исчерпывающе решены, то задача интерпретации романтического текста не может считаться окончательно завершенной. По мере расширения познавательных возможностей и углубления появляющихся проблем перспективы истолкования поэтических произведений изменяются и совершенствуются. Рассмотрение романтического содержания пушкинского стихотворнорго текста создает предпосылки для нового решения уже поставленных историко-литературных проблем. Углубление историко-литературного контекста для любого пушкинского произведения всегда вызывает новые вопросы.

Специфика пушкинского романтизма познается через "анализ основ системы поэтических ценностей, определяющих новую концепцию личности, особенностей трактовки лирического "я" в субъектно-объект-ных'отношениях человека и окружающего мира", —думает А. Смирнов (с. 5). Особое внимание уделяется процессу становления и утверждения нового миропонимания в свете таких тем, как романтический универсализм, аксиология, героика, историзм, поэт и поэзия, любовь и дружба. В историко-культурном плане обращается внимание на отражение в методе и стиле произведений Пушкина особого романтического сознания, на специфику "романтической души".

Цель работы — выявить, как и в каких образных формах романтическое видение поэта отразилось в его наиболее значительных лирических произведениях. С этим связана еще одна задача, стоящая перед автором, — попытаться найти четкие, собственно методологические подходы к интерпретации текста пушкинского произведения как целостного явления.

Исследователь считает необходимым прояснить концепцию романтического идеала, в которой суммируются все частные возможности аналитического подхода. Синтез суждений, определений, выводов не сводится к просто суммированию многочисленных точек зрения, а "предполагает монистический подход к поэтическому тексту как единственному источнику, к которому апеллирует ученый" (с. б).

До настоящего времени не создана логически непротиворечивая концепция пушкинского романтизма как в отношении его генезиса, становления и развития, внутренних границ, так и в отношении к западноевропейским модификациям данного литературного направо'

ния, значение которых велико при смене литературных ориентаций. Это вызвано неразработанностью типологии русского и западноевропейского романтизма и слишком преувеличенным вниманием к 1824 г., как решающему в творческой эволюции Пушкина году, который был объявлен некоторыми литературоведами окончательным моментом его перехода к реализму.

Реально-романтическое начало — самый существенный элемент, определяющий проблематику пушкинской лирики второй половины 20-х — начала 30-х годов. Между тем, согласно привычным схемам эволюции творчества Пушкина, оно как бы автоматически перестает существовать после 1825 г.

Лирические произведения, написанные поэтом после 1825 г., не получают систематической квалификации в отношении их метода и стиля, нет и обоснованной историко-литературной оценки этого периода, считает автор монографии. Но стоит напомнить о последовательно романтических ценностных ориентациях в циклах стихов о поэте и поэзии, шедеврах болдинской лирики, о романтическом культе лицейской дружбы как священного нерушимого союза избранных душ, и станет очевидным, что романтика была действенным источником, питавшим Лирическое творчество Пушкина.

Результаты усилий теоретиков литературы выделить "признаки" реализма в лирике как особом поэтическом роде до сих пор остаются малоубедительными, хотя поиск новых аргументов продолжается. Однако автоматическое перенесение особенностей одного литературного рода на другой приводит к тупику. Самые выдающиеся достижения лирического рода принадлежат эпохе романтизма. В работе проводится попытка тесно связать конкретный анализ отдельного стихотворного текста Пушкина с общей теорией лирики и теорией романтизма.

Любое лирическое произведение можно представить в виде особенного поля переживания лирическим субъектом факта, события и даже процесса, происходящего в действительности. Основа же лирического художественного образа — наличие идейно-смысловой напряженности между полюсами объекта и субъекта. "Граница между лирическим и нелирическим проходит через эстетически осмысленную изменчивость сферы переживаний и настроений авторского сознания, обладающего высокой степенью интенсивности" (с. 30). Анализ лирического тек-с га становится трудной задачей, так как прихотливая изменчивость и неосознанная неопределенность эмоциональной настроенности субъекта лирического высказывания препятствует нахождению отчетливых и последовательных критериев анализа романтической лирической ситуации и положения в ней лирического "я" поэта или лирического героя.

В итоге размышлений над решением вопроса об основных линиях

становления романтического миропонимания и соответствующей ему поэтики Пушкина выявлено следующее, резюмирует автор монографии. При всей идейно-образной пестроте и стилистическом своеобразии пушкинской лирики в ней прослеживается несколько доминирующих черт. Прежде всего это экспансия элегического психологизма под активным воздействием открытий Жуковского; усиление мотивов внутреннего "самоуглубления в мечте" лирического "я", впервые проявившиеся в лирике Батюшкова; новая трактовка пейзажного фона под воздействием "оссиановских" традиций; "разработка идеи "игрового поведения" лирического героя в жанрово-стилистических канонах "легкой поэзии", в рамках которых последовательно утверждается взаимообратимость действительного и иллюзорного, серьезного и шутливого"; и, в конечном итоге, абсолютизация идеи свободы в пределах героико-патриотической лирики (с. 183).

1820 г. — начало обретения новой системы ценностей в сфере собственно романтического понимания идеала, время постижения целостности "образа автора". Именно в лирике 20-х годов Пушкин последовательно выражает неограниченность духовных устремлений человеческой личности, чьи духовные запросы характеризуются исключительной активностью и воодушевленно-стью. На протяжении этого периода закрепляется новый статус ценностей лирического "я", а романтическая аксиология приобретает исключительную по выразительности конкретизацию. Раскрытия универсального характера романтического идеала Пушкин достигает в 20-е годы. В рамках романтической образности снимается подражательное начало, свойственное традициям XVIII в.

Принцип универсализма позволяет Пушкину увеличить художественную "емкость" лирического образа, воссоздать всеобъемлющую реакцию поэта на окружающую действительность, сосредоточиться на стремлении к идеальному, придать особый ракурс переживаниям романтической личности. Поэт акцентрирует творчески-продуктивные, духовно-познавательные стороны мыслей и фантазий лирического героя — все то, в чем "утверждается единичная субъективность героя (равная прежде всего самому художнику) и "собирательная" субъективность "недифференцированного коллектива" (с. 184).

Пушкин-романтик остро воспринимает свою связь со всем человеческим, когда все "далекое" становится "близким". Наиболее последовательно принцип универсализма раскрывается в стихотворении "Пророк", где "всеобщее целое" мироздания господствует над государственно-правовыми и даже общечеловеческими устремлениями, бесконечное значение отдельной человеческой личности определяется не нормой обыденного поведения, а всепоглощающей духовной устремленностью героя-избранника к предельно возвышенной цели" (там же).

Новый художественный идеал стал центральным организующим началом романтической лирики Пушкина, существенно преобразованными оказались и субъектно-объектные отношения внутри лирического рода. "Это прежде всего расширение их содержания: со стороны субъекта — углубленная психологическая индивидуализация, со стороны объекта — стремление к универсальному характеру взаимоотношений лирического героя с окружающим миром, что не в последнюю очередь диктовалось надличностным характером поэтического идеала", — полагает А. Смирнов (там же).

В лирике Пушкина 20-х годов взаимоотношения героя и окружающей реальности достигает стадии романтической всеобщности. В процессе их осмысления поэт обретает ценности романтического художественного сознания и важную из них свободу как символ полной независимости героя и от того, что ему чуждо, и от того, что ему дорого.

Другой масштаб ценностей проявляется благодаря ориентации на новый идеал. Романтический идеал находится в прямом отношении с новыми поэтическими ценностями: темы поэта и поэзии, любви и дружбы "непосредственно их ипостазируют" (там же). Новое положение человека в системе романтических ценностей приводит к тому, что особенные эмоционально-психологические состояния получают идеальный статус: спонтанные излияния чувств, неясные душевные, немотивированные психологические состояния, ассоциативные дублеты.

Центральная проблема романтического понимания ценностей — соотношение реального и идеального — остро встает перед Пушкиным. Если для предшествующего этапа развития русской поэзии эстетическая ценность закреплялась за трезвой очевидностью, для Пушкина большей ценностью становится "субъективная форма видения события или ситуаций, в которых оказывается лирическое "я" (с. 185).

В романтических произведениях Пушкина, начиная с конца 10-х годов под прямым воздействием поэтики Жуковского воссоздается культ неопределенного в противовес классицистической модели восприятия как ясного и прямого не опосредованного ничем взгляда на мир. Теперь мир осознается как прекрасный только потому, что воспринят сквозь "субъективную" призму, открывающую избраннику-поэту свои тайны. Романтическая идеальность наполнена проблемой воплотимости-нево-плотимости идеала. Пространственная или временная даль поэтически преображает действительность, когда впечатления от нее принимают непривычные формы: воспоминания, сна, самозабвения в мечте, погружения в сакральное пространство прошлого. Неясность как одна из особенностей романтического идеала вызвана в первую очередь возвышенными представлениями о самоценности внутренней субъектив-

ности лирического "я", не поддающейся строгому анализу и логически отчетливой передаче.

Романтический психологизм придал поэзии Пушкина новый тип условности, за счет чего активизируется интерес к субъективным оттенкам лирических переживаний прошлого, отказу от былой картинности. "Поэтичность" становится постоянной чертой лирического героя. Принцип образной антитезы отразил подвижность внутреннего мира романтического героя. Пафос свободного человека, полноценной личности выявляется через заострение индивидуальных свойств лирического "я".

Романтический психологизм поэзии Пушкина способствовал разрушению прежних представлений о законченности лирического характера, теперь становящегося открытым и предстающим как качественный динамический процесс. Поэт по мере движения эмоций предлагает новые комбинации ситуаций, будто бы рождающиеся из души самого поэта. "Резко возросшая активность лирического субъекта составляет главную особенность характерности изображения романтических персонажей у Пушкина" (с. 186). Она вызвала к жизни новые сложные формы типизации лирических эмоций. Из сущностных черт романтической лирики Пушкина три являются важнейшими и определяющими систему романтического мировидения поэта. Пушкинская романтика, с точки зрения А. Смирнова, рассмотрена как "форма придания национальной поэтической традиции гуманистически универсального статуса, когда романтик мыслит себе частью единого процесса мировой жизни" (с. 186). Обозначена система поэтических ценностей, привносимых романтическим идеалом. Эта система образно-психологических антитез: бытие-небытие, свобода-неволя, реальное-ирреальное, дружба-измена и другие. Выявлены и описаны новые формы понимания и соответствующего художественного воплощения романтической психологии героя. Через эти особенности пушкинской романтики можно изучать лирику поэта 20-30-х годов.

Пушкин не был последовательным сторонником ортодоксальной романтической доктрины, как Байрон, Эйхендорф или Мюссе, но многие свойства романтического видения мира — универсализм, радикальным образом обновленная система поэтических ценностей, эстетически многогранное богатство внутренней субъективности лирического "я" — ярко выразились в образном строе его поэзии.

В заключении исследователь делает обобщение: дальнейшее сопоставительное изучение романтической образности необходимо и составляет нерешенную важную задачу. Активная ассимиляция романтических приемов и форм шла в процессе всего творчества Пушкина, "окончательно утвердившего в русской литературе право поэта на демонстрацию полноты и глубины различных сторон и свойств своего

поэтического "я" (с. 187). _ „

v ' Е. Ю. Лукина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.