РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 2
издается с 1974 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 96.02.001-96.02.032
МОСКВА 1996
теоретические модели могут оказаться невостребованными, отторгнутыми исторической средой, если она не созрела для их восприятия. Можно сказать, что в этом смысле русские либералы опередили свое время. И до тех пор пока в России не сложится адекватная историческая среда восприятия, русскому либерализму будет грозить та же участь, которая уже выпала ему в начале XX в.
К. Ф. Загоруйко
96.02.009. ЛАБУТИНА Т. Л. У ИСТОКОВ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНГЛИЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (1689-1714 гг.) / РАН. Ин-т всеобщ, истории. — М., 1994 .— 302 с. — Библиогр.: с. 294-301.
В работе прослеживается развитие просветительского движения на его родине, в Англии, при этом основное внимание уделено политической мысли Просвещения в его начальный период, представленной общественно-политическими взглядами таких видных деятелей мировой культуры, как Свифт, Дефо, Локк, Болингброк, Толанд, Аддисон, Стиль, и их менее известных соотечественников Галифакс, Сомерс, Темпль, Молсуорт, Ходли, Мойль, Флитчер и Тиррел.
Формирование просветительских идей началось в Англии после буржуазной революции середины 40-х годов XVII в. и можно утверждать, что Просвещение было плодом и результатом этой революции. Кардинальные изменения в экономике, политике, идеологии, свершившиеся в ходе ее, оказались необратимыми. Капитализм все прочнее укреплял свои позиции в стране. Во многом предварил появление просветительских идей также тот значительный прогресс в научных знаниях, освоения которых требовало развитие материального производства, торговли и мореплавания. Этому процессу в немалой степени способствовало освобождение науки от духовного влияния религии, достигнутое благодаря открытиям ученых Р. Декарта, Г. Лейбница, И. Ньютона, Б. Спинозы. Начался процесс сближения науки с философией, послуживший толчком для возникновения просветительских идей.
Существенное влияние на оформление просветительского движения оказали также значительные изменения в политическом устройстве страны. В результате почти полувековой борьбы парламента с королем за власть, начавшейся в период революции середины XVII в., закрепилось законодательство "Славной революции" 1688-1689 гг. В стране установилось правление конституционной монархии, в результате прерогатива короля оказалась урезанной, а позиции парламента, в особенности его низшей палаты, заметно упрочились. Главную роль
в управлении страной начала играть буржуазия, которая вместе с земельной аристократией оказывала существенное влияние на экономическую и политическую деятельность правительства.
После "Славной революции" в Англии велась острая борьба между политическими партиями тори и виге», которые являлись выразителями двух видов буржуазной собственности: "земельной" и "денежной" . Тори отстаивали интересы землевладельцев, виги — "денежных людей": представителей промышленного и тор гово-финансово го капитала. В борьбу партий наряду с политиками, парламентариями, государственными деятелями включились также представители "пишущей братии": писатели, поэты, журналисты, памфлетисты. Так в ходе политической борьбы появлялись многочисленные памфлеты, трактаты, печатные выступления депутатов парламента, представителей класса буржуазии, на основе высказываний которых начали формироваться главные теоретические положения идеологии классов утверждавшегося капиталистического общества — просветительской идеологии.
Соперничество "денежных" и "земельных" интересов за власть, за выгодные места в правительстве, которое вели выразители этих интересов — партии, заставляло просветителей как представителей классов буржуазии и землевладельцев принимать участие в их борьбе на той или другой стороне, входить в одну из партий. Позиция вигов с исторической точки зрения была более прогрессивной, поскольку эта партия отстаивала новый буржуазный строй и идеологию, сменившие феодальные устои. Со своей стороны, торн, критикуя вигские методы правления, коррупцию и взяточничество правительственных чиновников, захватнические войны и колониальные экспансии, которые вела Англия, становились обличителями этого нового строя и тех буржуазных порядков, которые установились в стране после "Славной революции" . Подобная критика имела важное значение, поскольку позволяла выявить те "слабые места", устранение которых способствовало совершенствованию управления страной. Классовая принадлежность и политическая ориентация просветителей повлияли на выбор ими направлений в просветительском движении, условно названных автором "оптимистическим" и "пессимистическим". Виги примкнули к первому направлению, поскольку их представители восхваляли новый буржуазный строй, верили в перспективу его исторического развития. Тори избрали второе направление, так как предпочтение отдавали патриархальной феодальной системе правления времен королевы Елизаветы. Поэтому во взглядах тори острая критика буржуазных порядков сочеталась с элементами "просвещенного абсолютизма". Поскольку виги и тори участвовали как в событиях "Славной революции", так и в конституционном устройстве постревол'юционной Англии, то свою
главную цель и те и другие видели в теоретическом обосновании и идеологическом закреплении компромисса аристократии с буржуазией, достигнутого в 1688-1689 гг. Идеологи Просвещения сформулировали те идеалы просветительского движения, за которые словом и пером, с парламентских трибун и со страниц журналов и книг боролись не покладая рук.
Идеологическая платформа Просвещения включая в себя теории "конституционной монархии", "общественного договора", "разделения" и "равновесия" контролирующих друг друга властей, "сопротивления" тирании, а также защиты частной собственности и гражданских свобод слова, собраний, совести. Многие из этих теорий имели революционное происхождение и нашли в произведениях просветителей свое дальнейшее развитие. Центральное место в их идеологии занимало учение об "общественном договоре" и конституционной монархии. Впервые идеологи буржуазии сумели воплотить в жизнь ту модель правления (ограниченная монархия), о которой их революционные предшественники только мечтали. Установившаяся в Англии форма правления являла собой значительный шаг вперед по сравнению с теми, которые существовали в европейских государствах, где господствовал абсолютизм. Утверждение о "договорном", а не "божественном" происхождении власти, столь широко пропагандировавшееся просветителями, сохраняло свое революционное содержание, равно как и принцип "разделения властей". Добившись разделения власти между правителем и парламентом, английская буржуазия тем самым заложила первый камень в строительство фундамента нового общества, на основании которого последующие поколения продолжали созидать здание демократического государства. Признание законным принципа "разделения властей" при непременном верховенстве представительной власти исключало любые попытки возвращения к абсолютизму, равно как и стремление правителя к диктаторским методам правления. Для этой же цели служила активно распространявшаяся идеологами Просвещения теория "сопротивления". Революционная теория в новых исторических условиях из "ниспровергающей" превратилась в "созидательную". Из данной теории просветителями было "выхолощено" революционное содержание о праве народа на сопротивление деспотическому правителю с использованием любых форм протеста, вплоть до восстания. Просветители единодушно оговаривали невозможность для неимущих слоев пользоваться правом сопротивления, объявляя любые их выступления противозаконными. Они лишали народные массы права с оружием в руках выступать против неугодного им правителя. Подобное право идеологи Просвещения распространяли лишь на имущие слои. Но несмотря на очевидную классовую ограниченность, тираноборческая доктрина, подробно разработанная англий-
скими просветителями, нашла свое дальнейшее развитие в идеологии буржуазии тех стран, где развернулась борьба с абсолютизмом.
Важное место в концепции просветителей занимала теория о партиях и партийной оппозиции. Наличие партий в буржуазном обществе сделалось неотъемлемым атрибутом структуры государственного правления. И хотя просветители осуждали "партийную вражду" и партийные разногласия, тем не менее они не требовали упразднения этих партий. Напротив, они убеждали, что наличие партийной оппозиции гарантирует демократическое развитие государственного правления. Оппозиционная партия, выступающая с критикой в адрес правящей партии, заставляла последнюю изыскивать всевозможные средства, с помощью которых можно было бы добиться больших успехов в управлении страной. Установившаяся в Англии система двухпартийного правления, которая нашла горячую поддержку у просветителей, явилась важным механизмом, без которого ее может функционировать ни одно демократическое государство. Принцип "партийной оппозиции" и теория "двухпартийного правления", впервые разработанные английскими просветителями, жгли в основу конституционного устройства многих современных государств, отличающихся демократическим характером.
Большое место в концепции "демократии" занимают гражданские свободы. Первые просветители внесли неоценимый вклад в разработку теорий свободы слова, печати, совести. Достижение личностных свобод ставилось просветителями во главу угла программы любого правителя. Они горячо отстаивали право каждого гражданина на свою жизнь и собственность. Право владения частной собственностью объявлялось священным. Предусматривалось, что закон стоит на страже личных свобод и защищает прежде всего собственника и собственность. Провозглашенная еще в годы революции свобода слова была реализована в стране в конце XVII в. благодаря активной поддержке со стороны просветителей. Однако право свободно высказывать свои взгляды, устно или печатно, по-прежнему находилось в руках лишь имущих классов. Классовой ограниченностью отличалась также провозглашенная просветителями свобода совести. Как правило, все просветители допускали распространение религиозной свободы в отношении к лицам, исповедовавшим господствующую в стране англиканскую религию. Что касается диссентеров, католиков, атеистов, то все они лишались просветителями права пользования свободой довести.
Обращение к идейно-политическим воззрениям идеологов английской буржуазии позволяет выявить в просветительском движении несколько течений. Помимо просветителей "вигской" и "торийской" ориентации в рядах сторонников Просвещения оказались также "новые" республиканцы, или "истинные виги" и "свободомыслящие". Анализ
33
96 02 009
произведений "новых" республиканцев показывает какую трансформацию претерпели в новых исторических условиях идеи республиканизма через несколько десятилетий после буржуазной революции Как оказалось, "новые" республиканцы значительно разнятся от республиканцев "классических". У них имеется больше общего с вигами, нежели с республиканцами времен революции. Их приверженность к республиканизму проявляется лишь в восхвалении Древнеримской и Греческой республик. "Новые" республиканцы на деле оказались такими же реформаторами в средствах достижения цели, как и виги. Что же касается отличий, имевших место в воззрениях вигов и "истинных вигов", то они не носили принципиального характера и касались в основном вопросов парламентской реформы и содержания армии "под ружьем" в мирное время. Более радикальными можно считать "свободомыслящих" . Та резкая критика, с которой они обрушивались на старые устои и догмы отживавшего свой век феодализма, против церкви и служителей культа, позволяет заключить, что представители "свободомыслящих" являли собой наиболее радикальное течение просветительского движения, Но это движение было малочисленным и потому маловлиятельным.
Наиболее ценными в идеологии Просвещения представляются, на взгляд автора, гуманистические идеи, унаследованные от гуманистических традиций Возрождения Подобно деятелям Ренессанса, просветители превозносили веру в человека, в непобедимую силу его рачума, настаивали на необходимости распространения знаний, образованности и культуры среди людей, стремились к формированию у них высоких моральных качеств, добиваясь уважения к личности Просветителей отличала критическая направленность против социальной несправедливости и всевозможных негативных явлений в буржуазном обществе. Однако в отличие от гуманистов Возрождения просветители не только подмечали недостатки социально-политического устройства общества, но и призывали на борьбу с ними. В результате возвышенный, но абстрактный гуманизм Возрождения был потеснен конкретными программами социально-экономического и политического устройства общества, представленного просветителями Эти программы, хотя и содержали в себе элементы утопии, однако в целом носили прагматический характер, отвечали нуждам общества. Многие из этих проектов (учреждение государственного банка, устройство системы социального страхования и пенсионного обеспечения, основание образовательных академий, предоставление женщинам равных с мужчинами прав на образование и т д ) позднее были воплощены в жизнь как в Англии, так и во многих странах мира Оказались приемлемыми для последующих поколений европейских политиков и принципы, на которых просветители советовали строить внешнюю политику госулар-
5 Змс. 617
ства. Требование добиваться поддержания "равновесия сил" в Европе и проект создания Лиги Наций, предложенные первыми просветителями, сделались актуальными для сторонников мирного сосуществования государств в XX в.
Идеи Английской буржуазной революции XVII в., преломившись сквозь призму английского просветительского движения, заключает автор, послужили идеологической платформой для революционной буржуазии стран Европы и Америки. И сегодня они продолжают вдохновлять всех, кто ненавидит тиранию, рабство, зло, войны, кто борется за демократию, мир и прогресс на земле.
К. Ф. Загоруйко