РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
СОЦИАЯ
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
и
Л
#ЦС1л11сН*я' ДНАДСУ^Г
н» •<
И&ПТ» I •"* ,
ЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
ИСТОРИЯ
1
издается с 1973 г. выходит 4 раза • год индекс РЖ 2 индекс серии 2,5 рефераты 96.01.001-66.01.045
МОСКВА 1996
96.01.041.
284
мятежникам. Терпимость к ним демонстрировали также присяжные заседатели и судебные исполнители. К концу XVII века хулители стали получать довольно сносные наказания. Изменились и статьи, определяющие меру наказания. В начале века суровое наказание грозило тем, кто своими бунтарскими речами призывал к восстанию. Мятежники обычно так или иначе подрывали авторитет властей, а в конце века они же больше распускали слухов и сплетен о нерешенных проблемах. Утверждение автора нередко подкрепляется красочными анекдотами на судебные темы.
Элдридж приписывает расширение свободы слова в XVII в. "смешению исторических традиций" (с. 79). Официальные лица могли позволить себе большую терпимость по мере появления в колониях политической стабильности. Но и в периоды нестабильности они были вынуждены проявлять ту же терпимость, ибо в противном случае страсти могли быть непредсказуемыми.
Как в Англии, так и в Америке тех лет, благоговение перед королевскими властями было подорвано ростом парламентской силы, а также закатом церковной гегемонии после наступления периода Реформации. В колониях разнообразие вероисповедания и доступность земли, которая ослабила семейную взаимозависимость, также ослабили традиционное уважение власти. Эти силы вызвали значительное расширение свободы слова, в результате чего колонисты повлияли на принятие новых законов в этой сфере. По мнению автора, 1200 речей мятежников в XVII в. в известной мере определили расширение свободы слова в последующие годы.
A.B. Анатольев
96.01.041. БЕЛЫЙ ДОМ: ПЕРВЫЕ ДВА СТОЛЕТИЯ.
The white house: The first two hundred years/ Ed. by Freidel F., Pencak
W. - Boston: Northeastern univ. press, 1994. - XXII, 218 p.
Это сборник очерков об американском Белом доме. Д.Дональд назвал свой очерк "Этот проклятый старый дом: Линкольн в Белом доме". Автор в основном касается многих драматических событий, которые происходили в семье Линкольна. Семейные дела
285
96.01.042.
акцентирует Р.Ремини в работе "Становление национального символа: Белый дом ■ первые голы XIX столетия". Обзор Р.Феррела называется "Расширяющийся Белый дом: Строительство восточного и западного флигелей". Очерк Р. и Д.Уордов "Пресса, бунтовщики и президенты" посвящен в основном тому, что территория перед президентской резиденцией стала излюбленным местом для различного рода манифестантов. Э.Кирс пишет о музыке, которой наслаждались обитатели Белого дома. Б.Кэроли посвятила свое исследование роли первой леди. У автора жены президентов выступают как политические деятели, выразители общественного мнения и т.п.
Интересен очерк Дж.Купера о больных в Белом доме. Купер подробно описывает болезни В.Вильсона, показывает, как они отражались на различного рода политических событиях. Дж.Риди, касаясь взаимоотношений президентов с прессой, отмечает, что в одних случаях они были плодотворными, в других - наоборот. Риди рассказывает о том, как президент подбирает репортеров, с которыми он желает общаться, как вознаграждает расположенных к нему журналистов, как президент устанавливает определенный тон на пресс-конференциях и т.д.
Д.Бурстину Белый дом представляется образцом республиканских добродетелей. У автора это не только президентский, но и народный дом. В целом сборник можно считать ценным подспорьем для тех, кто хотел бы иметь исчерпывающую информацию об обитателях Белого дома.
A.B. Анатольев
96.01.042. МАКДОНАЛД Ф. АМЕРИКАНСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСТВО: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ.
MCDONALD F. The American presidency: An intellectual history. -Lawrence: Univ. press of Kansas, 1994,- VIII, 516 p.
В своем солидном труде Форрест Макдональд пытается анализировать, как заявляет он сам, "историю идеи президентства". Имеются в виду интеллектуальные предшественники этого