РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
СОЦИАЯ
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
и
Л
#ЦС1л11сН*я' ДНАДСУ^Г
н» •<
И&ПТ» I •"* ,
ЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
ИСТОРИЯ
1
издается с 1973 г. выходит 4 раза • год индекс РЖ 2 индекс серии 2,5 рефераты 96.01.001-66.01.045
МОСКВА 1996
практику отдела была введена организация каждые пять дней докладов о коммунистической печати, с тем чтобы незамедлительно, по словам авторов вводной статьи, пресекать любые отклонения от стратегической линии, выработанной в Москве.
Значительную активность проявлял Отдел пропаганды ИККИ во главе с М.Иовчуком. Отдел не только организовывал различные лекции для политэмигрантов и советской общественности, но и следил за политучебой в различных компартиях, за пропагандой ими марксизма-ленинизма. "Пол-Европы находилось под игом нацистских оккупантов,- подчеркивается в статье,- но задачи антифашистской борьбы все еще не получали приоритета перед рутинным усвоением марксистско-сталинской схоластики. Однако вскоре Сталину пришлось вспомнить об антифашистской деятельности Коминтерна, который не был им распущен в 1941 г." (с.62).
С нападением Германии на Советский Союз в деятельности Коминтерна начался новый этап.
И. Б. Твердохлеб
96.01.005. МЕДВЕДЕВ В.А. РАСПАД: Как он назревал в "мировой системе социализма": Мемуары. - М.: Междунар. отношения, 1994. -396 с.
Автор книги являлся членом Политбюро ЦК КПСС, возглавлял Идеологическую комиссию, входил в ближайшее окружение М.С. Горбачева в течение всех лет его правления.
Медведев пишет, что стремится восполнить имеющиеся в литературе пробелы, относящиеся к тому, что предшествовало в "мировой системе социализма" политическим переворотам 1989-1991 гг., нарисовать картину взаимоотношений Советского Союза со странами Восточной Европы, а также с Китаем, Кубой, Монголией, КНДР, дать характеристику руководителям отдельных стран. Его близость к руководству КПСС позволила построить книгу на уникальном материале.Читатель узнает, какие дискуссии велись в
узком окружении Горбачева с руководителями соцстран, как в ходе дискуссий вырабатывались новые подходы к взаимодействию этих стран и правящих партий. Читатель познакомится и с главным выводом автора о том, "что, несмотря на все противоречия и даже трагические моменты, главное содержание перемен в странах Восточной Европы лежит в русле исторического прогресса" (с. 5). В этом ключе и выдержана структура книги, состоящая из предисловия (от автора) и шести глав.
В первой главе " От доктрины Брежнева * к равноправию и самостоятельности" прослеживается процесс пересмотра сущности взаимоотношений между соцстранами, основанными на "коллективной ответственности за судьбы социализма", которая, по мысли автора, вела к диктату со стороны СССР, противодействию этому со стороны соцстран в их стремлении к самостоятельности. Ситуация осложнялась тем, что во всех странах Восточной Европы основной круг руководства сформировался два-три десятилетия назад, что "превратилось в источник острейшего общественного противоборства" (а 12).
В этой ситуации Медведев вместе с Горбачевым и некоторыми другими в рамках нового политического мышления начали разрабатывать курс на коренное обновление взглядов на социализм и характер взаимоотношений с соцстранами: "Пусть каждая из стран сама определяет свой путь и несет ответственность перед народом" (с. 34).
В книге отмечается, что отношение к перестройке в СССР в руководящих кругах соцстран было неоднозначным. В руководстве Венгрии и Польши идеи Горбачева о том, что установка на борьбу двух систем пришла в противоречие с интеграционными процессами, происходящими в мире, понятия "мировая социалистическая система", "социалистическое содружество", "социалистический лагерь" - "искусственные упражнения", имели положительный отклик; в Румынии, на Кубе, в ГДР получили критическую оценку;
колеблющуюся позицию заняли руководители Чехословакии и Болгарии (с. 34).
Значительное внимание в книге уделяется истории перевода в ходе перестройки экономических отношений соцстран на новую основу - мировые цены и валютные расчеты, что привело к "тяжелейшим последствиям для наших партнеров и для Советского Союза. Произошло полное крушение сложившихся экономических связей. Оно явилось одним из решающих факторов резкого ухудшения экономической ситуации и обвальных политических перемен в восточноевропейских странах. Бумерангом оно ударило и по СССР" ( с. 49).
Во второй главе Такое многоликое содружество" дается характеристика взаимоотношениям КПСС с коммунистическими и рабочими партиями и их руководителями под следующими заголовками: "Братушки" (Болгария), "Как трудно выводить "белые пятна" (Польша), "Венгерская рапсодия" (Венгрия), "Синдром 68" (Чехословакия), "Несгибаемый Эрих" (ГДР), "Гений Карпат" (Румыния).
Отмечая особое место Болгарии в советском блоке, как наиболее верного союзника СССР в силу сложившихся исторических, культурных и других обстоятельств, автор акцентирует внимание на том, что в Болгарии был скопирован с Советского Союза и авторитарный политический режим, ядром которого была БКП. А в партии сложилась, "по сути дела, ничем не ограниченная власть одного человека, пожалуй, даже большая, чем в КПСС, с примесью восточного деспотизма, одиозным проявлением культа личности" (с. 45).
Генеральный секретарь БКП Т.Живков постоянно "перетряхивал" кадры, оболгаривал турецкое население, изображал из себя крупного теоретика, утверждал, что советская перестройка не приложима к Болгарии и т. д. Автор прослеживает приход к власти новых сил, которые при поддержке "лавины демократического движения" (с. 82) открывали новый этап в истории страны.
В Польше к моменту прихода к руководству в СССР Горбачева правительство В. Ярузельского прилагало огромные усилия по нормализации обстановки в стране после мощного выброса общественного недовольства в конце 70-х - начале 80-х годов. "Генерал Ярузельский, - пишет автор, • показал себя мудрым и, я бы сказал, тонким политиком, национальным деятелем в подлинном смысле этого слова" (с. 91).
СССР и Польше предстояло дать правдивую трактовку событий в их двусторонних отношениях, так называемых "белых пятен", которые постоянно омрачали и будоражили поляков: советско-польская война 1920 г. и поход Красной Армии на Варшаву, роспуск компартия Польши, советско-германский договор 1939 г., Варшавское восстание 1944 г. и катыньское дело.
В книге прослеживаются усилия сторон по устранению этих пятен. Обрисовывается недостаточно последовательная логика поведения Горбачева по катыньскому делу. Содержится вывод о том, что проведенная сторонами работа открыла возможность строить польско-советские отношения "не на искусственно навязываемых идеологических и политических посылках, а на сочетании реальных интересов народов" (с. 117).
В очерке "Венгерская рапсодия" освещается ситуация в советско-венгерских отношениях, которая во многом была сходной с советско-польской (с. 118). Венгрия раньше других стран вступила на путь реформ, пытаясь трансформировать сложившуюся модель социалистического общества, механически перенесенную из Советского Союза в некую более современную и демократическую систему. Мощный толчок этому процессу придало восстание 1956 г., которое было подавлено. С огромным трудом новым властям во главе с Я. Кадаром - с его политической мудростью - удалось навести порядок и повести страну вперед. Кадар был убежденным коммунистом, но он осознавал несовместимость советской модели социализма с услониями и традициями своей страны и повел ее по пути серьезных реформ в экономической, политической и духовной 15-1
жизни. Но их оказалось недостаточно. А сложившаяся внутри партии и общества оппозиция побудила Кадара уйти в отставку. Партия распалась на несколько самостоятельных организаций. Их влияние на общество резко пошло на убыль. Страна в течение полутора-двух лет претерпела глубокие изменения. Новая власть окончательно демонтировала старую систему и взяла курс на вхождение в западный мир (с. 134).
Рассматривая советско-чехословацкие отношения в очерке "Синдром - 68", автор подчеркивает, что к середине 80-х годов Чехословакия по сравнению с другими восточноевропейскими странами выглядела вполне благополучно. Политическая оппозиция, подавленная в 1968-1969 гг., не проявляла особой активности. Советско-чехословацкие отношения развивались успешно. А тем временем в обществе, в котором ничего не менялось, подспудно назревали негативные процессы. Начало перестройки в СССР дало толчок оживлению оппозиции. 17 ноября 1989 г. на улицах Праги вспыхнули студенческие выступления, положившие начало "бархатной революции" - обвальному процессу распада старой общественной системы, который породил немало перехлестов, болезненных явлений и потерь. Не мог он не затронуть и сферы федерального устройства - разделение Чехословакии на два государства, что по времени не случайно совпало с распадом Советского Союза и Югославской Федерации.
Автор полагает, что "главной причиной распада Чехословакии, СССР, равно как и Югославии, стал общественно-политический и экономический кризис, крах советской модели социализма с ее тенденцией к тоталитаризму, к унитарному государству под флагом пролетарского интернационализма и все большего сближения и единения народов" (с. 155).
Ключевая роль в послевоенной советской политике в Европе отводилась Германской Демократической Республике, подчеркивается в очерке "Несгибаемый Эрих". От ситуации в ГДР во
многом зависела прочность послевоенного устройства в Центральной и Восточной Европе, на континенте в целом.
Отношения с ГДР у горбачевского руководства складывались сложнее, чем с другими странами советского блока, кроме, может быть, Румынии (с. 157). В беседах с советскими руководителями Хонеккер исходил из того, что отношения Запада с соцстранами нельзя идеализировать, оттуда идет постоянный массированный идеологический нажим, особенно на ГДР, он критиковал ошибочность и вредность выступлений ряда советских авторов по вопросам теории и истории советского общества, оправдывал запрет на распространение ■ ГДР некоторых советских изданий, говорил о том, что соотношение публикаций о ГДР и ФРГ идет в пользу последней и др.
Хонеккер и близко стоящая к нему группа в составе Политбюро проявили негативное отношение к новому курсу советского руководства. Причиной тому, полагает автор, явилось то, что "сложившаяся в ГДР общественная система была едва ли не адекватным воплощением командно-административных принципов, которые отрицались перестройкой" (с. 169). В наибольшей степени разногласия с Хонеккером и его группой выявились в идеологической сфере - отрицание плюрализма, соотношения общечеловеческих и классовых интересов, проблем международного рабочего движения и др.
Тогда же среди общественности ГДР назревало открытое недовольство политикой и методами руководства Хонеккера. Начались массовые выступления граждан ГДР, которые приняли бурный и разрушительный характер (с. 183) и привели к воссоединению ГДР с ФРГ.
В очерке "Гений Карпат" рассматривается политика национальной обособленности, которую проводил Чаушеску, дискриминационного отношения к национальным меньшинствам, и прежде всего - венгерскому, постоянного разжигания националистических мотивов, укрепления личной власти, усиленной 15*
расстановки своих родственников на ключевых постах в партии и государстве и т.п. Социально-экономическая политика привела " к замораживанию и даже снижению жизненного уровня широких слоев населения... В стране зрело глухое, но глубокое недовольство" (с. 197).
Финал был трагическим - Чаушеску, пытаясь подавить восстание, учинил кровавую бойню на улицах Бухареста и других городов. Происшедшие перемены открыли перспективы развития Румынии по демократическому пути, подытоживает автор.
В главе третьей "Накануне югославской трагедии" раскрывается процесс нарастания центробежных сил внутри Югославской Федерации, которая держалась на авторитете Тито и скреплялась этнической и социально-экономической моделью общества - системой самоуправленческого социализма, которая в свою очередь держалась в значительной степени на объединяющей роли Союза коммунистов Югославии и товарищеской спайке армии, выросшей в огне борьбы с немецко-фашистскими оккупантами. В течение десяти лет после Тито политическая стабильность в Югославии удерживалась. Однако противоречия между республиками, с особенностями их исторического прошлого, религии, культуры, уровня жизни, продолжали углубляться (выступления в Косово, сепаратизм Хорватии и Словении). Югославские деятели были склонны толковать перестройку в СССР как подтверждение своего приоритета в разработке путей развития соцстран.
В последующие годы события в Югославии пошли в направлении все большей дезинтеграции страны и распада федерации, сопровождаемого междоусобной войной с человеческими жертвами. Причины распада автор усматривает в ослаблении, а затем и утрате тех сил, которые скрепляли федерацию. Действия российской стороны, как и некоторых западных стран, по дипломатическому признанию новых югославских государств, подталкивали развал федерации (е. 248).
В главе четвертой "Фидель" дается экскурс в недавнее прошлое дружеских советско-кубинск их отношений, основанных на совпадении взглядов по коренным проблемам тех лет, на доверии и взаимопонимании. Излагаются причины изменения отношений с Кубой в связи с перестройкой. Освещаются взгляды Фиделя и других руководителей Кубы на перестройку.
Кубинское руководство с большим вниманием, но и с некоторой настороженностью следило за процессом перестройки. Но оно не выходило на дискуссии, беспокоясь, что это может отразиться в худшую сторону на отношениях Советского Союза и Кубы. Однако по всему было видно, что поиск новых подходов к экономике идет. В то же время кубинское руководство было не готово к восприятию в целом реформаторской идеологии, современных методов решения экономических проблем, основанных на широком использовании рыночных отношений (с. 272).
В апреле 1989 г. состоялся визит Горбачева в Гавану, в ходе которого были сняты некоторые негативные явления в отношениях между двумя странами, дело шло к желаемой норматизации. Однако этот процесс был нарушен развалом СССР. Ныне контакты между двумя странами сведены к минимуму. Произошел обвал в экономических связях, нанесший ущерб не только экономике Кубы, но и России (с. 282).
Выработка нового политического мышления поставила нас (имеется в виду руководство Горбачева. - Реф.) , пишет Медведев в главе "Восток - дело тонкое", перед необходимостью осмысления всей нашей восточной политики, в том числе с ближайшими друзьями и соседями.
О масштабности и широте новых подходов к восточной политике можно судить, по мнению автора, по целой группе взаимосвязанных компонентов: придание динамизма двусторонним отношениям со всеми странами; обновление и углубление отношений с друзьями и союзниками; урегулирование военных- конфликтов в Афганистане, Кампучии; прекращение гонки вооружений;
активизация международного политического и экономического сотрудничества; развитие российского Дальнего Востока и др. Под углом зрения этих компонентов в той или иной мере и рассматривается положение дел в странах этого региона.
В очерке "Послевоенный Вьетнам" акцентируется внимание на новом курсе, избранном в стране правящей партией и поддержанном народом, и прежде всего в области экономики (снятие ограничений с крестьянских и ремесленнических хозяйств, торговли, предпринимательства, поддержка сельского хозяйства, легкой промышленности, либерализация внешних связей и др.) В 1989 г. в стране в полную меру заработала система материальных стимулов. Поднялся жизненный уровень населения. Усилилась политическая стабилизация. Начался вьетнамо-китайский диалог. Оживились связи с государствами АСЕАН. Произошла подвижка в отношении со странами Запада. В стране сохранилась руководящая роль коммунистической партии, которая, как и раньше, провозглашает приверженность социалистическим целям (с. 307).
Что касается Кампучии, то она исчезла из поля зрения российской политики (с. 320). То же самое произошло с маленькой, но очень интересной страной - Лаосом (с. 320).
В книге ставится вопрос: "Как покончить с противостоянием на Корейском полуострове". Во время встречи Ким Ир Сена с Горбачевым в октябре 1986 г. эта проблема была поставлена во главу угла. Причем лейтмотивом его высказываний были опасения как бы интересы КНДР не были забыты и проиграны в начавшемся советско-американском диалоге. Путь к объединению двух корейских государств лежит, по мнению Ким Ир Сена, через освобождение Южной Кореи от американского ядерного оружия, а затем вооруженных сил вообще, превращение Кореи в нейтральное неприсоединившееся государство (с. 324).
Автор замечает, что Горбачев оставил без внимания рассуждения Ким Ир Сена о перспективах развития социализма на Корейском полуострове. Поддержал идею национального
воссоединения Юга и Севера в общем - контексте нормализации обстановки в азиатско-тихоокеанском регионе (с. 325). Улучшение отношений с Южной Кореей привело горбачевское руководство к выводу о том, что сближение Севера и Юга может идти постепенно на демократической основе (с. 338).
В очерке "Монголия на перепутье" коротко излагается путь, прошедший страной вместе с Советским Союзом, под тем углом зрения, что в МНР без подлинного учета национальной специфики применялись все основные посылки советской модели социализма. Перемены в СССР и странах Восточной Европы повели к демократическим изменениям в МНР, критическому переосмыслению истории страны, ее внутренней и внешней политики. Возникли новые политические партии. Выдвинулись новые лидеры. Но Монголия и по сей день на перепутье (с. 348). Россия должна найти рациональные формы взаимоотношений с Монголией, выгодные для обеих стран (с. 349).
В очерке "Великий сосед" освещается процесс нормализации отношений между СССР и КНР при руководстве Горбачева. Раскрываются последствия преодоления "большого скачка", "культурной революции", освобождения от некоторых идеологических догм маоизма. Раскрываются положительные итоги реформ по оживлению сельскохозяйственного производства, создание простора для частного капитала, в том числе и иностранного. Во внешней политике был совершен поворот к открытости внешнему миру, - развитию взаимовыгодного сотрудничества. Ныне Китай выдвинулся в центр внимания мировой общественности. Дело прежде всего в том, что его экономический подъем превратился в длительно действующую тенденцию. Вот уже в течение полутора десятков лет, прошедших после начала реформ, рост валового национального продукта составляет 8-10% в год. Экономика выводится на самый современный уровень. Среднедушевой доход населения вырос более чем в 5 раз (с. 363).
В Китае под руководством компартии совершен переход к системе рыночного хозяйства и разнообразным формам собственности Ь "рамках социализма с китайской спецификой", "социалистической рыночной экономики". Экономические реформы не сопровождались политическими преобразованиями (с. 364).
В главе шестой "Кто же потерпел поражение и кто одержал победу" делается краткий экскурс в историю складывания в Советском Союзе и других социалистических странах командно-административной системы, проводится мысль о неизбежности горбачевской перестройки. "Полагаю, - отмечает вместе с тем автор, -что при абсолютной неизбежности перемен обвала можно было бы избежать, переведя энергию взрыва в режим ее регулируемого высвобождения. Этого сделано не было, напротив, переменам оказывалось всяческое сопротивление ( со стороны руководства восточноевропейских стран. - Реф.). Тем самым руководители сами взвалили на себя груз исторической ответственности" (с. 380).
Что касается горбачевского руководства, то ему с учетом принципа невмешательства в дела других стран, не удалось повлиять на процессы, происходящие в них, так, чтобы отвратить обвальный вариант перемен. Горбачев щепетильно придерживался новых принципов взаимоотношений между соцстранами, не идя ни на малейшие отступления" (с. 381).
Медведев, обозревая с высоты сегодняшнего дня все, что произошло, все, что предпринималось горбачевским руководством, приходит "к выводу, что, может быть, в этом смысле мы действовали слишком осторожно и робко.. Историческая ответственность, сознание необходимости перемен давали нам право более активно способствовать прогрессивным процессам. Возможно, Это помогло бы в каких-то случаях смягчить остроту и разрушительность происшедших в этих странах событий, избежать многих бедствий и провалов" (с. 382).
В книге утверждается прогрессивный характер перемен в странах Восточной Европы с позиции становления новой цивилизации, в которую человечество постепенно входит (с. 395).
Н.Н.Месяцев
ИСТОРИЯ РОССИИ И СССР
96.01.006. ДАНИЛОВА Л.В. СЕЛЬСКАЯ ОБЩИНА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ. - М.: Наука, 1994. - 318 с.
В монографии, состоящей из введения, пяти глав и заключения, прослеживаются судьбы сельской общины на Руси от складывания этого института в недрах родо-племенного строя до ее превращения в организацию крестьянства.
Первая 11ава посвящена общей теории общины, рассматривается эволюция родовой общины, основанной на кровнородственных отношениях, в соседскую, территориальную, ставшую основанием всех послепервобытных сословно-классовых сообществ. В сложившихся сословно-классовых обществах сельская община становится организацией крестьянства, одного из самых древних многочисленных общественных классов. Приводя определение сельской соседской общины как малого сообщества, отличающегося целостностью, способностью к биологическому и экономическому воспроизводству, самодостаточностью, групповым сознанием, системой ценностей, автор отмечает, что "общинный архетип лежит в основе всех основных структур и институтов сословно-классовых обществ древности и средневековья": политической организации раннеклассовой стадии, представлявшей систему соподчиненных общин (древневосточный ном, античный полис), построении войска по общинному принципу, земском (общинном) строе как- исходной основе территориально-административною деления добуржуазных государств, происхождении сословий из трансформировавшихся возрастных классов и нарождавшихся социальных страт разлагавшейся родо-16-1