РОССИЙСКАЯ АКОДЕМИЯ-НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧН0ЙЙНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННВТМ-НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
4
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 95.04.001-95.04.028
МОСКВА 1995
расти, если включить в выборку родственников подсудимого, тех, кто относится к той же этнической группе и т. д.
Вопрос о том, является ли подсудимый источником образца, взятого с места преступления, не моэкет быть решен исключительно на основе свидетельств ДНК. Эксперт не должен оценивать другие свидетельства, а потому вывод о том, является ли подсудимый источником образца с места преступления, вправе решать только суд. В отличие от кожных отпечатков, где существует достаточно видимых характеристик, так что из соответствия отпечатков следует их общее происхождение, генетические отпечатки представляют статистическую информацию, предназначенную лишь для установления "редкости" или "случайного соответствия".
Б. Г. Юдин
95.04.007. БРАУН Дж. ТРУДНО ЛИ ПРОДАВАТЬ ФИЗИКУ ЧАСТИЦ?
BROWN J. Hard sell for particle physics? // New scientist.— L., 1994 .— Vol. 143 .— P. 12-13.
Каждый год британскому правительству приходится решать, сколько надо платить за физику частиц. Бели смотреть с точки зрения правительства, книги, которые выпускают физики, обходятся чересчур дорого, к тому же существует множество политически важных проблем, на которые стоило бы тратить больше: здравоохранение, безработица, преступность, образование и т. д. И на этом фоне — физики, подставляющие свою шапку, чтобы получить доступ к тайнам природы. Не слишком ли много они просят?
Пример — история с проектом сверхпроводящего суперколлайдера в США. Американский физик С. Вейнберг вспоминает, как в 1987 г. он выступал в сенатском комитете на слушаниях по этому проекту, подчеркивая ту роль, которую суперколлайдер может сыграть в создании окончательной теории строения Вселенной. Первоначально конгресс принял проект стоимостью 6 млрд. долл. Однако через год, когда стоимость подскочила до 11 млрд., конгресс приостановил проект. Это решение, ставшее тяжелым ударом для американских физиков, для их коллег из европейского центра физики частиц ЦЕРНа стало обоюдоострым мечом. С одной стороны, значительно укрепились их позиции по вопросу о строительстве коллайдера Ладис Хадрон стоимостью всего 1 млрд. ф. ст., способного делать то же самое. Но, с другой стороны, оно заставило исследователей обеспокоиться по поводу того, смогут ли они и дальше оправдывать исследования исключительно на интеллектуальных основаниях.
В Британии эта перемена настроений стала очевидной в прошлом
95.04.007
30
году, когда правительство опубликовало "белую книгу" по науке, приведшую к реструктуризации исследовательских советов. Они должны стать намного более ориентированнымй в сторону бизнеса. Каждый из них возглавляется ныне не председателем, а главным исполнителем, а в числе их целей и задач подчеркивается усиление конкурентоспособности британской индустрии и повышения качества жизни. Конечно, для исследовательского совета по физике частиц и астрономии это требование смягчено, но требование учитывать грубые коммерческие реальности остается.
Но каковы же приложения физики частиц? На рубеже столетий этот предмет был дешев и удивительно продуктивен. В. Рентген в 1895 г. для открытия рентгеновских лучей использовал всего лишь стеклянную трубку с разряженным газом и парой электродов. В то же время примерно с таким же инструментарием Дж. Томпсон открыл электрон. Едва ли кто-нибудь мог тогда представить себе будущее влияние этих открытий на общество и множество приложений, включая электронику, телевизионные трубки, медицинское использование рентгеновских лучей и т. п.
Однако и здесь действует закон убывающей продуктивности: с тех пор изучение элементарных частиц стало много более трудным и дорогостоящим. Стало ли оно менее продуктивным? Несколько лет назад, когда суперколлайдер впервые попал под пристальное внимание политиков, специалисты всего мира по физике частиц создали клуб, названный международным комитетом за будущее ускорителей, чтобы объединиться в достижении общих целей и задач.
Комитет составил список приложений, полученных на основе последних исследований по физике частиц, и в начале года эти данные были разосланы по исследовательским институтам. Три приложения особенно показательны в смысле той пользы, которую дает физика элементарных частиц.
Наиболее значительная область, возможно, — это медицина и радиационная терапия. Так, сканирование путем томографии с эмиссией позитронов стало мощным средством обнаружения рака и аномалий в токе крови и обменных процессов. Оно стало возможным благодаря производству на ускорителях частиц изотопов, имитирующих позитроны. Эти протоны вводятся в тело пациента перед сканированием и дают сигнал, позволяющий зафиксировать их положение в организме. При этом обеспечивается и низкий уровень радиоактивности
Другая область приложений — это создание нового поколения микрочипов Сегодня самые мощные микрочипы имеют память 64 мегабайта и производятся с помощью фотолитографического процесса, использующего видимый свет, что ограничивает их разрешающую способность. Переход к чипам с памятью в 256 мегабайт и 1 I ш ант тре
бует процесса с более высоким разрешением. Один из самых многообещающих путей решения проблемы — использование рентгеновской литографии, когда синхротронный ускоритель частиц генерирует пучки рентгеновских лучей.
Третья область приложений — телекоммуникации. Компьютерщики из ЦЕРН'а, решая проблему передачи исследовательских данных в другие научные центры, создали Всемирную компьютерную сеть, обеспечивающую мгновенный доступ к информации в самых разных странах.
Таковы примеры технических прорывов, которые обеспечивает физика частиц. Но какова прямая выгода от этого для стран, финансирующих исследования? Один аспект этой проблемы — контракты, связанные с построением и работой больших ускорителей. Великобритания, например, обеспечивает 13% бюджета ЦБРНа, однако британская промышленность получает лишь около 7% контрактов. Львиная доля достается странам-хозяевам — Швейцарии и Франции. Это заставило Германию и Англию в июле 1994 г. отложить одобрение проекта коллайдера Ладис Хадрон. Видимо, Франции и Швейцарии придется теперь платить больше.
Другой аспект связан с тем, что крайне трудно измерить прямую экономическую выгоду от новых революционных приложений. Так, британская фирма "Оксфорд Инструменте", специализирующаяся на сложном научном оборудовании, три года назад создала первый в мире компактный синхротрон для ренгеновской литографии, который был поставлен в США для IBM. Компания ожидает нового заказа, однако всего в мире действуют уже 10 циклотронов для производства микрочипов нового поколения, из ни 6 построено в Японии, которая никогда не делала серьезных вложений в физику частиц. Поэтому в Англии предложена новая программа, цель которой — поощрить исследовате- • лей, работающих в области физики частиц и космоса к поиску путей сотрудничества с отечественной промышленностью.
Многие ученые и инженеры все еще верят в то, что главный смысл существования ЦЕРНа — познание фундаментальных свойств материи Коллайдер Ладис Хадрон сегодня — единственная остающаяся надежда на получение достаточно высоких энергий, чтобы можно было ответить на вопросы о происхождении массы и о природе черных дыр во Вселенной Этот проект много дешевле американского, а уровни энергии, получаемые в ЦЕРНе, за последние 30 лет возросли в тысячи раз, хотя бюджет организации оставался постоянным Фундаментальные истины, в конечном счете, не так дороги, как что кажется на первый взгляд Дело лишь в том, чтобы реализовать имеющийся потенциал
Б Г Юдин