Научная статья на тему '95. 04. 006. Васильева Н. А. Политическая Наука: проблемы теории и истории /Санкт-Петербург, хим. -фармац. Ин-т. - СПб. : 1994. - 265 с. - библиогр. : С. 256-263'

95. 04. 006. Васильева Н. А. Политическая Наука: проблемы теории и истории /Санкт-Петербург, хим. -фармац. Ин-т. - СПб. : 1994. - 265 с. - библиогр. : С. 256-263 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
137
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ -ЛЕГИТИМАЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТОЛОГИЯ / -ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ -РОССИЯ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 04. 006. Васильева Н. А. Политическая Наука: проблемы теории и истории /Санкт-Петербург, хим. -фармац. Ин-т. - СПб. : 1994. - 265 с. - библиогр. : С. 256-263»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 4

издается с 1974 г. выходит 4 раза • год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 95.04.001-95.04.034

МОСКВА 1995

95.04.006

28

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА

95.04.006. ВАСИЛЬЕВА Н. А. ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ /Санкт-Петербург, хим.-фармац. ин-т. — Спб.: 1994. — 265 с. ~ Библиогр.; с. 256-263.

Монография состоит из четырех разделов: теория политики, политические институты, гражданское общество, международная и мировая политика.

Основное содержание предмета политической науки, пишет автор, было сформулировано в 1948 г. в Париже на коллоквиуме политологов в рамках ЮНЕСКО. Политология как наука аккумулирует четыре группы вопросов: а) политическая теория; б) политические институты; в) партии, группы и общественное мнение; г) международные отношения. Фактически в предмет политической науки вошли все вопросы, касающиеся- политической власти и ее функционирования как внутри государств, так и на международной арене.

В прямом смысле предметом политической науки (политологии) является политика, которую можно определить как систему взаимоотношений по поводу власти. Власть же, в свою очередь, можно определить как способность отдельной личности, группы людей, организации, партии, государства навязать свою волю части или всему обществу в целом и управлять им насильственными или ненасильственными средствами и методами. С одной стороны, политика охватывает все стороны человеческой жизни, а потому ее можно определить как искусство управления людьми в обществе, что включает и экономику, и культуру, и образование, и науку и многое другое, в том числе и семью. С другой стороны, политику можно рассматривать и как арену, где индивидуумы, конкурирующие группы, партии, лобби, более или менее сложившиеся социальные движения сталкиваются в борьбе за саму государственную власть или за непосредственное влияние на нее

Предметом исследования политической науки может быть названа государственно-правовая регламентация жизни общества, механизм ее функционирования через политические институты, сама политическая жизнь (конфликты, противоречия, равно как и совпадение интересов) и роль субъекта в политическом процессе (вопросы политического лидерства и пр.), проблемы политической рефлексии (идеологические Постулаты, позиции). Основным предметом политической науки, таким

образом, являются политическая власть, формы и методы ее функционирования и распределения в государственно организованном обществе.

Далее автор излагает политико-государственные идеи крупнейших мыслителей своего времени: Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Макиавелли, Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо, Пейна, Джефферсона, Гамильтона, Канта, Гегеля, Маркса, Спенсера, Ницше, Кейнса, — а также авторов современных концепций государственного устройства: Гэлбрейта, Арона, Ростоу, Белла, Фурастье, Бжезинского, Тоффлера, Турена, Дарендорфа, Веблена, Бернхейма, Моска, Парето, Тойнби.

Затем автор анализирует политические и правовые учения России Х1-ХХ вв., называя первым чисто политологическим произведением "Слово о законе я благодати'' митрополита Иллариона, стремившегося теоретически обосновать независимость Киевского государства и идею сильной княжеской власти. Первые русские правовые документы — "Русская правда" и новгородский "Начальный свод" — обосновывали ограничение княжеской власти и преимущество власти вече. Исторические условия развития России порождали и поддерживали идею государственной власти, стоящей высоко над народом. Официальная доктрина абсолютизма, сложившаяся на рубеже XVII-XVIII вв., включала теологическое обоснование царской власти. Один из первых теоретиков абсолютизма — Феофан Прокопович, считавший, что республики могут существовать только на малых территориях.

Далее автор коротко анализирует политологические взгляды В. Н. Татищева как распространителя на Руси западной концепции "естественного права", М. М. Щербатова — идеолога родовитой аристократии, считавшего, что сословное неравенство естественно связано с естественным неравенством, С. Б. Десннцкого — одного из первых представителей буржуазного либерализма, Радищева — автора первой концепции народной революции, обосновавшего ее теорией естественного права я общественного договора, первого реформатора М. М. Сперанского, выступавшего за конституционную монархию, ограниченную конституционными законами. В монографии анализируются проекты государственного устройства, разработанные декабристами Н. Муравьевым и Пестелем, западниками и славянофилами, революционными демократами Герценом и Чернышевским, идеологами народничества, неославянофилом и автором теории "культурно-исторических типов" Данилевским, правоведом и либералом М. Ковалевским, реформаторами-государственными чиновниками Витте и Столыпиным революционером-практихом Ульяновым-Лениным.

Заканчивается первый раздел монографии характеристикой евразийства как оптимальной формы военной империи. Причина краха рус-

95.04 006

30

ской цивилизации видится евразийцам в двухвековом "кошмаре всеобщей европеизации России", который породил чуждые русскому народу социалистические представления.

В разделе "Политические институты" анализируется возникновение государства как основного института организации общественной жизни человечества, воплотившего в себе основные властные функции. Главными признаками государственной власти автор считает: публичность власти, стоящей над обществом, распространение политической власти на всю территорию страны и ее население, суверенность государства, т. е. его верховенство по отношению ко всем другим организациям, способность издавать обязательные для всех граждан законы и взимать налоги. Существуют две формы государственного правления: монархия — единоличное наследуемое правление (абсолютная и конституционная) и республика — выборное демократическое правление (парламентская и президентская). По форме территориальной организации автор выделяет унитарное, федеративное государство и конфедерацию.

Философская основа демократии — соотношение свободы и равенства как социально-демократических ценностей, реальное воплощение которых происходит в соответствующих государственных институтах демократии — прямых и представительных. В ХУШ-Х1Х вв., когда активно шел процесс разрушения жестко структурированных феодальных государств, становления индивидуальных прав и свобод, демократический принцип правления означал обеспечение свобод и прав отдельной личности, т. е. "негативную свободу от", или, иными словами, первенство либеральных ценностей демократии, а именно — свободы над равенством. Однако к концу XIX — началу XX в., когда государство было поставлено под контроль общества, когда исчезла жесткая регламентация жизни индивида и восторжествовал принцип свободной конкуренции, общество захлестнула волна конфликтов. Тогда в западных демократиях был создан сильный государственный механизм (в рамках представительной формы организации власти и принятия решений), который поставил частный эгоизм в зависимость от общего интереса. В качестве примера автор подробно описывает американскую и британскую государственные системы.

Методом государственного руководства обществом является политический режим, им определяется соотношение официальных конституционных и правовых норм с реальной политической жизнью. Либерально-демократический режим характеризуют многопартийность, экономическая свобода, идеологическое многообразие, демократизм. Демократическая власть организует общественный диалог и является его непосредственным участником. Ее политический идеал — законность действий всех граждан, ее основной принцип — разрешено

все, что не запрещено законом. Основные черты авторитарного режима: установление личной власти, ослабление парламентских институтов, использование референдумов. Важнейший феномен авторитарного сознания — массовое отчуждение от власти. Основной принцип авторитарной власти — резрешено все, кроме политики. Тоталитарный режим — крайняя форма авторитарного, характеризующаяся полным контролем над всеми сферами жизни общества. Основной принцип: запрещено все, что не приказано, рычаги власти — пропаганда и насилие.

Исходя из политической традиции Запада, можно сказать, что право всегда рассматривалось как ограничитель насилия и произвола. Правовое государство правовым путем точно определяет и неизменно охраняет как границы своей деятельности, так и сферу свободы своих граждан. Проблематика правового государства: автономия личности — внешний отношению к человеку порядок принуждения (право); "пространство свободы" — создаваемое властью "публичное пространство" (государство и общество); демократические ценности (законодательная вопя большинства); либеральные ценности (права человека). Государственная власть в правовом государстве имеет свою границу и не распространяется на неотчуждаемые права личности, охраняя не только жизнь человека, но и его свободу от возможных бюрократических злоупотреблений; гарантией прав граждан является разделение функций власти на законодательную, исполнительную и судебную; децентрализация в социально-экономической и культурной сферах, создание гражданских и политических ассоциаций; свобода печати; суд присяжных.

В разделе "Гражданское общество" автор прослеживает его становление и развитие в странах Запада. Основной ценностью такого общества является экономически и юридически свободная личность, руководствующаяся в своих желаниях и действиях лишь частным интересом. Совпадение или, наоборот, отторжение интересов создают в обществе своего рода "броуновское движение", результатом которого являются разнообразные ассоциации, союзы, партии и организации для защиты и реализации в государственных решениях своих индивидуальных и групповых интересе». В основе гражданского общества — не единство, а разнообразие. Политические силы гражданского общества — это партии. Если исходить из характера доктрин, то сегодня действуют партии: консервативные, конфессиональные, социал-реформистские, либеральные, националистические, коммунистические, экологические, радикальные. Совокупность различных партий создает партийную систему (три основных типа: двухпартийная, многопартийная, "двух с полтиной партий").

Характеризуя основные идеологические установки в общественном

95 04 007

32

сознании западного общества, автор выделяет: консерватизм, либерализм, социализм, фашизм и анархизм. Завершает монографию анализ проблемы политического лидера в западной литературе и принципов функционирования Организации Объединенных Наций.

В. Н. Листовская

95 04 007 КОЗЛОВ А. Е. ПАРЛАМЕНТСКОЕ БОЛЬШИНСТВО И ОППОЗИЦИЯ / Фонд развития парламентаризма в России.— М., 1995. — Вып. 61. [б.п.]

В современных парламентах воля большинства реализуется в зависимости от того, парламентская или президентская форма правления принята в данной стране. В государстве, в котором действует парламентская модель, партия, получившая на выборах в парламент большинство голосов, обычно становится правящей. Победа на выборах, согласно конституции или обычаям в ряде демократических стран, дает право партии проводить свою политику как политику государства. Правда, такая политика нуждается в одобрении парламента, но в нем победившая партия имеет большинство мест. Правящая партия выдвигает одного из своих лидеров на должность премьер-министра, формирует правительство и осуществляет право на замещение других должностей.

При президентской модели правления далеко не всегда партия, которая победила на выборах в парламент, становится правящей. В конгрессе США до ноябрьских выборов 1994 г. большинство имели демократы, однако с 1980 по 1992 г. страной управляла администрация во главе с президентами-республиканцами Р. Рейганом и Дж. Бушем. В ноябре 1994 г. республиканцы победили на выборах в обе палаты конгресса, но во главе исполнительной власти остается избранный в 1992 г. президент-демократ Б. Клинтон.

В государствах со смешанной, президентско-парламентской формой правления президент назначает премьер-министра, однако он делает это, как правило, с учетом расстановки политических сил в парламенте. Во Франции президент в соответствии с конституцией этой страны представительствует в Совете министров, во главе которого стоит назначенный президентом премьер-министр — лидер победившей на выборах правой партии.

Смешанная модель правления, учрежденная в нашей стране Конституцией 1993 г., формально не связывает Президента с парламентским большинством при выборе кандидатуры на пост председателя правительства. Но поскольку согласие на его назначение дает Государственная Дума, Президент фактически вынужден будет считаться

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.