Научная статья на тему '95. 04. 004. Кокорев А. С. Социально-политические взгляды Б. Н. Чичерина: учебное пособие /Тамб. Гос. Ин-т культуры. - Тамбов, 1994. - 75 с. - библиогр. : С. 74-75'

95. 04. 004. Кокорев А. С. Социально-политические взгляды Б. Н. Чичерина: учебное пособие /Тамб. Гос. Ин-т культуры. - Тамбов, 1994. - 75 с. - библиогр. : С. 74-75 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
145
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИЧЕРИН Б. Н
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 04. 004. Кокорев А. С. Социально-политические взгляды Б. Н. Чичерина: учебное пособие /Тамб. Гос. Ин-т культуры. - Тамбов, 1994. - 75 с. - библиогр. : С. 74-75»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 4

издается с 1974 г. выходит 4 раза • год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 95.04.001-95.04.034

МОСКВА 1995

были категорически против революционных средств достижения государственного переустройства, не было иного пути, как выпрашивать реформы у самодержцев.

К. Ф. Загоруйко

95.04.004. КОКОРЕВ А. С. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Б. Н. ЧИЧЕРИНА: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ /Тамб. гос. ин-т культуры.— Тамбов, 1994 .— 75 с.— Библиогр.: с. 74-75.

В пособии раскрывается жизненный и творческий путь выдающегося русского ученого Бориса Николаевича Чичерина (1828-1904), анализируются его социально-политические воззрения. В работе широко используются труды ученого, которые долгое время не переиздавались в нашей стране.

Б. Н. Чичерин —ученый энциклопедического кругозора, яркий, самобытный мыслитель. Его обширное наследие охватывает философию, общую социологию, историю права, политологию, государственное и международное право. Знакомство с научными трудами, идейными исканиями Б. Н. Чичерина помогает глубже и конкретнее понять историю развития общественной мысли в России конца XIX столетия, приобщиться к той интеллектуальной традиции, которую было принято называть консервативной.

Началом общественно-политической деятельности Б. Н. Чичерина считается середина 50-х годов XIX столетия, время обучения на юридическом факультете Московского университета, когда от становится прямым продолжателем идей своих учителей —Т. Н. Грановского, К. Д. Кавелина, П. Г. Редкина, которым обязан своим либерально-западническим мировоззрением.

В 1855 г. по предложению К. Д. Кавелина Чичерин принимает учат стие в подготовке статей, направленных против крепостничества и самодержавия, в которых обосновывались программные положения русского либерализма. Он становится одним из главных идеологов либерализма в России. Его диссертация "Областные учреждения России в XVII веке" получила широкий общественный резонанс, явившись новым словом в русской исторической и юридической науке. Громадная эрудиция, склонность к теоретическим и философским обобщениям позволили Чичерину стать во главе вновь возникшей тогда так наг зываемой государственной школы в русской историографии. Именно в эти годы Чичерин заложил основы знаменитой теории закрепощения и раскрепощения всех российских сословий. Суть ее заключалась в том, что закрепощение сословий происходит в силу необходимости, из-за внешних условий существования русского иарода.на ранних этапах его истории. Когда эти условия меняются к лучшему, происходит

95.04.004

20

постепенное раскрепощение. Для Чичерина государство превращалось в единственную реальную силу, творящую историю.

Отправившись в длительное путешествие за границу в 1858 г., Чичерин встречается с ведущими учеными в области политической науки, истории, философии, изучает английские и французские политические институты. О цели своего путешествия он писал: "Не презирать отечество с высоты европейского просвещения, а усвоить для него плоды этого просвещения и, может быть, вложить в него свою лепту, распространить в родной земле хотя бы неслышными и незаметными путями добытые человечеством умственные блага... такова была цель моей деятельности" (цит. по: с. 7).

Начав работу на кафедре государственного права юридического фаг культета Московского университета в 1861 г., Чичерин формулирует основной принцип того мировоззрения, который считает единственно плодотворным для России: "Либеральные меры и сильная власть". Переход к новому обществу ои предполагал осуществить реформистским путем, без потрясений. Поэтому он выступил против герценов-ского "Колокола", обвиняя его в пропаганде нездоровых страстей. По словам Н. А. Бердяева, "он был ненавистником социализма, который соответствовал русским исканиям правды. Это был редкий в России государственник, очень отличный в этом и от славянофилов, и от левых западников... Он принимает империю, но хочет, чтобы она была культурной и впитала в себя либеральные правовые моменты. По Чичерину можно изучать дух, противоположный русской идее, как она выразилась в преобладающих течениях русской мысли XIX века" (цит. по: с. 8).

В 1866 г. в качестве докторской диссертации Чичерин защищает научную работу "О народном представительстве", явившуюся крупным вкладом в политическую науку. В 1862 г. он получает приглашение читать курс государственного права наследнику русского престола, великому князю Николаю Александровичу.

В 1868 г. Чичерин в знак протеста за нарушение университетского устава уходит в отставку и посвящает себя научной деятельности, излагая свои воззрения в целом ряде капитальных трудов — "О народном представительстве", "Собственность и государство", в пятитомной работе "История политических учений". Критическое изучение трудов мыслителей прошлого послужило для Чичерина прелюдией к созданию собственной неогегельянской политико-правовой философии.

Чичеринская философия права своим источником имеет природу человека. Право Чичерин трактует как начало индивидуалистическое и метафизическое, которое вытекает из свободы разумного существа. Прочный порядок, по Чичерину, "царит лишь там, где свобода псщчи-

няется закону, ибо своеволие неизбежно ведет к деспотизму" (цит по-с. 10).

Чичерин не был признан прн жизни. Как писал Н. П. Огарев, консерваторы считали его "красным", демократы — "холопом и шутом самодержавия, достойным тяжкого бесславия" (цит. по: с. 12).

Стремясь выявить такие компоненты чичеринского наследия, которые могли бы сыграть конструктивную роль в современных идейных исканиях, автор прежде всего указывает на значимость научной позиции Б. Н. Чичерина, пронизанную духом разумного и взвешенного центризма. Хотя он и сложился как ученый и общественный деятель в лоне российского западничества, но был весьма далек от безоговорочного восприятия западноевропейского опыта и механического его перенесения на русскую почву.

Он оправдывал самодержавие как исторически возникшую форму развития русской государственности, но был настроен критически к реальному самодержавию 50-70-х годов с его засильем косной бюрократии, непоследовательностью в проведении реформ. Чичерин поддерживал абсолютизм в той мере, в какой самодержавная власть отвечала национальным интересам и была способна на реформирование общества.

Политическую силу, способную осуществить конструктивное реформирование страны, Чичерин видел в сторонниках постепенных и неуклонных реформ. "Те, которые не хотят ни железного властителя, ни буйства революционных страстей, — писал он, — могут желать только прогресса умеренного и постепенных преобразований" (цит. по: с. 16). На рубеже XIX и XX столетия основные участники политической борьбы в России отвергли этот призыв маститого политолога; "хотелось, чтобы он был услышан в наши дни, когда проблема выбора исторического пути и национального согласия стоит не менее остро, чем на исходе XIX века" (с. 16).

В контексте современных политических реалий заслуживает нового прочтения и чичеринское учение о государстве. Воспитанный на идеях Гегеля, Чичерин считал государство воплощением нравственного начала, подчеркивая это приоритетное значение государства в жизни народа. Для него государство не сводилось к политическому аппарату или надстройке, призванной выполнять управленческие функции. Согласно Чичерину, государство —, это сам народ, объединенный с властью, которая выражает его интересы. Сильная государственная власть вовсе не исключает демократии. Напротив, государство становится сильнее, когда в нем господствует сила закона и авторитет права. Для Чичерина все формы государственного устройства были одинаково правомерны. Государство, реализующее себя в форме конституционной монархии, — такой виделась ученому наиболее благоприятная перспектива политического устройства России.

95.04.004

22

И хотя Чичерин был убежденным сторонником "смешанной формы" — конституционной монархии с двухпалатным парламентом, он неоднократно подчеркивал, что характер государственного устройства зависит от множества исторических факторов и поэтому унификация политической жизни различных народов неправомерна и невозможна. Он отмечал, что "общественные учреждения вытекают из исторических условий, из народного духа; он образуется с местными данными, со степенью развития, на которой стоит общество. Учреждения переплетаются со всем бытом народа, а потому и обсуждать их следует не отрешенно, а в связи с целой существующей системой" (цит. по: с. 17).

Заслуживают более подробного рассмотрения мысли Чичерина о бюрократии. Он считал, что чем более развиты общественные отношения, тем больших усилий требует административная деятельность. На стиль и методы управления государством влияют его размеры. Управленческий аппарат каждого государства складывается сам под влиянием потребностей исторического развития, уровня политической и общей культуры народа, религиозных и других традиций, господствующих в обществе. Вопрос о том, нужна или не нужна бюрократия, Чичерин заменяет другим: полезна или вредна централизация в государстве? Вредна, если под централизацией понимать делегирование центральным органам управления решение всех вопросов местной жизни, безусловное подчинение. Такая централизация не только вредна, но и опасна для высокоразвитых обществ, так как ведет к социальной апатии внизу и росту деспотических тенденций наверху. Но из этого не следует, что следует отказаться от централизации. Административная централизация необходимо входит в состав каждого государства, как бы мала ни была в нем центральная власть. Не следует забывать, что централизация служит самым сильным орудием объединения. Без ее уравновешивающей роли широкое самоуправление неизбежно ведет к сепаратизму и притеснению низших классов.

Свои надежды на обновление общественных отношений в России Чичерин связывал с земством, с новыми взаимоотношениями органов центральной власти и местной администрации. "Только существование земства, — писал он, — способно ввести бюрократию в должные границы, уменьшить ее недостатка и сделать полезным учреждением в государстве" (цит. по: с. 19).

Вопрос о соотношении центральной и местной власти Б. Н. Чичерин считал основным в области управления. Решение вопроса в пользу местной власти не снимает проблемы. Органы местного управления, руководствуясь своими интересами, могут производить в своих вотчинах произвол и притеснения частных лиц не в меньшей степени, чем это ранее делалось центральными властями. Рассматривая политику

как искусство маневрирования между крайностями, Чичерин предлагает путь подвижного равновесия, сочетания централизации и самоуправления в движении к той цели, которую наметило данное общество.

Ошибочно, отмечает автор, искать готовые рецепты в научном наследии Чичерина для решения современных российских проблем. Но учеба в творческой мастерской одного из наиболее авторитетных политических мыслителей XIX в. — это дело чрезвычайно полезное и необходимое для развития современной русской социологической мысли.

В последующих разделах книги автор последовательно рассматривает социологические, политологические воззрения Чичерина, его позицию в споре между славянофилами и западниками о принципах иностранного заимствования.

К. Ф. Загоруйко

95.04.005. МИХЕЕВ В. М. ТОТАЛИТАРНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ: АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ МЫСЛИТЕЛЯ XIX в. Н. Я. ДАНИЛЕВСКОГО (1822-1885) .— Брест: Заря над Бугом, 1994 .— 96 е.— Имен, указ.: с. 94-95.

Главный вывод философских раздумий Н. Я. Данилевского в его работе "Россия и Европа" состоит в том, отмечает автор, что руссхие, а вместе с ними и все славяне, наряду с другими народами имеют праг во на культурно-историческую самобытность, а Всеславянский союз есть единственная твердая почва, на которой она может взрасти. В понимании русского ученого, славянство — термин одного порядка с эллинизмом, латинством, европеизмом. Данилевский, развивая взгляды И. Киреевского, А. Хомякова, К. и И. Аксаковых, Ю. Самарина, А. Григорьева, считал, что девизом России должна быть экономическая назависимость и самостоятельность.

У России, согласно Данилевскому, две наиважнейшие задачи: во-первых, сохранить самобытность России, ее политическую и экономическую самостоятелыюсть; во-вторых, взять на свои "плечи" миссию защитника справедливости, имея в виду решение межгосударственных вопросов. Претворению в жизнь этих задач мешают Европа, "европей-ничанье" и восточный вопрос.

Тем не менее, отмечает автор, Данилевский не является сторонником "изоляционизма" русского народа, наоборот, га считает, что различие в политических принципах не может служить препятствием к дружбе правительства и народов, культурным контактам между ними.

Исходя из разработанной ям теории культурно-исторических ти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.