Научная статья на тему '95. 02. 068. Шихата И. Правовой режим иностранных инвестиций. Shihata I. F. I. legal treatment of foreign investment. - Dordrecht etc. : Nijhoff, 1993. - XVII, 468 p. - (the world Bank guidelines)'

95. 02. 068. Шихата И. Правовой режим иностранных инвестиций. Shihata I. F. I. legal treatment of foreign investment. - Dordrecht etc. : Nijhoff, 1993. - XVII, 468 p. - (the world Bank guidelines) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
-КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ -ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 02. 068. Шихата И. Правовой режим иностранных инвестиций. Shihata I. F. I. legal treatment of foreign investment. - Dordrecht etc. : Nijhoff, 1993. - XVII, 468 p. - (the world Bank guidelines)»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

ьот

I че

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.02.001-95.02.074

МОСКВА 1995

ным государственным регулированием экономики и иностранных вложений. Наличие глобальных олигополий является важнейшим фактором географического расширения зарубежных инвестиций.

Одним из главных отличий сферы услуг от промышленности является то, что некоторые услуги невозможно продавать на внешнем рынке, не перемещая за рубеж их производителей. Хотя развитие современной технологии позволяет решить многие из этих проблем (например, современные средства телекоммуникаций позволяют передавать дан- *" ные в любую точку мира), тем не менее в рассматриваемый период именно невозможность отделять услуги от их производства побудила многие компании создавать свои отделения и филиалы за рубежом.

Еще один немаловажный вывод исследования заключается в том, что либеральная политика принимающих стран в отношении иностранных инвестиций является существенным фактором их расширения. Не случайно в последние годы правительства многих стран осуществляют меры по либерализации доступа иностранных инвесторов в те отрасли и сферы услуг, которые прежде были закрыты для них.

А. И. Безруков

95.02.068. ШИХАТА И. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.

SHIHATA I. F. I. Legal treatment of foreign investment.— Dordrecht etc.: Nijhoff, 1993 XVir, 468 p. — (The World bank guidelines).

И. Шихата, египетский ученый, вице-президент Мирового банка и Генеральный секретарь Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (Вашингтон), возглавлял рабочую группу специалистов, готовившую окончательный вариант Руководящих принципов для иностранных инвестиций (Руководящих принципов), утвержденных в 1992 г. совместным комитетом МБРР и МВФ. В предлагаемой книге прослеживаются этапы.подготовки этого документа (его полный текст приведен на английском, французском и испанском языках), анализируются основные официальные материалы, использованные в ходе работы группы.

Первая часть книги посвящена общему анализу развития процессов международного инвестирования и особенностям формирования инвестиционного климата в принимающих странах. Резкое сокращение объемов международного банковского кредитования, особенно для развивающихся стран (PC), с 44,5 млрд. долл. в 1981 г. до 4,1 млрд. в 1990 г. усилило интерес к другим источникам частного капитала, и прежде всего к привлечению прямых и портфельных иностранных инвестиций. Объем прямых иностранных инвестиций в PC составил к 1992 г. 38 млрд. долл. против 500 млн. долл. в 1965 г. (с. 2). Автор

193

95.02.068

подчеркивает, что роль прямых инвестиций не ограничивается только получением определенных объемов капитала. Инвестиции ТНК обеспечивают для принимающих стран выгодные возможности для передачи технологий, приобретения управленческого опыта и подготовки персонала, а также доступ к экспортным рынкам, кредитам и информации. В целом иностранные прямые инвестиции могут способствовать повышению эффективности факторов экономического развития принимающих стран за счет модернизации производства, развития инфраструктуры и обеспечения условий для эффективной конкуренции.

И. Шихата отмечает, что рост объемов прямых инвестиций в мире во многом определяется режимом вывоза капитала в странах-донорах и инвестиционным климатом в принимающих странах. Для иностранного инвестора существенно важны такие факторы, как стабильная макроэкономическая обстановка в принимающей стране, наличие надежных и благоприятных условий в культурной и политической сферах, государственная политика, обеспечивающая возможности для нормального функционирования финансовых и регулирующих институтов, устойчивый налоговый режим и т. д. Важным условием "оздоровления" инвестиционного климата является характер национальной системы регулирования иностранных инвестиций, цель которой, по мнению автора, состоит в устранении барьеров на пути импорта товаров, услуг и технологии, обеспечении свободного обмена информацией и улучшении условий для конкуренции. Важно, чтобы "применяемые правила были понятными, обеспечивали честный и недискриминационный доступ инвестиций, ограничивали роль правительственных учреждений в принятии решений о капиталовложениях и не давали слишком больших полномочий государственным чиновникам" (с. 26). Необходимые ограничения должны быть хорошо аргументированными, иметь четкие формулировки, "честно применяться" и обеспечивать возможности для последующей апелляции.

На деле, однако, во многих странах не существует необходимого свода законов ("кодекса поведения"), регламентирующего деятель-. ность иностранных инвесторов. Именно понимание необходимости принятия таких кодексов во многих странах, в том числе в бывших ) социалистических, способствовало продвижению работы по созданию | унифицированных международных правил регламентации иностран-! ных прямых инвестиций, каковыми в итоге и стали Руководящие принципы Мирового банка. Автор прослеживает хронологию подготовки различных документов, предшествующих появлению этого унифицированного кодекса, характеризует юридические аспекты разрабатывавшихся положений и их соотношение с национальными законодательствами. Показана тесная взаимосвязь формулировок Руководящих принципов с решениями таких международных организаций, как ООН, 25-325

ГАТТ, ОЭСР и др., их корректировка сообразно позициям деловых кругов и отдельных государств. Приводя окончательную редакцию конкретных статей, автор предваряет их анализом всех предлагавшихся вариантов, что позволяет проследить эволюцию общей концепции регламентации прямых инвестиций, которая в итоге стала основой для Руководящих принципов.

Автор отмечает, что принятый документ в целом получил положительную оценку всех заинтересованных сторон, даже из числа тех, которые на предварительных стадиях его подготовки высказывали отрицательное отношение. В настоящее время Руководящие принципы часто квалифицируют как пример правильного подхода к проблемам регулирования прямых инвестиций, обеспечивающего сбалансированность правовых интересов иностранных инвесторов и принимающих стран. И хотя данный документ не относится к универсальному международному праву и юридически не имеет обязательной силы, он "будет оказывать влияние на национальные законодательства, многосторонние соглашения, юридические решения, арбитражные дела, отношение государств к иностранным инвесторам, а в перспективе — и на эволюцию частного международного права в этой сфере" (с. 152).

В заключительной части книги представлены обзоры ряда других авторов по проблемам, имеющим отношение к принятому документу. М. Калил, бывший спикер парламента Судана, на основе анализа 335 двусторонних соглашений о взаимных инвестициях рассматривает проблемы доступа иностранных капиталовложений в экономику различных стран. В обзоре доктора Венского университета Ф. Чофен предлагается анализ 26 многосторонних соглашений различного характера, заключенных в 1948-1991 гг. и имеющих отношение к проблемам иностранного инвестирования. Представитель Международного центра по разрешению инвестиционных споров А. Парра анализирует проблему регулирования иностранных инвестиций с помощью национальных "кодексов поведения" для иностранных инвесторов, принятых в 56 странах мира.

А. И. Безруков

95.02.069. СЕТХИ С. II. ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА КОРПОРАТИВНУЮ СТРАТЕГИЮ ТНК.

SETHI S. P. Multinational corporations and the impact of public advocacy on corporate strategy.— Boston etc.: Kluwer, 1994 .— XVI, 413 p. — (Iss. in business ethics; Vol. 6) .— Bibliogr.: p. 385-398.

Сотрудник Нью-Йоркского университета анализирует влияние общественного мнения на стратегию транснациональных компаний на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.