Научная статья на тему '95. 02. 032. Пономарев В. А. Феминистская критика науки и теологии как разновидностей интеллектуального труда. (научно-аналитический обзор)'

95. 02. 032. Пономарев В. А. Феминистская критика науки и теологии как разновидностей интеллектуального труда. (научно-аналитический обзор) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
112
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНА -И НАУКА / НАУКА -И ЖЕНЩИНА / СЕКСИЗМ / ФЕМИНИЗМ / ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 02. 032. Пономарев В. А. Феминистская критика науки и теологии как разновидностей интеллектуального труда. (научно-аналитический обзор)»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 3

ФИЛОСОФИЯ

2

издается с 1991г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,3 рефераты 95.02.001-95.02.041

МОСКВА 1995

роль знания и убеждения отражает более фундаментальные признаки социальной реальности. Будущее покажет, откроем ли мы киборгов в нас самих или только опыт непредставимых пока состояний сознания в рамках среды, моделируемой компьютерами.

А. И. Панченко

95.02.032. ПОНОМАРЕВ В. А. ФЕМИНИСТСКАЯ КРИТИКА НАУКИ И ТЕОЛОГИИ КАК РАЗНОВИДНОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА. (Научно-аналитический обзор).

В современном понимании "феминист — это человек, который не имеет предубеждений против других людей из-за их пола и своими действиями способствует политическому, экономическому, духовному и сексуальному равноправию женщин" (15, с. 7). Для большинства населения развитых стран феминистское мировоззрение становится сегодня необходимым компонентом демократического сознания.

Уже тривиальным в феминистской среде стало убеждение в мужской ориентации западной культуры. В конце 60-х годов американцами вводится в обиход столь популярный ныне термин "сексизм". Созданный по аналогии с понятием "расизм", он означает "систему и практику дискриминации против личности по причине пола" (15, с. 292). В развернутом виде сексизм есть система установок, оправдывающих социальное неравенство женщин ссылками на врожденные пороки женской природы, якобы делающие женщину неспособной к участию в культурном, научном и социальном творчестве. Сексизм считается преобладающей социально-психологической установкой современного социума.

Одной из базовых феминистских идей является патриархальность общества. В светском феминизме под патриархальностью понимается "универсальная политическая структура, дающая привилегии мужчинам за счет женщин" (15, с. 242), или иерархия социальных отношений, основанная на "мужских традициях взаимной солидарности, их силе, контроле за женщиной, ее трудом, сексуальностью и материнством" (1, с. 3). Сходная точка зрения бытует и в христианском феминизме, где патриархальность считается "базовой дескриптивной моделью" феминистского анализа, позволяющей "концептуализировать взаимодействие сексизма, расизма, классового подхода и милитаристского колониализма" , внешне проя ляющегося в виде "мужской пирамиды... угнетения женщин в терминах класса, расы, страны или религии..." (5, с. 127). Некоторые из феминистов, находя данный термин неудовлетворительным, предлагают альтернативные выражения этой базовой идеи: "тендерная система", "планетарная мужская ассоциация", "фал-лократия" или просто "сексизм" (15, с. 243).

Необходимой составной частью разработки феминистской теории стал анализ понятия пола Феминистские теоретики различают биологический пол ("sex") как совокупность анатомических особенностей и социальный пол ("gender") как социокультурную характеристику, обусловливающую не только стиль поведения и одежды, но и психологические качества, способности, профессии и т д Именно в последнем смысле следует расценивать замечание Симоны де Бовуар "Женщиной не рождаются, женщиной становятся", — сделанное ею еще в 1949 г в книге "Второй пол", в которой черпали вдохновение многие последующие феминисты, увидевшие в биологическом обосновании социальных различий между полами угрозу отрицания женской человечности Это понимание стало отправной точкой современной феминистской критики науки и теологии как разновидностей интеллектуального труда

Наука, нацеленная на познание сущности, считается синонимом объективности В то же время она выступает орудием бессмысленного и опасного технологического варварства, политического авантюризма, милитаризма и насилия Феминисты задаются вопросом — имеет ли эта ее неблаговидная роль отношение к самой сущности науки или она как-то навязывается ей7 Для ответа на этот вопрос предлагается проанализировать внутреннюю ситуацию в науке

Судя по требованиям, которые наука предъявляет личным качествам человека, она является главным образом мужским делом Способность к риску, самоуверенность, стремление к первенству, карьеризм, честолюбие, хладнокровие перед лицом неудач, смелость в поиске новых путей суть, несомненно, черты характера, на которые ориентируется мужское воспитание (3, с 16) Кроме того, атмосфера науки, предъявляя жесткие требования к работе интеллекта, совершенно чужда эмоциональности Это обстоятельство позволило Эвелин Келлер заключить, что сущность мужественности состоит скорее в уме, чем в теле, и женщина в науке должна "думать, как мужчина" (8, с 238) А поскольку "научное исследование становится ареной конкуренции за власть и почести не в меньшей степени, чем сферы бизнеса и политики " (11, с 23), то в эту конкуренцию вынуждены вступать и женщины в попытке уподобиться другому полу Погоня за успехом, стремление во что бы то ни стало утвердиться на научном поприще, соответствующие "мужским" нормам, заметно снижают общий уровень науки Отмечается, что "система академической науки слишком часто порождает посредственность, конформизм, страх, отчуждение, депрессию " (11, с 25)

Миф о нейтральности науки — доминирующая тема феминистских исследований Наука не выглядит ни бесполой, ни бесклассовой С точки зрения Хилари Роуз, "трудность науки и технологии в том, что они интегральны не только для системы капиталистического домини-

рования, но и для системы патриархального господства" (12, с 74) Феминисты не устают повторять, что наука, которая не может обойтись без женщин, отводит им второстепенную роль Специфическая среда науки и техники поддерживает предубеждение к женским способностям, внушенное лицам обоего пола в процессе социализации Последний детерминирует стандартизацию половых ролей в общественном сознании столь эффективно, что у женщин формируется весьма низкий уровень притязания в "мужских" сферах Маскулинизированная идеология и культура навязывают представление о неоспоримом мужском лидерстве во всех публичных сферах человеческой деятельности, включая науку "Поддержание значительного числа работающих в науке женщин на нижних уровнях этой профессии оказывается исключительно важным условием успешной деятельности ученых-мужчин, берущих верх над женской неприметностью, инертностью, готовностью к самопожертвованию и готовых выдать достижения подчиненных женщин за свои собственные" (11, с 21) Например, опыты Розалин Франклин по структурному анализу ДНК были одобрены и использованы Уилкинсом, Уотсоном и Криком, которые отказали ей в способности правильно интерпретировать их (3, с 17) Таким образом, женская судьба — быть рядовыми в армии науки для выполнения необходимой рутинной работы

Ученые, как и прочие граждане, не защищены от политических и культурных влияний Возможность влиять на науку извне порождает в феминистских кругах надежду на то воздействие, которое женское движение может оказать на науку Имеются в виду положения самой программы феминизма фактическое, а не формальное равенство женщин в науке, моральная реформация в мире науки, гуманизация ее целей, реставрация связей науки с общечеловеческими ценностями, приоритет общественных интересов перед узконаучными, устранение из научной духовной атмосферы патриархальных предрассудков Средствами такого воздействия должны стать изменения программ обучения и воспитания будущих ученых, в которых важнейшая роль отводится гуманитарному циклу курсам по этике, истории культуры, социологии науки и общефилософским дисциплинам Излечив болезни науки, считают феминисты, можно надеяться на социальные улучшения в целом В создании более духовных и гуманных отношений в научных коллективах особая миссия возлагается на ученых-женщин "Патриархальная наука должна получить взбадривающий импульс, и феминизм может помочь ей в этом" (11, с 38)

Для решения этих задач выдвигается нетрадиционный принцип разделения труда "между рукой, мозгом и сердцем", делающего возможным "новое научное знание и технологию, которые дадут возможность человечеству жить скорее в гармонии, чем в антагонизме

с природой, включая и человеческую природу" (12, с. 73-74). Отдавая должное марксистскому анализу угнетений женщин при капитализме, феминисты обвиняют марксизм в "андроцентрической озабоченности" из-за его "исторически мужского отношения к производству" (12, с. 83). Отдавая приоритет производству, марксизм игнорирует другую материальную необходимость истории — воспроизводство человека как социальный процесс со своим скрытым разделением труда. Производство людей качественно отлично от производства вещей, указывают феминисты, ибо требует "эмоционального, заботливого труда", сущность которого проясняется "идеологически насыщенным термином "любовь" (там же). Имеется в виду не та любовь, которая считается единственной формой женской духовности в традиционной культуре, где женщина отождествляется только с телом, а мужчина — с духовностью вообще. "Теоретическое признание заботливого труда, — считает X. Роуз, — необходимо для любого адекватного материалистического анализа науки и является критической предпосылкой для альтернативных эпистемологии и метода, которые помогут нам создать новую науку и новую технологию" (12, с. 73). Поскольку "заботливый труд" является скрытым разделением труда, то и производство человека является отчужденным по своей сути. Поэтому "диалектическое отношение между обеими системами производства... содержит в себе объяснение не только того, почему так мало женщин в науке, но и того, что даже более важно, почему научное знание столь абстрактно и деперсонализировано" (12, с. 84).

Предполагается, что важным вкладом в науку будущего станет феминистская эпистемология, указывающая на наличие и возможность раскрытия особых женских форм познания, соответствующих роли женщин в обществе. "Абстрактный материализм должен уступить место такому представлению об объективной реальности, которое было бы неотделимо от женского взгляда на мир" (13, с. 57). Утверждается, что "феминистская методология стремится свести вместе субъективные и объективные пути познания мира" (12, с. 87). Разделение субъекта и объекта, мышления и эмоций, знания и социально-исторического контекста объявляются несовместимыми с человеческой природой. Мир вряд ли может быть понят с помощью привычных эмпирических методов. Однако не все феминисты считают, что от понятия точного и объективного знания следует отказаться. Скорее надо говорить о том, что мужская точка зрения в науке противоречит объективности. Женская ориентация в науке, считают они, раскрывает большие возможности на пути к достоверному знанию, поскольку женское представление о реальности более беспристрастно: женщина не заинтересована в мистификации ее в силу своего подчиненного социального положения.

Несмотря на успехи женского движения в целом, феминисты, раз-

рабатывающие тему "женщины и наука", прекрасно понимают, что находятся лишь в начале долгого и трудного пути. Преодоление патриархальных стереотипов осложняется тем, что изначально "западная конструкция разума и рациональности была представлена внутри структур доминирования" (6, с. 26). Прошлое продолжает детерминировать настоящее, и хотя с рассматриваемой темы снято табу, она "обсуждается в форме, которая эффективно гарантирует маргиналь-ность положения женщин в науке" (2, с. 82).

Идея интеллектуального превосходства мужчин наиболее прямолинейно, по мнению религиозных феминистов, проводилась в сфере теологии. Квалифицируя теологию как "интеллектуально жизненную дисциплину", они в то же время постоянно подчеркивают ее неадекватность жизненным реалиям, отмечая, что церковь с ее помощью всегда содействовала угнетению женщин. Феминистские теологи единодушно осуждают официальное богословие за то, что оно подчас идентифицирует женщин и зло, лишает их полноты образа Божьего, акцентирует женскую вторичность и подчиненность. Христианская этика обвиняется в том, что она всегда "предлагала теории справедливости, которые систематически исключали возможность критики сексизма..." (4, с. 53). Традиционная теология по-прежнему патриархальна, небеса являются "мужским владением", поэтому женщины обращают гнев на те религии, которые считают нужным "обеспечить моральное руководство и освобождение, но вместо этого усиливают... сексистское угнетение" (9, с. 329). Патриархальность теологии обусловлена историческим засильем в ней мужчин: создание, отбор, переписка и сохранение священных текстов и богословских трудов, как и теологическое образование, во все времена были исключительно мужской прерогативой По грустному признанию Элизабет Фиоренцы, "в современных христианских структурах и теологиях женщины никогда не смогут быть более чем маргинальными существами" (7, с. 34).

Постоянным центром внимания феминистской критики является Библия. Многие теологи-феминисты разделяют мнение, что откровение Божье выражено в языке и образах, отражающих патриархально-сексистскую культуру с ее маскулинистским уклоном и предубеждениями Ряд авторов в своей критике сексистского языка теологии и Библии доходят до констатации прямого соответствия между структурами андроцентрического общества и структурами языка. Этот вывод резонирует с идеей советского лингвиста 30-40-х годов Н. Я. Марра о том, что язык — это идеология, ибо эволюция языков соответствует эволюции власти, а языки пролетариев имеют общие черты. Отсюда один шаг до утверждения, что языки женщин, угнетаемых мужчинами во всем мире, имеют нечто общее. Это — "смягченная версия марризма" в феминистской среде (14, с. 129).

Наибольшие разногласия вызывает содержание Библии, спектр оценок которого простирается от его безусловного признания (в так называемом "утвердительном фиминизме") до категорического отказа от него и призыва к созданию нового, несексистского канона (в "сепаратистском феминизме") (10, с 213)

Радикальное крыло призывает к полной трансформации традиционного богословия, в рамках которого интеллектуальный потенциал женщин либо остается невостребованным, либо нейтрализуется. Осуществление "теологической конверсии" требует решения двух взаимосвязанных задач: реализации женщин в качестве полноправных субъектов и объектов теологического процесса.

Так как официальное богословие строилось на опыте мужчин, то решение этих задач, считают феминисты, невозможно без введения понятия "опыт женщин", ибо "отсутствие какой-либо традиции, которая резонирует с их опытом является одним из наиболее коварных аспектов западной культуры" (9, с 329). (Содержание этого понятия обрисовывается скорее интуитивно, ибо, по признанию самих феминистов, удовлетворительного определения ему не предложено ) Опровержение тезиса о том, что женский опыт не имеет отношения к интеллектуальному труду, легло в фундамент здания феминистской теологии Реформаторское крыло последней ограничивается требованием, что истинная теология должна отражать полный человеческий опыт Радикалы же на основе только женского опыта и силами самих женщин предлагают создать "новую религиозную Вселенную", в которой место "трансцендентного" Бога-отца занимает "имманентная" Богиня-мать (там же) Культ Богини, уверяют они, сводит иерархию к минимуму и помещает тело на равное основание с интеллектом

Вхождение женщин в круг теологов оценивается феминистами неоднозначно С одной стороны, это приветствуется как зримый результат борьбы за равноправие С другой — проникновение в эту традиционно мужскую сферу само по себе проблемы не решает "Присутствие немногих женщин в мужском заповеднике", или "токенизм" (от англ "token" — знак, символ) (15, с 325), считается не просто символическим жестом мужского истеблишмента, озабоченного сохранением статус-кво, но порождает иллюзорные надежды у прочих женщин, не осознающих, что повсюду им доступны лишь позволенные ниши "Когда сегодня женщины выбирают профессию теолога, — пишет Э Фи-оренца, — они функционируют главным образом как "видимости", не мешающие мужским сознанию и структурам, либо относятся к "младшим коллегам", зависящим от своих учителей, к ассистентам секретарям, матерям сексуальным партнерам, но их очень редко считают теологическими авторитетами Когда они требуют, чтобы их принимали на равных, их нередко называют "агрессивными", "сумасшед-

шими" или "неучеными" (7, с 38) Академический контекст разработки теологии приводит к тому, что "соревнование, престиж, продвижение по службе, количество публикаций и прием в профессиональные общества часто являются главными мотивациями для членов теологической гильдии" (там же, с 37).

Выступая против так называемой объективности и нейтральности академического богословия, феминисты подчеркивают, что теология всегда служит определенным целям Для преодоления "теологического женоненавистничества" женщины должны переписать христианскую традицию и теологию так, чтобы они стали не только "его" рассказом, но и "ее" рассказом. Феминистская теология, будучи критической по своей сути, способна интегрировать традиционно разделенные по признаку пола интеллектуально-публичные и личностно-эмоциональные сферы благодаря введению новых символов, образов и смыслов христианской традиции В церковной практике гармоничное сочетание этих сфер феминисты видят в рукоположении женщин в сан священника, для обоснования чего выдвигается тезис о том, что мужская природа, в которую воплотился Бог-сын, является чисто внешней и случайной Особо подчеркивается тождественность сострадания, отзывчивости, любви и других феминистских ценностей важнейшим христианским ценностям

Феминисты требуют расширения масштаба женского теологического образования, в то же время отмечая, что женщины неохотно идут в теологию, ибо их пугают трудные методологические вопросы, необходимость овладения древними языками и т д. Кроме того, говорят они, феминистская теология — дисциплина зарождающаяся, а женщины более подвержены традициям, внушавшим им идеи собственной неполноценности, интеллектуальной отсталости и недоверия друг к другу

В решении проблемы "женщины как объект теологии" исходным пунктом является общефеминистский тезис о том, что история общества должна стать историей большинства В феминистских трудах даются альтернативные оценки женских персонажей Библии, доказывается, что среди учеников Иисуса именно женщины образуют "верный остаток", переосмысливается роль и значение женщин-святых, подчеркивается более высокое положение женщин в раннехристианских общинах Считается, что задачу реинтерпретации христианской традиции и Писания могут выполнить лишь теологи-женщины, способные сделать это через призму опыта своих предшественниц и своего собственного опыта, источник которого — социальное и культурное подавление женщин в прошлом и настоящем Это должно стать эффективным противовесом попыткам официальной теологии манипулировать Библией, используя ее авторитет в качестве бо-

10-823

жественной санкции при недооценке умственных способностей женщин

Проблемы, затронутые феминистами при обсуждении темы женского участия в интеллектуальной деятельности, не являются надуманными, хотя предлагаемые для их решения средства подчас довольно спорны Несмотря на то, что наука и теология весьма далеки друг от друга, феминистский подход к их анализу имеет ряд общих черт И светские, и религиозные феминисты связывают низкий уровень женских притязаний в различных областях интеллектуальной деятельности с культурно и идеологически обусловленной стандартизацией половых ролей Большинство из них убеждены, что половая дифференциация лежит в основе профессиональных, классовых и прочих общественных различий Повсеместно проводится мысль о том, что всякий интеллектуальный труд есть частный случай мужской работы, т е относится к сексистской профессии, в которой женщины в лучшем случае играют роль средства Налицо стремление объявить женщин активными субъектами науки и теологии, призванными выполнить высокую миссию по очищению и обновлению этих сфер человеческой деятельности Большинство феминистов единодушны в том, что простая интеграция в исконно мужские области не может рассматриваться как программа-максимум, ибо создает иллюзию открытости патриархальных общественных институтов и равного представительства в них И религиозные, и светские феминисты не верят в объективность теологии и науки, соответственно приходя к выводу о необходимости реформирования их с целью гуманизации Достижение последнего видится в последовательном внесении феминистских ценностей и специфически женской точки зрения на почву интеллектуального труда

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Андреева. А А Некоторые проблемы феминистической философии // Рекол журн Вестник Санкт-Петербург гос ун-та Сер № 6 — СПб , 1992 — 7 с Деп в ИНИОН РАН M 47242 от 4 11 92 г

2 Васильева Э П Феминизм и наука // Феминизм перспективы социального знания — M ИНИОН РАН, 1992 — С 77-83

3 Порус В H Феминистская критика науки // Там же — С 15-35

4 Farley M A New patterns of relationship Beginning of a moral revolution // Woman New dimensions — N Y etc , 1977 — P 51-70

5 Fiorenza E S The will to choose or to reject Continuing our critical work // Feminist interpretation of the Bible — Oxford, 1985 — P 125-136

6 Fiorenza E S Text as reality — reality as text The problem of a feminist interpretation based on texts // Studia theologica— Oslo, 1989 — Ml — P 19-31

7 Fiorenza E S Feminist teology as a critical theory of liberation // Women New dimensions — N Y etc , 1977 — P 29-50

8 Keller E F Feminist perspectives on science studies // Sciences, technology a human values — Cambridge, 1988 — Vol 13, № 3/4 — P 235-249

9 Landes P F Book reviews // Signs — Chicago, 1980 — Vol 6, № 2 — P 326-327

10 Mannion M F The church and voices of feminism // America— N Y , 1991 — Vol 165, № 9, Oct 5 — P 212-216, 228-229

11 Namenwirth M Sciences seen through a feminist epistemology // Feminist approaches to science — NY etc , 1986 — P 18-41

12 Rose H Hand, brain and heart A feminist epistemology for the natural sciences // Signs — Chicago, 1983 — Vol 9, № 1 — P 73-90

13 Rose H Beyond masculinism realities // Feminist approaches to science — N Y etc , 1986 — P 57-75

14 Tavard G H Sexist language in theology7 // Woman New dimensions — N Y etc , 1977 — P 124-148

15 Tuttle L Encyclopedia of feminism — N Y , Oxford Facts on File, 1986 — 400 p

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.