Научная статья на тему '95. 01. 062. Кондит Ф. М. В центре внимания - потребитель: опыт "Боинга". Condit Ph. M. focusing on the customer: how Boeing does it // Research-technology management. - Lancaster, 1994. - Vol. 37, № 1. - p. 33-44'

95. 01. 062. Кондит Ф. М. В центре внимания - потребитель: опыт "Боинга". Condit Ph. M. focusing on the customer: how Boeing does it // Research-technology management. - Lancaster, 1994. - Vol. 37, № 1. - p. 33-44 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
-УПРАВЛЕНИЕ -- - США / -США - - УПРАВЛЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 01. 062. Кондит Ф. М. В центре внимания - потребитель: опыт "Боинга". Condit Ph. M. focusing on the customer: how Boeing does it // Research-technology management. - Lancaster, 1994. - Vol. 37, № 1. - p. 33-44»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

1

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.01.001-95.01.100

МОСКВА 1995

ализацией товаров и услуг. На Российскую ассоциацию маркетинга целесообразно возложить решение следующих задач: содействие своим членам в разработке и практической реализации комплексной концепции или отдельных элементов технологии маркетинга применительно к системе управления экономикой в России; обеспечение методической помощи и информационно-консультационных услуг по вопросам практического применения маркетинга; непосредственное участие в проведении маркетинговых и рекламных мероприятий.

К информационному обеспечению маркетинговых систем авторы относят все виды сообщений (устные, письменные, графические и др.), позволяющие на основе полученной информации осуществлять процесс организационно-экономического управления. Под потоком экономической информации, занимающей основной объем в маркетинге, авторы понимают гамму сообщений, взаимодействующих и связанных между . собой, распределяемых в данной маркетинговой системе для осуществления процессов ее управления.

Далее в книге дается параметрическая (количественная) характеристика потоков информации в маркетинге, методы расчета объемов информационно-аналитических работ в маркетинге на примере ИТР, термины и основные понятия рыночных отношений, графическая иллюстрация маркетинговых систем.

В. И. Шабаева

95.01.062. КОНДИТ Ф. М. В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ — ПОТРЕБИТЕЛЬ: ОПЫТ "БОИНГА".

CONDIT Ph. М. Focusing оп the customer: How Boeing does ¡t // Reeearch-technology management. — Lancaster, 1994 .— Vol. 37, № 1 .— P. 33-44.

Автор, президент крупнейшей американской авиастроительной корпорации "Боинг", анализирует принципы управления процессами конструирования, разработки и производства продукции, ориентированные на потребителя, на примере создания транспортного самолета "Боинг-777". Он отмечает, что реальностью сегодняшней глобальной конкуренции является потребитель, предъявляющий все возрастающие требования к качеству товаров и услуг и быстро ориентирующийся в том, каким должен быть их уровень "мирового класса". В этих условиях достижение успеха связано с четкой ориентацией НИОКР на потребителей, их перспективные запросы. "В действительности необходимо знать о своих потребителях больше, чем они сами знают о себе" (с. 33).

Существует несколько путей повышения потребительской ценности продукта: повышение его характеристик, качества, улучшение об-

служивания, снижение стоимости. Эффективность НИОКР, любого проекта или программы должна измеряться их результатом с точки зрения роста потребительской ценности продукции или создания новой продукции, повышающей степень удовлетворения потребительских запросов.

Автор подчеркивает, что производственный потенциал, технология, методы производства становятся стратегическим ресурсом. Мировой опыт показывает, что зачастую выигрывает не изобретатель, & тот, кто сумел освоить более дешевое и качественное производство. Опыт "Боинга" по созданию реактивных транспортных самолетов в этом отношении также показателен. За последние два десятилетия "Боинг" захватил 55-60% мирового рынка коммерческого самолетостроения (с. 34). Причиной этого успеха, по мнению автора, является способность лучше, чем конкуренты, приспособить технологию к запросам потребителей, даже не будучи всегда передовиком в разработке и использовании новой технологии. История авиастроения богата примерами блестящих новых технологий, ставших коммерческой неудаг чей, наиболее яркий из которых — сверхзвуковой "Конкорд". Руководство "Боинга" связывает свой успех с тем, что внимательно прислушивалось к пожеланиям потребителей — авиатранспортных компаний, запросы которых все чаще выражаются в экономических категориях, поскольку их успех в условиях современной конкуренции все в большей мере зависит от их эффективности и гибкости.

Разработка модели "Боинг-777" послужила прекрасным опытом использования передовой технологии с целью удовлетворения потребительского спроса. Миллиардные затраты на проект требовали полной уверенности в том, что изделие отвечает всем требованиям- Эти огромные инвестиции в то же время не должны нанести ущерб долгосрочной конкурентоспособности фирмы. Бели расчеты верны, то семейство самолетов на основе базовой модели "Боинг-777" будет приносить доход в течение 25-30 лет (с. 34).

Но не технологические достижения, а изучение запросов потребителей — авиатранспортных компаний было положено в основу процесса конструирования. За два года до фактического начала разработки были собраны мнения и пожелания ряда важнейших авиатранспортных компаний различных регионов мира. В 1989 г. были организованы встречи с техническими специалистами и плановиками потенциальных фирм-потребителей США, Европы и Азии, с тем ч'гобы получить ответы на основные вопросы, касающиеся параметров и эксплуатационных характеристик самолета. Хотя первоначально один из вариантов состоял в модификации модели "Боинг-767"; было принято решение о запуске принципиально новой базовой модели.

Начиная проект, руководство хотело не только создать самый пе-

редовой самолет, но и усовершенствовать сам процесс разработки и освоения производства самолетов. При этом исходили из необходимости совершенствования всего процесса разработки-производства для выпуска совершенного изделия по приемлемой себестоимости.

В прошлом дополнительные затраты в процессе разработки новой модели возникали в результате вносимых в конструкцию изменений, коррекции ошибок и переделок. Чтобы устранить недостатки этого процесса, были использованы два метода. Во-первых, были применены конструкторско-производственные группы ("команды"), включающие сотрудников инженерно-конструкторских, финансовых, технологически х, производственных подразделений, подразделений по обслуживанию потребителей, поставщиков, а также самих потребителей. Эти группы проводили анализ конструкций с различных точек зрения до того, как они передавались в производство, меняя тем самым классический линейный процесс передачи конструкции из инженерных в производственные подразделения и затем потребителю. В результате продукт их работы удовлетворял требованиям как потребителя, так и производства, одновременно учитывая затраты. Такой межфункциональный подход должен обеспечить выпуск эффективного как по параметрам, так и по себестоимости изделия, а также его качество и надежность.

Во-вторых, в работе этих групп использовались мощные компьютеры, осуществляющие "безбумажное" конструирование. Такое совершенствование технологии конструирования потребовало значительных капиталовложений в компьютерную технологию, но это вложения в будущее, отмечает автор (с. 35). Программа "Боинг-777" имеет более 2 тыс. автоматизированных конструкторских рабочих мест и оперирует крупнейшей в мире универсальной сетью ЭВМ из восьми связанных суперкомпьютеров, содержащей около трех терабайт информации. Все это не только сократило ошибки конструирования, но и улучшило процессы производства. Обратная связь между конструкторами и технологами помогает создать более совершенное изделие.

Одним из средств повышения качества продукции служит стратегия расширения участия, мотивации персонала. Групповой межфункциональный подход, стимулирующий обмен идеями, получил дальнейшее развитие в самом процессе производства в создании комплексных производственных бригад. Кроме того, проводятся регуляр-нйе встречи, собрания управленческого и производственного персонала.

Постоянно планируется повышение надежности эксплуатации и улучшение эксплуатационного обслуживания продукции "Боинга". Одновременно "Боинг" продолжает перспективные исследования, используя анализ идей потребителей. Среди основяых направлений — 16-3917

самолет "Суперджамбо" вместимостью 600-800 пассажиров, новое поколение сверхзвуковых реактивных пассажиров самолетов.

В заключение автор еще раз подчеркивает, что успех "Боинга" связан с успехом его потребителей — авиатранспортных компаний. "Мы не можем рассчитывать на собственную прибыльность, если не будем конструировать и производить такую продукцию, которая предоставит им конкурентные возможности, необходимые для их роста и процветания". Варианты решений различны — от незначительных изменений освоенных моделей до принципиально новых изделий. Будущее фирмы зависит от способности учитывать запросы потребителей н строить свои приоритеты в зависимости от приоритетов потребителей (с. 37).

И. Г. Минервин

95.01.063. КОТТЕР ДЖ. П., ХЕСКЕТТ ДЖ. Л. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И РЕЗУЛЬТАТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

KOTTER J. P., HESKETT J. L. Corporate culture and performance. — N. Y.: Free prese. 1992. — VIII, 214 p. — Bibliogr.: p. 199-203.

Авторы, профессора Гарвардской школы бизнеса, на основании исследования более 200 фирм, в том числе таких, как "Хьюлетт-Паккард", "Ксерокс", "Ай-Си-Ай", "Ниссан", анализируют влияние управленческой, производственной культуры корпораций на результат ты их хозяйственной деятельности, типы культуры и причины их возникновения, пути преодоления неэффективной культуры, роль руководства.

Авторы выделяют два уровня культуры в организации, подверженные взаимовлиянию. Более глубокий, скрытый н устойчивый к изменениям уровень составляют ценностные установки, важные заботы, цели, разделяемые большинством членов организации и определяющие поведение этой группы людей. На более явном и изменяемом уровне культура организации представляет типы, стиль, групповые нормы поведения, т. е. общие или господствующие способы действий, воспринимаемые новыми членами организации, поскольку поощряются те, кто следует им, и наказываются те, кто не следует (с. 4-5).

Культура делового предприятия, так же как его стратегия и структура, таким образом, играет важную направляющую роль относительно поведения'его работников. При этом несовпадение стратегии и культуры делает затруднительным успешную реализацию стратегии. То же относится к формальной структуре, несоответствие которой организационной культуре привадит к изменению поведения или возникновению неформальной структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.