Научная статья на тему '95. 0. 1. 041. Корнеева М. В. Налоговая система современной экономики // налоги и приватизация в условиях перехода к рыночной экономике: (пособия для предпринимателей) / РАН. Ин-т мировой экономики и между нар. Отношений; отв. Ред. Назарев-ский В. А. - М. , 1993. - С. 3-60'

95. 0. 1. 041. Корнеева М. В. Налоговая система современной экономики // налоги и приватизация в условиях перехода к рыночной экономике: (пособия для предпринимателей) / РАН. Ин-т мировой экономики и между нар. Отношений; отв. Ред. Назарев-ский В. А. - М. , 1993. - С. 3-60 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
-ПРИВАТИЗАЦИЯ -РФ / -НАЛОГИ -РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 0. 1. 041. Корнеева М. В. Налоговая система современной экономики // налоги и приватизация в условиях перехода к рыночной экономике: (пособия для предпринимателей) / РАН. Ин-т мировой экономики и между нар. Отношений; отв. Ред. Назарев-ский В. А. - М. , 1993. - С. 3-60»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

1

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.01.001-95.01.100

МОСКВА 1995

75

95.01.041

нии кредита, проведении переговоров об изменении условий кредитования и т. д. Следует помнить, что, как правило, анализ валовых показателей имеет мало смысла, гораздо важнее определить их структуру и динамику. Результаты анализа должны быть основой для переговоров между банками и их клиентами-предприятиями.

Л.А. Зубченко

95.0.1.041. КОРНЕЕВА М. В. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ // Налоги и приватизация в условиях перехода к рыночной экономике: (Пособия для предпринимателей) / РАН. Ин-т мировой экономики и между нар. отношений; Отв. ред. Назарев-ский В. А. — М., 1993. — С. 3-60.

Работа представляет собой информационно-аналитическое исследование действующей в России системы налогообложения юридических лиц и возможностей легальной минимизации налогов.

Неправильный учет налогового фактора, отмечает автор, может привести к неблагоприятным последствиям для финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. Напротив, грамотное использование имеющихся налоговых льгот позволяет сэкономить на налогах и высвободить дополнительные финансовые ресурсы. Задача налогового планирования, которое широко практикуется на Западе, состоит в том, чтобы правильно использовать законные методы для максимального сокращения налоговых выплат. Крупные западные корпорации содержат специальные службы по налоговому планированию, а основная масса мелких и средних компаний широко пользуется соответствующими услугами частных консультантов и банков.

В условиях современной рыночной экономики налоговая система представляет собой сложную комбинацию разнообразных инструментов, затрагивающих все стороны экономической жизни. Ее воздействие на экономику можно рассматривать на двух уровнях — макро- и микроэкономическом. На микроуровне объектами налогового регулирования являются совокупный спрос и предложение, темпы накопления капитала и уровень потребления, структура экономики, бюджетный дефицит и т. д. Воздействие налогов на экономику и обратная связь выражаются статистически в пропорциональности прироста налоговых поступлений и прироста ВНП. Изменения в воспроизводственном процессе влекут за собой перемены в налоговой сфере и наоборот.

Система автоматических стабилизаторов, т. е. мер налоговой политики, действующих постоянно в соответствии с налоговым законодательством, состоит из шкалы ставок налогов, из систем определения базы налогообложения, из действующих льгот. Если эта система хорошо отрегулирована, то по мере роста национального продукта в

95.01.041

76

период подъема налоговые поступления автоматически возрастают и, как правило, замедляют или предотвращают перегрев экономики. Напротив, в период спада налоговые поступления сокращаются, и это смягчает вхождение в кризис.

При построении механизма налогового регулирования следует учитывать фактор времени и принимать во внимание три временных лага — распознавания, административный и функциональный. Первый связан с определением направления развития экономики. Второй определен процедурой разработки и принятия налогового закона, который занимает значительный период времени. Третий возникает вследствие разницы между моментом введения новых налоговых правил и моментом получения от них отдачи.

Каждый вид налога оказывает свое воздействие на совокупный спрос и предложение. Так, подоходный налог мобилизует часть доходов населения. Увеличивая его, государство сокращает платежеспособный спрос. Аккумулируемые бюджетом средства идут на погашение бюджетного дефицита. Создаются предпосылки для сдерживания инфляции. Налог на прибыль корпораций влияет на производственное потребление, увеличивая или уменьшая инвестиции и, следовательно, норму накопления. Он подталкивает предпринимателей к ведению НИОКР, к структурной перестройке, внедрению новых продуктов и технологий и т. д.

Самое большое влияние оказывают разнообразные налоговые льготы. Основная — это скидка на амортизацию, входящая в издержки производства и предназначенная для восстановления основного капитала. Помимо льгот, уменьшающих налогооблагаемый доход, существует система скидок из налогооблагаемой прибыли и различные налоговые кредиты, уменьшающие саму сумму налогов. Предприятия отдельных отраслей могут иметь специфические налоговые льготы.

Косвенные налоги в основном служат источником дохода для бюджета. Они увеличивают цену товара, и фактически их оплачивает потребитель, что приводит к сокращению спроса ва определенные товары. Эти налоги ведут к росту цен и подстегивают инфляцию. Сокращая потребление, они могут стимулировать сбережения и вызвать рост инвестиций.

Анализируя налоговую систему РФ в условиях перехода к рынку, автор подробно характеризует порядок начисления основных налогов — прямых (на прибыль предприятия, на доходы банков, на доходы от страховой деятельности, на имущество предприятий) и косвенных (на добавленную стоимость и акцизы), а также предусмотренные законом льготы, изменения и дополнения налогового законодательства. Автор рекомендует предприятиям с самого начала своей деятельности проводить налоговое планирование. В процессе планирования должно

77

95 01 041

быть принято решение, во-первых, о наиболее выгодном месте регистрации самой компании, его органов и отделов; во-вторых, о наиболее выгодной юридической форме компании; в-третьих, о наиболее полном использовании налоговых льгот при определении облагаемого дохода и прибыли; в'-четвертых, о наиболее рациональном размещении полученной прибыли с точки зрения налогообложения.

В настоящее время налоговое планирование в РФ затруднено, что имеет вполне четкие объяснения. Во-первых, это несовершенство самой налоговой системы, ее излишняя громоздкость, непродуманность вносимых« нее многочисленных изменений и т. д. Во-вторых, компаниям гораздо проще незаконными методами уходить от уплаты налогов, чем показывать наличие прибыли. В-третьих, отсутствие широкого круга специалистов по налоговому планированию препятствует созданию рынка данного вида услуг.

По мере своего развития система налогообложения в России постепенно все в большей степени учитывает опыт и нормы стран с рыночной экономикой, объединенных в ОЭСР. С формальной точки зрения, ставки налогообложения прибыли в России не являются завышенными и находятся приблизительно на таком же уровне, как в Великобритании и во Франции. Однако состояние современной российской экономики существенно отличается от состояния стран Запада, и это обстоятельство следует учитывать при оценке уровня налогообложения прибыли. Реальный подход требует принять во внимание наличие массы всевозможных поборов, от которых не может уйти практически ни одно предприятие. Поэтому многие экономисты придерживаются мнения, что необходимо уменьшить налоговое бремя предприятия.

Вероятно, в ближайшие годы ставка налога на прибыль будет уменьшена, причем в основном для промышленных компаний. Большую детализацию получат положения, касающиеся налогообложения компаний различных организационных форм, прояснятся вопросы льготного налогообложения дивидендов, а также будет устранено их двойное налогообложение. Компаниям следует внимательно просмотреть все имеющиеся возможности увеличения затрат, включенных в себестоимость продукции, с целью минимизации валовой прибыли для уменьшения суммы налога. Необходимо также проанализировать возможности использования метода ускоренной амортизации, инвентаризации и индексации основных средств, правильность выбора метода оценки товарно-материальных запасов. Наибольшие сложности по-прежнему, по мнению автора, будет вызывать налог на добавленную стоимость. Снижение его ставки вряд ли произойдет в ближайшее время. Необходимо проследить, снят ли этот налог с товаров, круг которых определен законодательством. Автор дает также ряд других рекомендаций, касающихся правильного планирования сроков заключе-

95.01.042-043

78

ния контрактов, оптимального выбора зарубежных стран, в которых компания разворачивает свою деятельность, задолженности предприятий перед бюджетом и т. п.

Г. В. Семеко

95.01.042-043. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. (Сводный реферат).

1. Coopération internationale en matière fiscale: Rapp. du Groupe special d'experts de la coop, intern, en matière fiscale sur les travaux de sa 6e réunion / Dép. du développement écon. et social. — New York: NU, 1992. — IV, 34 p.

2. Imposition des bénéfices: Quelle système retenir en économie ouverte? // Problèmes écon. — P., 1993. — 23 sept. — H 2292 .— P. 26-32.

В работе (1) излагаются материалы шестой сессии Группы по международному сотрудничеству в области налогообложения, включающей представителей 25 промышленно развитых (ПРС) и развивающихся стран (PC). На сессии обсуждались вопросы обмена информацией между странами в области взимания налогов для достижения следующих целей: выполнения налоговых соглашений, заключаемых с целью избежания двойного налогообложения; повышения информационной гласности налоговых законодательств различных стран для экономических субъектов; борьбы с уклонением и бегством от налогов; повышения эффективности деятельности налоговых органов (с. 5). Особое внимание эксперты и участники сессии уделили налогам на капитал, доходы от международной передачи технологии, дивиденды и проценты, а также способам представления соответствующей информации. В будущем группа намерена работать над совершенствованием базовой модели налоговой администрации, включающей элементы международной налоговой службы. Такая модель будет предоставляться отдельным странам по их запросам. В Приложении к работе приводятся адреса международных курсов по подготовке и повышению квалификации специалистов в области налоговой политики.

В докладе, подготовленном ОЭСР (2), рассматриваются проблемы налогообложения прибылей в условиях глобализации экономики. При осуществлении ИПИ государственные власти сталкиваются с тремя группами вопросов налогообложения: 1) как добиться того, чтобы доходы от ИПИ облагались теми же налогами, что и национальные; как предотвратить "бегство от налогов" и как справедливо распределить между странами бремя налогов на доходы от международных инвестиций; 2) какой должна быть налоговая система, не допускающая неравномерного распределения капиталов между странами; 3) каким образом можно свести к минимуму административные трудности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.