Научная статья на тему '91-я годовщина Удмуртии: проблемы конституционности и демократии'

91-я годовщина Удмуртии: проблемы конституционности и демократии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
188
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ УДМУРТИИ / КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД / РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / NATIONALITY OF UDMURTIA / CONSTITUTION / CONSTITUTIONAL COURT / RUSSIAN NATIONALITY / LOCAL GOVERNMENT / HUMAN LIBERTIES / RIGHTS OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Войтович Валерий Юрьевич, Козлова Лиана Николаевна

Рассмотрены проблемы конституционности и демократии Удмуртской Республики на современном этапе ее развития. Проведен анализ Конституции Удмуртской Республики с учетом изменений, внесенных законом УР от 29.06.2011 г. №26-РЗ на основе Конституции РФ и норм международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The 91st anniversary of Udmurtia: Issues of constitutionalism and democracy

The article covers the issues of constitutionalism and democracy of the Udmurt Republic on the modern stage of its development. The analysis of the Constitution of the Udmurt Republic in relation to the amendments to the Constitution from 29.06.2011 #26_FZ made in accordance with the Constitution of the Russian Federation and the norms of international law, is carried out.

Текст научной работы на тему «91-я годовщина Удмуртии: проблемы конституционности и демократии»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 342.25

В.Ю. Войтович, Л.Н. Козлова

91-я ГОДОВЩИНА УДМУРТИИ: ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОСТИ И ДЕМОКРАТИИ

Рассмотрены проблемы конституционности и демократии Удмуртской Республики на современном этапе ее развития. Проведен анализ Конституции Удмуртской Республики с учетом изменений, внесенных законом УР от 29.06.2011 г. №26-РЗ на основе Конституции РФ и норм международного права.

Ключевые слова: национальная государственность Удмуртии, Конституция, Конституционный суд, российская государственность, местное самоуправление, права человека и гражданина.

В связи с развитием национального движения на местах 4 ноября 1920 г. Декретом ВЦИК в составе РСФСР была образована Вотская автономная область1. 5 января 1921 г. ВЦИК своим декретом «Об автономной области вотского (удмуртского. - В.В.) народа» определил территориальный административный состав автономной области2. Большое значение для консолидации удмуртского народа, развития его политической, социально-экономической и культурной жизни имело решение Президиума ВЦИК от 10 июня 1921 г. о переводе административного центра области из г. Глазова в г. Ижевск3.

20 июля 1921 г. Ревком передал свои полномочия Областному исполнительному комитету, избранному на I областном съезде Советов4. Деятельность Ревкома являлась важным этапом в истории становления национальной государственности Удмуртии.

Образование Удмуртской автономной области явилось важным стимулом для широкого участия трудящихся Удмуртии во всех сферах созидательной деятельности, открыло им для этого широкие возможности, создало политико-организационную основу для дальнейшего осуществления национальной политики. Усилилась консолидация удмуртского народа в границах национальногосударственного образования, что явилось важным фактором экономического, культурного подъема последующего всестороннего развития удмуртского народа.

28 декабря 1934 г. Президиум ВЦИК в соответствии с волеизъявлением трудового населения преобразовал Удмуртскую автономную область в существующих границах в Удмуртскую АССР5. Таким образом, УАССР была образована как национальное советское государство трудящихся Удмуртии.

На основе развития национально-государственных отношений завершился процесс формирования удмуртской нации, в ходе которого складывалось национальное правосознание народа. Одним из проявлений этого процесса было стремление населения республики к принятию своей Конституции в целях дальнейшего укрепления удмуртской государственности, прав и свобод народа Удмуртии. Вопрос о принятии Конституции УАССР был решен 14 марта 1937 г. II Чрезвычайным съездом Советов УАССР. С принятием Конституции значительно укрепился авторитет и положение Удмуртской АССР6.

Новый этап - этап развитого социалистического общества получил законодательное закрепление в Конституциях СССР (1977 г.), РСФСР и Удмуртской АССР (1978 г.), которые отразили изменения в правовом положении автономной республики в составе РСФСР. В 50-60-х гг. Удмуртская

1 СУ РСФСР. 1920. №87. Ст. 437. В постановлении СНК РСФСР от 2 ноября 1920 г. в п. 1 «Образовать автономные области народов...» был употреблен термин «вотяцкий» народ (К истории образования Удмуртской автономии: сб. документов. Ижевск, 1960. С. 53), в указанном постановлении ВЦИК и СНК от 4 ноября 1920 г. в п. 1 «вотяцкий» народ. В декрете Всероссийского ЦИК «Об Автономной области вотского народа» от 5 января 1921 г. употреблен термин «вотский» народа (СУ РСФСР. 1921. №4. Ст. 30). Таким образом, это свидетельствует о том, что в высших органах государственной власти и управления РСФСР имелось смутное представление об этнической истории удмуртского народа.

2 См.: СУ РСФСР. 1921. №4. Ст. 30; Войтович В.Ю. Государственное строительство в Удмуртии: основные вехи. Ижевск: Удмуртия, 2006. С. 96.

3 ЦГА УР. Ф.Р-327. Оп. 1. Д. 4. Л. 44; Войтович В.Ю. Указ. соч. С. 99.

4 Там же. Д. 2. Л. 26; Ф.Р-195. Оп. 1. Д. 5. Л. 21; Войтович В.Ю. Указ. соч. С. 99.

5 Войтович В.Ю. Указ. соч. С. 192.

6 Удмуртская правда. 1937. 15 марта; Войтович В.Ю. Там же. С. 216.

АССР рассматривалась как общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся республики всех национальностей.

Конец XX в. ознаменовался этапом общедемократического преобразования России. Это позволило законодательно закрепить самобытный путь развития Удмуртии в составе Российской Федерации и зафиксировать данный факт в принятой Верховным Советом УР 7 декабря 1994 г. новой Конституции Удмуртской Республики7.

Развитие социально-экономического и культурного государственного строительства в Удмуртской Республике следует рассматривать как дальнейшее совершенствование системы управления. Оно является серьезной школой организации государственного руководства обществом. В Удмуртской Республике использовался опыт регионов России при успешном решении задачи создания системы органов управления, необходимой на новом этапе развития Российской Федерации. Приобретенный при этом местный опыт показывает, что организация государственного управления, успехи комплекса мероприятий обусловливаются совокупностью объективных факторов, в первую очередь, федеральным устройством, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с которыми управление призвано служить социальным интересам многонационального народа Удмуртии.

В связи с этим необходимо отметить, что в Конституции Удмуртской Республики (далее Конституция УР) от 7 декабря 1994 г., с последующими изменениями от 29 декабря 2005 г., в п. 1 ст. 7 четко зафиксировано, что Удмуртская Республика - правовое государство. Все его органы и учреждения, должностные лица, граждане и их объединения действуют в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, Конституцией УР и законами Удмуртской Республики и, согласно п. 5 ст. 7 Конституции УР, подлежат государственной защите на территории Удмуртии.

Поэтому Конституционному суду Удмуртской Республики в Конституции Удмуртии отведено достойное место. Его роль и значение по праву отражены в п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 37, п. 21, 22 ст. 47, ст. 57, 58 Конституции УР. Это, прежде всего, выражается в том, что Конституционный суд Удмуртской Республики должен разрешать дела о соответствии Конституции УР следующих актов: 1) законов Удмуртии, нормативных актов Президента УР, Государственного Совета Удмуртской Республики, Правительства Удмуртской Республики; 2) Конституции УР, а также законов и иных нормативных актов Удмуртской Республики, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Удмуртии и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти Удмуртской Республики; 3) договоров между органами государственной власти субъектов РФ и т. п.

Не соответствующие Конституции УР международные договоры региона не подлежат введению в действие и применению, а нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Кроме того, Конституционный суд Удмуртской Республики должен разрешать споры о компетенции:

1) между органами государственной власти Удмуртской Республики;

2) между высшими органами государственной власти Удмуртской Республики и др.

Среди полномочий Конституционного суда Удмуртской Республики особо следует выделить толкование Конституции УР - специальное, обладающее официальным и общеобязательным характером разъяснения положений как федеральной Конституции, так и Конституции Удмуртии в целях обеспечения их адекватного понимания и правильного применения субъектами права. Толкование должно осуществляться по запросам Президента Удмуртской Республики, Государственного Совета, Правительства Удмуртской Республики. Толкование Конституции УР, наряду с рассмотрением конституционных жалоб, должно становиться главным направлением в деятельности Конституционного суда Удмуртской Республики. Его полномочия: представление заключений о соответствии регионального законодательства Конституции УР; разрешение споров о компетенции высших органов государственной власти и управления; толкование Конституции УР. Цели: защита конституционного строя Российской Федерации, в том числе Удмуртской Республики; защита основных прав и свобод человека и гражданина; поддержание верховенства и прямого действия Конституции УР на территории Удмуртии по отношению к иным нормативно-правовым актам, изданным государственными органами Удмуртской Республики.

7 См.: Войтович В.Ю. Развитие правового статуса Удмуртии в составе России. 1920 - 2000. Ижевск: Удмуртия, 2005. С. 32-33; Его же. Государственное строительство в Удмуртии: основные вехи. Ижевск: Удмуртия, 2006.

С. 328-330.

2012. Вып. 3 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Из вышеизложенного видно, какую значимость имеет Конституционный суд Удмуртской Республики в связи с тем, что он является высшим судебным органом Удмуртской Республики, стоящим на страже прав и свобод человека и гражданина, государственности Удмуртии. Поэтому Государственному Совету как представителю многонационального народа, проживающего на территории Удмуртии, необходимо исполнить волю граждан, выраженную 26 марта 2000 г., о создании Конституционного суда Удмуртской Республики8, которая осталась лишь призраком для многонационального народа Удмуртии. В связи с этим, к сожалению, нельзя обойти конституционно-правовую проблему, которая проявляется в значительности коллизий между федеральной Конституцией и федеральным законодательством, с одной стороны, текущим законодательством субъектов Российской Федерации - с другой. Правовой нигилизм федеральных властей, в свою очередь, отразился и на законодательстве субъектов РФ, в частности Удмуртской Республики. Не может не настораживать распространенность нарушений в конституционном и текущем законодательстве Удмуртской Республики конституционных основ российского федерализма. Поскольку и сегодня имеются отдельные факты игнорирования положений Российской Конституции, норм федеральных нормативных актов, порой закрепляется собственное видение правового регулирования конституционных основ федерализма.

Рассматривая российскую государственность в современных условиях, необходимо подчеркнуть, что Россия, согласно норме п. 1 ст. 1 Конституции РФ, является демократическим, федеративным, правовым государством. Эти признаки в полной мере определяют конституционно-правовую природу субъектов РФ, в том числе Удмуртской Республики. Конституция УР, фиксируя Удмуртскую Республику социальным и правовым государством (п.1 ст. 6, п.1 ст. 7), до сих пор не узаконила республику демократическим государственным образованием, что в первую очередь определяет народовластие Удмуртской Республики как организацию всего народа, проживающего на данной территории; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; демократию как основу образа жизни в Удмуртской Республике и его политического режима; идеологическое многообразие и политический плюрализм.

Все это отражается на проблемах реализации местного самоуправления в Удмуртской Республике, которое должно обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Именно местное самоуправление является основой фундамента гражданского общества, развития самостоятельности решения политических, экономических, социальных и правовых вопросов.

О какой самостоятельности можно вести речь, когда с каждым годом конституционно ущемляются права и свободы человека и гражданина? Это наглядно продемонстрировано в гл. 2 Конституции УР «Защита прав и свобод человека и гражданина». Если правам и свободам в ней было посвящено (первичный вариант Конституции, принятый 7 декабря 1994 г.) 46 статей (39,3%), в том числе конституционных норм - 111 (48,26%), то с учетом редакции последующих законов Удмуртской Республики законодателем оставлено всего 4 статьи (5,6%), в том числе конституционных норм - 6 (2,5 %)9. Исходя из указанных цифр, правомерным является вопрос: какова же сущность Конституции Удмуртской Республики - закона, обладающего высшей юридической силой, принятого от имени многонационального народа, проживающего на территории Удмуртской Республики, для формирования и развития конституционных прав и свобод, которые должны выражаться в совершенствовании местного самоуправления на местах?

Попытки ограничить права местного самоуправления в Удмуртской Республике, по данным, изданным по рекомендации Ученого совета Института философии и права УРО РАН, осуществлялись перманентно. Это принятие 28 января 1994 г. 21-й сессией Верховного Совета Удмуртской Республики Закона УР «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике», в котором фиксировалось стремление опустить границы местного самоуправления на возможно более низкий территориальный уровень. Попытки Госсовета Удмуртской Республики «огосударствить» субрегиональные органы можно разделить на три уровня. Первый - принятие Закона УР «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» с апреля 1996 г. по март 1997 г., когда отмечались попытки «огосударствить» и города, и районы. Второй этап - с марта 1997 г. по март 1998 г., когда ру-

8 Войтович В.Ю. Там же. С. 364-366.

9 См. Войтович В.Ю. Конституция Удмуртии - природа, эволюция и современность // Конституционное строительство в Удмуртии: этапы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 23 апреля 2009 г. Ижевск: Книго-Град, 2009. С. 18, 24-25.

ководство Удмуртской Республики старалось «огосударствить» хотя бы районы. Третий - после марта 1998 г. - попытка Госсовета УР была нацелена на «огосударствление» районных органов и тем самым ограничение местного самоуправления на поселенческом уровне10.

Все это сказалось на становлении развития и функционирования местного самоуправления в Удмуртской Республике. Так, муниципалитеты не имеют финансовой самостоятельности, которую они должны были бы иметь как единицы местного самоуправления. Местные налоги и долевые доходы от налогов составляют лишь малую часть бюджетов местного самоуправления. За пределами этого источника дохода муниципалитеты Удмуртской Республики вынуждены выпрашивать субсидии либо у федерального правительства, либо у правительства УР. Это позволяет государственным органам вторгаться в полномочия муниципалитета, что, по существу, приводит к реставрации системы советского образца.

В современных условиях нет системы юридической защиты местного самоуправления прежде всего в том, что касается вопросов собственности. Сегодня как никогда в Удмуртии ощущается острая необходимость в развитии права по вопросам местного самоуправления, которое служило бы гарантом соблюдения прав человека как органами местного самоуправления, так и органами государственной власти Удмуртии11.

Сейчас в России развиваются и совершенствуются демократические начала. Законодателям Удмуртской Республики также необходимо осознать, что демократизация общества, в том числе многонационального народа Удмуртии, - перманентный процесс и вернуться к прошлому невозможно.

Поступила в редакцию 05.11.11

V. Yu. Voitovich, L.N. Kozlova

The 91st anniversary of Udmurtia: Issues of constitutionalism and democracy

The article covers the issues of constitutionalism and democracy of the Udmurt Republic on the modem stage of its development. The analysis of the Constitution of the Udmurt Republic in relation to the amendments to the Constitution from 29.06.2011 #26_FZ made in accordance with the Constitution of the Russian Federation and the norms of international law, is carried out.

Keywords: nationality of Udmurtia, Constitution, Constitutional Court, Russian nationality, local government, human liberties, rights of citizens.

Войтович Валерий Юрьевич, доктор юридических наук, профессор

Козлова Лиана Николаевна, соискатель

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

Voitovich V.Yu., doctor of law, professor Kozlova L.N., postgraduate Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4

10 Регионы России: хроника и руководители / под ред. К.Мацузато. Т. 7: Республика Татарстан, Республика Мордовия, Удмуртская Республика. Екатеринбург: Институт философии и права УрО РАН, 2000. С. 337-339.

11 См.: Войтович В.Ю., Иванова А.А. Организационно-правовое реформирование местного самоуправления в России (на примере Удмуртии). Ижевск: КнигоГрад, 2007. 236 с.; Их же. Местное самоуправление в Удмуртии. Ижевск: КнигоГрад, 2010. 292 с.; Муниципальные образования Удмуртии (на примере Глазовского муниципального района). Ижевск, 2011. 416 с.; Правовые основы местного самоуправления: метод. пособие. Ижевск: КнигоГрад, 2011. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.