Научная статья на тему '90-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ПАРТИИ РАМКАВАР АЗАТАКАН'

90-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ПАРТИИ РАМКАВАР АЗАТАКАН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
34
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саргсян Сурен

The article touches a topic of political activity of one of most ancient Armenian political parties called Ramkavar Azatakan, which since the time of its foundation consistently pursued the idea of Hay Dat. Its road through a century the party has passed with a fight, various successful actions and also a deep disappointment. However, there have always been an important point - regardless of the situation the party, in accordance with its loyal followers, the party never drew back in the face of difficulties, and with a clear awareness of future victories, proudly passed through the many years of its existence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE 90-TH ANNIVERSARY OF RAMKAVAR AZATAKAN PARTY

The article touches a topic of political activity of one of most ancient Armenian political parties called Ramkavar Azatakan, which since the time of its foundation consistently pursued the idea of Hay Dat. Its road through a century the party has passed with a fight, various successful actions and also a deep disappointment. However, there have always been an important point - regardless of the situation the party, in accordance with its loyal followers, the party never drew back in the face of difficulties, and with a clear awareness of future victories, proudly passed through the many years of its existence.

Текст научной работы на тему «90-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ПАРТИИ РАМКАВАР АЗАТАКАН»

ИСТОРИЯ

90 -летний юбилей партии Рамкавар Азатакан

Саргсян Сурен кандидат исторических наук, доцент Ереванский государственный университет (Армения, Ереван)

The 90-th Anniversary of Ramkavar Azatakan Party Sargsyan S.

The article touches a topic of political activity of one of most ancient Armenian political parties called Ramkavar Azatakan, which since the time of its foundation consistently pursued the idea of Hay Dat. Its road through a century the party has passed with a fight, various successful actions and also a deep disappointment. However, there have always been an important point - regardless of the situation the party, in accordance with its loyal followers, the party never drew back in the face of difficulties, and with a clear awareness offuture victories, proudly passed through the many years of its existence.

Одной из армянских традиционных партий, партии Рамкавар Азатакан (Либерально-Демократическая партия), исполнилось 90 лет. Примерно вековой свой путь партия прошла сквозь борьбу, различные успешые деяния и глубокие разочарования. Однако всегда наличествовало одно важное обстоятельство - независимо от ситуации партия, в лице своих преданных сподвижников, никогда не отступала перед трудностями и, с ясным осознанием грядущих побед, гордо прошла через долгие годы своего существования.

* * *

Важнейшим водоразделом длительного пути национальной освободительной борьбы армянского народа стал 1885 год, когда страдающий в тяжких турецких условиях и время от времени оповещающий о своем праве на жизнь армянский народ, окончательно освободившись от груза векового оцепенения, встал на путь разрушения чужих оков и выбрал высочайшую форму организованной борьбы, основав политическую партию Арменакан. Партия, которая подняв флаг свободы, должна была совмещать всевозможные формы теоретической и практической борьбы, выбрав наиболее целесообразную для данного времени тактику на пути осуществления собственной стратегии, и направить народ на будущее - с лелеемой возможностью на свободную и достойную жизнь.

«Под духовным влиянием» идеологических основателей и духовных отцов первой и единственной партии Арменакан - Хримяна, Порту-галяна и непосредственного лидера Мкртыча Аветисяна, - выросло поколение, которое во имя

вожделенной свободы готово было пожертвовать всем, даже жизнью. Эта колонна преданных делала все во имя яркого грядущего -просвещал и обучал народ, учил военному искусству молодежь, ценой многих лишений добывал оружие, формировал филиалы в разных местах. Однако именно в этот период организационного подъема их застало вынужденное тяжкое испытание - самооборона Вана 1896 года, которая известна под названием «Мец Депк» (Большое событие). Во главе со своим доблестным лидером М. Аветисян-Терле-мезяном и при самом действенном содействии партий Дашнакцутюн и Гнчакян, арменаканы сумели спасти армян Вана-Васпуракана от резни, принеся себя в жертву на алтаре освобождения армян.

Хотя и в дальнейшем арменаканы смогли в некоторой степени исправить положение вещей, реорганизовать свои ряды, однако они не смогли восстановить прежнюю силу. А в 1908 году, когда произошел переворот младотурков и конституционно были провозглашены демократические свободы, арменаканы также были включены в одурманивающий круговорот преступных турецких властей, переодевшихся в «молодую» рубашку, и вместе с другими политическими силами «проглотили наживку» и начали выступать с новым видоизмененным мышлением, предлагая всем сочувствующим силам объединиться под одной политической организацией. Между партиями Арменакан и Реорганизованных Гнчакянов начались переговоры, которые завершились 31 октября 1908 года созданием Армянской Конституционной Партии Рамкавар. Вновь созданная партия, под действием одурманивающего пьянения времени

Регион и мир, 1, 2012

и младотурков, полностью отказалась от преследуемых арменаканами политических целей, стратегии и тактики, и своей целью объявила демократизацию «восстановленной конституции, дальнейшее развитие национальной самобытности армян в условиях сохранения целостности и независимости страны, отвергая всякие сепаратистские настроения»1.

Имевший место призрак «революции» в 1908 году, который породил партию АКР, очень скоро засветил свои истинные цели. Политика истребления армянского народа и его изгнания из родной земли, которая унаследовала «новая революционная» власть, вынудила «конституционалистов» очнуться, сбросить иллюзию обеспечения армянского национального быта и развития с помощью имперско-турецких демократических реформ. Впредь стало очевидно, что преследуемая партией программа несвоевременна. Поэтому партия АКР начиная с конца 1910-ых годов редко использовала, а вскоре и вовсе сбросила самоназвание «Конституционная» (официально это было задокументировано позже - прим. автора) и «в вопросе главной цели почти полностью вернулась к истокам Партии Арменакан»2. Данное изменение в программном виде было запротоколировано позже, в 1919 году, но, до того партийная пресса уже была переполнена призывами к возвращению к корням, и особенно эпитетами «лживости и пустозвонства» младотурецкой конституции и пожеланиями проведения программных изменений. Однако начавшаяся Мировая война, Большая Резня и другие объективные причины не давали возможности сплотиться и разработать новую партийную программу. Несомненно программа, пришедшая на замену АКПР партии Рамкавар Азатакан, была лишена революционного романтизма арменаканов, на основе горького опыта Резни приобрела большую рассудительность и выдвигала достаточно реалистичные для своего времени требования.

Еще в 1919 году в Париже, в среде интеллигенции, сплоченной вокруг Национальной делегации, начинается движение по объединению партий Конституционных Рамкаваров и Реорганизованных Гнчакянов. Преисполненные идеей объединения, известные деятели Аршак Чопанян, Аршак Сафрастян, Мигрдат Мигрда-тянц, Ншан Тер-Степанян, Ерванд Агатон, Погос Эсмерян, Тигран Камсаракан, Гарегин Фнтглян, Эмиль Шагинян, Норайр Мартиросян и другие

5-го июня 1919 года создают «Армянский Национальный Либеральный Союз»3 и в Париже начинают издавать периодику «Айастан». С Армянским Национальным Либеральным Союзом (далее АНЛС) активно сотрудничали В. Текеян и А. Терзипашян. В первом номере «Айастана» Чопанян публикует статью, в которой критикует отсутствие сплоченности в армянском народе, приветствует идею объединения партий Реорганизованных Гнчакянов, Конституционных Рамкаваров и Армянской народной партии. С подобными мнениями выступают также находящиеся в Париже «два заведующих» Армянской народной партии - Микаел Пападжанян и доктор Энфиечян. Усилиями инциативной группы созывается учредительный съезд АНЛС, на котором цели и задачи ново-созданного союза озвучивает М. Мигрдатянц. Говоря о роли АНЛС, выступающий отмечает, что это объединение трех партий (АКР, РГ и АН), имеющих аналогичные программы, с «наиболее многочисленным большинством нейт-ралов»4. Затем, согласно М. Мигрдатянцу, к сформировавшемуся большому национально-либеральному органу должны присоединиться все те члены остальных партий, которые «не должны иметь склонность к следованию крайним социалистическим устремлениям»5.

Филиал партии АКР в Армении в 1919 году созвал съезд, который принял название Партия Армянских Рамкаваров, а филиал в Америке в том же 1919 году создает новую организацию с названием «Национальная Партия Рамкаваров»6.

Общее депутатское 3-е собрание АКПР в Конс-тантинополе в сентябре 1920 года приняло программу, первым положением которой было «Название партии - Партия Армянских Рам-каваров»7.

В тот же период аналогичный процесс проис-ходил также в партии Реорганизованных Гнча-кянов8. Существующая самостоятельно с 1908 года и состоящая из немногочисленных членов данная партия, которая также унаследовала путь постепенных реформ, требовала автономию для западной Армении в составе Турции под европейским контролем. Последние, которые были более умеренными, чем Конституциональные рамкавары, после Резни также

1 Программа АКПР. ПРА: основные программы, уставы и документы, Ваче Казарян, Бейрут, 1988, с. 21-24,

2 Тезисы юбилейной научной конференции, посвященной 110-летию партии Арменакан (12 марта 1996 года), Ереван, 1996, с. 7,

3 Погосян Г. Мои воспоминания о партийной жизни, Бейрут, 1987, с. 15,

4 «Зартонк», 1983, 9 апреля, статья «Армянский Национальный Либеральный Союз», автор Ваче Казарян,

5 Там же,

6 Программа Партии АР. Вышеуказанный сборник, составленный В. Казаряном, с. 47,

7 Там же, с. 36,

8 В 1908 году присоединилась к Арменаканам и составила часть партии АКПР часть Реорганизованных.

очнулись и начали по-новому оценивать реальность. Уже в ноябре 1918 года американская часть партии Реорганизованных Гнчакянов принимает решение о том, чтобы «впредь именоваться «Армянской Либеральной Партией»9, а в другом документе10 заявляет, что «Завтра, в дни освобождения Армении, Партия Реорганизованных Гнчакянов должна работать как Либерально-Националистическая партия»11. В другом документе партия просто именуется «Либеральной Партией»12.

Глубокий знаток обсуждаемой проблемы К. Даллакян справедливо пишет: «Поиск новых названий бесспорно уже свидетельствовал о том, что упомянутые партии (АКПР и Реорганизованные Гнчакяны - прим. автора) стремились сбросить прежний облик»13.

Однако проблема состояла не только в названиях. Создались новые условия: Геноцид, Спюрк (как диаспора нового качества), восстановление армянской государственности и др., параллельно которым возникли новые проблемы. Неслучайным является то, что в новых программах как Армянских Рамкаваров, так и Либеральной партии основной идеей стало обеспечение физического существования армян, которому подчинились все другие устремления. После завершения Первой мировой войны главной целью рамкаваров стала организация помощи рассеянной по всему миру армянской диаспоре и содействие их возвращению в Восточную Армению. С этой целью сформировалась «Комиссия Переустройства Армении». Для этого ПАР стала частью также Западноармянского совета и подчиненного ему Совета обеспечения, привнеся свою лепту в дело переустройства временно освобожденной от Турции Западной Армении. После Резни армянские общественно-политические силы развернули движение по сбору чудом оставшихся в живых сирот. Рам-кавары сделали существенные шаги в этом направлении. В этом благородном деле особо отличился известный деятель Рубен Герян. Игнорируя невиданные трудности и реальную опасность, Герян после войны бродил по пустыням Дер-Зора и посвятил себя тяжкой миссии поиска армянских сирот, их нахождения и передачи опекающим организациям. Скрываясь под одеждой британских чиновников или аме-

9 Там же, с. 65,

10 В. Казарян на 73-ей странице пишет, что он не смог проверить когда вышла в свет «Программа Партии Реорганизованных Гнчакянов (Либерально-Националистической). Нам удалось установить, что она в виде отдельной брошюры была опубликована в Бостоне в 1919 году.

11 Документы ПРА, с. 73,

12 Там же, с. 88,

13 Даллакян К., отм. работа, с. 2,

риканских миссионеров, этот преданный деятель спасает сотни сирот из пустынь и турецких гаремов. Герян с призывом обращается к американским и египетским армянам выделить средства для подкупа арабских шейхов и дела спасения армянских сирот. Добыв некоторую сумму, он вновь планирует вернуться в пустыню. С этим замыслом он приезжает в Каир, где 7 июля 1921 года внезапно умирает.

На мирной конференции в Париже рамка-вары поддерживали мнение Национальной делегации. В 1921 году на конференции в Лондоне и в Лозанне они продолжали содействие дипломатическим усилиям делегации Погоса Нубара с той твердой уверенностью, что Объединенная и Независимая Армения должна состоять из Западной и Восточной Армении и непременно должна иметь выход к морю.

Партийные круги Египта планируют приобрести из Англии 20 самолетов «для оснащения армии Армении воздушными силами»14. Возникла также необходимость в подготовке пилотов для армянской армии. С этой целью, для подготовки 50 пилотов были приняты обращения к военным кругам Измира и Америки. Переговоры по приобретению самолетов велись с английскими военными властями в период с апреля по август 1920 года. До октября было приобретено 10 самолетов, а 27-го ноября -остальные 10 (каждый самолет был оценен в 100 египетских золотых монет). Однако пока рам-кавары были заняты поиском иностранных летчиков и подготовкой армянских пилотов, ситуация резко изменилась. После поражения армянской армии в турецко-армянской войне и советизации Армении, английские власти запретили отправку сомалетов в Армению15.

В этот период рамкавары потратили много усилий, чтобы Сенат США принял мандат Армении, но этого не произошло. В конце мая 1920 года Сенат США обсудил данный вопрос и отклонил его со следующим распределением голосов: за - 23, против - 5216.

Продолжающиеся переговоры союза между Армянскими Рамкаварами и Либеральной партией в 1921 году переходят в завершающую фазу: они приходят к согласию по единой программе и уставу. Некоторую дискуссию вызывает только вопрос названия формирующейся партии. В целом переговоры проходят в конструктивной и дружественной атмосфере поочередным председательством М. Свазли и А. Терзипашяна. Член Реорганизованных М. Галфа-ян предложил назвать новую партию «Либе-

14 «Нация-Хранитель», Бостон, 1922, 30 сентября,

15 «Зартонк», 1971, 28 декабря,

16 Чизмечян М., отмеч. работа, с. 444,

Регион и мир, 1, 2012

рально-демократической»17, что было воспринято неоднозначно и стало предметом долгих диспутов. Член Рамкавара А. Инчичян предложил название «Азатакан Рамкавар». Однако обсуждение названия партии затянулось до окончательного уточнения вопроса об участии в переговорном процессе Армянской народной партии18.

В августе 1921 года представитель АНП М. Пападжанян направляется в Константинополь, встречается с рамкаварами и реорганизаторами, в результате чего окончательно выясняется, что АНП не будет участвовать в формировании союза19.

Союзные переговоры почти параллельно протекали также между американскими рамка-варами и реорганизаторами, которые держали постоянную связь с центрами в Константинополе. После долгих обсуждений и дискуссий, в частности после сглаживания проблемы взаимных неуместных обвинений в партийной прессе («Голос народа» рамкаваров и «Утро» либералов), в сентябре 1921 года, для окончательной разработки и подытоживания условий союза, из числа двух партий избираются равные количества представителей (по 3 представителя). От рамкаваров - А. Малемезян, К. Папазян и профессор Л. Ананикян, а от либералов - О. Цовикян, Л. Кюлезян и А. Тер-Маркосян20. Вначале переговоры проходили в издательском доме официального органа американских либералов в Бостоне.

В конце концов, проходившие в разных местах параллельные переговоры, которые в целом имели конструктивный характер и были направлены на преодоление любого препятствия, дали желаемый результат. Полномочные представители партий Рамкаваров и Либералов соглашаются с окончательными условиями союза и организации новой партии, которая должна была называться отныне «Рамкавар-Азатакан» (Democrat-Liberal). Она провозглашается 1-го октября 1921 года в Константинополе. Документ о создании новой партии от либералов подписывают члены центрального управления М. Свазян, Г. Ерванд, Л. Гуюмджян, а от рамкаваров - А. Терзипашян, А. Инчичян и Г. Пеози-кян.

Основной документ, который носил название «Союз партий Рамкавар и Азатакан», декларировал, что «Переговоры по объединению двух национальных партий (АПР и РАК - прим. автора) успешно завершены и сегодня провоз-

17 Документы ПРА, с. 211,

18 Там же, с. 215,

19 НАА, ф.424, с.1, к.49, с.49,

20 Чизмечян М., отмеч. работа, с. 490,

глашается об их безусловном и окончательном союзе под названием Партии Рамкавар Азатакан»21. Вновь сформированная партия приглашала к сотрудничеству «все национальные организации, которые так или иначе действовали во имя свободы и переустройства Армении»22.

Партия Рамкавар Азатакан в своем первом циркуляре информировала все районные управления и клубы об акте союза и подчеркивала, что он не является самоцелью и всех нас обязывает быть более сплоченными во имя общенациональных дел. Редактор официальной калифорнийской газеты «Новая жизнь» Сарафян в своей статье «Армянская партия рамкаваров» пишет: «Самобытное существование армянской нации для нас является священной идеей, поскольку именно для обеспечения сохранности армянской самобытности армянский народ взял на себя бремя Крестного пути протяженностью в века»23. А что касается слова «рамкавар», то отмечается, что «партия верит, что народ всегда стремился к демократии. Он верит, - писал Сарафян, - что армянский народ воздвигнет прекрасный собор независимости Армении на той непотопляемой основе, которая установилась в таких либеральных странах, как Америка, Англия, Франция»24.

Все отделения прежних партий поспешили привестствовать этот союз. После объявления о союзе, в различных армянонаселенных центрах мира, где имелись местные организации этих двух партий, продолжался процесс объединения. То же самое происходит также с официальными газетами ПРА и Либеральной партии: они объединяются и издаются под единой редакцией, как, например, объединились газеты «Азг» и «Паак» и начали выпускаться под названием «Азг-Паак». Воодушевленные обнадеживающей и оптимистичной перспективой, многие внепартийные деятели и группы вступили в ряды вновь созданной Партии Рамкавар Азатакан, в результате чего партия достигла достаточно высокого качественного и количественного уровня.

Сформированная Партия Рамкавар Азата-кан (ПРА) имела своеобразные задачи и обеспечивала новое качество в армянской политической жизни. Превратившись в важный фактор армянской диаспоры, партия преследовала две главные цели: Ай Дат и сохранение нации, одновременно стремясь всеми возможными средствами содействовать процветанию и могуществу Родины.

21 Документы ПРА, с. 220. Также, М. Чизмачян, отмеч. работа, с. 491,

22 Там же, с. 47,

23 "Новая жизнь", 1919, 11 июня,

24 Там же,

2-го июня 1922 года в Константинополе (на острове Гнал) первый съезд ПРА четко определил тот путь, по которому в дальнейшем должна идти партия. Не сочувствуя идеологии и методам деятельности коммунистической администрации, рамкавары правильно сориентировались в созданной хаотичной обстановке и заявили, что в Советской Армении уже обеспечено существование армянского народа и, вместе с преследованием Дата Западной Армении, они будут содействовать экономическому и моральному благоустройству Армении всеми возможными средствами.

Ценой больших усилий в 1924-1925 годах удалось организовать возвращение пятитысячного каравана на родину. Главным образом усилиями ПРА начал воздвигаться и крепнуть мост между родиной и диаспорой. 14-го января 1924 года состоявшееся в Париже второе общее делегатское собрание сыграло важную роль для деятельности партии, поскольку принятый на этом собрании курс партии в дальнейшем был продолжен и дошел до наших дней. В частности, съезд принял резолюцию о том, что диаспора впредь будет действовать, консультируясь с правительством Армении, будет содействовать благоустройству родины, делу сплочения и сохранения нации, усилит организационные работы в диаспоре и укрепит ее связи с родиной.

Оставаясь верным партийным принципам единства теоретических и практических шагов, ПРА содействовала патриотической деятельности АБОС-а (Армянский благотворительный общий союз), созданного в 1922 году АКП (Армянский комитет помощи), армянского филиала Красного Креста, а в годы Второй мировой войны оказывала действенную помощь антифашистской борьбе и, особенно в 1924-1948 и 1967 годах, массовому или частичному возвращению на родину армян. Весьма важную роль сыграла развернутая партией ПРА армянская пропагандистская работа, предпринятая множеством периодических изданий, которые ценой больших пожертвований выпускались рамкаварами в различных уголках мира.

С самого начала своего формирования ПРА последовательно преследовала идею Ай Дата, до того, как в 1965 году были проведены общенародные поминальные мероприятия и под редакцией блаженного Герсама Агароняна вышла в свет мемориальная «Книга воспоминаний о Большой Резне». Интересно, что на 13-ом съезде ПРА в 1971 году была принята резолюция «О преследовании идеи Ай Дата и с целью освобождения и возвращения западно-армянских губерний. Одновременно указывалось о необходимости работ по возвращению Карабаха и Нахи-

джевана с помощью дружественных заявлений и другими путями, поскольку Карабах и Нахи-джеван ждут своего правообладателя»25. В целом ПРА всегда преследовала одну приоритетную цель: свобода армянского народа и восстановление его прав на исторической родине, обеспечение существования армянской нации, чтобы она смогла развивать свои наилучшие национальные качества, своим творческим трудолюбием, плодами высокого полета своей эстетичной души и разрастающего гения познания смогла бы внести свою скромную лепту в тяжкие устремления общественного прогресса. Будучи верной своей патриотической идеологии, ПРА не только полностью встала на защиту Арцахского движения, делу помощи пострадавшим от Спитакского землетрясения, но также без промедления приветствовала независимость Армении и сразу же всеми возможными и невозможными средствами включилась в дело преодоления множества трудностей независимой Отчизны.

Став одной из парламентских партий независимой третьей Республики Армении в лице Партии Рамкавар Азатакан Армении, и имея одну из многочисленных фракций, рамкавары, с позиций конструктивной оппозиции и будучи верными либеральным принципам, продолжали вносить свой вклад в священное дело строительства Родины. Однако в результате ряда объективных и субъективных причин дальнейший путь партии сегодня несколько отклонился из своего естественного русла, что, по моему глубокому убеждению, имеет временный характер, и в скором будущем он выпрямится, и все будет идти гладко, мирно и по пути приобретения творческих приобретений. Поскольку не только в Республике Армения, но и во всех развитых странах мира основополагающие положения прав свобод и собственности, которые являются основой либерально-демократической идеологии, сумели выдержать проверку временем и доказать свою жизнеспособность. Более того, как пишет современный теоретик либерально-демократической идеологии Фрэнсис Фукуяма: «Либеральная демократия может быть пределом человеческого идеологического развития и предельной формой человеческого управления», а армянский народ это понял еще 90 лет назад, создав ПРА.

25 Казарян В., ПРА, Путеводитель и краткая история, Е., 1991, с. 93,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.