Научная статья на тему '90 ЛЕТ ЭКСПЕДИЦИИ ЧЕЛЮСКИНА: СЛЕДЫ В ЯКУТИИ'

90 ЛЕТ ЭКСПЕДИЦИИ ЧЕЛЮСКИНА: СЛЕДЫ В ЯКУТИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «90 ЛЕТ ЭКСПЕДИЦИИ ЧЕЛЮСКИНА: СЛЕДЫ В ЯКУТИИ»

ДАТЫ, СОБЫТИЯ, ЮБИЛЕИ

90 лет экспедиции Челюскина: следы в Якутии

С. С. Атласова Н

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

г. Якутск, Россия Н ss.atlasova@s-vfu.ru

16 июля 1933 г. началась знаменитая экспедиция на пароходе «Челюскин», который первоначально носил название «Лена». Судно строили для грузовых и пассажирских рейсов в северных условиях, в расчете лежали данные устья реки Лены. Его спроектировали по заказу советских внешнеторговых организаций в Дании с водоизмещением 7,5 тыс. т, с двигателем мощностью 2,4 тыс. л. с., способным развивать скорость до 12,5 узла. Пароход «Лена» был спущен на воду 11 марта 1933 г.

19 июня 1933 г. пароход переименовали в честь русского мореплавателя и исследователя Семена Ивановича Челюскина. Семен Иванович был участником Великой Северной экспедиции (1733-1743 гг.), штурманом на дубель-шлюпке «Якуцкъ», построенной в 1735 г. в городе Якутск. В настоящее время копия дубель-шлюпки «Якуцкъ» установлена во дворе Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского.

В 1933 г. намечалась большая научная экспедиция в Арктике на пароходе «Челюскин». Цель экспедиции заключалась в доказательстве возможности доставки грузов и людей по трассе Северного морского пути. Экспедицию организовал и возглавил начальник Главного управления Северного морского пути при Совнаркоме СССР (Главсевморпу-ти) Отто Юльевич Шмидт.

В июле 1933 г. из Ленинграда пароход «Челюскин» направился в Мурманск, откуда 10 августа 1933 г. взял курс на Владивосток. На борту парохода разместились 53 члена экипажа, 29 участников экспедиции, 18 зимовщиков острова Врангеля и 12 строителей. В багажные отсеки также нагрузили 2 995 т угля, 500 т воды, 26 коров и 4 поросят, продукты с расчетом на полтора года зимовки.

© Атласова С. С., 2023

АРКТИКА XXI ВЕК. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ, №2 (32) 2023

23 сентября 1933 г. пароход «Челюскин» оказался заблокирован льдами и стал дрейфовать, ожидая удачного момента освобождения. Однако 13 февраля 1934 г. в результате сильного сжатия льда судно было раздавлено и затонуло. Люди были вынуждены высадиться на лед, где обустроили ледовый лагерь. Для спасения экспедиции в Москве был создан штаб, возглавляемый Валерианом Владимировичем Куйбышевым.

Первый эвакуационный рейс с помощью полярной авиации был совершен 5 марта 1934 г., а последний 13 апреля 1934 г. Всего было 23 специальных рейсов. Центральным Исполнительным Комитетом СССР 16 апреля 1934 г. было принято постановление «Об установлении высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза», чтобы отметить спасателей челюскинцев. Семеро летчиков стали первыми в мире Героями Советского Союза. 20 апреля 1934 г. было подписано первое постановление ЦИК СССР о присвоении звания Героя Советского Союза Михаилу Васильевичу Водопьянову, Ивану Васильевичу Доронину, Николаю Петровичу Каманину, Сигизмунду Александровичу Леваневскому, Анатолию Васильевичу Ляпидевскому, Василию Сергеевичу Молокову и Маврикию Трофимовичу Слепневу.

Участники «Челюскинской эпопеи» были награждены орденами Красной Звезды. В СССР в честь челюскинцев стали называться улицы и площади, издаваться книги, сниматься фильмы, писаться картины и многое другое.

Формально экспедиция была провалена, цель не достигнута и корабль потерян. Однако поход «Челюскина» определенно был не напрасным. Экспедиция не дошла до Тихого океана, но до Берингова пролива был дрейф судна. Члены экспедиции смогли в тяжелых условиях собрать материал о течениях северных морей, измерить колебания льда и его химию, провести гидробиологические и метеорологические наблюдения. Материалы экспедиции помогли улучшить конструкцию арктических судов. Всем стало понятно, что навигация по Северному морскому пути возможна, но обязательно с учетом многих факторов. Опыт «Челюскина» как в техническом, так и в организационном плане учли уже в самом ближайшем будущем.

Опираясь на опыт экспедиции, в СССР была продумана идея создания на льдах Арктики дрейфующих станций. Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая советская станция «Северный полюс» начала свою работу 21 мая 1937 г. Руководил данной станцией Иван Дмитриевич Папанин, который до этого несколько лет работал на строительстве радиостанций в Якутии.

С. С. Атласова. 90 ЛЕТ ЭКСПЕДИЦИИ ЧЕЛЮСКИНА: СЛЕДЫ В ЯКУТИИ

Поиски затонувшего в 1934 г. парохода «Челюскин» организовывались много раз. Только в сентябре 2006 г. было найдено затонувшее судно в Чукотском море. В 2020 г. в ходе совместной экспедиции Русского географического общества и Северного флота удалось провести трехмерную акустическую съемку дна и найти более 80 артефактов по пароходу «Челюскин», которые сданы в фонды Российского государственного музея Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.

В Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия) в постоянной экспозиции демонстрируется моржовый клык с изображением спасения челюскинцев.

Экспедиция «Челюскина» была трагедией, но стала героическим триумфом, который продолжает восхищать через многие годы. Люди, связанные с «Челюскинской эпопеей», сумели из драматической ситуации выйти победителями. Тема освоения Арктики с героизмом и мужеством отечественных полярников - пример для многих поколений в России.

Сведения об авторах

АТЛАСОВА Саргылана Серафимовна - к. ист. н., доцент каф. истории, обществознания и политологии исторического факультета, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. E-mail: ss.atlasova@s-vfu.ru

ATLASOVA, Sargylana Serafimovna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History, Social Science and Political Science, Faculty of History, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.