Научная статья на тему '9. 1. Проблемы в международно-правовом регулировании российско-китайских экономических отношений'

9. 1. Проблемы в международно-правовом регулировании российско-китайских экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1086
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КИТАЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ / ТОРГОВЫЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ / ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ / ТАМОЖЕННЫЕ / МИГРАЦИОННЫЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTERNATIONAL LEGAL REGULATION / CHINA / ECONOMIC / TRADE / INVESTMENT / FINANCIAL / CUSTOMS / MIGRATORY / ECOLOGICAL RELATIONS / INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алымова Александра Михайловна

В статье рассматриваются проблемы в международно-правовом регулировании российско-китайских экономических отношений. Анализ проводится в сфере торговых, инвестиционных, валютно-финансовых, таможенных, миграционных, экологических отношений, отношений в области охраны прав интеллектуальной собственности. Делаются предложения по совершенствованию правового регулирования экономических отношений между Россией и Китаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS IN THE INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF RUSSIAN-CHINESE ECONOMIC RELATIONS

This article is devoted to the problems in the international legal regulation of Russian-Chinese economic relations. The analysis is made in the sphere of trade, investment, financial, customs, migratory, ecological relations, relations in the sphere of the protection of intellectual property. Suggestions for improving legal regulation of economic relations between Russia and China are made.

Текст научной работы на тему «9. 1. Проблемы в международно-правовом регулировании российско-китайских экономических отношений»

9. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ, МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

9.1. ПРОБЛЕМЫ В МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Алымова Александра Михайловна, Всероссийская Академия внешней торговли Министерства экономического развития России, аспирантка, юрисконсульт ЗАО «Фирма «АНТА»

Контакты автора: sashaaly@gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы в международно-правовом регулировании российско-китайских экономических отношений. Анализ проводится в сфере торговых, инвестиционных, валютнофинансовых, таможенных, миграционных, экологических отношений, отношений в области охраны прав интеллектуальной собственности. Делаются предложения по совершенствованию правового регулирования экономических отношений между Россией и Китаем.

Ключевые слова: международно-правовое регулирование, Китай, экономические, торговые, инвестиционные, валютно-финансовые, таможенные, миграционные, экологические отношения, интеллектуальная собственность

PROBLEMS IN THE INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF RUSSIAN-CHINESE ECONOMIC RELATIONS

Alymova Aleksandra, the Russian Foreign Trade Academy of the Ministry for Economic Development of Russia, postgraduate student, the lawyer ZAO “Firma “ANTA"

Annotation: This article is devoted to the problems in the international legal regulation of Russian-Chinese economic relations. The analysis is made in the sphere of trade, investment, financial, customs, migratory, ecological relations, relations in the sphere of the protection of intellectual property. Suggestions for improving legal regulation of economic relations between Russia and China are made. Keywords: international legal regulation, China, economic, trade, investment, financial, customs, migratory, ecological relations, intellectual property

Несмотря на интенсивное торгово-экономическое сотрудничество, в правовом регулировании российско-китайских экономических отношений существует ряд проблем. Так, нормативность одного из основополагающих соглашений - Соглашения об общих условиях поставок товаров из СССР в КНР и из КНР в СССР (ред. 13.03.1990 г.) - при отсутствии ссылки на него в договоре международной купли-продажи спорна, т.к. правопреемство России относительно этого документа оформлено не было, а в межгосударственных согла-

шениях, заключенных в 1991 г. и позже, не выражено отношение к нему1.

Серьезной проблемой является невысокая эффективность планов мероприятий по стимулированию двусторонней торговли машинотехнической продукцией. Товарооборот несбалансирован, уровень научнотехнического сотрудничества низкий. Эффективность правового регулирования торговых отношений можно повысить путем подписания соглашений, устанавливающих льготное налогообложение и кредитование компаний, участвующих в торговле товарами с высокой добавленной стоимостью.

В инвестиционной сфере действующих соглашений (Договора о торговле и мореплавании между СССР и КНР от 23.04.1958 г.; межправительственных Соглашения о торгово-экономических отношениях от 05.03.1992 г.; Торгового Соглашения от 03.11.2000 г.; Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 09.11.2006 г., закрепляющих принцип наибольшего благоприятствования, и Соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 27.05.1994 г.) недостаточно для привлечения вложений в «несырьевые» отрасли российской экономики. Следует отметить, что постановление Правительства РФ (от 13.09.1994 г. №1057) «Об утверждении перечня стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации» может препятствовать выравниванию баланса, т.к. КНР входит в число государств, пользующихся преференциями в торговле с РФ.

Ситуацию можно улучшить посредством подписания соглашений, предоставляющих преимущества инвесторам в отрасли, которые нуждаются в капитале, -льготные кредитование, налогообложение, более широкий перечень страховых случаев.

В сфере финансового сотрудничества действуют Меморандумы о взаимопонимании между Министерствами финансов РФ и КНР о создании диалогового механизма между министрами финансов, а также между Центральным банком РФ и Государственным комитетом КНР по контролю за банковской деятельностью о сотрудничестве в сфере контроля и управления банковской деятельностью. В 2002 г. ЦБ РФ и Народный банк Китая заключили Соглашение о межбанковских расчетах в торговле в приграничных районах, способствующее переходу на юани и рубли во взаиморасчетах в приграничной торговле. В результате скорость платежей повысилась. В 2005 г. было подписано Соглашение об использовании национальных валют во взаиморасчетах в сфере приграничного туризма. Эти соглашения направлены на стимулирование расчетов через банки, а не в наличной форме. Однако относительно самой формы платежа остаются разногласия -китайские предприятия предпочитают Т/Т и акцептование, а не ./С .

С целью ускорения таможенных процедур 26.03.2007 г. был подписан Протокол между Федеральной тамо-

1 Розенберг М.Г. Международная купля-продажа товаров: Комментарий к правовому регулированию и практике разрешения споров. - 3-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2006. - С. 20-21.

2 Сайт «Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество»//

Ьійр:/Лм№л/.сгс.то(:сот.доу.сп/спл/еЬ/гсс/іп(:о/АгіісІе.]8р?а_по=110127 &соІ по=110

Бизнес в законе

1 '2011

женной службой России и Государственным таможенным управлением Китая об организации экспериментального обмена информацией во взаимной торговле. Указанное Соглашение дополнило межправительственное Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 03.09.1994 г. Следует разработать Соглашение аналогичное актам «мягкого права» - Программе работ в области взаимного признания результатов испытаний и обязательного подтверждения соответствия и Программе работ в области взаимного признания аккредитованных лабораторий между Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и Государственной службой КНР по сертификации, аккредитации и надзору.

Проблемой остается недостаточная урегулирован-ность отношений, связанных с нелегальной иммиграцией из Китая в Россию. Международно-правовую базу миграционных отношений составляет межправительственное Соглашение о сотрудничестве в социальнотрудовой сфере от 18.12.1992 г. Действующий визовый режим регулируется межправительственными Соглашениями о взаимных поездках граждан и о безвизовых групповых туристических поездках от 29.02.2000 г. В 2005-2006 гг. последнее соглашение было дополнено. Была введена ответственность, в т.ч. финансовая, туристических организаций обеих сторон за невыполнение обязанностей по своевременному возвращению туристов в полном составе. Но возможность безвизового въезда в Россию была распространена на территорию всей России. Представляется целесообразным принять закон о привлечении иностранной рабочей силы в РФ, а также внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях статьи об административной ответственности лиц, содействующих иностранным гражданам и лицам без гражданства, не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, в осуществлении предпринимательской деятельности. Решению многих вопросов может способствовать принятие Соглашения по координации Программы возрождения Северо-Восточного Китая и Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года».

Другая проблема - игнорирование гражданами КНР Государственной границы вопреки заключенному в 1994 г. межправительственному Соглашению по рыболовству на пограничных участках рек Амур и Уссури3.

Осложняются российско-китайские отношения и нарушением китайской стороной прав интеллектуальной собственности. При этом межправительственный Протокол об охране и распределении прав на интеллектуальную собственность, создаваемую или передаваемую в процессе осуществления научно-технического сотрудничества между Россией и Китаем от 25.02.1999 г. не устанавливает ответственности для нарушителя прав интеллектуальной собственности. Статья об ответственности не была включена и в последующие соглашения (Меморандумы о взаимопонимании между Министерством промышленности, науки и технологий РФ и Министерством науки и техники КНР по сотрудничеству в области инновационной деятельности от 03.11.2000 г., между Федеральным агентством

3 Лаподуш Г. Китайцы ходят по Амуру, не поднимая нашего флага. Тихоокеанская звезда. 26 января 2005 г. // Ийр:/Л«\м«.1оЕ.кЬ|у.ги/раде.рЬ|р?раде=21088&с1а1е_1с1_пит=2005-01-26&уеаг=2005&топ11п=01&с1ау_1с1=26

по науке и инновациям и Министерством науки КНР от 06.11.2007 г.)

Проблемы есть и в правовом регулировании в области защиты окружающей среды. Так, серьезным шагом вперед стало подписание 04.02.2008 г. межправительственного Соглашения о сотрудничестве в облас-

4

ти использования и охраны трансграничных вод . Однако российская сторона не смогла договориться о включении статьи о возмещении ущерба пострадавшей стороне в случае аварии. Также Китай пока не подписал с Россией Соглашение о сотрудничестве в области чистых источников энергии.

В отношении законодательной базы приграничного сотрудничества необходимо отметить, что в России пока не принят закон о приграничном сотрудничестве, хотя законопроект уже существует. Этот пробел в российском законодательстве таит опасность, т.к., в соответствии с Уведомлением Госсовета КНР по вопросам приграничной торговли от 03.01.1996 г., «компании приграничной торговли должны работать только с торговыми компаниями приграничных территорий сопредельных государств5. Большое значение имеет подготовка межправительственного Соглашения об экономическом сотрудничестве приграничных регионов России и Китая .

Эффективным может стать приграничное сотрудничество в рамках особых экономических зон. Правовую базу в данной сфере составляет подписанный в марте 2006 г. Меморандум о сотрудничестве между Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами и Министерством коммерции КНР. Совершенствуется и национальное правовое регулирование. Так, в июне, декабре 2006 г. и октябре 2007 г. в ФЗ РФ от 22.07.2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» были внесены изменения, в т.ч. появление туристско-рекреационных и портовых особых экономических зон.

Можно сделать следующие выводы:

• международно-правовое регулирование российско-китайских экономических отношений совершенствуется, хотя есть и пробелы - необходимо закрепить нормативность Соглашения об общих условиях поставок товаров из СССР в КНР и из КНР в СССР; заключить соглашения, стимулирующие торговлю продукцией с высокой добавленной стоимостью и приток инвестиций в «несырьевые» отрасли, ввести санкции за нарушение прав интеллектуальной собственности, экологические преступления.

• существует необходимость в подписании ряда документов (законов о приграничном сотрудничестве в РФ, о привлечении иностранной рабочей силы в РФ) и дополнении действующих (Кодекса РФ об административных правонарушениях, расширить перечень льгот, предоставляемых гражданам России, проживающим в Дальневосточном федеральном округе).

Залогом эффективности международно-правового регулирования российско-китайских отношений является согласование национальных интересов. Азия может стать для России приоритетной зоной участия в процессах региональной интеграции. И тогда слова «дружба», «сотрудничество» и «партнерство» будут чаще употребляться в названиях договоров между Россией и Китаем.

4 Сайт Министерства природных ресурсов Российской Федерации // Ийр:/Лмм«.тпг.доу.ги/рагі/?рісІ=12

5 Ийр:/Лмм«.сЫпа.огд.сп

6 Сайт Посольства России в Китае // Ийр:/Лм«\л/.1г^а.огд.сп/ги8/?8Ю=47&Ю=1485

Список литературы:

1. Лаподуш Г. Китайцы ходят по Амуру, не поднимая нашего флага. Тихоокеанская звезда. 26 января 2005 г. // http://www.toz.khv.ru/page.php?page=21088&date_id_num=2005 -01-26&уеаг=2005&топ11л=01&^ау^=26

2. Розенберг М.Г. Международная купля-продажа товаров: Комментарий к правовому регулированию и практике разрешения споров. - 3-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2006. - 476 с.

3. Сайт Министерства природных ресурсов Российской Федерации // http://www.mnr.gov.ru/part/?pid=12

4. Сайт Посольства России в Китае // http://www.rus-sia.org.cn/rus/?SID=47&ID=1485

5. Сайт «Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество»// http://www.crc.mofcom.gov.cn/crweb/rcc/in-fo/Article.jsp?a_no=110127&col_no=110

6. http://www.china.org.cn

РЕЦЕНЗИЯ

В статье проанализированы проблемы в международно-правовом регулировании российско-китайских торговых, инвестиционных, валютно-финансовых, таможенных, миграционных, экологических отношений, отношений в области охраны прав интеллектуальной собственности.

Автор подчеркивает стратегическое значение российско-китайских отношений для России, залогом эффективности которых, по мнению автора, является согласование национальных интересов. В связи с этим автор выносит ряд предложений по совершенствованию правового регулирования экономических отношений между Россией и Китаем, основанных на создании новых и дополнении уже действующих нормативных документов.

Рецензируемая статья оригинальна, основана на исследовании практических материалов. Статья рекомендуется к публикации в правом издании, внесенном в список ВАК.

Научно-редакционный отдел ИД "НАУКОМ"

к.ю.н К.И. Налетов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.