Научная статья на тему '80 лет виам — признанному лидеру российской материаловедческой науки'

80 лет виам — признанному лидеру российской материаловедческой науки Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Металлообработка
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «80 лет виам — признанному лидеру российской материаловедческой науки»

ЮБИЛЕИ

80 лет ВИАМ — признанному лидеру российской материаловедческой науки

Сегодня Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный научный центр Российской Федерации "ВИАМ"» и его филиалы (Воскресенский экспериментально-технологический центр по специальным материалам, Геленджикский центр климатических испытаний им. чл.-корр. АН СССР Г. В. Акимова, Ульяновский научно-технологический центр) — крупнейший материало-ведческий центр, не имеющий аналогов в мире по разнообразию и сложности решаемых задач, ведущий научно-исследовательский институт, занимающийся созданием перспективных материалов и технологий для авиационных комплексов, космической техники, судостроительной, автомобильной, нефте-, газодобывающей и других отраслей промышленности.

Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) основан в соответствии с Приказом № 435 от 28 июня 1932 года Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР как предприятие авиационной промышленности СССР. Его задачи: «...изучение авиационных материалов, изучение производства полуфабрикатов, изучение сырьевых баз, изыскание новых материалов и внедрение их в производство самолетов и моторов, разработка технологических процессов по производству и применению материалов и полуфабрикатов в моторо-, самолето-, дирижабле- и авиаприборостроении, разработка стандартов на авиационные материалы и руководство научно-исследовательскими и производственными лабораториями.».

Становление и развитие ВИАМ происходили во время предвоенной индустриализации, формирования отечественного военно-промышленного комплекса (ВПК), Великой Отечественной войны, послевоенной модернизации авиационно-ракетной отрасли и освоения космоса.

История института, по сути, история зарождения и становления авиационного материаловедения, открытия материаловедческих предприятий в нашей стране. Работы ВИАМ пополнили арсенал материаловедения новыми оригинальными решениями, они определили перспективные направления исследований ранее не применявшихся в промышленности металлов и неметаллических материалов,

многие из которых синтезированы впервые. На основе фундаментальных и прикладных исследований создавались и осваивались материалы, отвечающие высоким требованиям по прочности, ресурсу и надежности, позволившие России занять и сохранить передовые позиции в мировом авиакосмическом сообществе. Материалы ВИАМ нашли применение в машиностроении, транспорте, энергетике, строительстве, медицинской технике и др.

В содружестве с институтами АН СССР и РАН, вузовской наукой, отраслевыми институтами и КБ институт разработал 2658 марок функциональных конструкционных материалов, более 3500 новых технологических процессов. Общее число изобретений и патентов превышает 5000. Высокий научно-технический уровень разработок института подтверждается успешным выполнением 65 международных проектов и контрактов с ведущими зарубежными фирмами.

Первоначально в составе ВИАМ открылись шесть отделов: отделы общего металловедения, черных металлов, цветных металлов, авиалеса, химико-технологический и химико-аналитический, но впоследствии потребовалось усложнение организационной структуры. В течение первых пяти лет число отделов-лабораторий возросло до 19. В них были разработаны и внедрены в промышленность кольчугалюминий, первая высокопрочная сталь «хромансиль», литейные и деформируемые алюминиевые сплавы, высокопрочные алюминиевые сплавы с добавкой титана, благодаря этим достижениям наша страна получила возможность отказаться от соответствующих экспортных поставок. Впервые была разработана теория рекристаллизации алюминиевых сплавов, созданы основы теории многоэлектродной структурной коррозии металлов, технологические процессы сварки и пайки металлических конструкционных материалов.

В предвоенные годы весьма своевременно была разработана авиационная броня, которая нашла широкое применение в боевой авиации. Самый массовый в истории авиации (более 36 000 самолетов) штурмовик Ил-2, «летающий танк», изготовлен с применением брони, созданной в ВИАМ.

С начала войны специалисты института вошли в состав маневренных бригад по ремонту

самолетов и двигателеи прямо на месте — во фронтовых передвижных ремонтных мастерских.

Разработка мягких пожаробезопасных фибровых баков повышенной живучести (19421943 годы) позволила спасти жизнь тысячам советских летчиков и сохранить большое количество боевых самолетов. На фронт было поставлено более 22 000 самолетов с фибровыми баками. В военное время в конструкциях боевых самолетов были внедрены недешифру-емые маскировочные лакокрасочные покрытия, которые обеспечили им маскировочную защиту, особенно при визуальном слежении за противником.

Созданные в 1942-1944 годах высокожа-ростоикие наплавочные сплавы для клапанов авиационных двигателеи позволили резко повысить мощность двигателя (примерно на 40%) и энерговооруженность самолетов.

БольшоИ вклад внесли специалисты института в организацию тыловых производственных баз для выпуска материалов, полуфабрикатов, самолетов и двигателеи, что позволило в кратчаИшие сроки обеспечить страну бое-вои техникои. Разработка способа комбиниро-ванноИ сварки для широкого спектра высокопрочных сплавов существенно повысила производительность технологических процессов изготовления военноИ техники. В 1945 году за вклад в победу в ВеликоИ Отечественной воИне ВИАМ был награжден орденом Ленина.

В конце 1940-х годов правительство СССР поручило институту разработать материалы и системы их защиты от коррозии для работы в сильно агрессивноИ топливноИ среде ракетных двигателеИ. В предельно короткие сроки были созданы аустенито-мартенситная сталь, легированная кремнием, и ингибитор топлива, которые были применены в двигателях РД-107, РД-108 и для ракеты Р-7, которая

вывела на околоземную орбиту первыИ искус-ственныИ спутник Земли. По словам разработчика — генерального конструктора академика В. П. Глушко, «создание ракетных комплексов было бы невозможным без материалов ВИАМ». Новые никелевые литеИные и деформируемые жаропрочные сплавы нашли применение в производство реактивных газотурбинных двигателеИ для советскоИ авиации.

ВИАМ совместно с КБ С. П. Королева выполнил комплекс работ по созданию алюминиевых, магниевых и титановых сплавов и новых технологических процессов для производства жаропрочных материалов и теплозащитных покрытиИ для космического корабля «Восток», запуск которого с летчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным на борту открыл новую эру в покорении космоса.

Материалы ВИАМ обеспечили реализацию советского атомного проекта. В институте был создан специальныИ сплав циркония с ниобием для тепловыделяющих элементов атомных реакторов (ТВЭЛ), разработаны конструкции и технологии производства ТВЭЛ для первого промышленного атомного реактора и атомного двигателя ледокола «Ленин». Впервые освоена технология введения уранового топлива в графитовые стержни и выполнены работы по исследованию различных классов неметаллических материалов с целью оценить их стоИ-кость к ионизирующим излучениям. Ученые ВИАМ совместно с Институтом атомноИ энергии, возглавляемым академиком И. В. Курчатовым, создали центрифуги с увеличенноИ производительностью для получения ядерного топлива. Использование алюминиевого сплава В96Ц1 и применение для комбинирован-ноИ оболочки центрифуг полимерных композиционных материалов позволило существенно расширить объем промышленного производства обогащенного урана 235.

Первые работы по применению титана для авиации были выполнены в ВИАМ в 1934 году. В 1950-е годы был получен первыИ титановыИ сплав и создана установка для литья титана. Институт разработал более полусотни титановых сплавов, которые сериИно используются для техники различного назначения. Фюзеляж экспериментального ударно-разведывательного самолета Т-4 «Сотка», созданного ОКБ Сухого, изготовлен из титана. Применение титановых сплавов в космических кораблях «Астрон», «Луна», «Марс», «Венера» и других позволило существенно снизить массу конструкции летательных аппаратов.

ВИАМ является пионером в области разработки неметаллических, полимерных и композиционных материалов, в том числе пенопластов,

МП^ППООБ^^Ш

ЮБИЛЕИ

герметиков, материалов остекления и радиопо-глощающих материалов, которые нашли широкое применение в конструкциях самолетов Ан-124, Ан-225, Ту-160, МиГ-29, Су-27, лопастей и планера вертолетов Ка-32, Ка-50, Ми-26, ста-торных и корпусных деталей газотурбинных двигателей, космических и ракетных комплексов и других изделий машиностроения, транспорта и строительства.

В 1982 году за заслуги в создании и обеспечении материалами новых образцов техники ВИАМ был награжден орденом Октябрьской Революции.

В середине 80-х годов сотрудниками института успешно решена проблема существенного увеличения ресурса рабочих лопаток, возникшая при освоении в опытном и серийном производстве авиационных турбин двигателей III и IV поколений. Двигателями с повышенными ресурсными характеристиками были оснащены самолеты Ту-134, Ту-154, Ил-62М, Ил-76, Ил-86, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-24, Су-27, Ту-22М, Ан-22, Як-141, Ил-114, а также газотурбинные установки ГТН-16, ГТН-25, НК-12 СТ для газоперекачивающих агрегатов. Создано новое поколение монокристаллических сплавов, технология и оборудование для литья турбинных лопаток методом высокоградиентной направленной кристаллизации для производства двигателей самолетов МиГ-29, Су-27, МиГ-31, Су-30, Ил-86, Ту-204, Ил-96-300, Ан-70 и др.

Разработанный в ВИАМ специальный комплекс материалов (теплозащита, углерод-углеродные композиты, лаки, клеи и др.) обеспечил создание многоразового космического корабля «Буран». Крыло обратной стреловидности самолета «Беркут» впервые в мировой практике целиком выполнено из адаптирующегося углепластика, созданного в институте.

Постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994 года институту присвоен статус государственного научного центра, который успешно подтверждался в 1997, 2000, 2002, 2004, 2007 и 2010 годах.

Указами президента РФ коллективу ВИАМ объявлены благодарности за большой вклад в разработку и создание материалов для авиационно-космической техники (2002 год) и новых материалов и технологий для авиационной промышленности (2007 год).

Решением Комиссии Минпромторга России от 11 августа 2011 года по оценке результативности деятельности научных организаций за период 2006-2010 годов ВИАМ отнесен к 1-й категории «Лидер» среди научных организаций Минпромторга России.

Сегодня деятельность института направлена на решение не только отраслевых, но и комплексных межотраслевых и междисциплинарных задач в рамках федеральных целевых программ, в том числе с использованием механизма технологических платформ. Решением ПравительственноИ комиссии по высоким технологиям и инновациям утверждены разработанные по инициативе ВИАМ две технологические платформы: «Новые полимерные композиционные материалы и технологии» и «Материалы и технологии металлургии». Институт определен координатором работ, выполняемых по этим платформам при участии около 200 ведущих научных, учебных и производственных организациИ. По инициативе ВИАМ и с привлечением ряда ведущих научных и производственных организациИ разработан проект подпрограммы «Национальная сеть центров климатических испытаниИ».

Институт активно занимается инноваци-онноИ деятельностью. ВИАМ выполняет весь цикл работ — от фундаментальных, прикладных исследованиИ до разработки материала, технологии, оборудования, выпуска научно-техническоИ документации и организации малотоннажного производства.

Создание многофункциональных материалов и технологиИ возможно лишь на базе глубоких фундаментальных и прикладных исследованиИ, тесного взаимодеИствия науки и производства. Об этом наглядно свидетельствует плодотворное сотрудничество нашего института с 30 институтами РАН, 16 вузами и более чем 70 предприятиями: ведущими институтами, конструкторскими бюро и заводами авиационноИ и других отраслеИ промышленности.

Институтом установлены долгосрочные партнерские отношения, подписаны соглашения о сотрудничестве для осуществления комплекса совместных мероприятиИ в области регио-нальноИ инновационноИ системы, модернизации и технологического развития экономики республик Мордовии, Татарстана, Саратов-скоИ и ТомскоИ областеИ, Хабаровского края.

Научно-техническиИ потенциал, современная опытно-экспериментальная база, материальные и трудовые ресурсы института составляют основу для осуществления инновацион-ноИ деятельности. Опытно-экспериментальную базу института составляют 19 научно-технологических комплексов, с помощью которых осуществляются исследования и испытания материалов, организовано их малотоннажное производство. Комплексы являются центрами передачи технологиИ. В институте почти на 75% обновили исследовательское

и технологическое оборудование.

Испытательный центр ВИАМ обладает уникальным (более 700 единиц) исследовательским и испытательным оборудованием, в том числе имеющимся в России в единичных экземплярах. Центр проводит квалификационные испытания материалов с определением механических, теплофизических, коррозионных, эрозионных, микробиологических и климатических характеристик, а также химического состава, горючести неметаллических материалов.

В 2009 году ВИАМ ввел в эксплуатацию Геленджикский центр климатических испытаний им. чл.-корр. АН СССР Г. В. Акимова (ГЦКИ ВИАМ) — единственный центр климатических испытаний. Его область аккредитации составляет проведение натурных испытаний в атмосфере и морской воде, а также лабораторных испытаний на стойкость к коррозии, старению и биоповреждению различных классов материалов.

Разработанные в институте материалы, технологические процессы и установки защищены многочисленными патентами и авторскими свидетельствами СССР и РФ, они нашли применение во многих отраслях промышленности (ежегодно осваивается более 130 разработок). Заключено более 250 лицензионных договоров и контрактов с отечественными и зарубежными предприятиями на передачу прав использования патентов РФ и ноу-хау. В собственном производстве ВИАМ используется около 100 изобретений.

Творческую деятельность коллектива ВИАМ отражают более чем 100 монографий, 350 сборников, охватывающих результаты обширных фундаментальных и прикладных исследований и разработок новых материалов, технологических процессов. Институтом разработано более 11000 наименований нормативно-технической документации на более чем 3200 марок материалов, включая документацию на поставку, технологические процессы производства и применения материалов, паспортов, дополнений и дополнительных сведений к ним. Издается рецензируемый периодический научно-технический сборник «Авиационные материалы и технологии», входящий в перечень изданий ВАК.

ВИАМ всегда гордился мощным научным потенциалом и высококвалифицированными кадрами. В институте работали 16 академиков и член-корреспондентов АН СССР и РАН; создано 12 авторитетных материаловедче-ских научных школ, имеющих международное признание. Ученый совет ВИАМ дал путевку в науку 205 докторам и 770 кандидатам

наук. В настоящее время в ВИАМ трудятся более 1800 сотрудников, в том числе 32 доктора и 132 кандидата наук, 16 профессоров и 46 доцентов. Возглавляет институт генеральный директор академик РАН Е. Н. Каблов.

Результаты работы ученых института по фундаментальным и прикладным исследованиям стали предметом обсуждения на более чем 300 международных и 700 всесоюзных и всероссийских научно-технических форумах и конференциях.

Вопросам развития кадрового потенциала и прежде всего молодых ученых и специалистов в институте уделяется большое внимание: выстроена система, когда за каждым молодым специалистом закреплен наставник, который на первых порах направляет его работу и помогает освоиться в коллективе. Сегодня в ВИАМ среди 1806 сотрудников 839 — молодые специалисты до 35 лет, в то время как в 1996 году их было только 34 человека в коллективе из 2400 сотрудников института, средний возраст снизился с 61,5 года до 44,2 лет.

Для решения задач сохранения и поддержания ведущих научных школ мирового уровня и развития научного потенциала в аспирантуре ВИАМ готовят специалистов высшей квалификации по трем специальностям и квалифицированных инженеров для подразделений института на совместно созданных базовых кафедрах при МАТИ им. К. Э. Циолковского, МГТУ им. Н. Э. Баумана и Московском государственном вечернем металлургическом институте. ВИАМ заключил «Соглашение о научно-техническом сотрудничестве» с семью национальными исследовательскими университетами России и активно сотрудничает с зарубежными университетами Германии и Нидерландов.

В ВИАМ большое значение уделяют соблюдению традиций института и уважению памяти выдающихся ученых, которые внесли свой весомый вклад в становление института, а также развитию отечественной науки и авиационного материаловедения. Регулярно проводятся научные конференции, посвященные известным ученым — сотрудникам ВИАМ.

Трудовой подвиг специалистов института отмечен высокими государственными наградами Советского Союза и Российской Федерации — более 600 сотрудников награждены орденами и медалями. За большой вклад в разработку и создание материалов для авиационно-космической, атомной и других видов специальной техники 242 сотрудникам ВИАМ присуждены высокие звания лауреатов государственных премий, в том числе: 36 Сталинских и 14 Ленинских премий, 55 Государственных премий СССР и 13 Государственных

ME

[АПШ

премий РФ, 47 премий Совета Министров СССР и 51 премия Правительства РФ, 16 премий ЦК ВЛКСМ и Ленинского комсомола, 5 премий союзных республик РСФСР (УССР и КазССР) и 2 премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых.

Институт сохраняет и развивает международное сотрудничество более чем с 40 ведущими иностранными компаниями и организациями из многих стран мира, в том числе EADS, Airbus, ALD Vacuum Technologies GmbH, Zwick GmbH & Co. KG, Coatema — Coating Machinery GmbH, Technische Universität

Berlin (TU Berlin), Avio S.p.A., Akzo Nobel Aerospace Coatings (ANAC), Porcher Industries, Snecma S. A., The Boeing Company, General Electric Company, NASA, MTS Systems Corporation, ГП «Антонов», AO «Мотор Сич», ИЭС им. Е. O. Патона НАН Украины, ГП ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко, China Aviation Industry Corporation (AVIC), Beijing Institute of Aeronautical Materials (BIAM), Hindustan Aeronautics Limited, Mitsubishi Heavy Industries Ltd. и другими.

Сегодня ВИАМ — признанный лидер отечественной материаловедческой науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.