Научная статья на тему '77-я сессия Комитета ОЭСР по образованию: перспективы работы и рабочая программа на 2007-2008 гг'

77-я сессия Комитета ОЭСР по образованию: перспективы работы и рабочая программа на 2007-2008 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЭСР / ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / OECD / EDUCATION / HIGHER EDUCATION / GLOBAL GOVERNANCE IN EDUCATION / EDUCATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перфильева Ольга Владимировна

В статье представлены основные направления и итоги работы 77-й сессии Комитета ОЭСР по образованию, прошедшей в марте 2006 года. Внимание уделено вопросам обеспечения качества, равенства и эффективности управления в сфере высшего образования, а также будущим направлениям работы комитета на период 2007-2008 гг. Рабочая программа и бюджет Комитета рассчитана на два года и определяет приоритеты деятельности комитета на ближайшую перспективу, а также учитывает ресурсы, необходимые для их реализации. Рабочая программа комитета на 2007-2008, так же как и в предыдущие годы, ориентирована на выполнение ряда стратегических целей, определяющих характер реализуемых программ и проектов. К последним относятся: развитие образования в течение всей жизни; совершенствование результатов обучения; совершенствование качества обучения; развитие высшего образования в глобальной экономике, обеспечение социального единства общества через образование. Россия является наблюдателем в Комитете ОЭСР по образованию, в связи с чем в статье уделяется внимание имеющемуся и будущему опыту интеграции России в программные мероприятия Комитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The 77th session of the OECD Education Committee: Prospects and Programme of Work and Budget 2007-20081

The paper summarizes key topics for discussion and outcomes of the 77th session of OECD Education Committee held in Paris in March 2006. The paper focuses on issues on quality, equity and effectiveness of higher education as key future priorities for Committee's activities for the 2007-2008 working and budget period. The OECD Education Committee's Programme of Work and Budget 2007-2008 defines prospects and resources for Committee's activities in short-term perspective and confines key strategic goals identified the overall nature of activities to be implemented within the working period. The former goals are the following: the lifelong learning development; the learning results improvement; the quality of education improvement; the higher education development in global economy; and social cohesion provision through education. As Russia came to the OECD Education Committee as an observer the paper stresses the importance to strengthening its further participation in future OECD Committee's projects and programmes.

Текст научной работы на тему «77-я сессия Комитета ОЭСР по образованию: перспективы работы и рабочая программа на 2007-2008 гг»

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

77-я СЕССИЯ КОМИТЕТА ОЭСР ПО ОБРАЗОВАНИЮ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ И РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2007-2008 гг.*

29—30 марта 2006 г. в штаб-квартире ОЭСР в Париже прошла очередная, 77-я сессия Комитета ОЭСР по образованию, в ходе которой были подведены промежуточные итоги и обсуждены направления дальнейшей работы Комитета. В работе сессии приняли участие представители министерств образования стран-членов и стран-партнеров ОЭСР, представители международных организаций (ЕС, Совета Европы, ЮНЕСКО) и национальных научно-исследовательских и образовательных учреждений, наделенные соответствующими полномочиями.

В программу работы сессии вошли политико-стратегические и организационно-технические вопросы, связанные с программой дальнейшей работы по основным направлениям в области образования.

Особое внимание в ходе 77-й сессии Комитета ОЭСР по образованию было уделено подготовке Встречи министров образования стран-членов и стран-партнеров ОЭСР, которая состоится в Афинах 27—28 июня 2006 г. и будет посвящена вопросам высшего и профессионального образования. В соответствии с предложением Секретариата Комитета ОЭСР по образованию состав участников встречи будет расширен за счет представителей стран, не являющихся членами ОЭСР, на основании их активного участия в подготовке Тематического обзора по высшему образованию (Чили, Китай, Эстония и Россия), а также деятельности по развитию высшего образования в условиях глобализации (Индия и Южная Африка). Из числа ведущих международных организаций на встрече будут представлены Совет Европы, Всемирный Банк и ЮНЕСКО.

Основным рабочим материалом и основой для дискуссий в ходе Встречи министров образования стран-членов и стран-партнеров ОЭСР в Афинах станет Обобщенный доклад по обеспечению качества, равенства и эффективности управления в сфере высшего образования в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР, а вопросы качества, равенства и эф-

фективности управления высшим образованием, соответственно, войдут в рабочее досье встречи как наиболее важные.

В докладе будет представлена информационно-аналитическая и статистическая информация, полученная в ходе работы Директората ОЭСР по образованию (EDU), Директората ОЭСР по вопросам занятости, трудовым и социальным отношениям (ELS), Директората ОЭСР по науке, технологиям и промышленности (STI), а также Директората ОЭСР по статистике (STD). Материалы доклада будут положены в основу одной из глав нового Обзора образовательной политики (Education Policy Review), издание которого запланировано на 2006 г.

Основу анализа составят следующие статистические показатели:

• Рост численности студентов высших учебных заведений (предполагается представить наиболее свежие данные, позволяющие оценить динамику за последние годы) — общий показатель по странам-членам ОЭСР, национальные показатели стран-членов и некоторых стран-партнеров ОЭСР.

• Количество поступающих в вузы — наиболее свежие показатели по странам.

• Рост численности людей, имеющих высшее образование.

• Показатели динамики роста количества поступающих в вузы по различным возрастным категориям.

• Расходы на высшее образование в процентном отношении от ВВП — общие показатели, частные/государственные расходы, динамика за последние годы.

• Частные инвестиции в высшее образование.

• Государственные инвестиции в высшее образование.

• Влияние высшего образования на экономический рост.

• Прогноз численности населения в возрасте от 18 до 25 лет в сравнении с общей динамикой численности молодого населения до 35

* Материал подготовлен заместителем директора Информационно-координационного центра по сотрудничеству с ОЭСР Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ ВШЭ О.В. Перфильевой.

лет включительно на ближайшую перспективу — общий показатель по странам-членам ОЭСР, национальные показатели стран-членов и некоторых стран-партнеров ОЭСР.

• Показатели студенческой мобильности — в абсолютных величинах, удельный вес на рынке образовательных услуг, чистая прибыль и убытки.

• Прогностический анализ увеличения/сокращения численности иностранных студентов.

• Численность высококвалифицированного персонала.

• Количество патентов.

• Расходы на финансирование НИОКР в процентном отношении к ВВП.

• Взаимодействие государства с институтами высшего образования — показатели автономности и самостоятельности при принятии решений.

Проект Обобщенного доклада будет представлен для письменных комментариев представителям стран-членов и стран-наблюдателей Комитета ОЭСР по образованию.

Важным пунктом повестки дня 77-й сессии Комитета ОЭСР по образованию стал первый раунд обсуждений Рабочей программы и бюджета Комитета на 2007—2008 гг. (Programme of Work and Budget2007—2008: First Round Consultation), согласно которому общий объем финансирования в 2007 г. составит 2 514 200 евро; в 2008 г. — 2 360 200 евро.

При разработке проекта Рабочей программы Комитета ОЭСР по образованию на 2007— 2008 гг. экспертами, прежде всего, учитывалось, насколько она способна обеспечить реализацию следующих задач:

• сфокусировать работу Комитета на вопросах, требующих реализации международных сопоставительных исследований, важных для планирования и осуществления национальных политик в области образования;

• координировать работу Комитета как с другими комитетами и директоратами ОЭСР, так и с иными активно функционирующими международными и национальными организациями;

• способствовать совершенствованию методов работы Секретариата для усиления взаимодействия между странами-членами и странами-партнерами ОЭСР и обеспечения оперативной и своевременной помощи в подготовке и реализации национальных проектов образовательной политики;

• учитывать разнообразие участников процесса разработки и реализации образовательной политики как на национальном, так и международном уровнях, демонстрирующих раз-

личные подходы к организации образовательного процесса и свое видение результатов образования; учитывать их специфические информационные потребности и максимально удовлетворять потребность в информационных материалах за счет взаимодействия с соответствующими комитетами ОЭСР;

• сохранять баланс между процессом накопления знания о практике и результатах реализации политики в области образования и использованием накопленного знания.

Программа Комитета ОЭСР по образованию на 2007—2008 гг., так же как и в предыдущие годы, ориентирована на выполнение ключевых стратегических целей, определяющих характер реализуемых программ, в числе которых:

1. Развитие образования в течение всей жизни и усиление взаимодействия данного направления с другими направлениями социально-экономической политики в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР.

2. Оценка и совершенствование результатов обучения.

3. Совершенствование качества обучения в школе.

4. Развитие высшего образования в глобальной экономике.

5. Обеспечение социального единства общества через образование.

В соответствии с первой стратегической целью по развитию образования в течение всей жизни и в целях интеграции данного направления в процесс развития социально-экономической политики в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР в Рабочую программу Комитета ОЭСР по образованию на 2007—2008 гг. вошли следующие проекты:

• Признание результатов неформального образования.

• Развитие системы профессионального образования и подготовки.

• Усиление образовательной проблематики в экономических исследованиях ОЭСР.

• Управление системой образования в условиях демографических изменений.

• Повышение эффективности системы школьного образования.

• Глобальный форум по образованию, организуемый специально для стран, не являющихся членами ОЭСР.

На совершенствование результатов обучения и разработку эффективных систем их оценки направлены следующие проекты Комитета:

• Подготовка национальных обзоров образовательной политики стран-членов и стран-партнеров ОЭСР.

• Формирование систем учета и оценки результатов обучения.

Совершенствованию качества обучения в системе школьного образования способствует реализация проекта «Совершенствование системы управления в школе».

Ряд мероприятий Комитета направлен на развитие системы высшего образования в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР в условиях новых требований глобальной экономики, что нашло отражение:

• в работе по анализу тенденций развития высшего образования в условиях глобализации;

• в реализации Совместных ЮНЕСКО/ ОЭСР принципов обеспечения качества трансграничного высшего образования;

• в реализации решений, достигнутых в ходе Встречи представителей высшего руководства министерств образования стран ОЭСР и стран, имеющих статус наблюдателя в Комитете ОЭСР по образованию;

• в развитии систем финансирования и обеспечения качества высшего образования в рамках программы глобального взаимодействия;

• в деятельности, направленной на развитие человеческих ресурсов в России в рамках программы глобального взаимодействия.

Стратегия обеспечения социального единства через образование реализуется посредством следующих видов деятельности Комитета ОЭСР по образованию:

• подготовки Тематического обзора равенства в образовании;

• создания международной сети по нераспространению насилия в школах;

• обращения к вопросам функционирования системы образования в условиях этнического разнообразия;

• изучения различных аспектов соответствия системы образования потребностям категории учащихся с ограниченными возможностями;

• развития международного партнерства с целью достижения социального единства в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР.

В соответствии с общими стратегическими целями не менее важным направлением работы Комитета ОЭСР по образованию является деятельность, связанная с распространением и мобилизацией нового знания, способного повлиять на принятие политических решений в области образования и образовательной политики в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР. На основании этого Директорат по образованию ОЭСР регулярно информирует о ре-

зультатах программ, проектов и мероприятий ОЭСР в области образования посредством промежуточных и итоговых аналитических обзоров, докладов и отчетов.

Рабочая программа Комитета на 2007— 2008 гг. соответствует первому двухлетнему периоду обновленного мандата Комитета ОЭСР по образованию, рассчитанного на период с 2007 по 2011 г., и предполагает, наряду с завершением текущих проектов Комитета, реализацию новых программ и направлений работ, связанных с образовательной проблематикой.

Среди проектов Комитета ОЭСР по образованию, успешно прошедших этап концептуальной разработки и находящихся в стадии практического внедрения и использования полученных результатов, выделен Проект по разработке рекомендаций по обеспечению качества трансграничного высшего образования (Guidelines on Quality Provision in Cross-Border Higher Education). В ходе 77-й сессии Комитета ОЭСР по образованию были рассмотрены пути и механизмы практического внедрения, выполнения и распространения рекомендаций, разработанных совместно с ЮНЕСКО и принятых Комитетом 2 декабря 2005 г.

Комитет ОЭСР по образованию продолжает работу по проекту «Роль национальных квалификационных систем в развитии непрерывного образования» (The Role of National Qualifications Systems in Promoting Lifelong Learning). Оценить основные политические результаты, достигнутые в рамках проекта, было предложено участникам 77-й сессии Комитета.

К текущим проектам Комитета ОЭСР по образованию также относится Международное исследование преподавания и обучения в школе (Teachers, Teaching and Learning). В настоящее время идет активная работа по совершенствованию методики и уточнению методологической базы. Вопросы, связанные с полевым этапом исследования, были рассмотрены на заседании Рабочей группы проекта в рамках состоявшейся сессии Комитета.

Проект по подготовке национальных обзоров по развитию дошкольного образования и политики детского воспитания

(Reviews of Early Childhood Education and Care Policy) — текущий проект Комитета, находящийся на стадии обсуждения и оценки достигнутых политических результатов. Презентация подготовленных национальных обзоров также вошла в повестку дня 77-й сессии Комитета.

К новым проектам Комитета ОЭСР по образованию относится проект «Родительский выбор, автономность школы и подотчет-

ность системы школьного образования»

(Parental Choice, School Autonomy and System Accountability in Schooling). Участники сессии рассмотрели необходимость реализации проекта; определили основные направления анализа; обсудили возможность включения проекта в Рабочую программу и бюджет Комитета ОЭСР по образованию на 2007—2008 гг.

Участие в образовательных проектах Комитета открыто как для стран-членов, так и для стран-партнеров ОЭСР, в связи с чем работа по выполнению проекта носит международный характер, а получаемые результаты, как правило, сопоставимы в международном масштабе.

Выступая партнером ОЭСР, Россия в настоящее время принимает участие в нескольких широкомасштабных и долгосрочных проектах и программах Комитета ОЭСР по образованию, в том числе в Программе международной оценки образовательных достижений учащихся (PISA) и Аналитическом компоненте Тематического обзора по высшему образованию (Analytical Strand of Thematic Review of Tertiary Education).

Оба направления вошли в повестку дня 77-й сессии Комитета. На рассмотрение были представлены вопросы развития новых исследовательских направлений Программ PISA и PIAC, повышения объективности их результатов (оценок) и их более глубокого понимания в соответствии с социальным, культурным и образовательным контекстом.

В рамках проекта «Тематический обзор по высшему образованию в странах ОЭСР» на 77-й сессии Комитета был представлен национальный доклад по высшему образованию Швейцарии, доработанный в соответствии с изменениями, произошедшими в национальной системе высшего образования и разработанными рекомендациями экспертов ОЭСР.

Представителям стран-членов и стран-партнеров Комитета ОЭСР по образованию предложено высказать свое мнение о приоритетности этих проектов и необходимости их включения в Рабочую программу. На основе результатов рейтинга проектов будет сформирован окончательный вариант Рабочей программы и бюджета на 2007—2008 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.