АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
77-я СЕССИЯ КОМИТЕТА ОЭСР ПО ОБРАЗОВАНИЮ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ И РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2007-2008 гг.*
29—30 марта 2006 г. в штаб-квартире ОЭСР в Париже прошла очередная, 77-я сессия Комитета ОЭСР по образованию, в ходе которой были подведены промежуточные итоги и обсуждены направления дальнейшей работы Комитета. В работе сессии приняли участие представители министерств образования стран-членов и стран-партнеров ОЭСР, представители международных организаций (ЕС, Совета Европы, ЮНЕСКО) и национальных научно-исследовательских и образовательных учреждений, наделенные соответствующими полномочиями.
В программу работы сессии вошли политико-стратегические и организационно-технические вопросы, связанные с программой дальнейшей работы по основным направлениям в области образования.
Особое внимание в ходе 77-й сессии Комитета ОЭСР по образованию было уделено подготовке Встречи министров образования стран-членов и стран-партнеров ОЭСР, которая состоится в Афинах 27—28 июня 2006 г. и будет посвящена вопросам высшего и профессионального образования. В соответствии с предложением Секретариата Комитета ОЭСР по образованию состав участников встречи будет расширен за счет представителей стран, не являющихся членами ОЭСР, на основании их активного участия в подготовке Тематического обзора по высшему образованию (Чили, Китай, Эстония и Россия), а также деятельности по развитию высшего образования в условиях глобализации (Индия и Южная Африка). Из числа ведущих международных организаций на встрече будут представлены Совет Европы, Всемирный Банк и ЮНЕСКО.
Основным рабочим материалом и основой для дискуссий в ходе Встречи министров образования стран-членов и стран-партнеров ОЭСР в Афинах станет Обобщенный доклад по обеспечению качества, равенства и эффективности управления в сфере высшего образования в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР, а вопросы качества, равенства и эф-
фективности управления высшим образованием, соответственно, войдут в рабочее досье встречи как наиболее важные.
В докладе будет представлена информационно-аналитическая и статистическая информация, полученная в ходе работы Директората ОЭСР по образованию (EDU), Директората ОЭСР по вопросам занятости, трудовым и социальным отношениям (ELS), Директората ОЭСР по науке, технологиям и промышленности (STI), а также Директората ОЭСР по статистике (STD). Материалы доклада будут положены в основу одной из глав нового Обзора образовательной политики (Education Policy Review), издание которого запланировано на 2006 г.
Основу анализа составят следующие статистические показатели:
• Рост численности студентов высших учебных заведений (предполагается представить наиболее свежие данные, позволяющие оценить динамику за последние годы) — общий показатель по странам-членам ОЭСР, национальные показатели стран-членов и некоторых стран-партнеров ОЭСР.
• Количество поступающих в вузы — наиболее свежие показатели по странам.
• Рост численности людей, имеющих высшее образование.
• Показатели динамики роста количества поступающих в вузы по различным возрастным категориям.
• Расходы на высшее образование в процентном отношении от ВВП — общие показатели, частные/государственные расходы, динамика за последние годы.
• Частные инвестиции в высшее образование.
• Государственные инвестиции в высшее образование.
• Влияние высшего образования на экономический рост.
• Прогноз численности населения в возрасте от 18 до 25 лет в сравнении с общей динамикой численности молодого населения до 35
* Материал подготовлен заместителем директора Информационно-координационного центра по сотрудничеству с ОЭСР Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ ВШЭ О.В. Перфильевой.
лет включительно на ближайшую перспективу — общий показатель по странам-членам ОЭСР, национальные показатели стран-членов и некоторых стран-партнеров ОЭСР.
• Показатели студенческой мобильности — в абсолютных величинах, удельный вес на рынке образовательных услуг, чистая прибыль и убытки.
• Прогностический анализ увеличения/сокращения численности иностранных студентов.
• Численность высококвалифицированного персонала.
• Количество патентов.
• Расходы на финансирование НИОКР в процентном отношении к ВВП.
• Взаимодействие государства с институтами высшего образования — показатели автономности и самостоятельности при принятии решений.
Проект Обобщенного доклада будет представлен для письменных комментариев представителям стран-членов и стран-наблюдателей Комитета ОЭСР по образованию.
Важным пунктом повестки дня 77-й сессии Комитета ОЭСР по образованию стал первый раунд обсуждений Рабочей программы и бюджета Комитета на 2007—2008 гг. (Programme of Work and Budget2007—2008: First Round Consultation), согласно которому общий объем финансирования в 2007 г. составит 2 514 200 евро; в 2008 г. — 2 360 200 евро.
При разработке проекта Рабочей программы Комитета ОЭСР по образованию на 2007— 2008 гг. экспертами, прежде всего, учитывалось, насколько она способна обеспечить реализацию следующих задач:
• сфокусировать работу Комитета на вопросах, требующих реализации международных сопоставительных исследований, важных для планирования и осуществления национальных политик в области образования;
• координировать работу Комитета как с другими комитетами и директоратами ОЭСР, так и с иными активно функционирующими международными и национальными организациями;
• способствовать совершенствованию методов работы Секретариата для усиления взаимодействия между странами-членами и странами-партнерами ОЭСР и обеспечения оперативной и своевременной помощи в подготовке и реализации национальных проектов образовательной политики;
• учитывать разнообразие участников процесса разработки и реализации образовательной политики как на национальном, так и международном уровнях, демонстрирующих раз-
личные подходы к организации образовательного процесса и свое видение результатов образования; учитывать их специфические информационные потребности и максимально удовлетворять потребность в информационных материалах за счет взаимодействия с соответствующими комитетами ОЭСР;
• сохранять баланс между процессом накопления знания о практике и результатах реализации политики в области образования и использованием накопленного знания.
Программа Комитета ОЭСР по образованию на 2007—2008 гг., так же как и в предыдущие годы, ориентирована на выполнение ключевых стратегических целей, определяющих характер реализуемых программ, в числе которых:
1. Развитие образования в течение всей жизни и усиление взаимодействия данного направления с другими направлениями социально-экономической политики в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР.
2. Оценка и совершенствование результатов обучения.
3. Совершенствование качества обучения в школе.
4. Развитие высшего образования в глобальной экономике.
5. Обеспечение социального единства общества через образование.
В соответствии с первой стратегической целью по развитию образования в течение всей жизни и в целях интеграции данного направления в процесс развития социально-экономической политики в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР в Рабочую программу Комитета ОЭСР по образованию на 2007—2008 гг. вошли следующие проекты:
• Признание результатов неформального образования.
• Развитие системы профессионального образования и подготовки.
• Усиление образовательной проблематики в экономических исследованиях ОЭСР.
• Управление системой образования в условиях демографических изменений.
• Повышение эффективности системы школьного образования.
• Глобальный форум по образованию, организуемый специально для стран, не являющихся членами ОЭСР.
На совершенствование результатов обучения и разработку эффективных систем их оценки направлены следующие проекты Комитета:
• Подготовка национальных обзоров образовательной политики стран-членов и стран-партнеров ОЭСР.
• Формирование систем учета и оценки результатов обучения.
Совершенствованию качества обучения в системе школьного образования способствует реализация проекта «Совершенствование системы управления в школе».
Ряд мероприятий Комитета направлен на развитие системы высшего образования в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР в условиях новых требований глобальной экономики, что нашло отражение:
• в работе по анализу тенденций развития высшего образования в условиях глобализации;
• в реализации Совместных ЮНЕСКО/ ОЭСР принципов обеспечения качества трансграничного высшего образования;
• в реализации решений, достигнутых в ходе Встречи представителей высшего руководства министерств образования стран ОЭСР и стран, имеющих статус наблюдателя в Комитете ОЭСР по образованию;
• в развитии систем финансирования и обеспечения качества высшего образования в рамках программы глобального взаимодействия;
• в деятельности, направленной на развитие человеческих ресурсов в России в рамках программы глобального взаимодействия.
Стратегия обеспечения социального единства через образование реализуется посредством следующих видов деятельности Комитета ОЭСР по образованию:
• подготовки Тематического обзора равенства в образовании;
• создания международной сети по нераспространению насилия в школах;
• обращения к вопросам функционирования системы образования в условиях этнического разнообразия;
• изучения различных аспектов соответствия системы образования потребностям категории учащихся с ограниченными возможностями;
• развития международного партнерства с целью достижения социального единства в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР.
В соответствии с общими стратегическими целями не менее важным направлением работы Комитета ОЭСР по образованию является деятельность, связанная с распространением и мобилизацией нового знания, способного повлиять на принятие политических решений в области образования и образовательной политики в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР. На основании этого Директорат по образованию ОЭСР регулярно информирует о ре-
зультатах программ, проектов и мероприятий ОЭСР в области образования посредством промежуточных и итоговых аналитических обзоров, докладов и отчетов.
Рабочая программа Комитета на 2007— 2008 гг. соответствует первому двухлетнему периоду обновленного мандата Комитета ОЭСР по образованию, рассчитанного на период с 2007 по 2011 г., и предполагает, наряду с завершением текущих проектов Комитета, реализацию новых программ и направлений работ, связанных с образовательной проблематикой.
Среди проектов Комитета ОЭСР по образованию, успешно прошедших этап концептуальной разработки и находящихся в стадии практического внедрения и использования полученных результатов, выделен Проект по разработке рекомендаций по обеспечению качества трансграничного высшего образования (Guidelines on Quality Provision in Cross-Border Higher Education). В ходе 77-й сессии Комитета ОЭСР по образованию были рассмотрены пути и механизмы практического внедрения, выполнения и распространения рекомендаций, разработанных совместно с ЮНЕСКО и принятых Комитетом 2 декабря 2005 г.
Комитет ОЭСР по образованию продолжает работу по проекту «Роль национальных квалификационных систем в развитии непрерывного образования» (The Role of National Qualifications Systems in Promoting Lifelong Learning). Оценить основные политические результаты, достигнутые в рамках проекта, было предложено участникам 77-й сессии Комитета.
К текущим проектам Комитета ОЭСР по образованию также относится Международное исследование преподавания и обучения в школе (Teachers, Teaching and Learning). В настоящее время идет активная работа по совершенствованию методики и уточнению методологической базы. Вопросы, связанные с полевым этапом исследования, были рассмотрены на заседании Рабочей группы проекта в рамках состоявшейся сессии Комитета.
Проект по подготовке национальных обзоров по развитию дошкольного образования и политики детского воспитания
(Reviews of Early Childhood Education and Care Policy) — текущий проект Комитета, находящийся на стадии обсуждения и оценки достигнутых политических результатов. Презентация подготовленных национальных обзоров также вошла в повестку дня 77-й сессии Комитета.
К новым проектам Комитета ОЭСР по образованию относится проект «Родительский выбор, автономность школы и подотчет-
ность системы школьного образования»
(Parental Choice, School Autonomy and System Accountability in Schooling). Участники сессии рассмотрели необходимость реализации проекта; определили основные направления анализа; обсудили возможность включения проекта в Рабочую программу и бюджет Комитета ОЭСР по образованию на 2007—2008 гг.
Участие в образовательных проектах Комитета открыто как для стран-членов, так и для стран-партнеров ОЭСР, в связи с чем работа по выполнению проекта носит международный характер, а получаемые результаты, как правило, сопоставимы в международном масштабе.
Выступая партнером ОЭСР, Россия в настоящее время принимает участие в нескольких широкомасштабных и долгосрочных проектах и программах Комитета ОЭСР по образованию, в том числе в Программе международной оценки образовательных достижений учащихся (PISA) и Аналитическом компоненте Тематического обзора по высшему образованию (Analytical Strand of Thematic Review of Tertiary Education).
Оба направления вошли в повестку дня 77-й сессии Комитета. На рассмотрение были представлены вопросы развития новых исследовательских направлений Программ PISA и PIAC, повышения объективности их результатов (оценок) и их более глубокого понимания в соответствии с социальным, культурным и образовательным контекстом.
В рамках проекта «Тематический обзор по высшему образованию в странах ОЭСР» на 77-й сессии Комитета был представлен национальный доклад по высшему образованию Швейцарии, доработанный в соответствии с изменениями, произошедшими в национальной системе высшего образования и разработанными рекомендациями экспертов ОЭСР.
Представителям стран-членов и стран-партнеров Комитета ОЭСР по образованию предложено высказать свое мнение о приоритетности этих проектов и необходимости их включения в Рабочую программу. На основе результатов рейтинга проектов будет сформирован окончательный вариант Рабочей программы и бюджета на 2007—2008 гг.