Научная статья на тему '6. 5. Противодействие неправомерному доступу должностного лица, а также государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, не являющегося должностным лицом к охраняемой законом компьютерной информации'

6. 5. Противодействие неправомерному доступу должностного лица, а также государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, не являющегося должностным лицом к охраняемой законом компьютерной информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
205
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРАВОМЕРНЫЙ ДОСТУП / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / КОМПЬЮТЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СТАТЬЯ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА / WRONGFUL ACCESS / THE OFFICIAL / THE COMPUTER INFORMATION / CRIMINAL CODE ARTICLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амелин Александр Андреевич

В статье автор обосновал и сформулировал статью уголовного кодекса, устраняющую за-конодательный пробел: Неправомерный доступ должностного лица, а также государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, не являющегося должностным лицом к охраняемой законом компьютерной информации, совершенный из корыстной или иной личной заинтересованности, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERACTION TO WRONGFUL ACCESS OF THE OFFICIAL, AND ALSO THE CIVIL SERVANT OR THE SERVING LOCAL GOVERNMENT WHICH IS NOT THE OFFICIAL TO THE COMPUTER INFORMATION PROTECTED BY THE LAW

In article the author has proved and has formulated article of the criminal code eliminating a legisla-tive blank: Wrongful access of the official, and also the civil servant or the serving local government which is not the official to the computer information protected by the law, made from mercenary or other personal interest if this act has entailed destruction, blocking, updating or information copying, infringement of work of the COMPUTER, system of the COMPUTER or their network.

Текст научной работы на тему «6. 5. Противодействие неправомерному доступу должностного лица, а также государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, не являющегося должностным лицом к охраняемой законом компьютерной информации»

6.5. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕПРАВОМЕРНОМУ ДОСТУПУ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА, А ТАКЖЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ИЛИ СЛУЖАЩЕГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, НЕ ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦОМ К ОХРАНЯЕМОЙ ЗАКОНОМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Амелин Александр Андреевич, аспирант, кафедра уголовного права и криминологии Российская правовая академия Минюста России

Контакты автора: alexander-amelin@yandex.ru

Аннотация. В статье автор обосновал и сформулировал статью уголовного кодекса, устраняющую законодательный пробел: Неправомерный доступ

должностного лица, а также государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, не являющегося должностным лицом к охраняемой законом компьютерной информации, совершенный из корыстной или иной личной заинтересованности, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

Ключевые слова: неправомерный доступ, должностное лицо, компьютерная информация, статья уголовного кодекса

COUNTERACTION TO WRONGFUL ACCESS OF THE OFFICIAL, AND ALSO THE CIVIL SERVANT OR THE SERVING LOCAL GOVERNMENT WHICH IS NOT THE OFFICIAL TO THE COMPUTER INFORMATION PROTECTED BY THE LAW

Amelin Alexander Andreevich, the post-graduate student, chair of criminal law and criminologist, the Russian legal academy of Ministry of Justice of Russia

Annotation: In article the author has proved and has formulated article of the criminal code eliminating a legislative blank: Wrongful access of the official, and also the civil servant or the serving local government which is not the official to the computer information protected by the law, made from mercenary or other personal interest if this act has entailed destruction, blocking, updating or information copying, infringement of work of the COMPUTER, system of the COMPUTER or their network.

Keywords: wrongful access, the official, the computer information, criminal code article

Одним из основных факторов, противодействующим развитию информационного общества, является коррупция. Противостоять коррупции можно, лишь объединив усилия, органов власти и управления, правоохранительных структур и институтов гражданского общества, роль которого неоднократно подчеркивал Президент и Председатель Правительства РФ.

Борьба с коррупцией сегодня, как отмечает Концепция национальной безопасности Российской Федерации , имеет не только правовой, но и политический характер. Реальной действительностью является сращивание отдельных элементов исполнительной и законодательной ветвей власти с криминальными структурами, проникновение их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. Коррупция, таким образом, перерастает ранг отдельных совершаемых в органах власти и управления преступлений и может быть отнесена к негативнейшему явлению, характеризующему современное российское общество и государство1.

Проблемой, практически не изученной в уголовном праве, необходимо признать посягательства на электронные документы. В настоящее время у государства сформулированы перспективные планы внедрения электронного правительства.

Так, приняты: Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)»; Доктрина информационной безопасности Российской Федерации; Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года; Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации; Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р)2.

Согласно последней Концепции под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являются: повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан; повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления; повышение качества административно-управленческих процессов; совер-

1 Лопашенко Н. А. Проблемы уголовной ответственности за коррупционные преступления // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество: Сборник статей / Под ред. доктора юридических наук П.Н. Панченко, кандидата юридических наук А.Ю. Чупровой, кандидата юридических наук А.И. Мизерия. Н. Новгород, 2001.

2 Собрание законодательства РФ. 2008. № 20. Ст. 2372.

Бизнес в законе

5'2010

шенствование системы информационно-

аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.

Для достижения указанных целей необходимо обеспечить: развитие и широкое применение в деятельности органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступа организаций и граждан к информации о деятельности органов государственной власти, основанных на использовании современных информационно-коммуникационных технологий; предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами; создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота; внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации; формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в электронной форме между государственными органами, организациями и гражданами, а также контроль за использованием государственных информационных систем3.

С учетом сформулированного нами выше определения официального электронного документа - как - либо материальный носитель с записью содержательной информации в электронно - цифровой форме, либо зафиксированную на материальном носителе информацию, удостоверяющую события или факты, имеющие юридическое значение, либо способные повлечь юридические последствия, с нормативно установленными реквизитами в электронно - цифровой форме, позволяющими ее идентифицировать, который находится в обороте государственных или муниципальных органов, а также иных уполномоченных юридических или физических лиц.

А также учитывая переход государственных и муниципальных органов на безбумажный документооборот, считаем целесообразным сформулировать норму об ответственности за незаконны оборот электронных документов. За основу возьмем действующие в УК РФ нормы Главы 28.

В Соглашении о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации (Минск, 2001 г.) определены основные термины:

а) преступление в сфере компьютерной информации - уголовно наказуемое деяние, предметом посягательства которого является компьютерная информация;

б) компьютерная информация - информация, находящаяся в памяти компьютера, на машинных или иных носителях в форме, доступной восприятию ЭВМ, или передающаяся по каналам связи;

3 Собрание законодательства РФ. 2008. № 20. Ст. 2372.

в) вредоносная программа - созданная или существующая программа со специально внесенными изменениями, заведомо приводящая к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети;

г) неправомерный доступ - несанкционированное обращение к компьютерной информации.

Стороны признали в соответствии с национальным законодательством в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, если они совершены умышленно:

а) осуществление неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети;

б) создание, использование или распространение вредоносных программ;

в) нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред или тяжкие последствия;

г) незаконное использование программ для ЭВМ и баз данных, являющихся объектами авторского права, а равно присвоение авторства, если это деяние причинило существенный ущерб4.

В частности статью 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации», которая в ч.1 устанавливает ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронновычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

Неправомерность доступа предполагает завладение информацией не в установленном законом порядке, вопреки воле собственника или иного законного владельца (самовольное, без необходимого разрешения, согласия, с нарушением установленного порядка и т.д.).

Под доступом к информации понимается возможность получения информации и ее использования (приобретение и использование возможности просматривать, получать, вводить, изменять или уничтожать информацию либо влиять на процесс ее обработки, распоряжаться информацией). Способы доступа законодателем не определены, и они могут быть различными - хищение носителя информации, внедрение в чужую информационную систему, считывание, сканирование, перехват, взлом системы защиты с использованием специальных технических или программных средств, ввод ложной информации, ложного пароля, незаконное использование действующего пароля, кода и т.д.

На наш взгляд в случае, если должностное лицо, а также государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, с нарушением установленного законом порядка использует, получит, введет, изменит или уничтожит информацию, либо повлияет на процесс ее обработки, либо распорядится информацией, который повлечет уничтожение, блокирование, модификацию

4 http://www.cis.minsk.by/main.aspx?uid=866.

либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети из корыстной или иной личной заинтересованности оно должно нести уголовную ответственность. Поэтому мы предлагаем в ст. 292 УК РФ внести ч. 3 следующего содержания:

«Неправомерный доступ должностного лица, а также государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, не являющегося должностным лицом к охраняемой законом компьютерной информации, совершенный из корыстной или иной личной заинтересованности, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети,-

наказывается...».

Указанная норма способствовала бы противодействию коррупционным преступлениям, в том числе в системе электронного правительства и в Интернете.

Список литературы:

1. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года : Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 632-р [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2008. - 20. - Ст. 2372.

2. Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации [Электронный ресурс] //http://www.cis.minsk.by/main.aspx?uid=866.

3. Лопашенко Н. А. Проблемы уголовной ответственности за коррупционные преступления [Текст] // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество: Сборник статей / Под ред. доктора юридических наук П.Н. Панченко, кандидата юридических наук А.Ю. Чупровой, кандидата юридических наук А.И. Мизерия. - Н. Новгород, 2001. - С. 219 - 221.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья А.А. Амелина «Противодействие неправомерному доступу должностного лица, а также государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, не являющегося должностным лицом к охраняемой законом компьютерной информации» посвящена несомненно актуальной и малоисследованной теме. Коррупционные преступления в настоящее время совершаются не только в сфере оборота бумажных документов, но и электронных, однако ответственности ни в одном законе не предусмотрено.

Следует поддержать сформулированное автором определение официального электронного документа: либо материальный носитель с записью содержательной информации в электронно - цифровой форме, либо зафиксированную на материальном носителе информацию, удостоверяющую события или факты, имеющие юридическое значение, либо способные повлечь юридические последствия, с нормативно установленными реквизитами в электронно-цифровой форме, позволяющими ее идентифицировать, который находится в обороте государственных или муниципальных органов, а также иных уполномоченных юридических или физических лиц.

Заслуживает внимания тот факт, что в статье рассуждения автора проиллюстрированы примерами судебно-следственной практики.

Следует поддержать необходимость принятия законодателем предложенной А.А. Амелиным редакции ч.3 ст. 292 УК РФ.

Считаю, что статья Амелина Александра Андреевича «Противодействие неправомерному доступу должно-

стного лица, а также государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, не являющегося должностным лицом к охраняемой законом компьютерной информации» по своему содержанию и кругу рассматриваемых вопросов оригинальна, содержит обоснованные выводы и может быть полезна для студентов юридических вузов, всех работников правоохранительных органов.

Зав. кафедрой уголовного права и процесса Российского университета дружбы народов,

д.ю.н., профессор Т.Ф. Минязева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.