Научная статья на тему '5G И 5D. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, СОВМЕСТНО "РАЗРЫВАЮЩИЕ" МИР'

5G И 5D. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, СОВМЕСТНО "РАЗРЫВАЮЩИЕ" МИР Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
205
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / 5G / 5D / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / КОРОНВИРУС / COVID-19

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дворянкин Олег Александрович

В статье предпринята попытка проанализировать развитие мирового сообщества и простых людей в контексте создания и развития новых технологий, непосредственно 5G и 5D. Представлен исторический анализ их развития и формирования, а также возможные перспективы их влияния на нас не только в далеком будущем, но и уже в наступившем будущем. При этом автор в статье заостряет вопрос на том, что готовы мы к этому будущему, а также создали или готовы быстро создать «подушку безопасности», т.е. «информационную безопасность», как личного, так и общественного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

5G АND 5D. NEW TECHNOLOGIES JOINTLY "TEARING UP" THE WORLD

The article attempts to analyze the development of the world community and ordinary people in the context of the creation and development of new technologies, especially 5G and 5D. The article presents a historical analysis of their development and formation, as well as possible prospects for their influence on us not only in the near future, but also in the future to come. At the same time, the author in the article focuses on the fact whether we are ready for this future, and whether we created it or are ready to quickly create a "safety cushion", i.e. "information security", both of a personal and public nature.

Текст научной работы на тему «5G И 5D. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, СОВМЕСТНО "РАЗРЫВАЮЩИЕ" МИР»

1.Вся статистика интернета на 2020 год — цифры и тренды в мире и в России. [Электронный источник]. URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy/ (дата обращения: 21.01.2021).

2. Дружинин А.М. «Новые медиа» в информационно-коммуникационной среде//Электронный научный журнал «Век качества». 2018. №3.

3.Как интернет влияет на психику и организм человека. [Электронный источник]. URL: https ://daily. afisha. ru/entry/amp/928/ (дата обращения: 18.12.2020).

4.Лукина Н. П., Самохина Н. Н. От информационного общества к обществам знания: теория и практика перехода//Гуманитарная информатика. 2016.

5.То, что мертво, умереть не может: как повысить вовлеченность в соцсетях [Электронный источник]. URL: https://semantica.in/blog/to-chto-mertvo-umeret-ne-mozhet-kak-povysit-vovlechennost-v-soczsetyakh.html (дата обращения: 21.01.2021).

6.«С верой в хайп! Как цифровые медиа меняют мир». [Электронный источник]. URL: https://youtu.be/r6uufO1PpVs (Дата обращения 14.12.2020).

7.Скобликова Т.В., Скриплева Е.В. Интернет-зависимость в молодежной среде как одна из проблем современного общества//Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 2.

8.Мамишова Н.Э. Интернет как особый вид социальной коммуникации, Саратов, 2016.

9.Коммуникативная деятельность в интернете. [Электронный источник]. URL: http://hr-portal.ru/blog/kommunikativnaya-deyatelnost-v-internete (дата обращения: 18.12.2020).

10.Хайп. Как читать медиа? [Электронный источник]. URL: https://howtoreadmedia.ru/ru/what_is_media/glossary/ khayp-/ (дата обращения: 18.12.2020).

11.Шендрик А.И. Информационное общество и его культура: противоречия становления и развития, 2015. - № 4.

12.Наумов М.И. Хайп и его влияние на интернет-аудиторию // Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии. -2017. С. 158-161.

13.Вовлечение аудитории, вовлеченный контакт, коэффициент вовлечения — что это и зачем? [Электронный источник]. URL: https://www.cossa.ru/sandbox/22166/ (дата обращения: 21.01.2021).

14.Что такое «хайп» в молодежном сленге: расшифровка модного термина. [Электронный источник]. URL:

https://www.kp.ru/daily/26707/3732691/ (дата

обращения: 26.01.2021).

15.Что такое «хайп»? Учимся «хайпить» правильно. [Электронный источник]. URL: https://www.ellegirl.ru/articles/chto-takoe-hayp-i-kak-pravilno-haypit/ (дата обращения: 26.01.2021).

5G И 5D. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, СОВМЕСТНО «РАЗРЫВАЮЩИЕ» МИР_

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2021.3.82.1221 Дворянкин Олег Александрович

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры информационной безопасности Учебно-научного комплекса информационных технологий Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва

5G АND 5D. NEW TECHNOLOGIES JOINTLY "TEARING UP" THE WORLD

O.A. Dvoryankin

candidate of legal sciences, lecturer at the chair of information security of the Moscow Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Kikot University, Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье предпринята попытка проанализировать развитие мирового сообщества и простых людей в контексте создания и развития новых технологий, непосредственно 5G и 5D. Представлен исторический анализ их развития и формирования, а также возможные перспективы их влияния на нас не только в далеком будущем, но и уже в наступившем будущем. При этом автор в статье заостряет вопрос на том, что готовы мы к этому будущему, а также создали или готовы быстро создать «подушку безопасности», т.е. «информационную безопасность», как личного, так и общественного характера.

ABSTARCT

The article attempts to analyze the development of the world community and ordinary people in the context of the creation and development of new technologies, especially 5G and 5D. The article presents a historical analysis of their development and formation, as well as possible prospects for their influence on us not only in the near future, but also in the future to come. At the same time, the author in the article focuses on the fact whether we are ready for this future, and whether we created it or are ready to quickly create a "safety cushion", i.e. "information security", both of a personal and public nature.

Ключевые слова: информационная безопасность, Интернет, 5G, 5D, интернет-технологии, коронвирус, COVID-19

Keywords: information security, Internet, 5G, 5D, Internet technologies, coronavirus, COVID-19

За последние десятилетия развитие технологий осуществлялось с ошеломляющей скоростью. Если еще недавно мы записывали созданные на компьютере документы на дискеты, флешки, диски, то теперь целый компьютер, например, в виде телефона (смартфона и т.д.), может помещаться в кармане любого человека, с разным объемом памяти и количеством функций. При этом смартфоны, и используемая ими глобальная сеть Интернет, облачные вычисления, искусственный интеллект, нейронные сети, плотно вошли в нашу жизнь и продолжает развиваться, изменяя каждый аспект нашей жизни.

Сферой, погружающей пользователей в новые технологии (информационные и технические) и даже новую реальность - цифровую реальность, -является сфера телекоммуникаций, благодаря которой не только специалисты, но и обыватели сегодня знают про такие вещи, как 3G, 4G, LTE, NFC и др.

В настоящем исследовании речь пойдет о сетях 5G, которые в 2020 году стали становиться доступными для коммерческого использования и которые, в 2021 году уже в сочетании с другими технологиями, способны значительным образом изменить мир вокруг нас.

Новая технология связи 5G сегодня уже тестируется в различных странах мира. В России устойчивое покрытие сети связи 5G, согласно нацпроекту «Цифровая экономика», должно быть обеспечено до 2022 года для городов-миллионников, и к 2024 году для крупных городов. [1]

Таким образом, внедрение сети 5G для нашей страны сегодня является одной из приоритетных национальных целей в контексте развития цифровой экономики.

Так, что же такое - сеть «5G»?

Буква «G» в названии сети 5G означает поколение (generation), к которому принадлежит стандарт мобильной связи. Это означает, что 5G -это пятое по счету поколение мобильных сетей. Дадим краткую характеристику четырем предыдущим поколениям.

Сети первого поколения (1 G) появились еще в 1980-е гг. Они были аналоговыми, а потому их возможности с точки зрения скорости передачи данных были весьма скромными. В начале 1990-х гг. с появлением сети 2G произошла настоящая

революция в сфере связи, поскольку связь приобрела цифровой характер, что повлекло за собой ряд принципиальных изменений: в частности, пользователям, помимо разговоров, стали доступны SMS и MMS. Кроме того, пользователи получили доступ к Интернету, с помощью которого можно было скачать в телефон какую-нибудь простую игру или программу.

Актуальными в настоящее время являются третье и четвертое поколения - 3G и 4G, которые последовательно расширяли возможности интернет-пользователей. С появлением стандарта связи 3G, работавшем на основе пакетной передачи данных, мобильный Интернет стал нормой, а благодаря сети 4G, которой сегодня покрыты крупные города, пользователи гаджетов могут играть в онлайн-игры или смотреть без предварительной загрузки фильмы в высоком разрешении.

Тем не менее, как предполагается, даже в сравнении с продвинутой сетью 4G сети пятого поколения (5G) должны обеспечить человечеству мощный скачок в развитии.

Прежде всего, превосходство 5G связано с тем, что это новейший сверхбыстрый стандарт беспроводной передачи данных, пиковые скорости которого могут достигать более 10 Гбит/сек. (для сравнения 4G обеспечивает скорость передачи до 1 Гбит/сек), благодаря чему сеть связи пятого поколения практически не уступает оптическим сетям связи. Благодаря 5G пользователи смогут уже не просто смотреть фильмы в высоком разрешении, но и осуществлять загрузку больших массивов данных во время трансляции стриминга игр из любой точки мира. [2]

Однако оценивать такую новую технологию, как 5G, исключительно с точки зрения скорости передачи данных нецелесообразно, поскольку сеть связи пятого поколения имеет ряд других важных характеристик. В их числе: малое энергопотребление; устойчивость связи в условиях огромного количества абонентов в пределах действия базовой станции (до 100 млн. устройств на 1 км.2); быстрый отклик устройств и др.

Кроме того, немаловажное значение имеет такая особенность, как архитектура 5G: она рассчитана для использования по различным сценариям (Рис. 1).

Три сценария оказания услуг мобильной связи: сверхширокополосна я мобильная связь; сверхнадежная связь

с низкими задержками; массовая межмашинная связь

ENHANCED MOBILE BROADBAND

MASSIVE MACHINE TYPE COMMUNICATION

4

ULTRA RELIABLE MACHINE TYPE COMMUNICATION

gig VV &

Рис. 1. Архитектура 5G [3]

Всего сценариев три, и каждый из них ориентирован на конкретный сегмент рынка, в связи с чем удовлетворяет тому или иному набору ранее указанных показателей. Идея разделения на сценарии заключается в том, что перечисленные выше показатели связи (высокая скорость передачи данных, автономность и т.д.) зачастую оказываются несовместимыми, а подчас и взаимоисключающими. По этой причине достижение абсолютно всех показателей одновременно одним устройством может являться затруднительным.

Различия трех видов сценария оказания услуг связи состоят в том, что каждый сценарий будет ориентирован на достижение наиболее важного для него показателя. Так, например, для сценария «Enhanced mobile broadband» -сверхширокополосной мобильной связи важны скорость передачи данных и широта охвата территорий сетями. Для сценария «Ultra-Reliable Low Latency Communication» важны повышенная надежность связи и отсутствие задержек. При сценарии «Massive Machine-Type

Communications» - массовая межмашинная связь -ключевую роль будет играть даже не скорость и отсутствие задержек, а способность обеспечивать множественность подключений к сети и автономность. В рамках данного сценария, предполагающий взаимодействие «устройство -устройство», все процессы будут автоматизированы, а участие человека сведено к минимуму. Таким образом, сеть 5G станет не просто заменой сети 4G, а более продвинутой технологией, которая способна оказать влияние на развитие множества отраслей, в которых будут востребованы описанные выше сценарии.

В частности, развитие формата межмашинного взаимодействия при увеличении срока взаимодействия с устройствами и расширения возможностей для подключения бесчисленного множества устройств можно назвать главными ожиданиями от распространения технологии 5G, которые могут поспособствовать развитию уже существующих сервисов, например, беспилотного управления автомобилями или системы «умный дом» (Рис. 2).

Предполагается, что

технология 5G охватит все сферы общественной жизни: от сельского хозяйства до здравоохранения, не

ограничиваясь бытовым сегментом

Рис. 2. Разнообразие сфер применения технологий 5G

С внедрением новой технологии возможности сервисов, приведенных на рис. 2, существенно расширятся. То же касается таких сфер, как здравоохранение, образование, сельское хозяйство и др., где также планируется задействовать технологию 5G. [4]

Специалисты пока расходятся во мнениях относительно перспектив 5G.

К примеру, генеральный директор макрорегиона «Москва» Tele2 И. Жижикин, отмечая, что обывателям возможности 5G не столь необходимы, делает акцент на пользе связи пятого поколения для «общения машин». С его точки зрения, появление связи 5G поставит под угрозу существование проводного Интернета, если сотовая связь действительно может обеспечить высочайшие скорости при наличии своего главного «козыря» - мобильности. [5]

Иван Воробьев, начальник отдела информации и рекламы «НИИР» отмечает, что, например, в числе других поразительных особенностей сетей 5G может быть «тактильный интернет». С учетом развития носимой электроники, он позволит фактически эмулировать физическое

взаимодействие с веб-ресурсами через средства дополненной реальности, а также предполагается, что в отдаленном будущем это станет основным способом взаимодействия.

Сергей Вязанкин, ведущий менеджер по продуктам компании «Интеллин» делает предположение, что мы можем скоро увидеть увеличение количества устройств, подключенных к интернету, в 10-100 раз. К Сети начнут подключать все, что угодно: от средств транспорта до бытовой техники и одежды, а количество одновременных подключений сможет достигать свыше 100 миллиардов.

С другой стороны, экс-директор по корпоративной стратегии «Motorola» У. Уэбб не столь оптимистичен в отношении перспектив 5G. По его мнению, технология 5G не предлагает почти ничего, чего бы уже не предложила технология 4G, а также 5G может оказаться невостребованной в тех отраслях, в которых, как предполагается, она должна произвести революцию: в частности, самопилотируемые автомобили, которые даже при наличии хорошего сигнала, не могут полностью полагаться на него при въезде в туннели или в плохую - влажную, дождливую - погоду.

Дождь или высокая влажность, по мнению У. Уэбба, могут нарушить сигнал 5G даже сильнее, чем сигнал 4G, в связи с чем в таких автомобилях главную роль будут играть бортовые компьютеры, а не мобильная сеть. Шлемы виртуальной реальности или медицинские роботы для дистанционной хирургии, то они, с точки зрения У. Уэбба, по-прежнему будут подключаться через Wi-Fi или проводной интернет, которые все еще будут быстрее 5G. [6]

Таким образом, 5G - это высокоскоростная связь, способная поддерживать огромное количество устройств, размещенных плотно в пределах той или иной территории, а также радикальным образом уменьшать задержки.

Все эти три улучшения - быстрота, отсутствие задержек и возможность подключения великого множества устройств - вероятно, не изменят мир кардинальным образом, однако в совокупности с другими технологиями сеть 5G способна привести к серьезным сдвигам во всех, без исключения, отраслях, и даже создать новые отрасли.

Одной из главных особенностей внедрения технологии 5G является ускорение перехода к «интернету вещей», о чем говорит Сергей Вязанкин. Повседневным явлением станут самоуправляемые автомобили, к сети станут подключать самые разные устройства и вещи: от бытовых приборов до одежды и транспортных средств.

Благодаря сети 5G реальностью станет также так называемый «тактильный Интернет» (предположение Ивана Воробьева), который при применении носимых устройств позволит осуществлять физическое взаимодействие с Интернет-ресурсами.

Тактильный Интернет - это следующая ступень развития Интернета вещей, которая предполагает передачу не только данных, но и эквивалента ощущений (прикосновений, действий, перемещений).

Реализация данной идеи потребует использования принципиально новых сетей связи, обеспечивающих подключение гораздо большего количества устройств и сводящих к минимуму задержки, - т.е. сетей 5G. Кроме того, реализация технологии тактильного Интернета вбирает в себя приложения из таких сфер, как робототехника, электроника, виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект и др. [7]

По мнению журналиста,

специализирующегося на связанных с контент-маркетингом медиа-проектах, A. Байкалова, в будущем такое взаимодействие реального мира с Интернет-ресурсами станет основным способом взаимодействия благодаря такому явлению, как -дополненная реальность. [8]

Под дополненной реальностью в научной литературе понимается среда, в условиях которой имеет место прямое или косвенное дополнение цифровыми данными физического мира в режиме реального времени при помощи различных

гаджетов (смартфонов, планшетов, GoogleGlass) и программного обеспечения к ним.

Как отмечает автор методических разработок в сфере информатики Л.В. Шелевер, первоначально разработка дополненной реальности применялась в военной сфере, а также в сфере развлечений, однако в настоящее время дополненная реальность проникла в различные сферы общественной жизни: в образовании, медицине, строительстве и архитектуре, в рекламе и маркетинге, и др. [9]

Технология дополненной реальности и раскрытие ее возможностей с помощью 5G вызывают повышенный интерес в научном и общественном дискурсе, прежде всего, потому что технологии 5D проявили себя в условиях действия сетей нынешнего поколения. Дополненная реальность предоставляет пользователям возможность получать информацию о мире, который их окружает, и привносить в него принципиально новые элементы благодаря сочетанию реального и виртуального.

При этом, в отличие от виртуальной реальности, способной погружать пользователей в новые, прежде не существовавшие миры, живущие по собственным законам, технология дополненной реальности позволяет изменять нашу реальность, дополняя видимую картину мира.

Самым простым и, в то же время, ярким примером может служить пользовавшееся огромной популярностью еще несколько лет назад приложение «PokemonGO», с помощью которого каждый пользователь смартфона мог найти в реальном мире персонажей известного мультсериала. Люди всех возрастов и профессий стали заниматься ловлей покемонов, зачастую посвящая этому занятию все свое свободное время, - настолько всех увлекла игра, переносящая анимированных персонажей в реальный мир. (рис. 3)

Рис. 3. Пример переноса в реальный мир персонажей из игры «РвквтвпОО»

Благодаря установке приложения «PokemonGO» и технологии дополненной реальности все желающие получили возможность ловить «карманных монстров» с помощью гаджетов на улицах своих городов. У многих фанатов игры, например, у популярного ютубера Ивангая, ловля покемонов обернулась, по его словам, настоящей зависимостью.

Развитие технологии 5G, несомненно, позволила вывести игровую индустрию на новый уровень, поскольку в этой сфере важна как скорость передачи данных, так и возможности для подключения огромного количества гаджетов.

При этом необходимо отметить, что возможности игровой индустрии, в свою очередь, также являются своеобразным двигателем развития мобильных сетей, поскольку всевозрастающий интерес к играм, в том числе и к играм с эффектом присутствия, стимулирует рост потребительского спроса на широкополосный доступ к сети Интернет, для насыщения которого доступ к Интернету должен поддерживать технологии имитационного моделирования данных, т.е. технологии дополненной и виртуальной реальности или аддитивные технологии (3D печать или 5D печать).

Технология 5D представляет собой смесь разных форматов и специальных технологий, передающих тактильные ощущения

пользователю.

В настоящее время данная технология нашла свое применение в сфере развлечений, в частности, в киноиндустрии. Благодаря 5 D зрители в кинотеатрах во время просмотра фильма могут не только наблюдать за происходящим, но и

переживать его за счет таких эффектов присутствия, как вибрация кресла, эффекты ветра, дождя и тумана, генерации запахов и др. [10]

Таким образом, в 5D-кинотеатре зритель может целиком и полностью окунуться в атмосферу происходящего на экране, стать его непосредственным участником.

Технологии, применяемые в 5D-кинотеатрах, стали предтечей дальнейшего развития технологии дополненной реальности,

возможности которой сегодня шагнули уже намного дальше передачи ощущений зрителям в кинотеатре. При помощи различных устройств сегодня возможно изменять существующую реальность, перенося в нее различные виртуальные объекты.

Одним из наиболее ярких примеров можно назвать апробацию сочетания технологий 5D и 5G в 2019 году во время шоу, предварявшего открытие национального чемпионата по бейсболу в Южной Корее, когда над стадионом совершил полет «огнедышащий» 5D-дракон. [11]

Огнедышащий дракон над стадионом на шоу дополненной реальности с применением технологий 5D и 5G, предварявшем открытие чемпионата Южной Кореи по бейсболу в 2019 г. Комментарии под этим видео на хостинге YouTube в основном негативные; они посвящены вопросам пришествия Антихриста,

апокалиптическим знамениям, чипированию населения и применению аналогичных технологий 11.09.2001 г. Этот впечатляющий полет транслировался на национальных спортивных каналах (Рис. 4).

Рис. 4. «Огнедышащий» 5D-дракон

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что в сфере развлечений сочетание возможностей 5G и 5D способно обеспечить разнообразие технологических прорывов, которые кардинальным образом изменят наше восприятие информации.

Для индустрии развлечений скорость передачи данных и возможность множественных подключений имеют принципиальное значение, т.к. онлайн-контент сегодня потребляется людьми ежедневно в больших количествах, а в сочетании с возможностями дополненной реальности

каждому в будущем может быть доступна способность изменять существующую реальность, исходя из собственных творческих предпочтений, путем добавления в существующий мир элементов из мира воображаемого.

Важно подчеркнуть, что одной лишь сферой развлечений возможности применения технологий 5G и 5D не ограничиваются.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отрасль дополненной реальности сможет раскрыть потенциал нового поколения сотовых сетей в сфере создания и вовлечения в оборот новых или уже существующих, но усовершенствованных гаджетов. Очки и шлемы дополненной реальности станут такой же неотъемлемой частью повседневной жизни людей, как смартфоны. Эти гаджеты смогут полностью заменить собой мониторы, исключая необходимость тратить время на поиск нужных команд и программ за монитором, ведь все необходимое будет находиться непосредственно в поле зрения пользователя. [12]

С помощью очков и шлемов, а также приложений, работающих с помощью постоянной стабильной связи 5G пользователи смогут не только полностью вжиться в роль главного героя игр, но и совершать «от первого лица» множество действий, не покидая при этом свой дом.

В целом, можно прийти к выводу, что индустрия 5D сегодня уже готова воспользоваться всеми преимуществами сети 5G, которая

предлагает возможности, фактически

нереализуемые при текущем уровне связи.

По мере проникновения устройств, поддерживающих дополненную реальность, в жизнь людей, в пресловутую дополненную реальность будут все активнее внедряться навигация, реклама, торговля и иные сферы, которые всегда пребывают в поиске принципиально новых путей установления контакта с потребителем.

С возможностями 5D и 5G их обращение к клиентам станет проще, быстрее и эффективнее, чем при традиционном варианте контактирования.

В перспективе это может привести к исчезновению магазинов в том смысле, в котором мы их всегда понимали, - их место окончательно займут виртуальные.

В настоящее время пользователь мобильного устройства может, не покидая своего дома, совершить покупку в интернет-магазине, а впоследствии получить и изучить ее, уже при непосредственном контакте с ней.

С технологиями 5G и 5D пользователь, точно так же, не покидая пределы своего дома, сможет приобрести какой-либо предмет, предварительно потрогав его и исследовав со всех сторон, и даже прикинув, как именно он будет смотреться в его доме, например, посредством виртуальной расстановки мебели у себя в квартире [13] (Рис. 5).

С развитием технологии 5G и укреплением ее взаимодействия с технологией дополненной реальности такие возможности, при

наличии соответствующих гаджетов, будут доступны каждому.

Рис. 5. Виртуальная расстановка мебели в квартире

Таким образом, по мере развития новых технологий и их взаимоувязывания друг с другом, пользователь будет находить все больше решений для себя именно в дополненной и виртуальной реальности.

Сочетание дополненной реальности с виртуальной - т.е. реальностью, погружающей пользователя в заранее смоделированный мир при помощи устройств виртуальной реальности,

обеспечивающий пользователю «эффект присутствия» и ощущения погружения в иное пространство, - уже сегодня обеспечивает переход на новую ступень взаимодействия с окружающим нас миром. Такой ступенью является смешанная реальность, в условиях которой в реальные время и пространство добавляются виртуальные образы, которые могут быть визуализированы и закреплены в реальном пространстве таким образом, чтобы они

воспринимались пользователем как реальные.

Благодаря этому пользователь сможет продолжать взаимодействовать с реальным миром, в котором, в тоже время, будут присутствовать виртуальные объекты. [14]

Подобные возможности, обеспечиваемые новыми технологиями 5G и 5D, могут буквально подорвать существующий уклад жизни множества людей на планете.

Так, нормой станут виртуальные встречи -благодаря новым технологиям, люди смогут встречаться друг с другом, даже если физически она находятся за многие километры друг от друга. Ученики из различных уголков планеты будут собираться в одном классе, не покидая при этом пределов своих комнат. Любой человек сможет посетить самые разные места планеты, оказаться у подножия водопада, на вершине горы в Альпах.

[15]

И это уже мы видими живем в этом мире: коронвирус (COVID-19) нам это уже создал: учеба на «удаленке», общение через камеры, общее общение и праздники, виртуальный туризм и т.д.

Расширение технологических возможностей приведет к максимальному сжатию расстояний

между людьми, которые смогут непосредственным образом взаимодействовать друг с другом, находясь при этом в разных точках планеты.

Фактически, то, что прежде находилось на далеких расстояниях и оставалось для отдельного человека неизведанным, отныне будет находиться на расстоянии вытянутой руки.

Разумеется, благодаря телевидению и Интернет-ресурсам человек и прежде мог узнавать о местах, в которых никогда не бывал, однако с возможностями «тактильного интернета», обеспеченного связью последнего поколения, он сможет не только увидеть своими глазами, но и ощутить происходящее, пережить этот опыт «от первого лица», не покидая своего дома.

Более того, пользователи смогут формировать собственные миры, привнося в реальность те виртуальные объекты, которые они хотели бы видеть в повседневной жизни.

Все это обеспечит технологиям 5D и 5G поистине подрывной характер, поскольку мир с ними уже не будет таким, каким мы привыкли его видеть (Рис. 6).

Создание Норманом Джейденом (видеоигра «Heavy Rain») своего виртуального кабинета больше не будет

выглядеть футуристично - с возможностями 5G и 5D такое окружение себе сможет позволить не только агент ФБР.

Рис. 6. Пример создания собственного виртуального мира, предложенный еще в 2010 г.

Таким образом, развитие указанных технологий является не просто следующим этапом технологического прогресса, - это также и новый способ взаимодействия человека с человеком и человека с окружающим миром, новый способ передачи опыта и знаний от человека к человеку, новый способ общения, который может быть доступен только в дополненной реальности, поскольку реакция человека на дополнение существующего мира виртуальными образами, его ощущения являются реальными.

Несмотря на то, что сознание человека при этом может отличать реальный мир от симуляции,

его тело будет реагировать на дополненную реальность и воспринимать ее как настоящую, поскольку на биологическом глубинном уровне человек будет верить в происходящее. Примером может служить упомянутый выше огнедышащий дракон, парящий в воздухе над бейсбольным стадионом в Южной Корее.

С другой стороны, нельзя не обратить внимание на тот факт, что подрыв представлений о визуальном образе мира за счет дополнения существующей реальности виртуальными образами, вкупе с продолжающимся развитием технологий виртуальной реальности,

позволяющей человеку переноситься в совершенно новые миры, может привести и к другим разрывам - в частности, к разрывам общественных связей.

При этом желание разнообразить повседневную жизнь может привести к тому, что каждый человек, имея под рукой гаджеты, необходимые для погружения в дополненную или в виртуальную реальность, захочет проживать свою жизнь в собственном мире, который в перспективе может стать его единственной реальностью.

Таким образом, совместное развитие технологий 5G и 5D может не только предоставить людям более связанный мир, в котором реальность переплетена с виртуальными объектами, но и послужить катализатором их разобщения друг с другом.

Виртуальное общение способно полностью заменить собой непосредственные контакты, а доступность различных сервисов, позволяющих приобретать необходимые вещи или даже эмоциональный опыт, не выходя при этом из дома. Это означает, что технологии 5G и 5D в перспективе способны буквально «разорвать» этот мир - не только с точки зрения невероятного технологического скачка, но и с точки зрения их влияния на общественные устои и связи.

На основании изложенного материала можно сделать вывод, что текущее развитие сетей связи последнего поколения может стать катализатором создания более связанной планеты за счет обеспечения очень быстрого доступа к сети Интернет бесчисленного множества самых разных устройств, а также благодаря развитию «интернета вещей», обеспечивающего более тесную интеграцию реального и виртуального миров, в рамках которого общение осуществляется уже не столько между людьми, сколько между людьми и устройствами.

В долгосрочной перспективе совместное развитие технологий 5G и 5D приведет к преобразованию укоренившегося восприятия мира и к социальной трансформации общества.

Однако в настоящее время невозможно с точностью сказать, будет ли эта трансформация позитивной или наоборот станет негативной.

И самое главное, от этого будет зависеть наша будущая жизнь. Готовы ли мы к этой новой реальности? Нашли и подложили ли мы ту спасительную соломинку, на которую не страшно и безболезненно будет падать, а также создали ли мы «информационную безопасность» как личного, так и общественного характера, которая нас защитит даже не в далеком будущем, а в уже настоящем будущем?

ЛИТЕРАТУРА

1. Паспорт национального проекта Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

URL:https://digital.gov.ru/uploaded/files/natsionalnay

a-programma-tsifrovaya-ekonomika-rossijskoj-federatsii_NcN2nOO.pdf [дата обращения] 03.10.2020.

2. Привет, 5G: как новая технология связи воплощает будущее [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL :https ://galaxystore.ru/news/privet-5g [дата обращения] 03.10.2020.

3. Почему и как 5G изменит все: технологии, поэтапное внедрение и элементная база для абонентского оборудования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://habr.com/ru/post/490404 [дата обращения] 03.10.2020.

4. Денисов Д. Технологии 5G-сетей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://nag.ru/articles/article/30498/tehnologii-5g-setey.html [дата обращения] 03.10.2020.

5. Цит. по: Самсонова А. Точка 5G: как сети пятого поколения изменят нашу жизнь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL :https ://vc.ru/tele2/40427-tochka-5g-kak-seti-pyatogo-pokoleniya-izmenyat-nashu-zhizn [дата обращения] 03.10.2020.

6. Цит. по: By C. Как 5G может изменить мир [Электронный ресурс] / пер. A. Невельского. -Режим доступа: URL: https ://www.vedomosti. ru/technology/articles/ 2018/09/19/781347-5g-izmenit-mir [дата обращения] 03.10.2020.

7. Тактильный Интернет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tadviser.ru/a/396198 (дата обращения: 03.10.2020).

8. Байкалов А. Сети данных 5G: как фантастика становится реальностью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https ://yandex. ru/turbo/lifehacker.ru/s/seti-dannyh-5g-kak-fantastika-stanovitsya-realnostyu [дата обращения] 03.10.2020.

9. Шелевер Л.В. Дополненная реальность в образовании - это миф или реальность? // European research: innovation in science, education and technology: collection of scientific articles XLI International scientific and practical conference. Lida: Problems of science, 2018. C. 31.

10. Технологии 5D [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL:http://www.5d-format.com.ua/tehnology [дата обращения] 03.10.2020.

11. Шоу дополненной реальности с применением 5G [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

URL:https://www.youtube.com/watch?v=WQ29pB5I Qsw [дата обращения] 03.10.2020.

12. Лисовицкий А. Как 5G изменит устройства и сервисы дополненной реальности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL :https ://holographica. space/articles/5g-ar-15002 [дата обращения] 03.10.2020.

13. Say Hej to IKEA Place [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL :https ://www.youtube.com/watch?v=

UudV1VdFtuQ&feature=emb_logo (дата обращения: 03.10.2020).

14. Михайлина Е.Н. Виртуальная реальность как новый способ взаимодействия с реальностью // Компьютер и визуальная культура дизайна в контексте эстетических, онтологических, аксиологических проблем и проектных технологий (Цифровая революция-2017): сборник трудов Всероссийской научно-практической

конференции. М.: Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, 2017. С. 147-148

15. Мурашов A.A., Смоленцева Л.В. Виртуальная реальность и дополнительная реальность. Взгляд на будущее // Сборник трудов молодых ученых УВО Университет управления ТИСБИ. Казань: Университет управления ТИСБИ, 2016. С. 93-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.