Научная статья на тему '55 лет в науке'

55 лет в науке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
107
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / ИОНОСФЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / SARTOV STATE UNIVERSITY / PHYSICAL FACULTY / RESEARCH OF IONOSPHERE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коломийцев О. П.

Представлены фрагменты воспоминаний об учебе на физическом факультете Саратовского государственного университета в 1951-1956 гг. и краткий обзор научной деятельности автора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Коломийцев О. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

55 Years in Science

Fragments of memories about study on the physical faculty of Saratov State University in 1951-1956 and a brief review of scientific activities by the author are presented

Текст научной работы на тему «55 лет в науке»

Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Физика, вып. 2

УДК 550.388.2

55 ЛЕТ В НАУКЕ

О. П. Коломийцев

Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн имени Н. В. Пушкова Российской Академии наук (ИЗМИРАН, г. Троицк), лаборатория дифракции радиоволн в ионосфере E-mail: ordinard 29@rambler.ru

Представлены фрагменты воспоминаний об учебе на физическом факультете Саратовского государственного университета в 1951-1956 гг. и краткий обзор научной деятельности автора. Ключевые слова: Саратовский государственный университет, физический факультет, ионосферные исследования.

55 Years in Science

Fragments of memories about study on the physical faculty of Saratov State University in 1951-1956 and a brief review of scientific activities by the author are presented.

Key words: Sartov State University, physical faculty, research of ionosphere.

Эпиграф к жизни: Оказавшись в нужном месте в нужное время, не останавливайся, дабы не спугнуть Госпожу Удачу

Начало

...Мой отец, Пантелеймон Петрович Коло-мийцев, служил в ВВС, следствием чего были постоянные переезды из города в город. Моя мама Мария Ивановна полностью посвятила свою жизнь мне и ему. Последним городом, куда мы переехали к началу 50-х годов прошлого столетия, был Саратов. В те годы мальчики и девочки учились в разных школах. Часто в школах организовывались вечера, на которых принимающая сторона устраивала концерт художественной самодеятельности. Здесь были вокально-инструментальные школьные ансамбли, самостоятельные отдельные номера, фрагменты из спектаклей на английском или немецком языках. После концерта - танцы. Вот на таких вечерах встречались мальчики и девочки из разных школ. На одном из вечеров я познакомился с Галиной Рыжакиной. Мы начали дружить, еще не зная, что это на всю жизнь.

В десятом классе мы стали задумываться над тем, куда пойти учиться дальше. Своим характером романтически настроенного мальчика я, по всей видимости, был обязан маме. Благодаря походам с ней в театр я был хорошо знаком с

оперной и балетной классикой, любил баловаться сочинением стихов на разные темы. Думал пойти в вуз с литературной специализацией. Однако моя Галина настойчиво уговаривала меня поступать на физический факультет Саратовского университета, который, по ее представлениям (и действительно, это так) дает широкую возможность для выбора профессии в области естественных наук. Я опасался завалить вступительный экзамен по математике, но Галина настояла на своем, и я стал готовиться к поступлению в университет. Сегодня, вспоминая эту ситуацию, я понимаю, что Галина тогда решила сразу две задачи - она сохранила рядом с собой любимого человека и помогла ему в выборе жизненного пути...

Вступительные экзамены мы сдали успешно и были зачислены на физический факультет университета, точнее, на физический факультет с литерой «II». Это был специальный факультет, на котором студенты получали повышенную стипендию.

Годы, проведенные в университете, остались в памяти как лучшие годы молодости и возмужания, понимания жизни и своего места в ней. Некоторые события особенно врезались в память.

Первая экзаменационная сессия на первом курсе, первый мой экзамен по моей «любимой» математике и первая экстремальная ситуация! Захожу в аудиторию, в которой идет экзамен. За столом - доцент Б. Н. Рахманов, читавший нам курс математического анализа, и ассистент, проводивший с нами семинарские занятия. Беру билет и ... ничего не могу вспомнить! Мозг - как белое солнце в пустыне, ни одного пятнышка мысли. И в этот момент неожиданно вспоминаю анекдот про Василия Ивановича и квадратный трехчлен. Не сдержавшись, рассмеялся. Преподаватели «встрепенулись», вызвали меня отвечать. Я показал свои пустые листы и попросил второй билет. Далее все происходило как в сказке («Сезам, откройся!») - я спокойно записал ответы на все вопросы и минут через десять сел отвечать.

© Коломийцев О. П., 2011

Personalia

- Молодец, все отлично, - сказал Борис Николаевич. Но ассистент напомнил, что это второй билет.

- Жаль, - сказал лектор и поставил мне четверку.

Помню до сих пор, что Б. Н. Рахманов при чтении лекций любил напоминать нам:

- Ребята, вы должны понимать, что математика - это шпага, которая пробивает все науки.

У меня при этом всегда возникали ассоциации с душистым шашлыком.

На третьем курсе всех студентов с учетом их пожеланий распределили по кафедрам. Мы с Г алиной выбрали кафедру электроники. Тогда мы изучали магнетроны, клистроны, лампы бегущей волны, технологические особенности их изготовления.

Пришла пора сдавать экзамен по радиофизике. Экзамен проходил в кабинете-аудитории заведующего кафедрой радиофизики профессора В. И. Калинина. Он был одним из моих любимых преподавателей. Кабинет-аудитория представляла собой огромную комнату площадью примерно 60 кв. м с высотой потолка под четыре метра. Все стены были закрыты стеллажами от пола до потолка и заполнены книгами - и древними, в диковинных переплетах, и новейшими фолиантами по физике, радиофизике и электронике.

Профессор попросил нас располагаться, как кому удобно, брать билеты и готовиться.

- Литературу, которую вы здесь видите, можете свободно использовать при подготовке ответа. Через час - полтора я вернусь, и начнем.

И начали. Подавляющему большинству ребят Калинин, не обращая внимания на написанные листки, задавал вопросы типа что такое ц, что такое е и тому подобные коэффициенты, где и почему они используются в физике вообще и в радиофизике, в частности. Никто из нас не ожидал подобных вопросов и не смог дать вразумительный ответ. Преподаватель почти всех «выгнал», включая меня. Были только две-три тройки и одна-две четверки.

Позднее я понял мудрого профессора. Он исходил из простой истины - за лесом не видно отдельного дерева. Ему необходимо было лично, один на один, познакомиться с каждым студентом, определить его способности и перспективы, что и было успешно осуществлено во время нашего повторного захода на экзамен, где с каждым из нас В. И. Калинин беседовал не менее получаса. На первой же лекции после экзамена он нам сказал:

- Вы меня не разочаровали. Вы хорошие ребята.

Как показала дальнейшая жизнь, в университете мы получили хорошие знания.

Учась в университете, мы с Галиной занимались парной акробатикой и были заметной парой. А иногда выдавали такие номера, что сейчас даже страшно вспоминать. Занимаясь акробатикой, я понимал, что партнер должен обладать недюжинной силой. Поэтому я еще посещал секцию тяжелой атлетики,работал в тяжелом весе, качал мышцы.

12 июля 1952 г. Г алина Ильинична Рыжакина стала моей «половиной», а в декабре 1954 г. подарила мне дочь Наташу.

И вот наступил один из самых важных, судьбоносных моментов в нашей жизни - распределение. Какие мы имели возможности? Два места в Минск на завод радиотехнической промышленности с предоставлением общежития, четыре места в село Троицкое под Москвой в НИИ земного магнетизма Госгидромета с предоставлением общежития, много мест в научные и производственные предприятия ракетно-космического комплекса Московской области, запросы от предприятий электронной промышленности Саратова...

Сначала в комиссию по распределению вызывались семейные пары. Мы вошли в кабинет вторыми. На вопрос о будущем месте нашей будущей работы мы в один голос ответили, что хотим начать новую, самостоятельную жизнь и попросили направить нас в Троицкое, в НИИ земного магнетизма. Наша просьба было удовлетворена.

В первых числах сентября 1956 г. мы с женой приехали в Институт, который на долгие годы стал для нас родным домом.

Последующие периоды моей жизни, изобиловавшие необычными и экстремальными ситуациями, я описал в своей книге воспоминаний [1]. К физическому факультету Саратовского университета, давшему мне профессиональную путевку в жизнь, я неизменно испытываю чувство любви и благодарности.

Итоги науки

С момента окончания университета минуло 55 лет. Все эти годы я работал в области исследований ионосферы и солнечно-земных связей. Начав с работы на Крайнем Севере, я провел три зимовки на вновь созданной антарктической полярной станции «Восток». Это дало мне не только материал для научной работы, но и выработало умение жить и трудиться в экстремальных ситуациях. Вскоре последовала космическая эпопея -

Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Физика, вып. 2

подготовка к полетам в составе отряда Академии наук. Годы моей работы в Институте земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн имени Н. В. Пушкова РАН отмечены также экспедициями в экваториальных водах Тихого океана на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов», командировками в зарубежные страны, работой в Центре управления (космическими) полетами.

За эти годы мной опубликовано свыше 150 научных работ в ведущих научных изданиях, из них чуть менее половины - после защиты докторской диссертации. Представлено 25 докладов на российских и международных конференциях (симпозиумах). Некоторые ключевые публикации приведены в библиографическом списке [2-8].

К числу пионерских можно отнести наши работы по следующим научным направлениям: исследование влияния секторной структуры межпланетного магнитного поля на электронную концентрацию верхней ионосферы Земли в планетарном масштабе;

использование экспериментальных данных поглощения коротковолнового излучения Солнца в верхней атмосфере по измерениям с борта искусственного спутника Земли (ИСЗ) в расчетах концентрации составляющих нейтральной атмосферы;

исследования неоднородных долгоживущих крупномасштабных образований в ионосферной плазме с пониженной электронной концентрацией

- ионосферных дыр, их диагностика (аэрономи-ческий и радиофизический аспекты).

В последнее время я занимаюсь проблемой влияния солнечной активности на вариации плотности верхней атмосферы Земли.

Из полученных научных результатов можно выделить два, наиболее понятных читателю и востребованных практикой.

1. Ионосферные дыры. Повышенный интерес к проблеме обусловлен сильным влиянием ионосферных дыр на условия распространения радиоволн. Пренебрежение влиянием дыр существенно уменьшает информативность экспериментальных данных, искажает диагностику, интерпретацию и анализ результатов измерений, как при вертикальном, так и при наклонном зондировании. Ионосферные дыры могут быть использованы и для решения прикладных проблем в качестве нетрадиционных каналов связи, для загоризонтной радиолокации и т. п.

Понятно, что определенный интерес представляют и механизмы возникновения ионос-

ферных дыр под воздействием внешних факторов естественной и искусственной природы.

Естественные факторы. Дыры в ионосферной плазме могут возникать: при вспышках на Солнце класса 3 и 2+, затмении Солнца; при смене знака секторной структуры межпланетного магнитного поля; при сильном геомагнитном возмущении с внезапным началом; при землетрясении магнитудой более 6 баллов.

Искусственные факторы. Ионосферные дыры могут возникать под воздействием на ионосферную плазму мощного радиоизлучения; при запуске космического аппарата с тяжелым носителем (например, «Протон» или «Сатурн»); при выбросе на орбите химически активных веществ (например, воды) с борта космического аппарата; при проведении взрывов на высотах ионосферы 100-2000 км.

2. Плотность атмосферы. Знания изменений параметров верхней атмосферы Земли необходимы для оперативного решения целого ряда баллистико-навигационных задач при управлении полетом космического аппарата в период старт-полет-посадка. Ключевым элементом являются знания изменений плотности атмосферы. Анализ многолетних данных о скорости снижения перигея орбит трех ИСЗ («Интеркосмос-19», «Метеор-1-2» и «Космос-1154») за период 1980-2000 гг., на которые пришлись три цикла солнечной активности (21-й неполный, 22-й и 23-й неполный), показал, что вариации средней плотности верхней атмосферы, которые главным образом влияют на названную скорость, на высотах 400-600 км по фазе и амплитуде совпадают с изменениями уровня солнечной активности.

Результаты этих исследований имеют и прикладной характер, поскольку позволяют сделать прогноз продолжительности времени жизни спутника - времени его нахождения на околоземной орбите.

... Я ученый, профессионал, жизнь показала, что мой выбор был правильным. Во многом его определила Галина Ильинична Коломийцева -мой ангел-хранитель, мой талисман.

Список литературы

1. Коломийцев О. П. Антарктика - Космонавтика : Экстремальная тональность жизни. Троицк : Изд-во Тровант, 2011. 96 с.

2. Егоров И. Б., Коломийцев О. П., Ружин Ю. Я., Черка-шин Ю. Н. Модельное исследование влияния ионосферных дыр на условия распространения декаметровых радиоволн // Докл. АН. 1999. Т. 369, № 4. С. 529-532.

Personalia

3. Егоров И. Б., Коломийцев О. П., Суроткин В. А. Эффекты затмения Солнца в области F ионосферы. Модельные исследования // Изв. РАН. Сер. Физическая. 2000. Т. 64, № 9. С. 1886-1891.

4. Попов А. В., Егоров И. Б., Коломийцев О. П., Суроткин В. А., Черкашин Ю. Н. Моделирование особенностей распространения декаметровых радиоволн в экваториальной ионосфере в часы восхода Солнца // Геомагнетизм и аэрономия. 2003. Т. 43, № 6. С. 826-831.

5. Ivanov-Kholodny G. S., Kanonidy H. D., Kolomiyt-sev O. P., Oraevsky V. N., Surotkin V. A. The Upper Atmosphere response to the Solar-Geophysical variations on the Final Stage of flight MOF «MIR» // Acta Astronau-tica, 2003. Vol. 53, № 1. P. 75-84.

6. Ионосферные дыры. Результаты наблюдений. Модельное воспроизведение // Энциклопедия низкотемпера-

турной плазмы / гл. ред. акад. В. Е. Фортов; отв. ред.

B. Д. Кузнецов и Ю. Я. Ружин. Сер. Б. М. : Янус-К, 2009. Т. 1. Гл. 4. С. 456-467.

7. Болдырев С. И., Егоров И. А., Житник И. А., Иванов-Холодный Г С., Игнатьев С. П., Ишков В. Н., Коломийцев О. П., Кузин С. В., Кузнецов В. Д., Осин А. И. Исследование влияния солнечной активности на верхнюю атмосферу Земли по измерениям научной аппаратуры ИСЗ КОРОНАС-Ф // Солнечно-земная физика : Результаты экспериментов на спутнике КОРОНАС-Ф / под ред. В. Д. Кузнецова. М. : ФИЗМАТЛИТ, 2009.

C. 426-468.

8. Болдырев С. И., Иванов-Холодный Г. С., Коло-мийцев О. П., Осин А. И. Влияние солнечной активности на вариации плотности верхней атмосферы Земли // Геомагнетизм и аэрономия. 2011. Т. 51, № 4. С. 552-555.

УДК 539.194; 544.18

ПРОФЕССОР АЛЕКСАНДР ДАВИДОВИЧ СТЕПУХОВИЧ ОРГАНИЗАТОР НАУЧНОЙ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ ХИМИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ В САРАТОВЕ (к 100-летию со дня рождения)

М. Д. Гольдфейн, Л. И. Карнаухова,

Н. В. Кожевников

Саратовский государственный университет E-mail: GoldfeinMD@info.sgu.ru

Выдающемуся ученому, блестящему лектору, остроумному и доброжелательному человеку, одному из самых любимых запоминающихся профессоров физического факультета Александру Давидовичу Степуховичу в марте 2011 года исполнилось бы 100 лет. Ключевые слова: физический факультет СГУ, биография выпускника.

Professor Alexander Davidovich Stepukhovich, Organizer of Scientific School of the Chemical Physics in Saratov (To His Centenary) M. D. Goldfein, L. I. Karnaukhova, N. V. Kozhevnikov

Outstanding scientist, a brilliant lecturer, witty and kindly man, one of the most beloved and memo-rable professors of physical department, Alexander Davidovich Stepukhovich in March 2011 would be 100 years old.

Key words: physical department of SSU, biography of the graduate.

А. Д. Степухович родился 12 марта 1911 г. в г. Хвалынске Саратовской губернии в семье

врача-кардиолога. С особой теплотой он всегда вспоминал этот город своего детства и юности, а горячую любовь и привязанность к матери - Сарре Григорьевне - Александр Давидович пронёс через всю свою жизнь.

В 1930 г. А. Д. Степухович окончил химическое отделение Индустриального техникума. В 1931 г. он был направлен на учёбу в Саратовский государственный университет (СГУ) и с этого времени в течение почти пятидесяти лет его творческая деятельность была тесно связана суниверситетом. В 1935 г. Александр Давидович закончил химический факультет и был оставлен в аспирантуре при кафедре физической химии СГУ. Заведующий кафедрой физической химии профессор Н. А. Шлезингер часто сетовал на своего способного, но беспокойного ученика, который в поисках новых путей в науке пропадал то у академика Н.Н. Семёнова в Москве, то в

© Гольдфейн М. Д., Карнаухова Л. И., Кожевников Н. В., 2G11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.