Научная статья на тему '5 ЛЕТ КЫЗЫЛСКОМУ ПКУ: МОЛОДО, НО НЕ ЗЕЛЕНО'

5 ЛЕТ КЫЗЫЛСКОМУ ПКУ: МОЛОДО, НО НЕ ЗЕЛЕНО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мижит-Доржу Уранкыс Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «5 ЛЕТ КЫЗЫЛСКОМУ ПКУ: МОЛОДО, НО НЕ ЗЕЛЕНО»



5 ЛЕТ КЫЗЫЛСКОМУ ПКУ: МОЛОДО, НО НЕ ЗЕЛЕНО

МИЖИТ-ДОРЖУ Уран-кыс Сергеевна

родилась 27 апреля 1964 года в селе Владимировка Тандинского района Тувинской АССР.

В1986 году окончила Кы-зылский государственный педагогический институт.

В 1986-1990 гг. - учитель русского языка и литературы.

В1990-1996 гг.-директор Владимирской средней школы Тандинского района.

В 1993-1995 гг. - заведующая методическим кабинетом Тандинского района Республики Тыва.

В 1995-1996 гг. - заведующая отделом образования Тандинского района.

В1998 году окончила Государственную полярную академию (г. Санкт-Петербург), назначена на должность заведующего лабораторией развития национального образования «Билиг» Министерства общего и профессионального образования Республики Тыва.

В 1998-2001 гг. - начальник отдела непрерывного общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Республики Тыва.

В 2001-2010 гг. - заместитель Министра образования и науки Республики Тыва.

В 2010-2015 гг. - министр по делам молодежи и спорта Республики Тыва.

В 2015-2017 гг. - заместитель начальника училища по учебной работе ФГКОУ «Кызылское ПКУ».

С 2017 г. - начальник ФГКОУ «Кызылское ПКУ».

Кызылское президентское кадетское училище было образовано 6 сентября 2014 года. Его открытие было приурочено к юбилейным торжествам, посвященным 100-летию единения Тувы и России и основания столицы республики. На вопросы наших корреспондентов отвечает начальник ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище» Уран-кыс Сергеевна МИЖИТ-ДОРЖУ. Почетный работник общего образования Российской Федерации, награждена медалью «За заслуги в патриотическом воспитании молодежи».

Республики Тыва. Сейчас в училище обучается 372 кадета.

В 2017 году ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище» стало Лауреатом национального конкурса «100 лучших образовательных учреждений Российской Федерации-2017». Во всеармейской олимпиаде по английскому языку мы заняли 3 командное место, 2 место - по математике. Ежегодно являемся но-минантами конкурса «Кадетский взгляд». В VI Международном научном форуме «Женщины на службе Отечества» у нас победитель и призер, а на Международном фестивале инновационных научных идей «Старт в науку» в прошлом году мы заняли 1 место на выставке творческих достижений «Моя многогранная страна».

За последние два учебных года успеваемость кадет выросла до 100%, а качество знаний - до 69%, что на 40% больше уровня первого года обучения. Первый выпуск, 41 кадет, тоже показал отличные результаты, успешно сдав ЕГЭ. Выпускники задали высокую планку остальным кадетам, в рейтинге по результатам ЕГЭ 2019 года среди 29 довузовских общеобразовательных учреждений Минобороны мы занимаем 4 позицию по математике и 5 позицию по русскому языку. Все кадеты поступили в престижные вузы нашей страны, из 41 кадета 29 поступили в вузы Министерства обороны РФ.

- Уран-кыс Сергеевна, Кызылское президентское кадетское училище в этом году отметило 5-летний юбилей. Ваше училище - единственное довузовское общеобразовательное учреждение, в котором обучаются и мальчики, и девочки. Какие еще особенности в учебном заведении?

- С 2016/2017 учебного года в училище с 8 класса стали действительно обучаться девочки-кадеты, а начиная с 1 сентября 2017 года к нам ежегодно в 5 класс на обучение зачисляются трое несовершеннолетних граждан Монголии. В нашем уникальном образовательном учреждении обучаются кадеты со всех уголков нашей Родины: представители Ивановской, Челябинской, Омской, Кемеровской областей, Красноярского и Камчатского краев, Республики Хакасия, Республики Бурятия и, конечно же,

«....."

4

тт=г

ПШЕ

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

- Ваше училище расположено на территории 16 гектаров. Есть где размахнуться. Что из основных учебных объектов находится на этой немалой площади?

- За пять лет в училище создана хорошая инфраструктура для занятий спортивной подготовкой кадет. Только за последние два года открыт зал восточных единоборств, введен в эксплуатацию многофункциональный спортивный комплекс с ледовой ареной, легкоатлетическим манежем, тиром для стрельбы из лука и пневматического оружия. В перспективе строительство конюшен и картинга. Это закономерно, поскольку на территории 55-й отдельной (горной) бригады располагается конное подразделение с лошадьми тувинской породы. Наши кадеты с молоком матери впитали любовь к лошадям, умение прочно держаться в седле, проходить там, где не пройдет военная техника. То, что это может пригодиться в ходе боевых действий, доказали тувинские добровольцы, которые храбро сражались на лошадях в годы Великой Отечественной войны.

- В чем успех Вашего коллектива. Чем таким обладают ваши педагоги, что притягивает к ним ребят из многих регионов России?

- В училище работает высокопрофессиональный педагогический коллектив единомышленников, ориентированный не только на достижение показателей, определенных главным нашим стратегическим документом- Концепцией развития ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище», утвержденной Министром обороны Российской Федерации от 7 сентября 2017 года, но и на развитие наших ребят, их профориентацию, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям. Мы не готовим солдафонов, но в то же самое время формируем у кадет чувство патриотизма, верности воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестное отношение к учебе, стремление к овладению

профессией офицера и воспитываем в них любовь к военной службе, готовность к защите Отечества.

Кадровый состав педагогических работников ежегодно формировался с учетом штатного расписания и увеличения численности контингента обучающихся. На сегодняшний день количество педагогических работников составляет 139 человек. 30% (каждый третий из их числа) имеют высшую и первую квалификационную категории (44 чел.). Три педагога имеют ученую степень кандидата наук, обучаются в аспирантуре 8 педагогов. Из 125 преподавателей молодых специалистов в возрасте до 35 лет - 63 человека.

Звание «Почетный работник общего образования РФ» имеют 17 педагогов (17,9%). Победителями ПНПО (приоритетного национального проекта образования) Министерства образования Российской Федерации являются 3 педагога (3,15%). Грант Главы Правительства Республики Тыва в области образования имеют 7 педагогических работников, Грант мэра Кызыла в области образования имеют 6 педагогов.

Наши педагоги подтверждают свою квалификацию, а молодые перспективные кадры радуют своими победами и достижениями. Например, молодой преподаватель

физики Богдан Ховалыг стал дипломантом 2 степени конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных организаций Министерства обороны РФ-2019» в номинации «Дебют года». Ай-Мерген Александрович Кужугет, преподаватель английского языка, ежегодно готовит победителей и призеров всероссийских научно-практических конференций и конкурсов по английскому языку, под руководством молодых преподавателей китайского языка Анастасии Никитиной и Чингиза Ширина наши кадеты являются победителями международных языковых конкурсов и успешно сдают Международный квалификационный экзамен на знание китайского языка. Из 112 кадет, изучающих китайский язык, 52 кадета имеют сертификаты на знание языка различного уровня. Ежегодно готовят победителей и призеров Все-сибирской предметной олимпиады, Всероссийских научно-практических конференций по биологии Марина Орус-ооловна Халбы, по химии - Зайцева АзианаКан-Ма-адыровна. Хотелось бы отметить и преподавателей русского языка Оксану Петровну Дэчмаа, Чечен Алдын-ооловну Намзырай, которые ведут в училище системную работу по соблюдению единого

- В настоящее время процесс информатизации образования приобретает глобальный характер, стало актуально говорить о создании единого информационно-образовательного пространства. У вас этот процесс получил развитие?

- Глобальная информатизация российского образования, федеральные образовательные стандарты, профстандарт педагога требуют от современного общеобразовательного учреждения активного внедрения информационно-коммуникационных технологий, определяют приоритеты в области технического оснащения образовательного процесса, предъявляют высокие требования к педагогическим работникам в части применения ими современных

орфографического режима и повышению качества знаний по русскому языку, преподавателя математики Салбакай Валерьевну Хамар-оол, которая подготовила выпускника-кадета, сдавшего профильный ЕГЭ по математике на 100 баллов, а команда кадет под ее руководством заняла 2 место среди довузовских общеобразовательных учреждений во Всеармейской олимпиаде по математике.

- Вы уже сказали про условия для развития кадет, а что способствует их самоопределению, самовыражению?

- Безусловно, это интеграция основного и дополнительного образования, реализация индивидуального образовательного маршрута кадет. Во исполнение плана Концепции развития в училище созданы и функционируют: инженерно-техническая школа, школа восточных единоборств, лингвистическая школа, школа искусств и этикета. В рамках этих школ кадеты занимаются изучением второго иностранного языка, не только традиционных европейских, но и восточных: монгольского, китайского, японского и арабского; занимаются программированием, робототехникой, авиамоделированием, различными видами восточных единоборств. Созданы объединения военно-патриотической направленности и художественно-эстетической, есть

в училище и вокально-инструментальный ансамбль, ансамбль народных инструментов и театральное объединение.

За прошедшие два года кадетами достигнуты хорошие результаты на конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях, соревнованиях различного уровня, в том числе и по линии Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, 136 кадет, а это 39% от общего количества обучающихся, стали победителями, дипломантами и призерами. Выполнили нормы ГТО и награждены знаком отличия больше половины кадет, 248 человек, причем 128 кадет имеют «золотой» значок, 9 кандидатов в мастера спорта, 209 кадет имеют различные спортивные разряды.

оя

информационно-образовательных технологий и технических средств обучения, выдвигают задачи, направленные на достижение нового качества образования, на формирование метапредметных результатов и универсальных учебных действий кадет, на их подготовку к жизни в условиях информационного общества, на формирование у них способности к успешной социализации в этом обществе, продолжения обучения в высших военных учебных заведениях, и мы не стали исключением.

Единое информационно-образовательное пространство рассматривается нами, как одно из условий достижения нового качества образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, выступает концептуально-теоретической основой педагогической деятельности.

Активно внедряются технологии проектной деятельности, проблемного обучения, личност-но-ориентированного и дифференцированного обучения, через реализацию индивидуальной образовательной траектории кадет педагоги выступают в качестве педагога-консультанта, наставника, а обучающиеся в роли активного исследователя. Лаборатории инновационных образовательных

технологии, технических средств обучения, методическая служба работают над повышением ИКТ-ком-петентности педагогов, активного использования ими современных технических средств обучения, новых информационных сервисов, электронных образовательных ресурсов нового поколения. Развитие единого информационного образовательного пространства нашего училища позволит нам в будущем интегрироваться в единое образовательное пространство довузовских военных общеобразовательных организаций.

- С кем сотрудничает Ваше училище и каким опытом Вы могли бы поделиться с другими общеобразовательными учреждениями?

- С целью развития инновационной составляющей, проектной деятельности кадет, их профориентации училище сотрудничает с высшими учебными заведениями: Тувинским государственным университетом, Тувинским институтом комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, Военно-инженерным институтом Сибирского федерального университета, Московским физико-техническим институтом. Кроме того, ежегодно кадеты проводят летнюю практику на базе Новосибирского высшего командного училища, Учебного во-

енного центра «Ергаки», Военно-медицинской академии им. Кирова, Военно-инженерного института Сибирского федерального университета.

В рамках реализации Концепции развития Кызылского президентского кадетского училища наше учебное заведение стало региональной площадкой по распространению современных педагогических образовательных технологий по военно-патриотическому воспитанию. Для довузовских образовательных учреждений Минобороны РФ - площадкой по распространению опыта изучения восточных языков, реализации программ дополнительного образования школы восточных единоборств. В сентябре 2018 года на базе училища был проведен межрегиональный семинар-совещание представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа по вопросам развития кадетского образования, в ходе которого коллектив продемонстрировал итоги реализации Концепции развития училища и получил высокую оценку.

Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ, Анатолий СТАСОВСКИЙ

Фото из архива училища

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.