Научная статья на тему '5:0 в пользу «Докторской» или о методах «Лечения» в мясной отрасле'

5:0 в пользу «Докторской» или о методах «Лечения» в мясной отрасле Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
277
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Все о мясе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЯСНЫЕ ПРОДУКТЫ / MEAT PRODUCTS / ВАРЕНЫЕ КОЛБАСЫ / COOKED SAUSAGES / ГОСТ И ТУ / "ДОКТОРСКАЯ" / МЯСНОЕ СЫРЬЕ / RAW MEAT / ЖИВОТНЫЕ И РАСТИТЕЛЬНЫЕ ЖИРЫ / ANIMAL AND VEGETABLE FATS / ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ / NUTRITIONAL SUPPLEMENTS / КАЛОРИЙНОСТЬ / CALORIE / REGULATORY DOCUMENTS / DOKTORSKAYA SAUSAGE

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Семенова Анастасия Артуровна, Гутник Борис Ефимович, Веретов Леонид Александрович, Насонова Виктория Викторовна

В России мясные продукты, вырабатываемые по национальным стандартам, имеют особый статус и пользуются наибольшим доверием и спросом у потребителей. Традиционным эталоном ГОСТовской продукции является вареная колбаса «Докторская». Возможно ли создание альтернативных ей брендов путем нападок через средства массовой информации?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

5:0 in favor of doctoral or the methods of «treatment» in the meat industry

In Russia, meat products produced by national standards, have a special status and are most trusted and demand from consumers. Traditional benchmark Gostovskaya product is cooked sausage « Doktorskaya» Is it possible to create alternative brands by attacking it through the media?

Текст научной работы на тему «5:0 в пользу «Докторской» или о методах «Лечения» в мясной отрасле»

5:0 В ПОЛЬЗУ «ДОКТОРСКОЙ»!

или О МЕТОДАХ «ЛЕЧЕНИЯ» В МЯСНОЙ ОТРАСЛИ

А. А. Семенова, доктор техн.наук, Б. Е. Гутник, заслуженный работник пищевой индустрии РФ, Л. А. Веретов, канд.техн.наук, В. В. Насонова канд.техн.наук ГНУ ВНИИМП им. В.М. Горбатова

П России мясные продукты, вырабатываемые В по национальным стандартам, имеют особый статус и пользуются наибольшим доверием и спросом у потребителей. Традиционным эталоном ГОСТовской продукции является вареная колбаса «Докторская». Возможно ли создание альтернативных ей брендов путем нападок через средства массовой информации?

УДК 637.524.24.05 Ключевые слова:

мясные продукты, вареные колбасы, ГОСТ и ТУ, «Докторская», мясное сырье, животные и растительные жиры, пищевые добавки, калорийность.

В последнее время на страницах отраслевых и неотраслевых изданий появились ожесточенные необоснованные нападки на ГОСТовскую мясную продукцию, которая в неприглядном свете противопоставляется некоторым альтернативным брендам, позиционируемым, как идеальные, сбалансированные и фантастически полезные продукты, чуть ли не с целебными, лекарственными свойствами.

Вдвойне непонятно то, что рупорами подобных заявлений выступают отдельные авторитетные специалисты, прекрасно понимающие истинное положение вещей. И вместо того, чтобы с высоты прожитых лет и приобретенного бесценного опыта разъяснять потребителям преимущества ГОСТовских продуктов, призывают «мясными» советами не просто отказываться от таковых, а шарахаться в сторону при первой возможности, как будто, например, «Докторская» или «Сервелат» только и могут, что окончательно подорвать здоровье российских потребителей, навсегда отравив их мистическими «вредными» компонентами, якобы присутствующими в традиционной мясной продукции.

Для наглядности противопоставления представим себе «ринг» мясных баталий. Защиту будет представлять всеми любимая и уважаемая ГОСТовская вареная колбаса «Докторская», а нападение - некая вымышленная «улучшенная» чудодейственная альтернатива, вырабатываемая по ТУ, которую условно назовем колбасой «Знахарь».

Почему сегодня появился «Знахарь»? В свое время «Докторская» была задумана как диетический продукт для питания больных с признаками последствий перенесенного длительного голодания и имеющих подорванное здоровье в результате Гражданской войны. Производить колбасу начали в 1936 году, разрабатывал и рецептуру и технологию ее изготовления ВНИИМП и «Микояновский мясокомбинат». С тех пор доверие отечественного потребителя к этой колбасе передавалось из поколения в поколение.

Попробуем разобраться, действительно ли бизнес изобрел что-то лучшее, чем «Докторская» колбаса, которой долгие годы принадлежит чемпионский пояс потребительских симпатий.

Раунд первый - мясное сырье

«Докторская», выработанная по ГОСТ Р 52196-2011 [1], содержит 25% говядины высшего сорта, 25% нежирной свинины, 45% полужирной свинины, а также 3% яиц и 2% молока. Чтобы снизить содержание жира в рецептуре, альтернативной «Докторской», целесообразно говорить только о замене 45% полужирной свинины на более постное сырье. А вот дорогостоящую и статусную говядину менять на более доступное и дешевое на мясо птицы [2], с позиций полезности продукта, менять не стоит. Так, если говядина содержит легкоусвояемого железа 2,7-2,9 мг на 100 г, свинина - 1,4-1,9 мг на 100 г, то мясо птицы (кур, индейки)

16

л

ГЛАВНАЯ ТЕМА

- только 1,3-1,9 мг на 100 г. Напомним, что недостаток в рационе питания этого элемента крайне нежелателен из-за риска развития анемии, а из растительной пищи железо практически не усваивается.

Заменяя свинину на менее постное мясо птицы, делать вареную колбасу «без жира» рискованно. В рецептуре «Докторской» соотношение жира, белка и влаги подобрано идеально для образования мясной эмульсии, которая после тепловой обработки обеспечивает нежную и упругую консистенцию готового продукта. При строгом соблюдении требований к сырью отеков в «Докторской» быть не может.

Изменение в фарше соотношения белка, жира и воды влечет за собой риск возникновения дефектов, избежать которые возможно только введением корректирующих пищевых добавок (стабилизаторов, эмульгаторов), в которых «Докторская» не нуждается. А вот в составе рассматриваемой нами условной колбасы «Знахарь» появляются камеди.

Есть ли всё же угроза потребления животного жира, содержащегося в колбасе «Докторская»? В соответствии с рекомендациями диетологов оптимальным в рационе питания человека является соотношение животных и растительных жиров, равное 70:30. При этом ежедневная потребность взрослого человека в жире составляет от 60 до 154 г. Сырьевой состав «Докторской» колбасы обеспечивает содержание животного жира в ней не более 20 г на 100 г продукта, то есть потребление 100 г «Докторской» обеспечит поступление только 18,6-47,6% от суточной потребности взрослого человека в животных жирах. Совершенно очевидно, что для продукта животного происхождения по-другому быть и не может.

Итог этого трудного раунда: 1:0 в пользу «Докторской».

Раунд второй - немясные компоненты

В первом раунде мы уже выяснили, что мясные продукты являются для организма основным источником необходимых ему животных жиров. В последнее время рацион современного человека сильно критикуется ввиду избыточности их потребления животных жиров [3]. Можно и нужно ли их заменить растительными жирами в мясных продуктах и к чему это приводит? Пусть в условной рецептуре колбасы «Знахарь» присутствуют растительные компоненты: подсолнечное и оливковое масла, которых нет в «Докторской».

Может ли быть колбаса почти «без жира» - да, но сравнивать ее с «Докторской» ни в коим случае нельзя, и это подтверждается научными данными.

Основным исходным критерием качества как животных, так и растительных пищевых жиров является жирно-кислотный состав [4]. Анализ показывает, что в среднем все используемые для пищевых целей жиры и масла отличаются от «идеального» жира, для которого соотношение мононенасыщенных (МНЖК), полиненасыщенных (ПНЖК) и насыщенных (НЖК) обычно принимают равным 1:1:1; омега-6:о-мега-3 - равным 4:1.

От идеального соотношения МНЖК:ПНЖК:НЖК свиной жир отличается на 24,7%, говяжий - на 31,7%, подсолнеч-

ВСЕ О МЯСЕ №2 | 2014

ное масло - на 36,7%, оливковое - на 50%. От идеального соотношения омега-6 (линолевой и арахидоновой):омега-3 (линоленовой) жирных кислот оливковое масло отличается более чем в 2 раза, свиной жир - в 3 раза, говяжий - чуть более чем в 3,5 раза, подсолнечное масло - в 125 раз. Вряд ли растительные масла, особенно подсолнечное, могут считаться адекватной заменой животным жирам.

Согласно современным представлениям науки о питании молодой здоровый организм человека должен потреблять в составе липидов 10-20% полиненасыщенных, 50-60% мононенасыщенных и 25-30% насыщенных жирных кислот. Такое сбалансированное питание реализуется в рационе, содержащем около 1/3 растительных и 2/3 животных жиров, а основным поставщиком животных жиров для организма являются мясо и традиционные мясные продукты. Липиды животного происхождения - это структурные элементы клеток и одни из основных источников энергии, то есть они являются незаменимым фактором питания. Исключение животных жиров может нарушить баланс и навредить организму.

Необходимо отметить, что в свином жире содержится эссенциальная арахидоновая кислота, не синтезируемая в организме человека и не содержащаяся ни в одном растительном масле, в том числе и оливковом.

Включение в рецептуру растительных масел неизбежно имеет негативные последствия, выражающиеся в изменении консистенции, аромата и других органолептических характеристик традиционного мясного продукта, даже в нежелательных для потребителя случаях дополнительного использования эмульгаторов.

Нельзя забывать и о витаминах, чье количество неизбежно снижается при замене животного жира растительным [5], отдаляя колбасу «Знахарь» от нормы их потребления. Так, например, в растительных жирах полностью отсутствует витамин А. Если только изготовителю не пришла в голову отчаянная фантазия компенсировать такой недостаток растительных жиров, например - введением в рецептуру природной ледниковой водой.

Для изготовления ГОСТовских вареных колбас традиционно применяется питьевая вода, требования к которой установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации. Что же может дать потребителю колбаса «Знахарь» с природной ледниковой водой? Транспортировка настоящей талой воды из ледников Антарктиды, Скандинавии или Новой Зеландии сделала бы стоимость колбасы с такой «начинкой» поистине золотой, но стоит ли из-за этого переплачивать потребителю?

Как гласит реклама - уникальная особенность ледниковой воды позволяет дольше сохранить молодость и здоровье организма. Однако какой бы то ни было положительный эффект можно ощутить, ежедневно употребляя хотя бы по пол-литра живительной влаги. Следовательно, для такой пользы организма нужно съедать не менее 2,5-3 кг колбасы с ледниковой водой в день, а это не мало, учитывая, что одновременно с такой суточной дозой такого продукта возрастет и потребление жира (в основном растительного) до 210 г в сутки.

Понятно, что такое потребление колбасы в день бес-

смысленно и вредно. Кроме этого, установлено, что биологическая активность талой ледниковой воды утрачивается при тепловой обработке свыше 37 оС. Колбасы, как известно, подвергаются тепловой обработке до 70-72 оС в центре продукта. Вода от этого конечно не портится, в мясной системе она прочно связывается мышечными белками, но говорить о ее каких-то целебных свойствах после этого уже неуместно. К тому же талая вода сохраняет свою полезность в течение 7-8 часов после размораживания снега или льда, а срок годности вареных колбас сегодня составляет от 5 до 75 суток в зависимости от оболочки и упаковки.

Получается, что «ледниковая» вода не дает колбасе ни витаминов, ни минеральных веществ и является лишь рекламным ходом изготовителя. Согласно ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» (п.4.10) любая информация о специальных питательных свойствах продукта или о специфических характеристиках (например, «Без сои», «Без консервантов», «С ледниковой водой») может быть нанесена на этикетку только при наличии подтверждения указанной информации в отношении этого продукта [6]. Вряд ли изготовитель разработал методику обнаружения/подтверждения в составе пищевых продуктов такого компонента.

В рецептуру придуманной нами колбасы «Знахарь» с тем же успехом могут входить, например, морская йодированная соль. Но без вынесения на этикетку информации о содержании макро- и микроэлементов, в том числе йода, это также остается не чем не подтвержденной рекламой. Следует помнить, что возможный избыток микро- и макроэлементов также нежелателен для организма человека, как и недостаток. И, если на этот счет нет предписаний врачей, то конкретному потребителю в питании полезнее колбаса с естественным содержанием макро- и микроэлементов.

Итак: 2:0 в пользу «Докторской».

Раунд третий - пищевые добавки

Для изготовления ГОСТовской вареной колбасы «Докторская» обязательными к применению пищевыми добавками, без которых безопасность и потребительские свойства продукта будут безвозвратно изменены, являются нитрит натрия и аскорбиновая кислота (или аскорбат натрия). Нитрит натрия необходим как фиксатор окраски и в готовом продукте его практически не остается. Однако роль нитрита натрия не ограничивается только приданием колбасе розового цвета, он еще способствует формированию аромата готового продукта, подавляет в сыром фарше возможное развитие микроорганизмов, в том числе патогенных и ток-синообразующих, отчасти препятствует развитию окислительных процессов. В последнее время установлена его важная положительная роль в питании пожилых людей. Аскорбиновая кислота, является витамином С, применяется как стабилизатор цвета и антиокислитель. Другие пищевые добавки, разрешенные в ГОСТ Р 52196-2011 и приведенные в минимально необходимых количествах в технологической инструкции, разработанной ВНИИМП: пищевые фосфаты, регуляторы кислотности, антиокислители, глутамат натрия - являются лишь рекомендуемыми к применению в случаях,

когда на технологические характеристики перерабатываемого мяса влияют различные факторы - возраст, пол животного, стрессоустойчивость породы, температура хранения мяса до переработки и т.п. При этом речь не идет об изменении пищевых свойств и безопасности мяса. Пищевые красители, эмульгаторы, ароматизаторы, каррагинаны, камеди никогда не входили в рецептуры и до сих не используются при изготовлении ГОСТовской мясной продукции.

Изменение рецептурного состава основного сырья традиционных продуктов, переход на работу по Техническим условиям изготовителя неизбежно приводит сегодня к выявлению в новых видах даже самых дорогих колбас самых различных пищевых добавок, начиная от красителей и заканчивая экзотическими камедями. Зачастую изготовители прячут их в составе своего «суперполезного» продукта за таинственными словами типа «комбинированные смеси специй» или «комплексная пищевая добавка», при этом «забывая» донести до потребителя полную информацию о всех пищевых добавках так, как это требует законодательство.

Счет становится 3:0 в пользу ГОСТовской колбасы и это уже напоминает разгром.

Раунд четвертый - позиционирование продукции изготовителем

Позиционирование продукции изготовителем начинается с названия. ГОСТовская колбаса «Докторская», проверенная десятилетиями, не нуждается в рекламе, и мы по праву гордимся ей как российским национальным продуктом высокого качества. Не потому ли возникает вокруг нее столько «изобретателей» плагиата: какой колбасы сейчас только не встретишь - «Докторская-экстра-люкс», «Доктор-ская-экстра-сенс» и т.д. и т.п. Заманчиво близкой кажется им идея привлечения отечественного потребителя за счет рекламно-магических сил, всеисцеляющих «приворотов», построенных на якобы просвещении сознания обывателей, что вместо высококачественного продукта им обманом подсовывали рядовую или даже вредную колбасу. Но разве будут реагировать на подобную рекламу адекватно мыслящие потребители?

«Докторская - это не торговая марка, права на которую принадлежат какому-то одному производителю. Но и не просто слово русского языка, как например, «колбаса», которое каждый может использовать по своему усмотрению. «Докторской» по закону может называться только вареная колбаса, произведенная в строгом соответствии с национальным стандартом ГОСТ Р 52196-2011. Пожалуй, не найти в России сегодня ни одного мясоперерабатывающего предприятия, которое не выпускает «Докторскую». Следуя требованиям ГОСТа, качество «Докторской» от Калининграда до Владивостока должно быть одинаковым и постоянным [7]. Так может быть вместо того, чтобы очернять работу всей мясной промышленности, строя свою рекламную стратегию, у отдельных производителей не хватает ума, чтобы понять, что этот путь ведет только к подрыву доверия потребителей, то есть в никуда.

Кто-то пытается подорвать доверие потребителя к ГО СТу, размахивая флагом «там один жир», не давая объек-

18

Л

ГЛАВНАЯ ТЕМА

тивной информации о его роли в питании. Кто-то поднимает флаг «наша продукция без глутамата», прекрасно зная, что глутаминовая кислота содержится во всех белоксодержа-щих продуктах - мясе, рыбе, овощах и проч. Кто-то выносит на этикетку ГОСТовской продукции «без сои», зная, что соевый белок в «Докторской» никогда не был разрешен.

Это неправильно, господа бизнесмены! Наше предназначение не в том, чтобы очернить конкурирующие предприятия, оно прежде всего в том, чтобы кормить людей и формировать у потребителей правильное понимание значения мясных продуктов в питании. Помните, что любая глупость в отношении очернения традиционных мясных продуктов и мясной продукции в целом сегодня подхватывается и до бесконечности раздувается средствами массовой информации. В итоге мясная продукция может быть просто вытеснена другими продуктами питания из потребительской корзины россиян. А что придет на замену - лапша «только залей кипятком», вегетарианский рацион или может быть такой небесспорный «праздник желудка», как фаст фуд?

Не потому ли и Технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» 034/2013, вступающий в силу с 1 мая 2014 г., не допускает во избежание действий вводящих в заблуждение потребителей мясной продукции использование придуманных названий, которые тождественны или сходны до степени смешения с названиями мясной продукции, установленными межгосударственными (региональными) стандартами, за исключением мясной продукции, выпускаемой по этим стандартам (например: «Докторская», «Любительская», «Московская») [8]. Необходимо отметить, что с окончанием срока действия декларации о соответствии на продукцию, изготавливаемую по ТУ, и вступление в силу межгосударственных стандартов на изготовление продукции того же вида, изготовитель будет обязан делать новую декларацию с учетом выше указанного положения ТР ТС 034/2013 «о названиях». И либо сменить название условной «Докторской-люкс», либо прекратить ее производство.

Конечно, нельзя не согласиться, что ГОСТовская продукция может и должна являться ориентиром и базой сравнения для всех новых разработок. Однако любая разработка, направленная на изменение привычных соотношений пищевых веществ в традиционных продуктах питания должна иметь целевого потребителя и являться продуктом специального назначения. Если создается новый продукт с изменением рекомендуемого соотношения белок : жир, равного 1:1, на соотношение 2:1, то производитель должен задуматься о вынесении на этикетку и информации о том, кому такой продукт по состоянию здоровья предназначен и какими витаминами, микро- и макронутриента-ми одновременно он должен быть обогащен и в каком количестве. Не потому ли, что идея продвижения нового продукта у некоторых производителей, спешащих принизить ГОСТовскую продукцию, далека от очевидных правил создания специальных (диетического, профилактического и лечебно-профилактического назначения) продуктов питания, сегодня потребитель не видит на этикетках информации о подтверждении особого статуса такой продукции?

ВСЕ О МЯСЕ №2 | 2014

Велико искушение выделить дополнительную «полезность» и «безопасность» своего продукта. Различные экологические сертификаты, солидно подмигивающие гологра-фическими пломбами и свидетельствующие, что «продукт повышенной экологической чистоты» «в среднем» превосходит установленные нормы безопасности, не могут избавить такую продукцию от необходимости (без всяких «средних»!) в обязательном порядке соответствовать по показателям безопасности требованиям, установленным нормативными и правовыми актами Российской Федерации или Техническими регламентами Таможенного союза. А громкие рекламные слоганы и публично представленные документальные подтверждения исключительных полезных свойств колбасы - это две большие разницы. Научное понимание того, каким образом новый продукт оказывает полезное воздействие на организм - важная и сложная задача изготовителя [9]. Большинство потребителей рано или поздно разберутся, где яркая реклама, а где достоверная информация. И если ГО-СТовская «Докторская» кому-то из них и покажется слишком калорийной, все равно выберут ГОСТовский ассортимент -например, колбасу «Говяжью», содержащую на 25% меньше жира и на 20% менее калорийную.

Счет после четвертого раунда - 4:0! Исход борьбы ясен, но сможет ли «Знахарь» хотя бы избежать нокаута и забить «гол престижа»?

Раунд пятый - отношение потребителей

Сегодня слово «лечить» приобрело двойное значение. Наряду с естественным толкованием в современном сленге его можно трактовать в каком-то смысле как «вешать лапшу на уши». ВНИИМП продолжает бороться с такими методами «лечения» в отечественной мясной отрасли, которые вместо консолидации предприятий вокруг отраслевых союзов в целях популяризации роли мясной продукции и своей профессиональной деятельности вносят лишь новые штрихи искажения истины.

Доводилось слышать от производителей, что «Докторская» колбаса не так популярна среди молодежи, которая ждет яркого вкуса, «взрыва» специй, и изготовитель вынужден «изобретать» новые рецептуры. Но «Докторская» колбаса - это же не чипсы, которые в перечне полезных для здоровья продуктов находятся на лидирующих позициях с конца. Отечественная мясная отрасль богата классическими рецептурами, обладающими ярчайшей натуральной вку-соароматической палитрой - полукопченая «Краковская», «Украинская жареная» и многие другие. Почему же у части молодежи такие предпочтения сегодня?

Здесь стоит поднять вопрос о «преемственности поколений». Знающих специалистов, умеющих объяснить, чем отличается один продукт от другого, по качеству, по цене, по полезности для организма, становится все меньше. Молодежь, как среди начинающих сотрудников предприятий, так и среди потребителей необходимо учить, и не просто учить, а делать это правильно. И заниматься этим должны не только специалисты ВНИИМП, но и производственники среднего и старшего поколений, прошедшие школу наших семинаров.

Причем по возвращению в свои регионы и на свои производства делать это не только в статусе наставников или начальников, а прежде всего дома - как родители, желающие своим детям только добра.

Что касается популярности «Докторской», то Всероссийский центр общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с агентством «Социальные сети» при участии Национальной Мясной Ассоциации провели исследования среди 1600 россиян старше 18 лет в 42 регионах страны. Было установлено, что потребители по-прежнему доверяют советским брендам, для потребителей по-прежнему важно обозначение на упаковке стандарта ГОСТ или ГОСТ Р, из мясной продукции «Докторская» колбаса оказалась самым известным наименованием: ее вспомнило наибольшее количество участников исследования ВЦИОМ -31,2% респондентов хорошо знают эту марку, а 27,3% из них покупают ее.

ВНИИМП без обмана разговаривает с потребителями через экраны телевизоров, через страницы газет и журналов. Эксперты ВНИИМП не раз выступали против журналистских псевдорасследований и прочих медийных фальсифицированных «продуктов», разъясняя истинное положение вещей и успешно защищая ГОСТовскую мясную продукцию в глазах общественного мнения [10]. ГОСТовские мясопродукты - то немногое, чем российская промышленность превосходит импортные аналоги [11]. Разработчики ГОСТов стоят на страже интересов и отечественных потребителей, и отечественных производителей. Спросите у потребителей - что Вы выберете? - «аналог докторской» по ТУ, импортную колбасу или «Докторскую» по ГОСТ?

Потребитель ответит Вам правильно.

5:0 в пользу «Докторской». Гонг! Нокаут.

Заключение

Для того, чтобы выяснить, одинок ли Институт в своей точке зрения или нет, данная тема была обсуждена специалистами ВНИИМП с представителями ряда отраслевых предприятий в Учебном центре АНО ДПО МТИМП в рамках семинара «Основные аспекты подготовки предприятий мясной промышленности к вступлению в силу технических регламентов Таможенного союза» 28-29 апреля 2014 г.

Позиция ВНИИМП была полностью поддержана всей ау-

диторией в числе присутствующих сотрудников предприятий: ООО «Брянский бройлер» (Брянск), ОАО «Великоновгород-ский мясной двор» (Великий Новгород), ОАО «Мясокомбинат Клинский» (Клин), ООО «Брянская мясная компания» (Брянская область), ООО «Торговый Дом «Уютный Хуторок» (Московская область), ООО «ПК «Фабрика качества» (Тольятти), ООО фирма «Торес» (Туапсе), ООО «ЗМК» (Москва), ООО «Рамфуд» (Московская область), ООО «Дмитрогорский МПЗ» (Тверская область), ООО «Переработчик-2» (Архангельская область), ПАО «Мироновский хлебопродукт» (Киевская область, Украина), ТОО предприятие «РубиКОМ» (Павлодар, Казахстан), ООО «Гурман» (Нижневартовск), ЗАО «МПК «Ангарский» (Иркутская область), ООО «Елинский пищевой комбинат» (Московская область), ООО «Восточный» (Удмуртская Республика), ИП Черкашин А.И. (Екатеринбург), ООО «Мираторг Запад» (Калининградская область), ООО «КС Витязь» (Москва), ЗАО «Могунция-Интеррус» (Москва), ОАО «Сочинский мясокомбинат» (Сочи), ООО «Снежана+Д» (Москва) и др.

При условии соответствия нормам безопасности и качества Институт не видит препятствий в изготовлении мясной продукции по техническим условиям, не видит препятствий в изготовлении вареных колбас из мяса птицы. Но не вопреки здравому смыслу, и не за счет противопоставления и необоснованной клеветы на отраслевые национальные и межнациональные стандарты.

ГОСТовская продукция всегда была и останется вершиной мясоперерабатывающих технологий, достижимой почти для любого предприятия (было бы желание). И никакие ухищрения и агрессивная псевдореклама отдельных инициаторов не изменят этого постулата. |

КОНТАКТЫ:

Анастасия Артуровна Семенова

+7 (495) 676-61-61

Борис Ефимович Гутник

+7 (495) 676-96-71

Леонид Александрович Веретов

+7 (495) 676-96-71

Виктория Викторовна Насонова

+7 (495) 676-61-61

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ГОСТ Р 52196-2011 Изделия колбасные вареные. Технические условия.

2. Боровских Н.В. Оценка конкурентоспособности продукции птицеводства // Мясная индустрия - 2003 - №1 - С. 8-10.

3. Кригер-Меттбах Б. Полезно ли мясо для здоровья? // Новое мясное дело - 2007 - №1 - С. 54-57.

4. Титов В.Н. Жирные кислоты, холестерин и атеросклероз // Пищевые ингредиенты. Сырье и добавки - 2005 - №5 - С. 3638.

5. Богатырев А.Н. Витамины - важнейшие компоненты пищевых продуктов XXI века // Мясная индустрия - 2011 - №2 - С. 42-45.

6. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».

7. Гутник Б.Е., Веретов Л.А., Семенова А.А. В ответ на вредные суждения о «вредной» колбасе // Все о мясе - 2012 - №6 - С. 42-45.

8. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013).

9. Чернуха И.М., Захаров А.Н., Искаков М.Х. Функциональные продукты и современный потребитель // Новое мясное дело -2067 - №2 - С. 48-51.

10. Лисицын А.Б., Семенова А.А., Чернуха И.М., Веретов Л.А. Наука и отрасль: партнерство в современных условиях // Все о мясе - 2012 - №2 - С. 4-9.

11. Гутник Б.Е., Веретов Л.А., Насонова В.В. О новых стандартах на мясные продукты // Все о мясе - 2013 - №3 - С. 24-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.