4.3. РАСПОРЯЖЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ ПРАВОМ НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК
Бирагова Рита Таймуразовна, соискатель СевероОсетинский государственный университет, преподаватель
Аннотация. В статье рассматривается исключительное право на товарный знак и распоряжение им. В настоящее время на мировом рынке действует около 20 млн. товарных знаков. В жестких условиях рынка, когда конкурируют не столько товары, сколько их товарные знаки, резко возрастает роль правовой охраны последних, появляется и динамично развивается новая форма передачи прав на использование товарных знаков, такая как франчайзинг. Ключевые слова: лицензирование, товарный знак, правовая охрана, франчайзинг, уступка, лицензионный договор
THE ORDER THE EXCLUSIVE RIGHT TO THE TRADE MARK
Biragova Rita Tajmurazovna, competitor of North Ossetia State University, the teacher
Annotation: The article deals with the exclusive right to the trademark and dispose of. Currently the world market are about 20 million trademarks. In tough market conditions, where competition is not so much products as their trademarks, dramatically increasing the role of legal protection for the latter, there is dynamic and develops a new form of transfer of rights to use trademarks, such as franchising. Keywords: licensing, trademark, legal protection, franchise, concession, license agreement Лицензирование товарных знаков становится одним из самых прибыльных видов международной торговли.1 Уровень технологического и промышленного развития многих государств практически достиг своего пика. Это сделало возможным производство продукции различных модельных рядов и потребительских свойств одинаково высокого качества на промышленных предприятиях, расположенных в различных регионах планеты. Таким образом, если раньше компаниям, занимающимся производством, например, бытовой техники под определенным товарным знаком, было необходимо помимо собственных дизайнерских и конструкторских бюро иметь еще и производственные мощности, то в настоящее время они имеют возможность сосредоточить усилия лишь на развитии творческого, конструкторского и маркетингового потенциала и формировании надежно защищенного портфеля объектов ИС. При этом производство продукции такие компании могут наладить в странах, где оно достаточно дешево в силу известных геосоциаль-ных факторов (например, в Китае, Филиппинах, Малайзии и других государствах Азиатского и Тихоокеанского регионов). В результате производители развитых европейских и североамериканских государств имеют возможность постепенно отказываться от дорогостоящих производств в собственных странах и, сосредоточив усилия на разработке новых технологий и маркетинговых стратегий, внедрять их, размещая заказы на
1 Гражданское право. Учебник под ред. Сергеева А. П., Толстого Ю. К. М., 2001.
свою продукцию под определенными товарными знаками в странах, где стоимость производства значительно ниже.
В общем объеме лицензионных сделок доля договоров на товарный знак постоянно возрастает и составляет примерно 70%. 2
Среди лицензионных сделок, заключаемых на территории РФ, количество сделок в отношении товарных знаков также превышает количество сделок в отношении других ОИС, При этом, если сравнивать количественный состав зарегистрированных в отношении товарных знаков договоров, то договора уступки превалируют над лицензионными соглашениями. Большое количество договоров уступки в РФ может быть объяснено тем, что знак может зарегистрировать на свое имя любое лицо, как юридическое, так и физическое и не всегда в целях его дальнейшего использования. Бывает, что регистрируется чужой знак для дальнейшей его уступки фактическому владельцу, (имеется ввиду лицо фактически раскрутившее данный товарный знак на какой-либо территории и не зарегистрировавшее по какой-то причине этот знак на территории РФ) или причина может быть в том, что не оправдалась надежда на собственный бизнес, а уже есть регистрация знака, который может быть интересен какому либо производителю. Тем более, если учесть большой срок (2года), необходимый на регистрацию, и трудность в выборе нового охранноспособного обозначения, особенно в пищевой промышленности, где уже зарегистрировано огромное количество товарных знаков.
Что касается товаров, то наиболее часто предоставляется право на использование знаков для товаров, относящихся к продуктам питания, напиткам, табачным изделиям, изделиям легкой промышленности, услугам связи, услугам розничной торговли. И это неудивительно, так как именно в этих областях растет количество зарегистрированных товарных знаков в РФ.
Если сравнивать ситуацию с уступкой товарных знаков в России, то здесь можно отметить явное отставание за нашей страной. Надо сказать, что в России торговля зарегистрированными знаками - хорошо налаженный бизнес.
На основании Закона РФ «О Товарных знаках и знаках обслуживания» владелец зарегистрированного товарного знака имеет исключительные права на него. Расшифровать исключительное право можно следующим образом - право использовать товарный знак и распоряжаться им, а также право запрещать использование товарного знака другими лицами.
Любому собственнику согласно ГК РФ принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Осуществление этого права может повлечь его прекращение или изменение его объема.
Никто не может использовать охраняемый на территории страны товарный знак без разрешения его владельца. Причем разрешение относится к распоряжению владельцем своей собственностью.
В рамках данной статьи мы раскроем различные аспекты распоряжения исключительными правами на товарный знак. Распоряжаться правами в данном случае можно двумя путями:3
- путем полной передачи права (уступки);
2 Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в РФ. М., 1996.
3 Сергеев А. П. Патентное право. М., 1994.
Бизнес в законе
5'2010
- путем предоставления лицензии на использование.
Владелец знака (Передающая сторона) может уступить право на товарный знак любому лицу (Принимающей стороне) по договору уступки. Такие договора должны быть зарегистрированы в Патентном ведомстве, при этом в Государственный реестр товарных знаков вносится запись об изменении владельца, такая же запись вносится и в свидетельство на товарный знак.
Необходимо отметить очень важный момент: уступка знака может быть полной или частичной. При частичной уступке права передаются на часть товаров, указанных в перечне товаров зарегистрированного товарного знака. Таким образом, один товарный знак может быть уступлен одному или более лицу в отношении различных товаров (естественно в пределах зарегистрированного перечня). Патентным ведомством страны выдается дополнительное свидетельство с указанием нового владельца и перечнем товаров, в отношении которых ему переданы права. При этом при регистрации таких договоров проводится экспертиза для того, чтобы разные владельцы не владели одним и тем же товарным знаком в отношении однородных товаров. Такие случаи встречаются достаточно часто. Например, товарный знак зарегистрирован в отношении товаров 30 и 31 классов, в каждом из которых присутствует такой товар, как орехи: орехи обработанные (30 класс) и просто орехи (31 класс). При частичной уступке знака в отношении 30 класса из перечня товаров пришлось исключить орехи и оставить их прежнему владельцу вместе с товарами 31 класса.
В результате полной уступки право на товарный знак полностью переходит к Принимающей стороне. При этом возможна ситуация, когда потребители, не знающие о том, что право передано, будут введены в заблуждение. Это может произойти, например, в том случае, когда передаваемый знак вызывает географические ассоциации с местонахождением первоначального владельца. Например, право на изготовление сигарет под названием «Минск» передаются российско-
4
му производителю.
Возможность введения в заблуждение в ситуации с уступкой права присутствует также тогда, когда право на знак уступается без предприятия, которое при этом сохраняет фирменное наименование, повторяющее или явно ассоциирующееся с уступаемым знаком. Предположим гипотетически ситуацию, когда уступается знак «МИЛАВИЦА» или «Савушкин продукт». При этом остаются предприятия с этими названиями.
Кроме такого кардинального метода передачи прав как уступка, законодательством предусмотрено гарантировать какому-либо лицу не запрещать использование им знака на определенных условиях и на определенный срок. Такая гарантия дается в соответствии с лицензионным договором. Эту гарантию называют также лицензией или лицензионным соглашением.
По лицензионному договору (лицензионному соглашению) правообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование охраняемого товарного знака в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и (или) осуществлять другие действия, предусмотренные договором.
4 Правовая охрана интеллектуальной собственности. Учебное пособие под ред. Дементьева В. Н. М., 1995.
Надо сказать, что передача права пользования товарным знаком выгодна прежде всего владельцу знака. Во-первых, лицензионные соглашения, как правило, сопровождаются выплатой вознаграждения; во вторых, передача права усиливает правовую защищенность знака от недозволенного использования; в-третьих, передача права на товарный знак способствует его распространению на рынке товаров и услуг, что по существу является бесплатной рекламой. Последнее обстоятельство зачастую является основной причиной, по которой фирмы - владельцы знаков передают лицензии другим фирмам, особенно на те товары, которые в момент передачи владельцем знака не производятся.
При составлении лицензионного договора необходимо учитывать, что содержание лицензионных соглашений не достаточно регламентированы законодательством, они определяются общими нормами гражданского права. Вместе с тем, данный договор должен иметь ряд условий, причем два из них считаются обязательными.
Лицензионный договор должен предусматривать объект передачи и объем передаваемых прав (вид лицензии). Также в лицензионном соглашении необходимо указать его территориальное действие, срок, размер вознаграждения, а также права и обязанности сторон. По объему предоставляемых прав лицензионные соглашения в основном сводятся к двум типам: договор о простой (неисключительной) лицензии и договор об исключительной лицензии.
Простая лицензия предусматривает передачу права покупателю (лицензиату) использовать знак в установленных границах, сохраняя продавцу (лицензиару) право применять знак на той же территории или в тех же пределах.
Лицензионный договор об исключительной лицензии предусматривает предоставление лицензиату права использования объекта ИС с сохранением за лицензиаром права его использования в части, не передаваемой лицензиату, но без права выдачи лицензии другим лицам.
Договор о предоставлении лицензиатом права использования объекта интеллектуальной собственности другому лицу в пределах, определяемых лицензионным договором, признается сублицензионным договором. Лицензиат вправе заключить сублицензионный договор лишь в случаях, предусмотренных лицензионным договором. 5
Ответственность перед лицензиаром за действия сублицензиата несет лицензиат, если лицензионным договором не предусмотрено иное. Лицензионные (сублицензионные) договора подлежат обязательной государственной регистрации, без чего они считаются ничтожными. Различают также полные и частичные лицензии. Полной называется лицензия, по которой предоставляется право использования товарного знака на весь перечень товаров и услуг, для которых он зарегистрирован. Частичной называется лицензия, предоставляющая право пользования знаком только для части товаров и услуг из всего перечня, для которых он зарегистрирован.
За рубежом широко применяется так называемая "параллельная" лицензия, основанная на передаче права использования хорошо известного товарного
5 Белов В. В., Виталиев Г. В., Денисов Г. М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения. М., 1997.
знака для товаров, не имеющих отношения к товарам, вместе с которыми знак приобрел широкую известность у потребителей. Многие владельцы популярных знаков, желая получить дополнительные финансовые и рекламные выгоды, передают по соглашению заинтересованным фирмам, право использовать их на разнообразных товарах. Например, товарные знаки "Кока-Кола" и "Будвайзер", приобретшие известность в качестве товарных знаков тонизирующего напитка и пива, приобретаются фирмами с целью их применения на рубашках, шляпах, сумках, зеркалах и т.д.
Территория, на которую распространяется действие лицензионного соглашения, не может быть шире, чем территория правовой охраны товарного знака. Правовая охрана товарного знака имеет территориальный характер. И если он охраняется на территории РФ, то лицензионное соглашение может быть заключено только для использования товарного знака в РФ. Безусловно, территория, на которой лицензиат вправе использовать знак по лицензии, может быть сужена, например, в соответствии с территориальным делением РФ. 6
Как известно, срок действия регистрации товарного знака равен 10 годам. Владелец имеет право продлить регистрацию каждый раз на 10 лет. Поэтому срок действия лицензионного договора является важным моментом соглашения. Он может устанавливаться на период более длительный, чем срок действия регистрации товарного знака при условии продления владельцем регистрации товарного знака. Также срок действия лицензионного соглашения может быть установлен только на срок действия регистрации товарного знака или на срок менее продолжительный, чем срок действия регистрации товарного знака.
Подробнее необходимо остановиться на двух обязательных условиях лицензионных соглашений направленных на предоставление права пользования товарным знаком. Ими, как указывалось выше, являются условия о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров производимых лицензиаром и, что контроль за соблюдением этого условия будет осуществлять сам лицензиар Данное требование установлено для защиты прав, как потребителя, так и владельца товарного знака.
Поскольку несоблюдение данного условия может подорвать авторитет товарного знака лицензиара, закон предоставляет лицензиару право контролировать выполнение данного требования, а в договоре, в свою очередь, должен быть регламентирован порядок его практического осуществления. Не включение в договор данных существенных условий препятствует его регистрации в Патентном Ведомстве. Следует также отметить, что хотя в Законе не установлены санкции за нарушение лицензиатом условий о качестве товара, в качестве санкций может последовать временное приостановление действия договора, либо его досрочное прекращение. Могут применяются и меры материального характера. 7
Несмотря на то, что необходимость данного условия не подлежит сомнению, т.к. оно в равной степени защищает интересы как Лицензиара, производителя товаров, так и потребителя, внесение его в соглашение в виде фразы, рекомендованной в Законе, «качество товаров Лицензиата будет не ниже качества товаров Ли-
6 Патентное право. Сергеев А.П., М. 1994 г.
7 Мерзликина-Квернадзе Р. А. Интеллектуальное право. Став-
рополь, 2002.
цензиара» не отражает всего многообразия реально существующих условий.
Возможна ситуация, и на практике она встречается довольно часто, когда владелец знака в принципе может и не заниматься производством той или иной продукции в отношении которой он имеет действующую регистрацию, но при этом широко лицензировать свой знак, в силу его популярности или по другим причинам. Один из самых известных примеров - товарный знак «ДОВГАНЬ».
В силу приведенных ситуаций текст нормы Закона не отражает реальность, и на практике могут быть использованы следующие формулировки « качество товаров лицензиата должно отвечать требованиям к качеству, устанавливаемому лицензиаром». 8
В РФ и некоторых других странах Закон установил обязательную регистрацию лицензионных договоров на товарный знак. Причем сторонам необходимо учитывать, что без такой регистрации договора считаются недействительными. В некоторых иностранных государствах же регистрации договора не требуется для того, чтобы он вступил в силу (например, в Китае). Список литературы:
1. Гражданское право. Учебник под ред. Сергеева А. П., Толстого Ю. К. М., 2001.
2. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в РФ. М., 1996.
3. Сергеев А. П. Патентное право. М., 1994.
4. Правовая охрана интеллектуальной собственности. Учебное пособие под ред. Дементьева В. Н. М., 1995.
5. Белов В. В., Виталиев Г. В., Денисов Г. М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения. М., 1997.
6. Патентное право. Сергеев А.П., М, 1994 г.
7. Мерзликина-Квернадзе Р. А. Интеллектуальное право. Ставрополь, 2002.
8. Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001. (переиздание)
РЕЦЕНЗИЯ
Данная статья написана на актуальную тему. Любому собственнику согласно ГК РФ принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Осуществление этого права может повлечь его прекращение или изменение его объема.
Никто не может использовать охраняемый на территории страны товарный знак без разрешения его владельца. Причем разрешение относится к распоряжению владельцем своей собственностью.
В рамках данной статьи автор раскрывает различные аспекты распоряжения исключительными правами на товарный знак. Распоряжаться правами в данном случае можно двумя путями: путем полной передачи права (уступки) ,путем предоставления лицензии на использование .
Проблема товарного знака и распоряжение им является актуальной, так как лицензирование товарных знаков становится одним из самых прибыльных видов международной торговли.
В статье Бираговой Риты Таймуразовны рассматривается исключительное право на товарный знак и распоряжение им. В настоящее время на мировом рынке действует около 20 млн. товарных знаков. В жестких условиях рынка, когда конкурируют не столько товары, сколько их товарные знаки, резко возрастает роль правовой охраны последних, появляется и динамично развивается новая форма передачи прав на использование товарных знаков, такая как франчайзинг.
По выше изложенным причинам статья заслуживает пристального внимания широкой аудитории и может быть рекомендована к публикации
Владикавказский
Институт Управления
Доцент, к.ю.н А.Э. Колиева
8 Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001.