Научная статья на тему '4. 3. Генезис института экологических прав человека и гражданина: традиционный и инновационный подходы'

4. 3. Генезис института экологических прав человека и гражданина: традиционный и инновационный подходы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
653
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА / ГЕНЕЗИС / ПРИРОДООХРАНА / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / ENVIRONMENTAL LAW / THE GENESIS / ENVIRONMENTAL / NATURAL-ENJOYMENT / THE RIGHT TO HEALTHY ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чалых Ирина Сергеевна

В статье рассмотрены особенности генезиса экологических прав человека и гражданина с позиций его разделения на традиционный и иннова-ционный этапы. На основании анализа правовых ак-тов доказано применение такого подхода к междуна-родному и национальному уровню (на примере исто-рии становления и развития российского государства).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF THE INSTITUTE OF THE HUMAN"S INVIRONMENTAL RIGHTS AND CIVIL: TRADITIONAL AND INNOVATIVE APPROACHES

In this article describes the features of the genesis of environmental human rights and citizen in Atti-tude of its division into the traditional and innovative steps. Based on the analysis of legal acts is proved that such an approach to international and national level (for example, the history of formation and development of the Russian State).

Текст научной работы на тему «4. 3. Генезис института экологических прав человека и гражданина: традиционный и инновационный подходы»

4.3. ГЕНЕЗИС ИНСТИТУТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: ТРАДИЦИОННЫЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ

Чальк Ирина Сергеевна, аспирант. Место учебы: кафедра международного права и государствоведения, Национальный исследовательский университет «БелГУ», г. Белгород. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассмотрены особенности генезиса экологических прав человека и гражданина с позиций его разделения на традиционный и инновационный этапы. На основании анализа правовых актов доказано применение такого подхода к международному и национальному уровню (на примере истории становления и развития российского государства).

Ключевые слова: экологические права, генезис, природоохрана, природопользование, право на благоприятную окружающую среду.

GENESIS OF THE INSTITUTE OF THE HUMAN”S

INVIRONMENTAL RIGHTS AND CIVIL: TRADITIONAL AND INNOVATIVE APPROACHES

Chalyh Irina Sergeevna, postgraduate student. Place of study: international law chair, National research university the Belgorod. E-mail: [email protected]

Annotation: In this article describes the features of the genesis of environmental human rights and citizen in Attitude of its division into the traditional and innovative steps. Based on the analysis of legal acts is proved that such an approach to international and national level (for example, the history of formation and development of the Russian State).

Keywords: environmental law, the genesis, environmental, natural-enjoyment, the right to healthy environment.

Современный период существования и развития человечества характеризуется не только стремительным развитием науки и техники, социальных взаимоотношений, но и последствиями таких преобразований -глобальными мировыми проблемами, трансформирующимися в кризисные ситуации, а нередко и катастрофы. Одной из таких проблем по праву признается неблагоприятное состояние окружающей среды, ставшее результатом активной преобразующей деятельности человечества. Данный факт требует пристального научного внимания к направлениям и способам восстановления утраченного состояния «благоприятности» окружающей среды, обеспечения ее охраны и защиты от дальнейшего негативного воздействия различных факторов.

Следует отметить, что ведущая роль в указанном процессе принадлежит правовой составляющей, основу которой составляет общепризнанное право каждого на благоприятную окружающую среду1. Однако в настоящее время необходимо вести речь о комплексе экологических прав. Об этом свидетельствует расши-

1 См., напр.: Стокгольмская Декларация ООН (Стокгольм, 16 июня 1972 г.) // Действующее международное право. Т. 3. - М.: Московский независимый институт международного права, 1997; Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро,

14 июня 1992 г.) // Действующее международное право. Т. 3. - М.: Московский независимый институт международного права, 1997.

рение направлений эколого-правового обеспечения различных сфер взаимодействия индивида, общества и государства между собой и окружающей средой в целом. В данной связи представляется обоснованным исследование этимологической составляющей экологических прав, а также их становления и развития, как в общемировом ракурсе, так и применительно к отдельному государству - Российской Федерации.

С указанных позиций нами предлагается выделение двух основных этапов генезиса института экологических прав человека и гражданина - традиционного и инновационного, границей которых определены 70-е гг. ХХ в. Обоснованием данной идеи служит ориентирование автора на период возникновения научного интереса, оформление доктринальных позиций, а также нормативного закрепления экологических прав человека и гражданина на международном и национальном уровнях.

Так, процесс формирования и развития экологических прав человека и гражданина основан на обычаях и непосредственно связан с эволюцией прав человека в целом. При этом становление прав человека, как сложного многомерного явления, связано с генезисом правовых норм, в которых они сформулированы. Впервые понятие прав человека было сформулировано во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., но до этого идея о правах, особенно -прирожденных и неотчуждаемых, проявлялась в английских Великой хартии вольностей 1215 г., Билле о правах 1689 г., в американском Билле о правах 1791 г., иных правовых актах как раннего, так и более позднего периодов2.

Базовый перечень прав человека закреплен во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.3 - главном правозащитном документе Организации Объединенных Наций (далее - ООН), на основе которого осуществлялась разработка других международных соглашений: в 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах4 и Международный пакт о гражданских и политических правах5.

Рассматриваемые нами экологические права человека в указанных документах отражены не были, однако имеет место ряд базовых положений, ставших первоосновой формирования данного вида прав. Так, Всеобщая Декларация прав человека содержит право на достойное человека существование, а также позицию о том, что право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь обеспечивается охраной окружающей среды. По нашему мнению, указанные положения являются юридической первоосновой такого экологического права человека, как право на благоприятную окружающую среду. Аналогичным статусом обладают, по нашему мнению, права человека, закрепленные в Международных пактах 1976 г. Также экологический правосоставляющий элемент проявился в форме принципов международного права, содержа-

2 Права человека / отв. ред. чл.-корр. РАН, д.ю.н. Е.А. Лукаше-ва. - М.: НОРМА, 2004. - С. 15, 18-21.

3 Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. -М.: БЕК, 1996.

4 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // http://www.un.org

5 Международный пакт о гражданских и политических правах

(Принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом

пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) //

http://www.un.org

щихся в ряде действующих международных актов. В первую очередь, необходимо обозначить Устав ООН 1945 г.6, включивший в себя основные общепризнанные принципы международного права, на основе которых получили развитие все остальные принципы данного вида. В целом, согласно отмеченной выше позиции, введение в правовой оборот (нормативный и доктринальный) рассмотренных выше международных актов следует относить к традиционному этапу генезиса института экологических прав человека и гражданина, что обусловлено, в первую очередь, контекстным их закреплением и восприятием.

Непосредственно международные экологические принципы нашли отражение в Стокгольмской декларации 1972 г.7 и Декларации Рио-де-Жанейро 1992 г. . К примеру, в Декларация 1992 г. отмечено, что «для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него», а также имеет место положение об обеспечении доступа к экологической информации. В дальнейшем на международном уровне принимались и иные акты в сфере экологии, но в большей части -применительно к отдельной взятым проблемам данной области (Рамочная конвенция об изменении климата 1992 г., Конвенции «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» 1998 г., ряд иных)9. В итоге уточним, что данная группа международных документов более характерна для инновационного этапа генезиса экологических прав человека и гражданина, ибо в них прямо закреплены направления по улучшению качества окружающей среды как основы обеспечения, реализации, охраны и защиты экологических прав; активно используется связанная с ними терминология; сформированы основания и предпосылки отражения положений об экологических правах и обязанностях в национальном законодательстве и, в первую очередь, в Основных законах суверенных государств.

Отметим, что нормативное закрепление базовых положений в сфере экологии в российском государстве имеет богатую историю, так как с древнейших времен прогрессивную часть населения интересовали вопросы охраны и защиты окружающей (природной) среды. Применительно к современной ситуации весомый вклад, особенно - в сфере законодательного регулирования, внес опыт по охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в советский период, что не умаляет исторической значимости развития института экологических прав в дореволюционное время.

Так, проведенный нами анализ специальных источников и хрестоматийных материалов дореволюционного периода дает основания сделать вывод о том, что это время становления и развития российского государства можно включить в традиционный этап генезиса института экологических прав человека и граждани-

6 Действующее международное право. Т. 1. - М.: Московский независимый институт международного права, 1996.

7 Действующее международное право. Т. 3. - М.: Московский независимый институт международного права, 1997.

8 Действующее международное право. Т. 3. - М.: Московский независимый институт международного права, 1997.

9 См.: Валеев А.Д. Обзор XII Всероссийской Школы молодых ученых-юристов, занимающихся правовыми проблемами охраны окружающей природной среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности // Экологическое право. - 2008. -№ 1.

на, ибо в нем, еще до возникновения глобальных проблем в сфере экологии и их осмысления, в зачаточном состоянии наблюдается оформление экологического правосознания и государственного управления.

Начало советского периода в истории нашего государства, по общему мнению, ознаменовано свершением социалистической революции 1917 г. и принятием в этой связи большого количества разноотраслевых актов, в том числе, природоохранного толка. Однако, на наш взгляд, в большинстве своем они преследовали цель «удержания» и охраны социалистической собственности и лишь отчасти служили природоохране.

Переломным в процессе становления права на благоприятную окружающую среду (первоосновы экологических прав) стал послевоенный период. Здесь охрана природы перешла на новый нормативно-закрепляющий и управленческий уровень, связанный с обновлением и расширением с конца 50-х гг. природоохранного законодательства. В частности, в 1957-1963 гг. во всех союзных республиках принимаются Законы об охране природы, акцентирующих внимание не

только на проблемах живой природы, но и на комплек-

10

се природных условий и ресурсов .

На стыке 60-х - 70-х гг. XX в. начался новый этап развития, связанный с разработкой Основ общесоюзного законодательства в области охраны и использования природных ресурсов: принимаются Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик (1968 г.), Основы законодательства Союза ССР и союзных республик в области здравоохранения (1969 г.) (охрана воздуха, питьевой воды и т. п.), Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик (1970 г.), Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах (1975 г.)»11. Указанный период в советском государстве ознаменован и определенным вниманием к проблемам охраны и защиты окружающей природной среды в контексте экологических прав человека. Не в последнюю очередь связан данный процесс с качественным изменением международной обстановки: позитивно оформляются права человека третьего поколения, в число которых входит и право на благоприятную окружающую среду; СССР активно участвует в деятельности международного сообщества, взаимодействует в указанной сфере с другими государствами, происходит постепенная смена приоритетов в сторону правового государства и конституционного оформления экологических прав.

Внутри государства также поддерживается линия по усилению нормативного регулирования охраны окружающей природной среды (приняты постановления ЦК КПСС, СовМина СССР от 29 декабря 1972 г. № 898 «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов»1 , от 1 декабря 1978 г. № 984 «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ре-сурсов»13).

В 80-е гг. XX в. в нашей стране принимается ряд законодательных и управленческих актов, направленных на развертывание системы мониторинга окружающей среды, усиления ответственности за нарушения норм об охране природы - в первую очередь, со стороны

10 См.: Ефремов Ю.К. Правовые вопросы охраны природы в СССР // Большая советская энциклопедия / http://slovari.yandex.ru

11 См.: там же.

12 http://www.lawmix.ru

13 http://www.lawmix.ru

государственных органов14. Особо отметим тот факт, что в рассматриваемый период в научный и законотворческий оборот вводится понятие «экологиче-ский»15, что знаменует постепенный переход от исключительно ресурсосберегающего механизма управления и законодательного регулирования к более масштабному, глобальному пониманию экологических проблем, не только в рамках одного государства, но и всего мирового сообщества. В контексте темы настоящего исследования данный факт можно признать одним из важнейших условий генезиса института экологических прав человека и гражданина в нашем государстве, по характеру относимым к инновационному периоду.

Учитывая вышеизложенное, далее акцентируем внимание на конституционно-правовом направлении становления института экологических прав человека и гражданина в советский период, параллельно развивавшемуся со сферой экологического управления, но обладавшему определенно меньшим влиянием на процесс эколого-правового институциирования. В данной связи остановимся на анализе конституционных актов различных периодов развития советского государства с ориентированием на экологический аспект.

Так, Конституция РСФСР 1918 г.16 не содержала каких-либо, даже первичных, экологических прав. Конституция РСФСР 1937 г.17 являла собой более содержательный в социальной и правовой сферах Основной закон, по сравнению с ранее принятыми. В контексте исследуемой проблемы примечательно, что ст. 6 Конституции 1937 г. определяет основные природные ресурсы (земля, недра, воды и леса) как всенародное достояние, что на высшем законодательном уровне закрепляет, по нашему мнению, их правовой статус и общегосударственное значение, делая шаг на пути к признанию всеобщности проблемы обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей природной среды. Особым достижением, на наш взгляд, является отражение в ст. 135 указанной Конституции следующего положения: «Каждый гражданин РСФСР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность... Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа». Как представляется, рассматривая указанные в Конституции РСФСР 1937 г. природные ресурсы как общесоциалистическую собственность, законодатель устанавливает своеобразную ответственность за «неправильное» их использование, а также управление их использованием, что можно признать предпосылкой формирования обязанности по защите и охране окружающей природной среды, а, соответственно, и базового экологического права -

14 См., напр.: Постановление СовМина СССР от 27 марта 1980 г. № 251 «Об утверждении положения о государственном комитете СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды // http://www.lawmix.ru; Указ Президиума ВС СССР от 06 августа 1980 г. «Об административной ответственности за нарушение лесного законодательства» // http://www.lawmix.ru

15 См., напр.: Постановление Вс СССР от 27 ноября 1989 г. «О неотложных мерах экологического оздоровления страны» // http ://www. lawmix.ru

Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.) Документ утратил силу // СУ РСФСР. - 1918. - № 51. - Ст. 582.

17 Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утверждена Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского съезда Советов от 21 января 1937 г.) // Собрание узаконений и распоряжений рабочекрестьянского Правительства РСФСР. - 1937. - № 2.

права на ее благоприятное состояние. В дальнейшем экологическое направление получило отражение на конституционном уровне в результате принятия Конституции СССР 1977 г.18 и Конституции РСФСР 1978 г.19. Как отмечает С.А. Боголюбов, именно в результате присоединения СССР к Стокгольмской декларации 1972 г. в ст. 18 Конституции 1978 г. «был закреплен принцип, согласно которому в интересах настоящего и будущих поколений в России принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды»20.

Впервые же право на благоприятную окружающую среду как базовый элемент современных субъективных экологических прав было включено в Конституцию РСФСР 1978 г путем внесения дополнений в 1992 г.21, что знаменует, по нашему мнению, начало перехода от исключительно ресурсосберегающего механизма управления и законодательного регулирования к более масштабному, глобальному пониманию экологических проблем, не только в рамках российского государства, но и всего мирового сообщества. И лишь с принятием в 1993 г. Конституции Российской Федерации экологические права человека обрели достойное место в правовой системе российского государства и отечественной правовой науке.

Подводя итоги исследованию генезиса института экологических прав человека и гражданина в российском государстве, представляется возможным сделать ряд выводов. Так, традиционный этап становления и развития экологических прав человека и гражданина в России ограничен нами первой половиной 70-х гг. XX в. Он характеризуется таким предметом исследования экологической сферы, как природоресурсное и природоохранное право, отличается в большей степени административно-правовой, нежели конституционноправовой составляющей. Второй этап - инновационный

- берет начало во второй половине 70-х гг. XX в. и продолжается по настоящее время. Особенность его состоит в том, что в данный период институт экологических прав человека и гражданина элементно закрепляется в Конституции РСФСР 1978 г. и окончательно оформляется в действующей Конституции Российской Федерации; направлен на системное формирование комплекса субъективных экологических прав, базовым элементом которого является право на благоприятную окружающую среду; отличается детальной конкретизацией содержания экологических прав гражданина в национальном законодательстве.

В заключение можно отметить, что генезис экологических прав человека и гражданина характеризуется двумя основными аспектами: стадийностью становления и развития концепции прав человека, включая экологическую составляющую, на общемировом уров-

18 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 7 октября 1977 г.) (ред. от 14.03.1990 г.) Документ утратил силу // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1977. - № 41. - Ст. 617.

19 Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России принята ВС РСФСР 12 апреля 1978 г. (ред. от 10.12.1992 г.) // Ведомости ВС РСФСР. - 1978. - № 15. - Ст. 407.

20 Боголюбов С.А. Конституционные основы охраны окружающей среды // Журнал российского права. - 2003. - № 11.

21 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Конституции (Основные законы) Союзных Советских Социалистических Республик. - М., 1985.

не, а также спецификой и цивилизационными особенностями отдельно взятого государства, отражающимися на степени параллельности развития научной мысли и законодательного регулирования исследуемой области. Уточним, что указанные аспекты не существуют отдельно друг от друга, но и не соподчинены, а оказывают взаимное влияние в системе «международный - национальный». В доктринальном плане можно резюмировать тот факт, что применительно к российской (советской) науке заслуга в конституционном оформлении экологических прав человека и гражданина в большей степени принадлежит ученым-экологам, нежели специалистам в области конституционного права. В целом же генезис института экологических прав человека и гражданина характеризуется наличием двух основных этапов - традиционного и инновационного, нашедшим отражение как на международном, так и на национальном уровнях.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря І993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФкЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993, 25 декабря; 2009, 21 января.

2. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.) Документ утратил силу // СУ РСФСР. - 1918. -№ 51. - Ст. 582.

3. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утверждена Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского съезда Советов от 21 января 1937 г.) // Собрание узаконений и распоряжений рабочекрестьянского Правительства РСФСР. - 1937. - № 2.

4. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 7 октября 1977 г.) (ред. от 14.03.1990 г.) Документ утратил силу // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1977. -№ 41. - Ст. 617.

5. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России принята ВС РСФСР 12 апреля 1978 г. (ред. от 10.12.1992 г.) // Ведомости ВС РСФСР. - 1978.

- № 15. - Ст. 407.

6. Стокгольмская Декларация ООН (Стокгольм, 16 июня 1972 г.) // Действующее международное право. Т. 3. - М.: Московский независимый институт международного права.

7. Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 г.) // Действующее международное право. Т. 3. - М.: Московский независимый институт международного права, 1997.

8. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // http://www.un.org

9. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // http://www.un.org

10. Указ Президиума вС СССР от 06 августа 1980 г. «Об административной ответственности за нарушение лесного законодательства» // http://www.lawmix.ru

11. Постановление СовМина СССР от 27 марта 1980 г. № 251 «Об утверждении положения о государствен-

ном комитете СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды // http://www.lawmix.ru.

12. Постановление ВС СССР от 27 ноября 1989 г. «О неотложных мерах экологического оздоровления страны» // http://www.lawmix.ru

13. Боголюбов С.А. Конституционные основы охраны окружающей среды // Журнал российского права. -2003. - № 11.

14. Валеев А.Д. Обзор XII Всероссийской Школы молодых ученых-юристов, занимающихся правовыми проблемами охраны окружающей природной среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности // Экологическое право. - 2008. - № 1.

15. Действующее международное право. Т. 1. - М.: Московский независимый институт международного права, 1996.

16. Ефремов Ю.К. Правовые вопросы охраны природы в СССР // Большая советская энциклопедия / http://sl ova ri.yandex.ru

17. Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. - М.: БЕК, 1996.

18. Права человека / отв. ред. чл.-корр. РАН, д.ю.н. Е.А. Лукашева. - М.: НОРМА, 2004. - С. 15, 18-21.

РЕЦЕНЗИЯ

ил статью «Генезис института экологических пран человека м I раж (лиши: Iра iHiiHiiiiiii.ni и иннонаинонный подходы» аспиринia кафедры международною права и юсударствовсленни Национально! о нее.к* довятельского унннерешпа «bc.il У» Чалы* Ирины Cepi ссиии

Автором статьи затронут один из проблемных аспектов конституционно-правовой науки - особенности становления и развития экологических прав чслоиска и гражданина. Сколь актуальная, столь и непростая тематика потребовала от аспиранта обращения к крановым источникам международного и иаииональнон» уровней, специальной научной литературе, перечень которых грамотно представлен н соответствующем списке. О корректности работы аспиранта с указанными источниками свидетельствует система сносок, которые оформлены согласно установленным требованиям.

Специфика выделенной Чалых И.С. научной проблемы потрсбонала рассмотрения и .шиш содержательного наполнения институт экологических прав человека и іражданнна на ключевых этапах формирования и развития, 'Эго свидетельствует о том, что аспирант не только глубоко вникла в тематику, но н приращивает се самостоятельными обобщениями н нм нолам и. II частности, исследуя указанный институт. Чалых И.С. выделила два основных этана его генезиса — традиционный и инновационный. достаточно полно обосновав такой по.тход с международных и национальных позиций.

Рецензируемую работу отличает убедительность аргументации, содержательная емкость изложения, корректная иллюстративность, самостоятельность и научная новизна. Полученные результаты имени теоретико-правовое н конституциоино-отраслсвос значение. Выводы и обобщения не только резюмиру ют исследование, но закладывают основу . ия последующих разработок данной и смежных с ней проблем.

Вышеизложенное ласт основания рскоменловаїь работу Чалых Ирины Сергеевны на тему «Генезис института 'экологических прав человека и тражданнна: традиционный и инновационный подходы» дія опубликования.

явит» а

Научный руководи гель

доиен і кафедры международного чрЬ— —

н государст доведения юридического і Национального исследовательского университета «Бел ГУ и, кандидат юридических наук, доцент

~/£.

фа*И».тета ’

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.