3PL и 4PL ПРОВАЙДЕРЫ НА РЫНКЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ Е.В. Ким, студент
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11935
Аннотация. Создание логитической цепочки, разработка стратегии, как она будет работать - является важной задачей компании. Существуют несколько различные логистических подходов к организации сервиса. В данной статье анализируются услуги 3PL и 4PL провайдеров, факторы формирующие спрос на их услуги, не смотря на экономическую ситуацию, а также, освещаются причины отсутствия заинтересованности в информационной интеграции. Аутсорсинг на российском рынке активно развивается, ведь появление логистических провайдеров дает возможность торговым, производственным компаниям передать часть своих функций сторонним организациям, сосредотачиваясь на основном бизнесе.
Ключевые слова: логистический провайдер, оператор, управление цепями поставок, виртуальная логистика, аутсорсинг.
Динамичное развитие информационных систем, телекоммуникации, средств транспорта дает возможность оперативно распространять информацию, финансы, товары, технологии. Для того чтобы успевать соответствовать спросу на рынке логистических услуг - компаниям необходимо быть гибкими в этих быстро развивающихся условиях. В такой ситуации на рынке определяющими конкурентными преимуществами будут оперативная реакция на спрос, сроки выполнения заявки/заказа, непосредственно возможность выбора, и самое главное, качество поставки того или иного товара. В рамках логистики данные преимущества означают появление операторов нескольких категорий по известной классификации хРЬ.
Активное развитие международных стандартов транспортировки товара - повышает потребность именно в качественных логистических услугах. В 2018 году рынок логистических услуг в России увеличился примерно на 7%, в большей степени за счет спроса на транспортировку и экспедирование груза. Нельзя не сказать о росте интернет заказов - торговли в интернете, доставкой заказов из онлайн-магазинов. В 2018 году также увеличился товарооборот с Китаем. Крайне интересными в современных рыночных условиях являются услуги 3PL- и 4PL-операторов.
Согласно данным Евростат, за первое полугодие 2019 года в сравнении с этим же периодом 2018 года почти на 3% снизились перевозки грузов из Евросоюза в РФ, отправки на экспорт уменьшились практически в 2 раза. Текущие экономические условия не способствует развитию логистических услуг на международном рынке. Международное рейтинговое агентство Moody's в сентябре снизило прогноз роста ВВП РФ на 2019 год до 1,2% (с 1,6%). Такой же прогноз в октябре дал и Всемирный банк. Однако, есть ряд причин, по которым сегмент 3PL-логистики продолжает развиваться.
В первую очередь это ужесточение импорта товара, а именно маркировка в соответствии с требованиями ЕАЭС. Данную задачу могут решать логистические провайдеры, непосредственно в процессе работы с доставкой товара от отправителя к конечному потребителю. Изменилась и географическая составляющая отправок груза в Центральную и Южной Америку, Африку, Индию, островные государства Индонезии и другие, то есть в страны «третьего мира». Также в требованиях заказчика на первый план встало именно комплексное обслуживание для стабилизации оговоренных условий, а также для оптимизации затрат. Более того, 3PL-провайдер обладает большим количеством
вариантов решений при сезонном дефиците провозных возможностей в/из стран ЕС (как известно ежегодного сокращается число квот разрешений на международные автомобильные перевозки).
Развитие торговли напрямую связано с решением большого количества самых разных задач. Оптимальным способов в данной ситуации является - передача именно логистических функций сторонним компаниям, которые непосредственно занимаются оперативной частью логистики. В основном на аутсорсинг, компании, чья основная деятельность торговля или производство, отдают такие услуги как: хранение, таможенного оформление, физическая перевозка товара, страхование, расчеты с задействованными посредниками, аудит.
Если 1PL считается неким автономным уровнем, который появился еще в 70-80 годы, то 2PL - уже считается простой формой аутсорсинга, где логистический оператор организует размещение груза на складе и его транспортировку. Именно провайдерами второго уровня являются большинство перевозчиков на отечественном рынке.
3РЬ - провайдер, оказывающий комплекс услуг. Здесь речь идет не только о транспортировке и размещении на складе, но и о маркировке товара, согласно требованиям, упаковке, перегрузке и другим услугам.
На сегодняшний день самым вовлеченным в бизнес клиента провайдером считается 4PL. Данный провайдер является организатором всей цепочки задействованных организаций. Успех этого провайдера на рынке зависит в первую очередь от профессиональных компетенций, а также предложенных клиенту оптимальных решений его логистической задачи и надежных, ответственных подрядчиков, которых он привлекает для выполнения заявка клиента. Большим преимуществом 4PL провайдера считается обслуживание с высокой добавленной стоимостью, это означает, что услуга подбирается под каждую отдельную заявку-заказ, клиента.
Стоит отметить, что за рубежом спрос на логистику на уровне 4РЬ провайдера
ограничен, и в основном логистические провайдеры предпочитают оказывать свои услуги и как 3PL, и как 4PL. В России спрос на логистику 4PL провайдера со стороны торговых или производственных предприятий еще больше ограничен. Одной из причин является необходимость передачи коммерческой информации провайдеру. Таким образом, работа с 4PL провайдером строится исключительно на доверии и высокой сознательности.
Активное развитие логистического менеджмента в начале XXI века привело к формированию новой концепции пятого уровня логистического провайдера. Первые кто описал сущность 5PL провайдера были Hai Lu и Yirong Su. Логистику данного уровня зачастую называют информа-ционной-логистикой, виртуальной. Не смотря на то, что глобализация процветает, крупнейшие операторы не имеют заинтересованности интегрировать свой бизнес в единое информационное пространство. Намного перспективнее и интереснее развиваться свои собственные услуги, быть монополистами, показывать свою индиви-дуальноть, выдвигать на рынок уникального торгового предложения, нежели объ-едняться в открытое инвомационное пространство логистических услуг.
Таким образом, цель 5PL логистики исключить 3PL и 4PL посредников, создав тем самым максимально прозрачные цепи поставок.
На сегодняшний день, большинство логистических операторов в России сосредоточены на уровне 3 PL провайдера. Они оказывают комплекс логистических услуг, используя как собственные активы, так и активы привлеченных субподрядчиков. Компании, предлагающие логистические услуги и называющие себя 3PL провайдерами (операторами) должны иметь высокую клиентоориентированность, а также высоких уровень качества предлагаемых услуг. В целом 3PL аутсорсинг на российском рынке развивается в позитивном ключе. Благоприятная динамика наблюдается как в росте клиентов, так и уровень вхождения аутсорсинга логистические инфраструктуры компании. Уровень оказываемого сервиса с каждым годом повыша-
ется, многие провайдеры 3PL уровня сер- добросовестного сотрудничества. Таким тифицированы по системе ISO. Поскольку образом, уже сейчас наблюдается тенден-4 PL провайдер сочетает в себе не только ция переквалифицирования компаний в оперативную часть логистики, но и страте- посредников класса 4PL, которые долгие гическое управление важен уровень дове- годы оказывают качественные услуги на рия между заказчиком и оператором. Зара- уровне 3PL провайдера. ботать хорошую репутацию нужно годы
Библиографический список
1. Айтбагина Э.Р. Роль логистических посредников и провайдеров (операторов) // Техника и технологии строительства. - 2016 - № 2 (6). - С. 2.
2. Антипина П.В. Облачные технологии в логистической деятельности // Логисика и управление цепями поставок. - 2018. - № 2 (85). - С. 35.
3. Бочкарев, А.А. Планирование и моделирование цепи поставок: учебно-практическое пособие. - М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2008. - 192 с.
4. ГуторовМ.Ф. Логистика. - Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. - 165 с.
5. Федоров Л.С. Общий курс логистики: учебное пособие / Л.С. Федоров, М.В. Кравченко. - М.: КНОРУС, 2010. - 244 с.
3PL and 4PL PROVIDERS IN THE LOGISTICS SERVICES MARKET E.V. Kim, Student
St. Petersburg State University of Economics (Russia, St. Petersburg)
Abstract. Creating a logical chain, developing a strategy for how it will work is an important task for the company. There are several different logistic approaches to organizing a service. This article analyzes the services of 3PL and 4PL providers, due to which there is a demand for them, despite the economic situation, and also highlights why there is no interest in information integration. Outsourcing in the Russian market is actively developing, because with the advent of logistics providers, it enables trading and manufacturing companies to transfer part of their functions to third parties, focusing on the core business.
Keywords: logistics provider, operator, supply chain management, virtual logistics, outsourcing.