Научная статья на тему '3d проектирование установки получения высокооктанового компонента автомобильного бензина'

3d проектирование установки получения высокооктанового компонента автомобильного бензина Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
696
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКООКТАНОВЫЙ БЕНЗИН / КАТАЛИЗАТОР / РЕАКТОР / КАТАЛИТИЧЕСКИЙ РИФОРМИНГ / HIGH-OCTANE GASOLINE / CATALYST / REACTOR / CATALYTIC REFORMING

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Аргунова Н. В., Качалова Т. Н.

Проведено проектирование установки получения высокооктанового компонента автомобильного бензина с модернизацией реакторного блока. Разработана технологическая схема процесса, спроектирована система автоматизация и КИПиА, произведены технико-технологические, механические расчеты, выполнены 3 d модели оборудования и их обвязка трубопроводами в следующих пакетах программ:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MathCad, Hysys, CADWorwP & ID, CADWorxEquipment, CADWorxPlant.Held engineering unit for production of high-octane components of gasoline with the modernization of the reactor block. The technological scheme, designed a system automation and control equipment, performed technical and technological, mechanical calculations are made 3d models of equipment and piping conduits in the following software package s : MathCad, Hysys, CADWorwP &ID, CADWorxEquipment, CADWorxPlant.

Текст научной работы на тему «3d проектирование установки получения высокооктанового компонента автомобильного бензина»

ПРОБЛЕМЫ НЕФТЕДОБЫЧИ, НЕФТЕХИМИИ, НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ И

ПРИМЕНЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ

УДК 665.733.3

Н. В. Аргунова, Т. Н. Качалова 3D ПРОЕКТИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО КОМПОНЕНТА

АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА

Ключевые слова: высокооктановый бензин, катализатор, реактор, каталитический риформинг.

Проведено проектирование установки получения высокооктанового компонента автомобильного бензина с модернизацией реакторного блока. Разработана технологическая схема процесса, спроектирована система автоматизация и КИПиА, произведены технико-технологические, механические расчеты, выполнены 3d модели оборудования и их обвязка трубопроводами в следующих пакетах программ: MathCad, Hysys, CADWorwP&ID, CADWorxEquipment, CADWorxPlant.

Keywords: high-octane gasoline, catalyst, reactor, catalytic reforming.

Held engineering unit for production of high-octane components of gasoline with the modernization of the reactor block. The technological scheme, designed a system automation and control equipment, performed technical and technological, mechanical calculations are made 3d models of equipment and piping conduits in the following software packages: MathCad, Hysys, CADWorwP &ID, CADWorxEquipment,

CADWorxPlant.

Доля производства высокооктановых бензинов в мире за последнее время непрерывно увеличивается. Это связано со значительными изменениями структуры автомобильного транспорта, ужесточением требований по охране природы и к качеству моторных топлив.

Современные автомобильные бензины представляют собой многокомпонентную смесь, составленную фракциями различных процессов нефтепереработки (сюда входят бензиновые фракции риформинга, каталитического крекинга, прямогонные бензиновые фракции), специально синтезирован-

ными индивидуальными соединениями и присадками [1]. Состав определяется схемой переработки нефти, топливным балансом, который сложился на предприятии, а также эксплуатационными, экологическими и экономическими требованиями к выпускаемой продукции. При подборе компонентов бензина в первую очередь учитывают их антидетонационные свойства и летучесть,

выраженную давлением насыщенных паров. Кроме того, должны быть обеспечены антиокислительные, антинагарные и другие свойства.

В бензинах может содержаться более двухсот индивидуальных углеводородов различного строения, содержание которых определяет свойства бензинов, но основными составными компонентами являются парафиновые, нафтеновые и ароматические углеводороды, а также оксигенаты [2].

Прямогонные бензины чаще всего на 60-70% состоят из парафиновых углеводородов [1], которые имеют невысокие октановые числа. Они редко превышают 70 ед. по моторному методу или 75 — по исследовательскому методу.

Для повышения детонационной стойкости прямогонных бензиновых фракций используются гидрокаталитические процессы, в частности

каталитический риформинг. В основе этого процесса лежат реакции превращения парафиновых и нафтеновых углеводородов в ароматические.

Цель работы заключалась в проектирование установки каталитического риформинга со стационарным слоем катализатора. Проект создавался с использованием новейших расчетных и графических пакетов программ.

Мощности каталитического риформинга в России составляют 9,3% от суммарной мощности первичной переработки нефти. Россия занимает второе место в мире, уступая по этому показателю США [3]. Доля риформата в составе российского бензина составляет 54%, в составе европейского бензина - 50%, в американском бензине - 28% [4].

Одной из главных целей, стоящей сегодня перед российским ТЭК, является поступательное наращивание производства высококачественного топлива, отвечающего самым современным критериям. Доля высокооктанового бензина в России с 2004 по 2011 года повысилась с 56% до 89% [5]. Согласно схеме развития нефтяной отрасли на период до 2020 года планируется увеличить выпуск автомобильного бензина на 31%. По данным [6] на долю бензина АИ-95 будет приходиться порядка 75% от общего количества потребляемого бензина.

В соответствии с этим наиболее актуальной является модернизация действующих установок каталитического риформинга. При этом одним из путей повышения эффективности работы установки является разработка и использование новых катализаторов.

В данной работе предлагается модернизация реакторного блока за счет замены действующего катализатора на отечественную комбинацию РБ-33 + РБ-44 фирмы «Олкат». Катализатор относится к

классу высокорениевых каталитических композиций и обладает следующими преимуществами:

- более высокой активностью (получение продукта с одним и тем же октановым числом при более низкой температуре);

- более высокой концентрацией водорода в циркулирующем водородсодержащем газе;

- большей устойчивостью к каталитическим

ядам.

Замена катализатора позволяет увеличить время межрегенерационного пробега, тем самым снижая эксплуатационные затраты.

В проекте представлена установка каталитического риформинга на стационарном катализаторе. Общий вид установки изображен на рис.1. Установка состоит из реакторного блока, узлов сепарации газа и стабилизации катализата. Технологическая схема реакторного блока разработана с использованием программы CADWorx P&ID (рис.2). Автоматизация данного блока осуществлена в соответствии с международным стандартом ANSI/ISA. Технико-технологические и механические расчеты проведены с использованием программ HYSYS и MathCad. Графическая часть проекта состоит из 3d моделей основного и вспомогательного оборудования, металлоконструкций, выполненных с использованием программ CADWorxEquipment и CADWorxSteel . Компоновка и обвязка оборудования технологическими трубопроводами и запорно-регулирующей арматурой проведена в программе CADWorxPlant.

Литература

1. А.М. Данилов Введение в химмотологию.-М.: Техника.-2004.-464с.

2. В.Ф.Николаев, И.И.Табрисов, Р.Б.Султанова Описание физико-химических свойств трехкомпонетных моделей товарных бензинов// Вестник Казан.технол.ун-та.-2010.-№10.-С.342-349.

3. Кондрашева Н.К. Технологические расчеты и теория каталитического риформинга бензина: учеб.пособие / Кондрашева Н.К., Кондрашев Д.О., Абдулминев К.Г.; под ред. Н.К. Кондрашевой .- Уфа: Монография.-2008.-160с.

4. В.Мирзоев, Е.Пущик Что добавить в бензин? // Нефть России, 2011, №8, с.64-67.

5. Н. Марков Минэнерго расставляет приоритеты // Нефть России, 2011, №8, с.22-27.

6. А.Л. Аристархов Причины повышения цен на высокооктановые виды топлива / Вестник

Казан.технол.ун-та.-2008.-№6.-С .246-252.

7. Д.К. Крачилов, О.Б. Тишкина, А.И. Ёлшин, И.Е.Кузора, В.И.Гурдин Анализ показателей работы российских и зарубежных катализа-торов риформинга на

отечественных нефте-перерабатывающих заводах.

Нефтеперера-ботка и нефтехимия, 3, 2012, с. 3-11

Рис. 1 - Общий вид установки каталитического риформинга

© Н. В. Аргунова - магистр КНИТУ, argunova22@mail.ru; Т. Н. Качалова - канд. хим. наук, доц. кафедры технологии основного органического и нефтехимического синтеза КНИТУ, kachalova_tatyana71@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.