ассоциация исследователей культуры, Научное объединение «Высшая школа культурологии». - Москва: Согласие: Артём, 2014. - 558 с.
12. Хангельдиева И.Г. Культура и рынок : современные тенденции // Коллективная монография под научной редакцией проф. Хангельдиевой И.Г. - Классика - XXI Москва, 2009. - 224 с.
13. Art History, Art Market Studies and the Question of Theory / L. Fuchsgruber, T. Skowronek // Journal for Art Market Studies 2 (2017), P. 2-4. - URL : https://www.fokum-jams.org/index.php/jams/article/view/17/47 (дата обращения 06.02.2021).
УДК 655.218
3D ПЕЧАТЬ В РОССИИ В 21 ВЕКЕ
Кислый Сергей Александрович,
кандидат технических наук, доцент кафедры информационно-полиграфических технологий Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. На основе анализа отечественных и зарубежных публикаций осуществлена классификация 3D принтеров и рассмотрены перспективы их производства и применения в России в 21-м веке.
Ключевые слова: 3D печать, фотополимер, полимеризация, экструдер, 3D модель.
Annotation. Based on the analysis of domestic and foreign publications, the classification of 3D printers is carried out and the prospects for their production and use in Russia in the 21st century are considered.
Keywords: 3D printing, photopolymer, polymerization, extruder, 3D model.
Постановка проблемы. Первый 3D принтер был изобретен американцем Чарльзом Халом в 1986 г. (Charles Hull), он работал по технологии стереолитографии (SLA). Установка «выращивала» трехмерную модель посредством нанесения фотополимеризующегося материала на подвижную платформу. С тех пор многие ученые и изобретатели создали множество приборов для 3D печати, различающихся по конструкции, принципу действия, материалам и технологиям. Сегодня парк 3D принтеров довольно внушителен и сферы их применения тоже заметно расширились.
На основании исследований была обоснована классификация 3D принтеров по конструкции, принципу действия, материалам и технологиям. Также проанализирована перспектива применения 3D принтеров в Росси в различных отраслях в ближайшие 10 лет.
По исполнению различают 3D принтеры: промышленные (коммерческие, дорогостоящие, высокоточные, с высокой производительностью); персональные (также коммерческие, но по более доступной цене) и домашние (наиболее простые, доступные для личного использования стоимостью 300-500 долларов).
По типу используемых материалов различают принтеры для работы с порошкообразными материалами (металлический, пластиковый, гипс и т п), с жидкими фотополимерными материалами (смолы, и другие фотополимерные материалы преимущественно в жидком виде); с различными пластиками, и другими материалами, расплавляющимися при нагревании и застывающими при охлаждении. Существуют также принтеры способные применять одновременно несколько материалов, в том числе разного цвета и твердости (пластичности).
Изложение основного материала. Известны такие технологии трехмерной печати как FDM, Polyjet, LENS, LOM, SLA, SLS, 3DP. Технология FDM основана на выдавливании из сопла жидкого материала (например, расплавленного пластика), который слой за слоем укладывается на монтажный стол и при застывании образует
объёмное изделие сложной конструкции. Технология Polyjet аналогично, но отличается наличием большого количества маленьких сопел для подачи материала. Технологии LENS и SLS основаны на спекании подаваемого порошкообразного материала лучом лазера в соответствии с заданным рисунком слоя изделия. Может работать с металлами, в том числе высокопрочными. Следующая технология LOM использует заранее заготовленные ламинированные слои различного материала, из которых лазером вырезают и одновременно спекают будущие слои объемного изделия. Технология SLA основана на полимеризации ультрафиолетом послойно жидкого фотополимера и "выращивании" готового изделия. Технология 3DP основана на склеивании слоев порошка для получения готового изделия. Наиболее популяры сегодня технологии FDM, LENS, SLA, SLS.
Со времен изобретения 3D принтеры пережили бешенную популярность. На сегодня темпы роста применения 3D принтеров снизились, но сформировалась устойчивая тенденция к росту их качества и расширению областей применения. Наметились следующие области применения 3D печати.
• Производство. На данный момент налажено изготовление некоторых деталей сложной формы и повышенной прочности (например, лопатки для турбин, запчасти для космической отрасли). Массовое производство пока дорогое.
• Строительство, архитектура. Печать зданий и сооружений пока не рентабельна, но в будущем весьма перспективна. Сейчас печатают только отдельные конструкции. Актуальна печать моделей будущих сооружений.
• Малый бизнес, сувениры. На сегодня уже вполне доступна печать сувениров, в перспективе - индивидуальных заказов.
• Ювелирная индустрия. В основном печатают оригинальные изделия по индивидуальным заказам (пока еще дорого), изготавливают пластиковые или восковые копии будущих изделий для создания форм для литья (распространено).
• Электроника. Печать электроники 3D принтером возможна, но пока дорогая и требует сверхточных принтеров, поддерживающих работу с несколькими материалами одновременно. Применима в перспективе.
• Медицина. Пока печатают в основном протезы, модели коронок, вставных челюстей, мостов. В научных целях уже испытывают печать костей, хрящей, клапанов для сердца и их пересадку животным. Планируют в будущем 3D печать органов для трансплантации из биоматериала пациента.
• Моделирование. Широко применяют 3D моделирование и прототипирование для новых конструкций в самолётостроении, космической отрасли, машиностроении и т.п.
• Образование. Весьма перспективно применение 3D моделей в качестве наглядных пособий. 3D печать является, пожалуй, наилучшим методом для этих целей.
PICASO 3D - наиболее известный отечественный бренд среди аналогичных устройств на российском 3D-рынке. Сегодня компания предлагает два оригинальных принтера: PICASO 3D Designer и более продвинутый вариант «PICASO 3D Designer Pro 250 с двумя печатающего головками. Цены составляют 120 000 руб. и 199 000 руб. соответственно. Предложения далеко не самые дешевые, но характеристики относительно хорошие и производитель с неплохой репутацией.
Следующий образец - Magnum. Это бренд компании «Ирвин». Одна из первых и достаточно успешных производителей аналогичной продукции. Аппараты бренда Magnum считаются одними из эталонных отечественных продуктов. Предлагаемая фирмой Ирвин версия 3D-принтера обладает двойным экструдером, но открытым шасси - Magnum Creative 2 Pro. Рекомендуемая розничная цена около 145 000 руб.
PrintBox 3D. Торговая марка компании RGD. Это одни из первых производителей 3D-принтеров в России, организованный в 2007 году группой инженеров профессионалов с опытом работы над станками с ЧПУ. Предлагает две модели. Первая - PrintBox3D 120 и вторая - PrintBox3D 2. Компактная, бюджетная модель PrintBox3D 120 может быть куплена за 60 000 рублей, а PrintBox 3D 2 - за 150 000 руб.
Также присутстуют на рынке две отечественные модели, использующие DLP-проекторы - Russian DLP и Starlight 3D. Применяются также несколько вариантов фотополимеров. Профессиональный Starlight 3D, может быть рекомендован для
стоматологии, ювелирного дела и других сегментов, требующих высокой точности, и стоит порядка 800 000 руб. Более простой Russian DLP стоит около 300 000 рублей
Выводы.
• Наиболее популярны 3D принтеры, работающие по технологиям FDM, LENS, SLA, SLS.
• На сегодняшний день есть достаточно высокая потребность в 3D принтерах во всем мире и на территории России.
• Основные отрасли применения 3D печати сегодня - это образование, моделирование, медицина, ювелирная индустрия, малый бизнес и производство.
• Среди домашних 3D принтеров наиболее популярны с технологией FDM, и SLA.
• Промышленные принтеры позволяют (только высокоточные) печатать с толщиной слоя 10 микрон, домашние - 50 микрон.
• Разработка и производство 3D принтеров в России на сегодня существует и имеет реальные перспективы, правда конкурировать с ведущими мировыми производителями в этом сегменте пока тяжело.
• Домашние 3D принтеры ценой около 300 долларов вполне доступно производить и на территории России, правда Китай в этом плане сильный конкурент.
Список литературы:
1. Михайлова, А.Е. 3D принтер - технология будущего / А.Е. Михайлова, А.Д. Дошина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 20 (100). -С. 40-44. - URL: https://moluch.ru/archive/100/22467/ (дата обращения: 06.06.2020).
2. Введение в 3D печать, Часть 1: Принципы работы, пластики, выбор принтера. URL: https://3dtoday.ru/blogs/harh/introduction-to-3d-printing-part-1-principles-of-operation-plastics-pr1/?commentId=42648/ (дата обращения: 06.06.2020).
УДК 008:159.923:130.123.3:114:728.83(477.75)
ЛИЧНОСТЬ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ТВОРЧЕСКОГО
ПРОСТРАНСТВА (НА ПРИМЕРЕ ИМЕНИЯ А.Г. КУЗНЕЦОВА В ФОРОСЕ)
Кокорина Екатерина Георгиевна,
кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. Статья посвящена определению роли личности как одного из факторов формирования творческого пространства как подсистемы культурного пространства. В качестве примера приводится деятельность А. Г. Кузнецова в Крыму, результатом которой стало, в том числе, появление уникального культурного ландшафта его имения и архитектурно-стилевых характеристик дворца, входящего в реестр объектов культурного наследия.
Ключевые слова: творческое пространство, культурное пространство, культурное наследие, личность, имение, культурный ландшафт, архитектурные стили, культура Крыма, А. Г. Кузнецов, Форос.
Annotation. The article is devoted to the definition of the personality role as one of the formation factors of creative space as a subsystem of cultural space. As an example, the activity of A. G. Kuznetsov in Crimea is shown, the result of which was, among other things, the emergence of a unique cultural landscape of his estate and the architectural and stylistic characteristics of the palace, included in the register of cultural heritage objects.
Keywords: creative space, cultural space, cultural heritage, personality, estate, cultural landscape, architectural styles, Crimean culture, A. G. Kuznetsov, Foros.
Постановка проблемы. В структуре культурного пространства любой его компонент можно представить как его элемент, и, в то же время, можно говорить о нем как о