ных комплексов для аппаратуры бортовых комплексов управления всех современных спутников ОАО «ИСС».
Библиографические ссылки
1. Пичкалев А. В. Наземный отладочный комплекс бортовой радиоэлектронной аппаратуры // Решетнев-ские чтения : материалы XIV Междунар. науч. конф. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2010. С. 515— 516.
2. Красненко С. С., Недорезов Д. А., Кашкин В. Б., Пичкалев А. В. Магистрально-модульная система для отработки бортовой радиоэлектронной аппаратуры // Вестник СибГАУ. 2013. № 2 (48). С. 133-136.
3. Недорезов Д. А., Пичкалев А. В. Автоматизированная проверка работоспособности модуля релейной коммутации сигнала с регистром изолированного цифрового ввода РС1-7256 : Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ № 2012660356 от 16.11.2012.
4. Недорезов Д. А, Пичкалев А. В. Автоматизированная проверка работоспособности модуля цифрового ввода-вывода РС1-7396 : Свидетельство о регист-
рации программы для ЭВМ № 2013617243 от 06.08.2013.
References
1. Pichkalev A. V. Nazemnyj otladochnyj kompleks bortovoj radiojelektronnoj apparatury // Reshetnevskie chtenija : materialy XIV Mezhdunar. nauch. konf. ; Sib. gos. ajerokosmich. un-t. Krasnojarsk, 2010. S. 515-516.
2. Krasnenko S. S., Nedorezov D. A., Kashkin V. B., Pichkalev A. V. Magistral'no-modul'naja sistema dlja otrabotki bortovoj radiojelektronnoj apparatury // Vestnik SibGAU. 2013. № 2 (48). S. 133-136.
3. Nedorezov D. A, Pichkalev A. V. Avtomatizirovan-naja proverka rabotosposobnosti modulja relejnoj kom-mutacii signala s registrom izolirovannogo cifrovogo vvoda PCI-7256 // Svidetel'stvo o registracii programmy dlja JeVM № 2012660356 ot 16.11.2012.
4. Nedorezov D. A, Pichkalev A. V. Avtomatiziro-vannaja proverka rabotosposobnosti modulja cifrovogo vvoda-vyvoda PCI-7396 // Svidetel'stvo o registracii programmy dlja JeVM. № 2013617243 ot 06.08.2013.
© Недорезов Д. А., Пичкалев А. В., Непомнящий О. В., 2013
УДК 629
3D-МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ТРУБОПРОВОДНЫХ СИСТЕМ
А. А. Никишев, С. В. Титенков, А. С. Запорожский
ОАО «Красноярский машиностроительный завод» Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 29 E-mail: [email protected], [email protected]
В настоящее время разработка КД пространственных трубопроводных систем (ПТС), которые являются испытательной частью сложных технических систем, осуществляется на базе нормативно-технической документации, требующей использования бумажных носителей, рабочая КД при этом разрабатывается методом расчётов пространственных размерных цепей. Необходимо спроектировать в 3D-виде элементы испытательных систем, что позволяет выполнить переход от принципиальной схемы ПТС к натурной с обеспечением проработки большого количества вариантов взаимного расположения элементов конструкции, выполнения функции оптимальной материалоемкости, к программно-ориентированному управлению, позволяющему оптимизировать научно-производственные и технологические процессы, сократить сроки разработки, снизить затраты на поддержание жизненного цикла ПТС.
Ключевые слова: сложные технические системы, наземная инфраструктура, пространственная трубопроводная система, 3D-моделирование, сборочно-монтажное оборудование.
3D-SIMULATION AT DESIGNING SPACE PIPELINE SYSTEMS
A. A. Nikishev, S. V. Titenkov, A. S. Zaporozhsky
JSC «Krasnoyarsk Machine-Building Plant»
29, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: [email protected], [email protected]
Now the design of spaœ pipeline system documentation which is a test part of complex technical systems is carried out on the basis of the specifications and technical documentation requiring hard-copy form use. Operating design documentation is thus developed by a method of space dimension chain calculations. It is necessary to design elements of test systems in 3D-format that allows transferring from basic diagram to natural one with elaboration of considerable number of relative construction element positions, to program oriented control for optimizing scientific production
Контроль и испытания ракетно-космической техники
and technological processes, and also to reduce lead time, to cut down costs for life cycle operation of space pipeline systems.
Keywords: complex technical systems, overland infrastructure, space pipeline systems, 3D-simulation, and assembly equipment.
Общество принимает участие в проектировании и изготовлении сложных технических систем (СТС).
В целях верификации проектов СТС создаются программы и методики испытаний целевой системы, которые разрабатываются в соответствии с действующими ГОСТами и предназначены для проведения предварительных и автономных испытаний на технической позиции. Для производства комплекса СТС требуется, помимо изготовления аппаратов целевой системы, входящих в комплекс, формирование наземной инфраструктуры для проведения испытаний элементов этого комплекса. Пространственная трубопроводная система (ПТС) является испытательной частью наземной инфраструктуры комплекса наряду со сборочно-монтажным оборудованием (СМО). Главным элементом комплекса является целевая система. ПТС устанавливается на СМО и требует увязки мест монтажа на СМО и на контролируемые узлы целевой системы.
В настоящее время разработка КД ПТС осуществляется на базе нормативно-технической документации, в основе которой лежит использование технической документации на бумажных носителях, рабочая КД при этом разрабатывается методом расчётов пространственных размерных цепей. Существенным недостатком существующей системы разработки КД является длительность сроков разработки, передачи в производство и принятия в эксплуатацию, а также трудности в управлении материальными ресурсами и финансовой деятельностью.
Завершение проектирования ПТС осуществляется после изготовления СМО в процессе этапа изготовления натурных макетов и эталонов элементов ПТС, что является трудоемким, материалоемким и долгим процессом, с сопутствующим большим количеством примерок и доработок. Кроме того, фактически изготовленное СМО отличается от первоначального варианта, который выдается для проектирования ПТС при параллельной разработке ПТС и СМО. Большинство чертежей СМО представлены только в бумажном виде. Для проверки собираемости выполняется перевод этих чертежей в 3D-модельный вид. На современном этапе элементы целевой системы уже имеют 3D-модели. Необходимо спроектировать в аналогичном виде элементы испытательных систем: клапанов, трубопроводов, пультов, элементов крепежа и фискальных элементов (датчики давления, температуры и т. п.).
При этом требования к формируемой испытательной оснастке следующие:
- расположение исполнительных элементов и исполнительных систем в безлюдной зоне;
- положение средств отображения состояния системы обусловлено требованиями эргономики и технического задания, в котором предусматриваются ремонтопригодность, удобство обслуживания и эксплуатации.
Существует системное противоречие между необ-
ходимостью в унификации элементов ПТС для снижения цены проектируемого оборудования и требованием диверсификации испытательных пневмо-гидро-электроразъемов для исключения возможности ошибки при сборке во время испытаний. Одновременно, при проектировании оборудования необходимо учитывать возможную модернизацию испытываемых на нём элементов целевой системы, что требует сочетания стационарно установленных и гибких элементов ПТС.
Для инновационного развития ПТС необходимо комплексное автоматизированное информационно-аналитическое обеспечение управленческой, производственной, технологической деятельности организаций-изготовителей ПТС для внедрения технологии виртуального проектирования высокотехнологичных изделий на основе имитационного моделирования СТС.
3Б-моделирование испытательного оборудования позволяет выполнить переход от принципиальной схемы ПТС к натурной с обеспечением проработки большого количества вариантов взаимного расположения элементов конструкции, выполнения функции оптимальной материалоемкости.
Внедрение 3Б-моделирования при проектировании ПТС обеспечивает переход к программно-ориентрованному управлению, позволяющему оптимизировать научно-производственные и технологические процессы, сократить сроки разработки за счет оперативного учёта изменений СМО в ПТС и снизить затраты на поддержание жизненного цикла ПТС; для этого необходимо установление статуса цифровой 3Б-модели изделия в качестве подлинника конструкторской, технологической документации.
Библиографические ссылки
1. Запорожский А. С., Никишев А. А. Проектирование и изготовление трубопроводов сложной конфигурации с использованием цифровых технологий // Решетневские чтения : материалы XIV Междунар. науч. конф. / в 2 ч. ; под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2010. Ч. 1.
2. Запорожский А. С., Никишев А. А. Проектирование и изготовление трубопроводов сложной конфигурации с использованием цифровых технологий // Решетневские чтения : материалы XV Междунар. науч. конф. / в 2 ч. ; под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2011. Ч. 1.
References
1. Zaporozhskij A. S., Nikishev A. A. Proektirovanie i izgotovlenie truboprovodov slozhnoj konfiguratsii s ispolzovaniem tsifrovykh tekhnologij // Reshetnevskie
chteniya : materialy XIV Mezhdunar. nauch. konf. : v 2 ch. ; pod obsch. red. Yu. Yu. Loginova ; Sib. gos. aerokosmich. un-t. Krasnoyarsk, 2010. Ch. 1.
2. Zaporozhskij A. S., Nikishev A. A. Proektirovanie i izgotovlenie truboprovodov slozhnoj konfiguratsii s ispolzovaniem tsifrovykh tekhnologij // Reshetnevskie
chteniya : materialy XV Mezhdunar. nauch. konf. : v 2 ch. ; pod obsch. red. Yu. Yu. Loginova ; Sib. gos. aerokosmich. un-t. Krasnoyarsk, 2011. Ch. 1.
© Никишев А. А., Титенков С. В., Запорожский А. С., 2013
УДК 621.396.67
ТЕХНОЛОГИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СОТОВОГО ЗАПОЛНИТЕЛЯ
В РАСТЯНУТОМ ВИДЕ
Е. В. Патраев, В. Е. Чичурин, А. В. Наговицин, Д. А. Репин
ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» Россия, 662972, г. Железногорск Красноярского края, ул. Ленина, 52
Отражены способы крепления сотового заполнителя при механической обработке в растянутом состоянии, рассмотрена используемая технология крепления сотового заполнителя для механической обработки, предложен более технологичный и экономичный способ крепления сотового заполнителя.
Ключевые слова: сотовый заполнитель, механическая обработка.
MACHINING TECHNOLOGY HONEYCOMB IN A STRETCHED FORM
E. V. Patraev, V. E. Chichurin, A. V. Nagovitsin, D. A. Repin
JSC "Information Satellite Systems" named after academician M. F. Reshetnev" 52, Lenin str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russia
The methods of honeycomb attachment for machining in a stretched state are reflected, the technology used for fixing the honeycomb core machining is discussed, an easy-to-maintain and cost-effective way of fixing the honeycomb core is proposed.
Keywords: honeycomb, core machining.
В настоящее время в ОАО «ИСС» отработана и внедрена технология обработки сотового заполнителя в растянутом состоянии. Закрепление заполнителя осуществляется путем заливки его расплавом сорбита с последующим прижатием к специальной плите для механической обработки и кристаллизацией сорбита. Закрепленный таким образом сотовый заполнитель устанавливается на станок, оснащенный высокоскоростным шпинделем, где выполняется механическая обработка.
Данная технология требует значительных затрат при подготовке к механической обработке (расплавление сорбита, подготовка сотового заполнителя, кристаллизация сорбита) и громоздкой оснастки.
В ОАО «ИСС» установлен раскроечный плоттер ZUND, оснащенный высокоскоростным фрезерным пневматическим шпинделем и вакуумным столом. Закрепление сотового заполнителя при обработке на плоттере осуществляется с помощью полимерной пленки, выложенной по верхней кромке заполнителя.
При выполнении обработки в местах расположения пазов происходит вскрытие полимерной пленки, что приводит к ослаблению силы прижатия к вакуумному
столу. Данная проблема решена за счет повышения скорости вращения инструмента, как следствие снижается нагрузка на деталь при обработке, для дополнительного снижения усилия резания обработка выполняется не на всю глубину паза, а участками по 2-4 мм, это позволяет продолжить обработку без снижения качества. При наличии большого количества пазов необходимо герметизировать ранее выполненные пазы полимерной пленкой и продолжить обработку.
Существенным недостатком такого способа обработки является невозможность работы инструментами большого диаметра (не более 6 мм), при этом обработка возможна только за несколько проходов.
Подобный способ крепления позволяет исключить из технологического процесса трудоемкие и ресурсоемкие операции подготовки заполнителя к механической обработке. Дальнейшее развитие данной технологии возможно при дооснащении портально-фрезерного станка HAAS GR-712 высокоскоростным пневматическим фрезерным шпинделем и вакуумным столом.
© Патраев Е. В., Чичурин В. Е., Наговицин А. В., Репин Д. А., 2013