ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 910.2:06.091
35 ЛЕТ НА ПРОСТОРАХ АРКТИЧЕСКИХ ВОД П.Р. Макаревич, Г.А. Тарасов
Мурманский морской биологический институт КНЦ РАН
Аннотация
Исполнилось 35 лет со дня вхождения в состав флота ММБИ НИС «Дальние Зеленцы», специализированного научно-исследовательского судна, предназначенного для изучения морских арктических экосистем.
За этот период НИС «Дальние Зеленцы» совершило более 200 морских экспедиций (рейсов), пройдено более 500 000 морских миль. Получен уникальный научный материал в области океанологии, морской биологии и экологии Мирового океана.
Ключевые слова:
НИС «Дальние Зеленцы», океанология, экология, Мировой океан.
Успех морских экосистемных исследований Мурманского морского биологического института КНЦ РАН в Арктике тесно связан с работой научноэкспедиционного судна "Дальние Зеленцы" (рис. 1), и эти 35 лет были для института периодом накопления фактического научного материала. Сегодня ММБИ -ведущий академический институт биологического профиля, выполняющий фундаментальные и научно-прикладные исследования в области гидробиологии, экологии и охраны окружающей среды на Северо-Западе России.
Рис. 1. НИС "Дальние Зеленцы"
26
ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 3/2014(18)
П.Р. Макаревич, Г.А. Тарасов
Распоряжением Президиума АН СССР № 10216-587 от 16 апреля 1976 г. с согласия Главной морской инспекции Министерства морского флота СССР вновь строящемуся научноисследовательскому судну Мурманского морского биологического института Кольского филиала АН СССР было присвоено название "Дальние Зеленцы" в честь научного поселка, расположенного на побережье Баренцева моря в 200 км от Мурманска, где размещалось с 1935 г. академическое подразделение - ММБИ. Данный документ был подписан вице-президентом АН СССР академиком А.В. Сидоренко.
Судно проектировалось (проект 1614) с 1975 по 1977 гг. в ЦКБ "Ленинская Кузница" (г. Киев) и было построено в 1978 г. под заводским номером 702 на Хабаровском судостроительном заводе. В состав флота ММБИ оно вошло в 1979 году. Водоизмещение судна 1200 т, мощность двигателя 1000 л.с., скорость полного хода 12 узлов, состав экипажа 40 человек (команда 27, научный состав 13) [1]. Для спуско-подьемных операций океанологических приборов, пробоотбора воды, донных отложений, проб планктона и бентоса судно оснащено электро-гидравлическими лебедками, а также предусмотрено было донное траловое оборудование. Первичная обработка проб при океанологических и гидробиологических работах осуществлялась в 8 удобных просторных помещениях-лабораториях.
До появления нового судна, т.е. до 1978 года Институт проводил морские гидробиологические исследования в южной 100 мильной зоне Баренцева моря, а также в Белом
и Печорском морях, поскольку старые переоборудованные рыболовные траулеры имели ограниченное плавание от порта прописки.
Морские экспедиционные исследования ММБИ в Арктике в последние четыре десятилетия непосредственно связаны с научно-исследовательским судном "Дальние Зеленцы", проделавшим десятки научных рейсов в Баренцевом, Белом, Карском, Гренландском, Норвежском, Северном, Балтийском морях (рис. 2). Хотя география морских походов еще шире, если учесть первый рейс теплохода - переход судна южным путем через Суэцкий канал из Владивостока в п. Дальние Зеленцы [2]. За 35-летний период эксплуатации НИС "Дальние Зеленцы" совершило более 200 высокоширотных морских экспедиций длительностью до 80 суток, пройдя более 500 000 морских миль. В ходе этих маршрутов получен уникальный научный материал: сотни тысяч гидрологогидрохимических определений морской воды, ихтиологических тралений, проб планктона, бентоса и донных отложений. В рамках биоокеанографических исследований с борта судна активно изучались морские млекопитающие и птицы. Так была заложена базовая основа комплексного изучения Институтом Северной Атлантики и Западной Арктики, которая ежегодно достраивается весомыми кирпичиками новых данных и фундаментальных знаний.
Фундаментальные работы выполнялись по различным программам Российской академии наук и проектам Федеральных целевых программ: "Баренцево море" и "Мировой океан". Из исследований, непосредственно проведенных с участием НИС "Дальние Зеленцы", заслуживают отдельного упоминания планктонные и бентосные съемки Баренцева и Карского морей. Масштабный отбор проб был выполнен по стандартным океанографическим разрезам, в том числе на "Кольском меридиане", имеющим более чем 100-летний ряд гидрологических наблюдений. Полученные ценнейшие данные дали возможность проследить вековую изменчивость морских экосистем и оценить вклад климатического фактора в динамику арктических сообществ.
Научно-прикладные исследования, проводимые на судне, главным образом были связаны с экологическим сопровождением (биоокеанологические фоновые съемки, экологические мониторинги, инженерно-экологические изыскания) разведки Штокмановского ГКМ и нефтегазоносных структур в Печорском и Карском морях. В 90-е годы ХХ века значительный объем экспедиционных работ выполнялся и в рамках научно-промысловых съемок, когда промысловая деятельность сопровождалась работой ихтиологов и специалистов других научных дисциплин.
Использовалось судно и при решении задач, связанных с чрезвычайными экологическими ситуациями и катастрофами. Так, после гибели АПЛ "Курск" в августе 2000 г. потребовалась оперативная оценка фоновой экологической ситуации, в том числе опасности радионуклидного
ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 3/2014(18)
27
35 лет на просторах арктических вод
загрязнения на разных трофических уровнях экосистемы. В районе аварии на НИС "Дальние Зеленцы" были проведены три экспедиции.
-------1-й научный рейс НИС “Дальние Зеленцы” (январь-март 1979 г.)
Географические районы работ НИС “Дальние Зеленцы” (1979-2014 гг.)
Рис. 2. География экспедиционных походов НИС "Дальние Зеленцы "
В 80-90-х годах прошлого и в начале нового столетий ММБИ активно проводил международные морские экспедиции на НИС "Дальние Зеленцы" в арктических морях. В этих рейсах принимали участие многие ученые из Германии, США, Норвегии, Финляндии, Г олландии, Польши. Такая кооперация позволила использовать современную лабораторную базу зарубежных научных организаций для обработки материалов экспедиций и получить научные результаты по общепризнанным мировым стандартам. По материалам морских экспедиций выпущено множество статей в цитируемых журналах, десятки монографических работ, в том числе в зарубежных изданиях. Через полевые работы на нашем судне прошли сотни сотрудников Института, именно здесь прошло становление многих ныне высококвалифицированных океанологов и гидробиологов - ученых с мировым именем.
28
ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 3/2014(18)
П.Р. Макаревич, Г.А. Тарасов
С НИС "Дальние Зеленцы" связан размах современного этапа развития экосистемных исследований, а также появление или зарождение в Институте принципиально новых направлений: радиационная экология, инженерная экология, палеоэкология и электронная База океанологических и гидробиологических данных Арктики. Именно в экспедиционных условиях шел отбор и обработка первичного материала, который и являлся базовой основой всех теоретических и практических разработок осуществляемых в институте.
В печати периодически сообщается о списании судна из состава научного флота. Так, например, в 2005 году в книге В.Н. Краснова, В.В. Балабина "История научноисследовательского флота Российской академии наук" [3] была дана информация о выведении из эксплуатации НИС "Дальние Зеленцы". Но эти "слухи" явно преувеличены, флагман флота ММБИ остается в строю и интенсивно ведет исследовательские работы в Арктике. В 2012 году прошла модернизация судна - смонтированы новейшее навигационное оборудование и средства связи, установлены современные системы жизнеобеспечения и безопасности мореплавания, что позволило НИС "Дальние Зеленцы" соответствовать классу судов с неограниченным районом мореплавания.
Тем не менее, проблема старения флота ММБИ, а равно и академического флота остается. Что ждет академические институты в будущем, когда старый академический флот перестанет существовать и имеющиеся научно-исследовательские суда будут списаны? Сколько они останутся на плаву - три, пять лет, а потом? Немыслимо, что настанет день, когда морские институты России останутся без возможности выхода в море, без научно-исследовательских судов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Токин И.Б., Тарасов Г.А. Новое научно-исследовательское судно «Дальние Зеленцы» для исследования биологии северных морей // Закономерности биопродукционных процессов в Баренцевом море. Апатиты: КНЦ РАН, 1978. С. 92-96. 2. Токин И.Б., Хасанкаев В.Б. Первый рейс нИс «Дальние Зеленцы» // Океанология. 1980. Т. 20, вып. 3. С. 572-573. 3. Краснов В.Н., Балабин В.В. История научно-исследовательского флота Российской академии наук. М.: Наука, 2005. 158 с.
Сведения об авторах
Макаревич Павел Робертович - д.б.н., зам. директора по научной работе, зав. отделом, Мурманский морской биологический институт КНЦ РАН; e-mail: [email protected] Тарасов Геннадий Антипович - д.г.-м.н., зав. лабораторией геологии и геодинамики, профессор; заслуженный деятель науки Российской Федерации; Мурманский морской биологический институт КНЦ РАН.
ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 3/2014(18)
29