Научная статья на тему '35 лет Московскому договору ссср-фрг (международная конференция)'

35 лет Московскому договору ссср-фрг (международная конференция) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «35 лет Московскому договору ссср-фрг (международная конференция)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

35 ЛЕТ МОСКОВСКОМУ ДОГОВОРУ СССР - ФРГ НАХОДИМСЯ ЛИ МЫ НА ПУТИ К ЕВРОПЕ БЕЗ ГРАНИЦ?

23 сентября 2005 года в Институте Европы РАН при участии Фонда им. Фридриха Эберта (ФРГ) состоялась международная конференция, посвящённая этому юбилею. Тон развернувшейся дискуссии задали два участника, стоявшие у истоков этого исторического документа, - федеральный министр в отставке Эгон Бар (ФРГ) и Посол в отставке В.М. Фалин.

Оценивая историческое значение Московского договора, Э. Бар подчеркнул, что найденные советской и западногерманской дипломатией решения заложили важнейшие принципы европейской стабильности и на десятилетия определили процессы мирного развития на континенте. Формула, зафиксировавшая незыблемый статус границ в Европе и ставшая сердцевиной Московского договора, получила в дальнейшем европейское измерение, дословно войдя в текст хельсинкского Заключительного акта (1975 г.), и впоследствии была включена в парижскую Хартию для новой Европы (1990 г.). Завершая своё выступление, Эгон Бар заявил, что стабильность в Европе не может быть устойчивой до тех пор, пока Россия не будет восприниматься как неотъемлемая часть Европы, как партнёр в деле стабильности. Это основополагающий принцип современной Европы, остающийся неизменным до сих пор.

В своём выступлении В.М. Фалин пришёл к выводу, что XX век оказался веком упущенных возможностей и спровоцированных опасностей. Проанализировав эволюционный потенциал, накопленный благодаря заключению Московского договора, он отметил, что всё последующее развитие могло бы идти по иному, гораздо более благоприятному сценарию.

Он привёл целый ряд фактов, свидетельствующих, что противники договора были не только на Западе, но и в Москве, и в Восточном Берлине, и подчеркнул, что сами немцы могли бы сыграть решающую роль в предотвращении раскола и сохранении единства своей страны. Но и после создания двух германских государств существовали реальные возможности не допустить углубления пропасти между ними. Однако эти возможности не были использованы.

Руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН В. П. Гутник считает, что на протяжении ХХ века были не только "упущенные возможности", но и реализованные - преимущественно во второй половине столетия -

Научная жизнь

151

шансы. Быстрое примирение между бывшими противниками во Второй мировой войне открыло путь к формированию невиданных прежде интеграционных образований. В связи с этим был поставлен вопрос о том, оказалось бы возможным "экономическое чудо" и становление социального рыночного хозяйства в ФРГ в случае "досрочного" объединения четырёх оккупационных зон в Германии?

Прозвучало мнение, что Московский договор имел не только позитивные, но и некоторые негативные моменты. Ведь он, по сути, законсервировал ситуацию и статус-кво в той его форме, которая не всегда была благоприятна для развития на европейском континенте. Не секрет, что после подписания договора советское политическое руководство в значительной мере утратило интерес к Германии. Фактически дело застопорилось на псевдо-благоприятной ситуации, которую олицетворяла "сделка века" по принципу "газ в обмен на трубы".

Анализу положения России в Европе и мире было посвящено второе заседание конференции. Оценки, прозвучавшие в выступлении председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками А.А. Кокошина, свидетельствовали о том, что мир вступил в этап стратегической неопределённости. Значительная часть новых рисков связана с проблемами внутренней политической нестабильности в тех регионах, которые являются поставщиками энергоресурсов. Дополнительное негативное воздействие оказывает возросшая степень неопределённости в развитии современной мировой экономики. В ситуации возросших рисков для бизнеса необходимо думать о компенсационных механизмах для международного сообщества в целом и для российско-германских отношений в частности. Как позитивный момент было отмечено, что в российском политическом классе идея жёсткого отстаивания национальных интересов в последние годы существенно укрепилась.

В ходе последовавшей дискуссии значительное внимание было уделено развитию отношений между Россией и Германией в свете процессов на постсоветском пространстве. В частности, при сложившейся ситуации с некоторыми государствами на пространстве бывшего СССР, дальнейшее продвижение НАТО на восток рассматривалось как мера, направленная против интересов России и преследующая своей целью максимальное ограничение её позиций в мировой политике.

Было выражено мнение, согласно которому многие процессы на постсоветском пространстве вправе рассматриваться не как попытка наших западных партнёров утвердить стандарты демократии, соответствующие европейским нормам, а как очередное устремление, воспользовавшись пока ещё не в полной мере восстановленной мощью России, ослабить её на всю обозримую перспективу.

В условиях повышенной стратегической неопределённости в мире особую важность приобретают конструктивные и добрососедские отношения между Россией и Германией. У обеих стран есть богатейший опыт сотрудничества и глубокие корни культурного взаимодействия и взаимопонимания. Этот потенциал необходимо использовать применительно к самым сложным проблемам мировой политики и международных отношений.

В этой связи руководитель политического отдела Посольства ФРГ Н.фон Шёпф особо подчеркнул ту позитивную роль, которую могло бы сыграть более активное вовлечение России вместе с Европейским Союзом и США в процессы

152

Научная жизнь

модернизации гражданского общества в регионе "Большого Среднего Востока" и Северной Африки. Весь комплекс вопросов, связанных с проблемой нераспространения оружия массового уничтожения, представляет собой, по его мнению, ещё одну область, где также всё ещё не в полной мере используется объективно существующий потенциал взаимодействия.

В свою очередь, государственный министр при МИД ФРГ К. Цёпель выделил перспективы сотрудничества между нашими странами в рамках ООН, и прежде всего в таких областях, как права человека, борьба с бедностью и строительство демократических структур.

Идея о солидарной ответственности новой Европы за поддержание мира и выработке нового понимания демократии и прав человека прозвучала в выступлении профессора МГИМО О.В. Буториной. Назрела необходимость сформировать общую повестку дня в отношении таких насущных проблем, как безопасность, экология, взаимодействие с другими религиями. В новых условиях Германия и Россия должны взять на себя значительную долю ответственности за формирование нового политического лидерства в Европе.

Возвращая дискуссию к вопросу, заявленному в теме конференции ("движемся ли мы к Европе без границ?"), руководитель Центра документации ЕС Института Европы РАН Ю.А. Борко отметил, что идея поступательного движения к максимальному снятию барьеров, разделяющих народы, - идея правильная. Ключевую роль в продвижении на этом направлении будут играть европейские институты. Период демонстративного партнёрства, выражавшийся в принятии политических деклараций, всё больше отходит в прошлое. В последнее время Россия и ЕС осуществляют переход в стадию практического партнёрства в целом ряде областей, а наши отношения определяются высокой степенью взаимозависимости прежде всего в двух ключевых сферах - экономике и безопасности. Эта взаимозависимость глубока и органична. Главная же задача состоит сегодня в том, чтобы на базе существующих многолетних программ вырабатывать планы первоочередных действий, которые подлежат решению в течение одного-двух лет.

По ходу дискуссии относительно перспектив российско-германских отношений в свете выборов в германский Бундестаг профессор МГИМО А.В. Загорский отметил, что Россия в последние годы не является приоритетом германской политики, на актуальной повестке дня которой стоят иные темы: прежде всего, внутренние реформы в самой Германии, ситуация в Евросоюзе, трансатлантические отношения, а также объёмный комплекс вопросов, связанных с глобальными рисками, с которыми приходится сталкиваться ЕС в целом. Более того, с учётом заявленного христианскими демократами акцента на необходимость восстановления трансатлантических отношений, и прежде всего отношений с США, существует определённая угроза дальнейшего ослабления внимания по отношению к России в рамках внешней политики ФРГ.

К.С.Вяткин

к.и.н., старший научный сотрудник Института Европы РАН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.