Научная статья на тему '30 ПЕНСИОННОМУ ФОНДУ РОССИИ: ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЧЕНИЕ ДО 2018 ГОДА'

30 ПЕНСИОННОМУ ФОНДУ РОССИИ: ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЧЕНИЕ ДО 2018 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИЯ / СТАЖ / БАЛЛЫ / ВОЗРАСТ / ВЫПЛАТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вафин Эдуард Яфасович, Гайдук Светлана Николаевна

Пенсионное обеспечение в России развивалось с давних времён и прошло долгий путь, совершенствуясь с каждым новым этапом, с каждым новым законом. Однако, независимо от каких-либо преобразований пенсионного законодательства, установление пенсии включает в себя три этапа. Сначала определяется право на пенсию (достижение необходимого возраста, наличие требуемого стажа, а также иных законодательно установленных условий), затем определяется размер пенсии и в заключение срок, на который она устанавливается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «30 ПЕНСИОННОМУ ФОНДУ РОССИИ: ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЧЕНИЕ ДО 2018 ГОДА»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

30 ПЕНСИОННОМУ ФОНДУ РОССИИ: ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЧЕНИЕ ДО 2018 ГОДА Вафин Э.Я.1, Гайдук С.Н.2

1Вафин Эдуард Яфасович - кандидат экономических наук, управляющий, Отделение Пенсионного фонда России по Республике Татарстан;

2Гайдук Светлана Николаевна - начальник отдела, отдел назначения и перерасчёта пенсий, Отделение Пенсионного фонда России по Республике Татарстан,

г. Казань

Аннотация: пенсионное обеспечение в России развивалось с давних времён и прошло долгий путь, совершенствуясь с каждым новым этапом, с каждым новым законом. Однако, независимо от каких-либо преобразований пенсионного законодательства, установление пенсии включает в себя три этапа. Сначала определяется право на пенсию (достижение необходимого возраста, наличие требуемого стажа, а также иных законодательно установленных условий), затем определяется размер пенсии и в заключение срок, на который она устанавливается. Ключевые слова: пенсия, стаж, баллы, возраст, выплата.

Пенсионное обеспечение в России развивалось с давних времён и прошло долгий путь, совершенствуясь с каждым новым этапом, с каждым новым законом.

С 1 января 2015 года вступил в силу последний по хронологии фундаментальный законодательный акт в сфере пенсионного обеспечения - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», изменивший правовое регулирование в отношении формирования пенсионных прав застрахованных лиц и установления страховых пенсий.

Однако, независимо от каких либо преобразований пенсионного законодательства установление пенсии включает в себя три этапа. Сначала определяется право на пенсию (достижение необходимого возраста, наличие требуемого стажа, а также иных законодательно установленных условий), затем определяется размер пенсии и в заключение срок, на который она устанавливается.

С 1 января 2015 года основные изменения в части определения права на пенсию коснулись норм, связанных с назначением страховой пенсии по старости. Поэтапно вводятся нормы о ежегодном увеличении продолжительности необходимого страхового стажа с 6 лет до 15 лет, а также введено дополнительное условие -наличие требуемой величины индивидуальных пенсионных коэффициентов (пенсионных баллов), которая также ежегодно увеличивается с 6,6 до 30:

_

■■■■■■■■■ / Л

Год назначения страховой пенсии по старости Необходимый стаж Необходимая Сумма индивидуал иных пенсионных коэффициентов

2015 6 лет 0,6

2016 7 лет 9

2017 8 лет 11,4

2018 9 лет 13,8

2019 10 лет 16,2

2020 11 лет 18,6

2021 12 лет 21

2022 13 лет 23,4

2023 14 лет 25,8

2024 15 лет 28,2

2025 и последующие годы 15 лет 30

Рис. 1. Пенсионные баллы

Рассмотрим отдельно и более подробно каждый из двух компонентов, участвующих при определении права на пенсию.

Итак, первый - страховой стаж.

Право на многие виды социального обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила юридическое оформление через институт страхового стажа.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При этом в отношении периодов работы по трудовому договору законодатель принял во внимание решения Конституционного Суда Российской Федерации в части учета работы в страховом стаже независимо от факта и полноты уплаты страховых взносов.

Кроме периодов работы и иной деятельности, за которую начисляются и уплачиваются страховые взносы, в страховой стаж засчитываются иные периоды (т. н. «нестраховые» периоды), к которым относятся:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 гада № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лип. проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет. но не более шеста лет в обшей сложности:

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период содержания под стражей лиц. необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими липами в местах лишения свободы и ссылке:

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лег в обшей сложности;

8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.

Необходимым условием для того, чтобы иные периоды были засчитаны в страховой стаж, является наличие хотя бы одного дня страхового стажа. При этом в отношении иных периодов не имеет значения, на какой период приходилась работа (предшествовала или следовала за иным «нестраховым» периодом).

Особое внимание хотелось бы обратить на очень значимую новеллу пенсионного законодательства.

С 1 января 2015 года впервые появилась возможность «купить» страховой стаж. Так, в рамках добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию периоды уплаты страховых взносов отдельными лицами засчитываются им или гражданам, за которых они уплачивают взносы, в страховой стаж. Продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости. К лицам, которым в страховой стаж засчитываются периоды уплаты страховых взносов, относятся две категории граждан:

страховых взносов страхователем в соответствии с федеральными з эх о нами «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в случае

Рис. 3. Лица, которым в страховой стаж засчитываются периоды уплаты страховых взносов

Рис. 2. Нестраховые периоды

физические лица, за которых не осуществляется уплата

уплаты за них взносов другими физическими липами;

физические лица, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в случае уплаты за себя страховых взносов в Пенсионный фонд Российской

Федерации.

V J

Рис. 4. Лица, которым в страховой стаж засчитываются периоды уплаты страховых взносов

Особого внимания заслуживает норма, появившаяся в новом пенсионном законе с 2015 года и обеспечившая дополнительные гарантии гражданам в части приобретения права на назначение страховой пенсии. Заключается она в том, что при исчислении страхового стажа периоды работы и иной деятельности, имевшие место до 1 января 2015 года и засчитывавшиеся в стаж в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения такой работы, могут включаться в указанный стаж по правилам прежнего, «старого» законодательства.

Таким образом, периоды работы гражданина могут включаться в страховой стаж последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего в период выполнения работы, независимо от того, выработан он полностью либо частично на дату отмены соответствующего законодательства.

Это означает, что при определении права на страховую пенсию:

1) периоды работы, протекавшие с 1 января 2002 года до 1 января 2015 года в период действия Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», могут исчисляться с учетом правил и норм данного закона и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми подсчитывался страховой стаж в это время.

2) периоды работы, протекавшие до 1 января 2002 года в период действия Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», могут определяться по правилам названного закона.

3) периоды работы, протекавшие в период действия Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», могут быть исчислены с учетом правил пенсионного законодательства СССР.

4) периоды работы, протекавшие в период действия Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», могут быть исчислены с учетом правил пенсионного законодательства СССР.

Преимущество, предоставленное новым пенсионным законодательством, наглядно усматривается на конкретном примере.

Женщине, в своё время оставившей трудовую деятельность в связи с необходимостью ухода за ребёнком 1996 г.р., в страховой стаж будет засчитано 3 года 2 месяца 10 дней по правилам вышеупомянутого Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1, действовавшего в период такого ухода.

а

Но если бы такая преференция не появилась в 2015 году, то нашей фигурантке продолжительность ухода за ребёнком была бы ограничена только одним годом и шестью месяцами - периодом, предусмотренным законодательством о страховых пенсиях.

Второй правоустанавливающий компонент - индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионные баллы).

Индивидуальный пенсионный коэффициент — это параметр, отражающий пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов на страховую пенсию, продолжительности страхового стажа.

Индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия, рассчитывается исходя из:

- продолжительности стажа работы до 1 января 2002 года;

- суммы среднемесячного заработка за 5 лет работы до 1 января 2001 года либо среднемесячного заработка за 2000 - 2001 годы по данным индивидуального лицевого счёта застрахованного лица;

- суммы страховых взносов за время работы после 2002 года.

Кроме этого, если гражданин отложит на более поздний срок своё обращение за назначением пенсии по старости, то сможет воспользоваться дополнительной льготой по увеличению размера пенсионной выплаты, то есть будет применён так называемый повышающий коэффициент:

Рис. 5. Коэффициент повышения ИПК при исчислении размера страховой пенсии по старости

Ещё одним новшеством явилась возможность учёта в пенсионных баллах отдельных социально значимых периодов жизни, которые включаются в страховой стаж (нестраховые периоды):

Рис. 6. Баллы

Безусловно, применяемый с 2015 года дифференцированный подход к показателям страхового стажа и пенсионных баллов ежегодно увеличивает количество отказов в назначении страховой пенсии:

II

Год назначения пенсии Общее количество отказов В том числе по причине отсутствия

Страхового стажа Пенсионных баллов Одновременно страхового стажа и пенсионных баллов

2015 32 11 13 8

2016 102 14 46 42

2017 148 19 52 77

2018 289 56 94 139

Рис. 7. Отказы в назначении пенсии

Основная доля отказов выносится в отношении, так называемой неблагополучной категории населения (граждан без определенного места жительства, осужденных и отбывавших наказание в исправительных учреждениях), а также в случаях, когда трудовые отношения с гражданами осуществлялись без их фактического оформления.

Средние показатели по страховому стажу и пенсионным баллам, влияющие на определение права на страховую пенсию по старости, у данной категории граждан составляют:

яшшшши

/

1 ■ !■■ N

; к

Год назначения пенсии Продолжительность страхового стажа Величина пенсионных баллов

2015 4,2 3,77

2016 5,2 3,9

2017 5,6 7,8

2018 6,1 8,11

Рис. 8. Средние показатели по страховому стажу и пенсионным баллам

При этом, из общего числа граждан, которым было отказано в назначении страховой пенсии по старости лишь семи процентам в дальнейшем произведено назначение страховой пенсии по старости, поскольку они продолжили работать и приобрели необходимые показатели по стажу/пенсионным баллам.

Исходя из информации, приведённой в таблицах, справедливости ради следует отметить, что отказы в назначении пенсии по старости состоялись в отношении тех граждан, которые на момент достижения пенсионного возраста за всю свою жизнь приобрели весьма скромные показатели стажа и пенсионных балов, а соответственно, не являлись активными участниками пенсионного страхования страны.

Вместе с тем, по гражданам, у которых рассмотрение вопроса о праве на назначение пенсии по старости завершилось положительным исходом, должен быть предпринят следующий шаг - непосредственный расчёт размера страховой пенсии. И в этой части пенсионное законодательство также претерпело изменения.

Схематично размер страховой пенсии по старости можно представить следующим образом:

Рис. 9. Схематичный размер страховой пенсии

Например, при назначении в сентябре 2018 года страховой пенсии женщине, имеющей стаж работы до 2002 года 20 лет (в том числе 10 лет «советского» стажа до 1991 года), среднемесячную зарплату в 2000 -2001 годах 2000 руб., а также заработок после 2002 года в среднем 30000 рублей в месяц, количество её пенсионных баллов составит 193,786.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соответственно, 193,786 пенсионных баллов умножив на 81,49 (стоимость одного пенсионного балла с 1 января 2018 года), размер страховой пенсии по старости составит 15 791,62 руб.

Но это ещё не всё.

С 1 января 2015 года предусмотрено установление фиксированной выплаты к страховой пенсии. Эта выплата устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии и с 1 января 2018 года размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости составил 4982,90 руб.

Федеральным законом также определены и основания для повышения фиксированной выплаты. Так, в случае достижения пенсионером 80-летнего возраста, будет дополнительно начислено повышение в сумме 4982,90 руб.

А при наличии нетрудоспособных членов семьи фиксированная выплата будет повышена на 1660,97 руб. на каждого иждивенца, но не более чем на трёх.

В рассмотренном выше примере итоговый размер пенсионных выплат женщины будет определен суммой 20 774,52 руб. (15 791,62 руб. - страховая пенсия по старости + 4 982,90 руб. - фиксированная выплата).

По аналогии с применением повышающего коэффициента к индивидуальным пенсионным коэффициентам (пенсионным баллам) такой показатель устанавливается и к фиксированной выплате, но имеет свои значения:

Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой

Числополных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно Повышающий коэффициент для лиц, которым назначается страховая пенсия по старости на общих основаниях Повышающий коэффициент длялиц, которым назначается страховая пенсия по старости досрочно

1 2 3

12 1,056 1,036

24 1,12 1,07

36 1,19 1,12

48 1,27 1,16

60 1,36 1,21

72 1,46 1,26

84 1,58 1,32

96 1,73 1,38

108 1,9 1,45

120 2,11 1,53

Рис. 10. Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии

Следующее нововведение касается сельских жителей. Законом предусмотрено установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, оставившим трудовую деятельность лицам, ранее проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве. Повышение определяется в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии.

Данная норма получила свою реализацию с 1 января 2019 года.

Подводя некий итог рассматриваемого вопроса, необходимо отметить, что нормы пенсионного законодательства настолько многогранны, что в рамках одной статьи, конечно, невозможно раскрыть в полном объёме все тонкости этой правовой науки. Безусловно, это предмет целого ряда публикаций или даже отдельной диссертации.

Вместе с тем, вывод очевиден - чтобы в будущем иметь достойную пенсию необходимо:

получать официальную заработную плату

С|р«хов^ стаж пенг^онг,:.1« баллы

Зарплата в «конверте»!

быть своевременно информированным о своих пенсионных правах

на официальном сайте Пенсионного фонда РФ

www.pfrf.ru

Тряо«*.«™»

----^

Индивидуальный лиц «он счет

Рис. 11. Схема достойной пенсии

Список литературы

1. Конституция РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 28.10.2020).

2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» [электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447/ (дата обращения: 28.10.2020).

3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 12.11.2018) «О страховых пенсиях» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/ (дата обращения: 28.10.2020).

4. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФФОМС». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89925/ (дата обращения: 28.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.