Научная статья на тему '25-летний опыт организации и проведения школ здоровья'

25-летний опыт организации и проведения школ здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
348
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОЗДОРОВЛЕНИЕ / СТАРШИЙ ВОЗРАСТ / ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ / HEALTH IMPROVEMENT / SENIORS / SCHOOL OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кряжев Валерий Дмитриевич, Заикина О.В.

В работе представлен многолетний опыт проведения оздоровительных занятий с лицами среднего и старшего возраста в школах здоровья. За 25 лет проведено более 120 школ здоровья с общим числом участников более 7 тыс. человек. Показана высокая оздоровительная эффективность такой формы организации занятий. Заболеваемость в течение года снижается в 3-5 раз. За 10-14 дней занятий в специально организованных условиях с общим объемом двигательной активности 5-7 часов в день наблюдается повышение физической и умственной работоспособности, снижения стресса, улучшение настроения и самочувствия. Достигнутый уровень двигательных возможностей поддерживается в вечерних и воскресных занятиях между школами здоровья. Это позволяет занимающимся даже в 70-80 летнем возрасте иметь высокое качество жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

25 years of experience in organizing and conducting health school

This paper presents a long experience of health-improving training of persons of middle and older age in the School of Health. For 25 years, more than 120 schools of health with the total number of participants more than 7 thousand people. The high efficiency of this form of organization of the health-improving method. The morbidity throughout the year is reduced by 3-5 times. For 10-14 days lessons specially organized environment with total motor activity of 5-7 hours a day, there is increasing physical and mental performance, reduce stress, improve mood and well-being. The achieved level of motor abilities is supported in evening and weekend classes between schools of health. This allows you even in 70-80 years of age have a high quality of life.

Текст научной работы на тему «25-летний опыт организации и проведения школ здоровья»

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

25-ЛЕТНИЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ

В.Д. КРЯЖЕВ, О.В. ЗАИКИНА, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

В работе представлен многолетний опыт проведения оздоровительных занятий с лицами среднего и старшего возраста в школах здоровья. За 25 лет проведено более 120 школ здоровья с общим числом участников более 7 тыс. человек. Показана высокая оздоровительная эффективность такой формы организации занятий. Заболеваемость в течение года снижается в 3-5раз. За 10-14 дней занятий в специально организованных условиях с общим объемом двигательной активности 5-7 часов в день наблюдается повышение физической и умственной работоспособности, снижения стресса, улучшение настроения и самочувствия. Достигнутый уровень двигательных возможностей поддерживается в вечерних и воскресных занятиях между школами здоровья. Это позволяет занимающимся даже в 70-80 летнем возрасте иметь высокое качество жизни.

Ключевые слова: оздоровление, старший возраст,

школа здоровья.

Abstract

This paper presents a long experience of health-improving training of persons of middle and older age in the School of Health. For 25 years, more than 120 schools of health with the total number of participants more than 7 thousand people. The high efficiency of this form of organization of the health-improving method. The morbidity throughout the year is reduced by 3-5 times. For 10-14 days lessons specially organized environment with total motor activity of 5-7 hours a day, there is increasing physical and mental performance, reduce stress, improve mood and well-being. The achieved level of motor abilities is supported in evening and weekend classes between schools of health. This allows you even in 70-80 years of age have a high quality of life.

Key words: health improvement, seniors, School of Health.

Введение

Школа здоровья - это форма организации оздоровительных занятий. Первая школа здоровья была проведена сотрудниками ВНИИФК В.Д. Кряжевым, В.Л. Ростовцевым, Е.П. Соковым, Н.А. Усаковой и аспиранткой О.В. Павловой в июле 1990 года на базе отдыха Пензенского политехнического института.

С этого времени в различных регионах страны и за рубежом было проведено более 120 выездных, более тысячи вечерних и воскресных школ здоровья с участием более семи тысяч человек в возрасте от 7 до 90 лет.

На основе системы естественного оздоровления, разработанной кандидатом медицинских наук, лауреатом

государственной премии по медицине им. Бурденко Г.С. Шаталовой [1] автором была разработана собственная методика проведения занятий [2], эффективность которой была доказана в процессе многолетних исследований [3].

Школа здоровья послужила базой для многочисленных экспериментальных исследований эффективности различных методик проведения оздоровительных занятий с лицами среднего и пожилого возраста [4, 5].

На базе школ проводился отбор методов тестирования функционального состояния, двигательных возможностей, умственной и физической работоспособности, определения уровня здоровья и биологического возраста занимающихся.

Анализ полученных материалов и педагогические наблюдения позволили выделить наиболее эффективные средства и методы оздоровления и омоложения организма и разработать нормативы нормального физического состояния для лиц среднего и пожилого возраста [6].

На базе материалов защищены 2 кандидатские [7, 8] и одна докторская диссертации [9], опубликованы 5 методических рекомендаций [10, 11, 12, 13, 14] и 3 монографии [2, 15, 16].

Организация занятий и исследований

Занятия проводились в виде выездных, вечерних и воскресных школ здоровья.

Выездные школы здоровья длительностью 10-13 дней с численностью занимающихся 30-150 человек проводились 5-8 раз в году.

Занятия, как правило, проводились в экологически чистых местах, где занимающиеся в полной мере могли использовать оздоровительные факторы природы: солнце, воздух и воду.

Программа в выездных школах здоровья обычно включала следующие занятия:

6:00 - утренняя гимнастика 30-40 минут

7:00 - утренний бег с медитацией 20-30 минут [17]

8:00 - купание, водные процедуры, самомассаж 2030 минут

10:00 - дыхательная или суставная гимнастика - 1 час

12:00 - прогулка в лес, горы, по берегу моря -1,5 часа

17:00 - танцевальная гимнастика или йога - 1,5 часа

20:00 - лекционные занятия, релаксация, вечерний цигун - 2 часа.

Таким образом, общий объем двигательной активности составлял около 7 часов в день. Занятия в школах здоровья сопровождались специальной диетой оздоровительного питания [12]. Пища готовилась на открытом огне под наблюдением врача-диетолога.

В школе здоровья работал врач, в функции которого входило оказание медицинской помощи, проведение консультаций и наблюдений, специальных медицинских процедур (иглоукалывание, лечебный массаж). Кроме того, в школах здоровья работали 2-3 дипломированных массажиста. Использовались ручной и аппаратный массаж.

Из числа занимающихся формировались экспериментальные группы численностью 15-20 человек.

В первые годы проводились исследования эффективности системы естественного оздоровления для лиц среднего возраста в целом [4].

В 1992-1993 годах на базе санатория-профилактория сыктывкарского лесопромышленного комплекса было проведено исследования эффективности оздоровительных занятий школы здоровья в экологически неблагоприятных условиях, создаваемых работой крупных промышленных предприятий [7].

В течение 6 месяцев было проведено 2 школы здоровья, в которых проводилось обучение оздоровительным процедурам и тестирование уровня здоровья и функциональных показателей.

В дальнейшем на базе школ здоровья отрабатывалась методика проведения оздоровительных занятий и оценки физического состояния лиц пожилого возраста в соответствии с федеральной программой «Старшее поколение» [6].

В последние годы внимание было сосредоточено на исследовании эффективности комплексной методики использования физических и дыхательных упражнений йоги [5, 18], динамических упражнений кундалини йоги [19], очистительных процедур Аюрведы в процессе проведения школ здоровья.

Вечерние школы здоровья проводились 2-3 раза в неделю. Численность групп составляла 15-20 человек. Продолжительность занятий 1-1,5 часа.

В процессе этих занятий проходили апробацию отдельные комплексы упражнений, которые затем использовались в выездных школах здоровья: гимнастика для суставов и точечный самомассаж; утренняя гимнастика на базе Дань Тянь Цигун и Цигун железной рубашки; вечерний Кхи Конг Цигун; комплекс упражнений йоги и дыхательных упражнений; танцевальная гимнастика.

И наоборот, методики, освоенные в выездной школе здоровья, закреплялись и проходили испытание при длительном использовании в вечерних школах здоровья. Так проводился эксперимент по обоснованию использования методов естественного оздоровления в экологически неблагоприятных условиях, создаваемых работой крупных промышленных предприятий [7], при испытании физкультурно-оздоровительных технологий нормализации артериального давления у лиц пожилого возраста [20], при исследовании влияния длительного использования специальных дыхательных упражнений на функциональное состояние, телосложение и уровень здоровья у лиц пожилого возраста [18].

Воскресные школы здоровья служили средством поддерживающих занятий, проводились для встречи друзей, празднования юбилеев и для организации занятий.

Методы исследования

Для оценки эффективности использования различных физкультурно-оздоровительных технологий и системы естественного оздоровления в целом использовались методы исследований: анкетирование; тестирование функциональных и двигательных возможностей, физической и умственной работоспособности; антропометрия; газоанализ выдыхаемого воздуха; биохимический анализ крови; денсиметрия; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; математическая статистика.

Результаты и обсуждение

В ходе многолетних исследований была выявлена оздоровительная эффективность комплексного использования физических и дыхательных упражнений в сочетании с целительным питанием натуральными продуктами, средствами психорегуляции, самомассажем и закаливающими процедурами.

Уровень повышения здоровья, в первую очередь, проявляется в снижении заболеваемости в течение года в 3-5 раз по основным нозологическим группам

при регулярном использовании оздоровительных занятий [4].

Улучшение самочувствия и состояния здоровья наблюдалось при ожирении, гипертонии, сердечно-сосудистых заболеваниях, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, органов дыхания и пищеварения [7, 8].

При тщательном подборе индивидуальных средств оздоровления и регулярном их использовании наблюдалось улучшение состояния здоровья, даже при таких тяжелых заболеваниях, как астма и диабет [16].

Изучение динамики уровня раковых антигенов в крови указывало на снижение вероятности онкологических заболеваний у занимающихся в системе естественного оздоровления. У них также отмечалась более высокая плотность костей по сравнению с возрастными нормами. У регулярно занимающихся со временем наблюдалось снижение уровня основного обмена, что указывало на экономизацию энергетики [15].

Наибольший эффект проявлялся при проведении двухнедельного курса в выездной школе здоровья. У лиц среднего и даже пожилого возраста за 10-14-дневный курс занятий наблюдается достоверное повышение функциональных показателей. Снижается ЧСС и ЧД в покое. Нормализуется АД. Оптимизация состава всего тела происходит на фоне снижения жировой составляющей при стабилизации или даже некотором повышении мышечного компонента. Повышается физическая и умственная работоспособность. Снижается уровень стресса. Повышается гибкость и ЖЕЛ. Участники школы здоровья отмечают улучшение настроения и самочувствия. Динамика исследуемых показателей указывает на снижение биологического возраста на 5-7 лет, т.е. наряду с оздоровлением наблюдается и омоложение организма [18, 19].

После школы здоровья со временем наблюдается некоторое снижение двигательных возможностей и функциональных показателей, что объясняется меньшим обьемом двигательной активности и биологическими закономерностями, отмеченными в онтокинезиологии человека профессором В.К. Бальсевичем [21]. Однако это снижение происходит меньшими темпами и при более высоком уровне показателей. Поэтому лица, имеющие многолетний стаж занятий в возрасте 70-80 лет, имели для своего возраста более высокие показатели при хорошем самочувствии.

Следует отметить, что оздоровительная эффективность наблюдалась при использовании различных физических упражнений. Главное, чтобы упражнения йоги и цигун были адаптированы к условиям нашей страны и проводились в соответствии с дидактиче-

скими принципами, в первую очередь, с доступностью и постепенностью, учитывая физические возможности и возраст занимающихся. Одно из главных требований к этим упражнениям - это травмобезопасность.

Одним из главных вопросов, требующих обсуждения, является определение факторов, обеспечивающих оздоровительную эффективность.

В соответствии с современными взглядами одной из основных причин возникновения хронических заболеваний является постоянно переживаемый стресс, вызванный как средовыми, социальными так и эндогенными факторами [1].

Условия, создаваемые в школах здоровья, служат средством снижения стресса. Погружение в процесс обучения обеспечивает временный «отрыв» от семейных и социальных проблем. Тщательно подобранные физические упражнения, выполняемые в щадящем режиме, снижают мышечное напряжение, восстанавливают гормональную регуляцию, способствуют выработке эндорфинов - гормонов радости. Этому же служит самомассаж, специальные дыхательные упражнения и приемы релаксации, благоприятно воздействующие на центральную нервную систему [5].

Диетическое питание натуральными продуктами, использование ключевой воды, процедуры Аюрведы способствуют очищению организма от шлаков [1] и снижают уровень эндогенного стресса. Активные дыхательные упражнения так же увеличивают выведение шлаков с 15-20 до 60-70 процентов [5].

Оздоровительный эффект достигается и повышением иммунитета благодаря грамотному использованию закаливающих процедур и точечного самомассажа по методу профессора А.А. Уманской.

Дополнительным фактором является и использование оздоровительных факторов природы. Прогулки в лесу, в горах и по берегу моря благоприятно влияют на настроение и самочувствие.

Этому способствует и благоприятная психологическая атмосфера, создаваемая в школах здоровья, где регулярно проводятся авторские вечера, песнопения под гитару и концерты самодеятельности.

Заключение

Используемые в школе здоровья форма, организация и методы обучения населения физкультурно-оздоровительным технологиям, являются эффективным средством оздоровления, защиты организма от воздействия неблагоприятных экологических и социальных факторов, способствуют повышению качества жизни и активному долголетию.

Литература

1. Шаталова Г.С. Здоровье Человека и целебное питание. - М.: Изд-во «Феникс», 2000. - 384 с.

2. Кряжев В.Д. Школа здоровья. - М., 1991. -107 с.

3. Кряжев В.Д. Метод естественного оздоровления населения средствами физической культуры // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 4. - С. 113-114.

4. Кряжев В.Д., Павлова О.В. Исследование эффективности методов естественного оздоровления человека // Теория и практика физической культуры. - 1994. -№ 5-6. - С. 15-18.

5. Кряжев В.Д. Физкультурно-оздоровительные эффекты занятий базовым курсом йоги // Сборник науч. трудов РАЕН. - Смоленск, 2011. - С. 125-137.

6. Абрамова Т.Ф., Изаак С.И., Квашук П.В., Иордан ская Ф.А., Кряжев В.Д. и др. Оценка физического состояния лиц пожилого возраста: метод. рекомендации. - М.: Сов. спорт, 2001. - 32 с.

7. Павлова О.В. Методика комплексного использования средств физической культуры и психорегуляции с лицами среднего возраста в экологически неблагоприятных условиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1993. - 20 с.

8. Пикурова А.Г. Комплексное использование средств двигательной реабилитации в оздоровительных занятиях с женщинами 30-45 лет: автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 2004. - 19 с.

9. Кряжев В.Д. Методология развития, сохранения и восстановления двигательных возможностей человека в спортивной тренировке и оздоровительной физической культуре: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. - М., 2003. -336 с.

10. Кряжев В.Д. Гимнастика для суставов и точечный самомассаж: метод. рекомендации. - М.: Советский спорт, 2001. - 35 с.

11. Кряжев В.Д. Уроки целительного дыхания: метод. рекомендации. - М., 2000. - 49 с.

12. Кряжев В.Д. Принципы и рецепты целительного питания: метод. рекомендации. - М., 2000. - 50 с.

13. Кряжев В.Д., Павлова О.В. Комплексная методика оздоровления: Метод. рекомендации по проведению «Школы Здоровья». - М.: Универсум, 1992. - 29 с.

14. Кряжев В.Д., Павлова О.В. Комплексная методика оздоровления // Справочник работника физической культуры и спорта / автор-сост. А.В. Царик. - М.: Сов. спорт, 2002. - С. 339-349.

15. Кряжев В.Д. Развитие, сохранение и восстановление двигательных возможностей человека. - М.: Изд-во ВНИИФК, 2002. - 247 с.

16. Кряжев В.Д. Школа самоисцеления. - М.: Советский спорт, 2005. - 264 с.

17. Кряжев В.Д. Бег с медитацией // Физкультура и спорт. - 1997. - № 3. - С. 12-13.

18. Кряжев В.Д. Новые физкультурно-оздоровительные технологии Школы здоровья для лиц пожилого возраста // Вестник спортивной науки. - 2012. -№ 3. - С. 21-26.

19. Кряжев В.Д., Заикина О.В., Гросс Н.А., Лобай-чук Г.А. Программа оздоровительных занятий с женщинами 60-70 летнего возраста с использованием динамических упражнений Кудалини-йоги // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 4. - С. 113-114.

20. Кряжев В.Д. Иорданская Ф.А. Физкультурно-оздоровительные технологии сохранения здоровья и нормализации здоровья у лиц пожилого возраста. // Сб. научн. тр. ВНИИФК 2001 г. - Изд-во ВНИИФК, 2002. - С. 191-197.

21. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. -М.: Теория и практика физической культуры, 2000. -275 с.

References

1. Shatalova G.S. Human health and the healing power. - M.: Publishing House "Phoenix", 2000. - 384 p.

2. Kryazhev V.D. School of health. - M., 1991. - 107 p.

3. Kryazhev V.D. Method of natural recovery of the population means of physical training // Vestnik sportivnoi nauki. - 2008. - No. 4. - P. 113-114.

4. Kryazhev V.D., Pavlov O.V. Investigation of the effectiveness of methods of natural healing of human // Teoriya i praktika fizicheskoi kultury. - 1994. - No. 5-6. - P. 15-18.

5. Kryazhev V.D. Sport and health effects studies basic course // Collection of scientific yoga. RAEN works. -Smolensk, 2011. - P. 125-137.

6. Abramova T.F., Izaak S.I., Kvashuk P. V., Iordanskaya FA., et al. Assessment of the physical condition of the elderly: Method. recommendations. - M.: Sov. sport, 2001. - 32 p.

7. Pavlova O.V. Methods of complex use of means of physical training and psychoregulation persons of middle age in an environmentally adverse conditions: Author. Dis. ... Cand. ped. Sciences. - M., 1993. - 20 p.

8. Pikurova A.G. Complex use of motor rehabilitation in improving employment with women 30-45 years: Author. Dis. ... cand. ped. Sciences. - M., 2004. - 19 p.

9. Kryazhev V.D. Methodology development, preservation and restoration of motor abilities of man in sports training and improving physical training: Dis. ... Dr. ped. Sciences: 13.00.04. - M., 2003. - 336 p.

10. Kryazhev V.D. Gymnastics for joints and self-massage point: method. recommendations. - M.: Sov. sport, 2001. -35 p.

11. Kryazhev V.D. Lessons healing of breathing method. recommendations. - M., 2000. - 49 p.

12. Kryazhev V.D. Principles and recipes healing power: method. recommendations. - M., 2000. - 50 p.

13. Kryazhev V.D., Pavlova O.V. Complex technique of improvement: Method. recommendations on "School of Health". - M.: Universum, 1992. - 29 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Kryazhev V.D., Pavlova O.V. Complex technique improvement // Manual Worker of Physical Culture and

Sports / coll. by A.V. Tsarik. - M.: Sov. sport, 2002. -P.339-349.

15. Kryazhev V.D. Development, conservation and restoration of motor abilities of man. - M.: Publishing House VNIIFK, 2002. - 247 p.

16. Kryazhev V.D. The school of self-healing. - M.: Sov. sport, 2005. - 264 p.

17. Kryazhev V.D. Running meditation // Fizkultura i Sport. - 1997. - No. 3. - P. 12-13.

18. Kryazhev V.D. New sports and health technology school health for the elderly // Vestnik sportivnoi nauki. -2012. - No. 3. - P. 21-26.

19. Kryazhev V.D., Zaikina O.V., Gross N.A., Lobay-chuk G.A. The program of improving employment with women 60-70 years of age with dynamic exercises Ku-dalini yoga // Vestnik sportivnoi nauki. - 2013. - No. 4. -P.113-114.

20. Kryazhev V.D., Iordanskaya F.A. Sport and health technology health preservation and normalization of health in the elderly. // Sbor. Nauchn. tr. VNIIFK 2001 - VNIIFK Publishing House, 2002. - P. 191-197.

21. Balsevich V.K. Ontokineziology of person. - M.: Theory and Practice of Physical Culture, 2000. - 275 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.