25 лет международной космической системе КОСПАС-SARSAT
Система КОСПАСЗАИБАТ
Предоставляет информацию о бедствии и его местоположении службам поиска и спасания во всем мире для морских, авиационных и сухопутных пользователей.
Система состоит из:
— спутников на низкой и геостационарной орбитах, которые обрабатывают и/или ретранслируют сигналы, полученные от аварийных радиобуев;
— наземных приемных станций, называемых станциями приема и обработки информации, которые обрабатывают сигналы от спутников с целью определения местоположения радиобуя;
— координационных центров системы, предоставляющих аварийную информацию службам поиска и спасания.
Система КОСПАС-БА1кБАТ поддерживает два типа аварийных радиобуев: аналоговые радиобуи старого поколения, которые работают на частоте 121,5 МГц, и современные цифровые радиобуи, работающие на частоте 406 М1ц.
Федеральная космическая программа
Включает основные направления работ
по КОСПАС-БА1кБАТ:
— создание спутниковой системы нового поколения, обеспечивающей поиск и спасание потерпевших аварию морских, воздушных и сухопутных объектов на базе МКА «Стерх», геостационарных КА и среднеорбитальных КА «Глонасс-К»;
— разработку и подготовку к серийному изготовлению наземных станций приема и обработки информации с геостационарного и среднеорбитального сегментов КОСПАС-БАкБАТ.
Федеральная целевая программа
Включает основные направления работ
по ГЛОНАСС:
— восполнение и развитие орбитальной группировки системы — минимальный состав (18 ИСЗ) к 2007 г., полный состав (24 КА) к 2010 г. — создание системы БА1к/ГЛОНАСС на базе КА «Глонасс-К».
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ" (ФГУП “РНИИ КП“) ПРОВЕЛ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СОВЕТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ 25-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ СПУТНИКОВОЙ СИСТЕМЫ "КОСПАС-SARSAT. СОЗДАННАЯ В 1982 г. САМАЯ ГУМАННАЯ СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА
"КОСПАС-SARSAT за годы своего существования позволила СПАСТИ БОЛЕЕ 20 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК.
В рамках научно-технического совета обсуждались вопросы развития международной спутниковой системы "Коспас-БагеаГ, а также прошла церемония чествования ученых, конструкторов и технических специалистов, создавших первый спутник спасения.
Система КОСПАС (Космическая система поиска аварийных судов) разрабатывалась для обнаружения судов и самолетов, терпящих бедствие в любой точке земного шара. Сигнал от аварийного радиобуя поступает в систему, которая с заданной точностью координат определяет место бедствия судна.
Цель КОСПАС — существенно (до 10 раз), по сравнению с традиционными методами, сократить время проведения поисковых операций.
Быстрое определение координат места бедствия повышает шансы на выживание потерпевших бедствие, значительно сокращает расходы на поисковые работы, а также снижает риск аварий для экипажей самих поисковых судов и самолетов.
Для России, обладающей большими малонаселенными территориями суши и большими площадями акваторий, создание эффективной системы поиска и спасания имеет большое социальное и хозяйственное значение.
Система КОСПАС, получившая в официальных документах название "Надежда", создавалась как самостоятельная спутниковая система одновременно с аналогичной американо-канадо-французской системой SARSAT (Search And Rescue Satellite-Aided Tracking). В то же время обе системы разрабатывались как взаимодействующие по единым согласованным требованиям, что позволило обеспечить их полную техническую совместимость и в конечном счете создать единую глобальную международную систему КОСПАС-SARSAT.
Работы по проекту начались на основании Межправительственного соглашения между СССР и США, подписанного в Москве 24 мая 1977 г. Затем к этой программе присоединились Франция и Канада.
Международная космическая система поиска и спасания КОСПАС-БАкБАТ
ИСЗ "Космос 1383" (КОСПАС-1)
Головной организацией отрасли по национальному сегменту международной системы поиска и спасания КОСПАС-БАРБАТ было определено ФГУП "РНИИ КП". Летные испытания системы КОСПАС начались 30 июня 1982 г. с запуска отечественного спутника КОСПАС-1. Уже 10 сентября 1982 г. с его помощью был спасен экипаж канадского самолета.
В 1984 г. система КОСПАС была принята в опытную, а в 1987 г. в штатную эксплуатацию.
За эту работу группа сотрудников ФГУП "РНИИ КП" была отмечена правительственными наградами.
В июле 1988 г. было подписано новое, действующее и поныне, Межправительственное соглашение о сотрудничестве СССР США, Канады и Франции в использовании системы КОСПАС-БАРБАТ в качестве международной в интересах всего мирового сообщества. Международные морская и авиационная организации (ИМО и ИКАО) приняли решение об обя-
зательном использовании этой системы судами с 1995 г. и самолетами с 2005 г.
Основная кооперация участников разработки, внедрения и эксплуатации системы КОСПАС в целом возглавляется ФГУП "РНИИ КП". На предприятии создавалась бортовая и наземная радиоаппаратура системы. Ракетно-космический комплекс разрабатывался в ПО "Полет", г. Омск. Оператор системы — ГП "Морсвязь-спутник". Такая же кооперация действует и в настоящее время.
В системе КОСПАС-БДРБДТ используются несколько спутников, расположенных на круговых орбитах высотой 800 — 1000 км и осна-щенньх радиоаппаратурой для обнаружения сигналов бедствия, передаваемых аварийными радиобуями (АРБ), и ретрансляции их на наземные станции приема и обработки информации (СПОИ). В соответствии с Межправительственным соглашением как минимум два из нескольких спутников, находящихся на орбите,
должны быть российскими.
На СПОИ определяются с использованием эффекта Доплера координаты места бедствия, которые передаются в национальные центры системы (в России — в международный координационно-вычислительный центр (МКВЦ) и затем — в соответствующие поисково-спасательные службы).
Аппаратура российских СПОИ в Москве, Архангельске, Находке, Новосибирске также создавалась в институте, включая контрольную станцию.
Поскольку покрытие системы с низкоорбитальными спутниками КОСПАС-БАРБАТ не непрерывно, то в 1998 г. ретрансляторы сигналов АРБ были установлены на трех геостационарных ИСЗ, что сократило время обнаружения аварийных сигналов до 5 минут на всей планете для широты <75о.
С 2000 г. в России, США и Европе ведутся работы по размещению ретрансляторов сигна-
МКА "Стерх" и его технические характеристики
Масса МКА, кг 160
Масса полезной нагрузки, кг 60
Габаритные размеры, мм • в транспортировочном положении • в рабочем положении (раскрыты панели БС и штанга ГУ) 750x2000x1350 967x2957x10393
Объем полезной нагрузки, дм3 100
Параметры орбиты функционирования МКА в системе «КОСПАС»: При попутном запуске (приполярная, близкая к круговой): • высота круговой орбиты, км • наклонение, град. При групповом или целевом запуске (солнечно-синхронная): • высота круговой орбиты, км • наклонение, град. 960 83 850 98
Точность ориентации МКА, град: на Землю на Солнце <3 <1
Максимальная генерируемая мощность, Вт 330
Автономность функционирования МКА, сут. 30
Гарантийный срок активного существования, лет 5
Т-Сотт #5-6 (2007)
53
№ ПАРАМЕТРЫ СИСТЕМЫ КОСПАС-САРСАТ SAR/ ГЛОНАС С
НО нсз 4 шт. ГСИСЗ 3 шт. СО иез 24 шт.
1. Тип АРБ АРБ-406 АРБ-406 АРБ-406
2. Глобальность охвата Земли есть нет есть
3. Точность определении координат, км (СКО) 3,6 нет 0.1 /3.6
4. Среднее время задержки в получении аварийною сообщения, мин. 60 5 1
5. Число одновременно работающих АРБ в зоне видимости 150 100 150
6. Возможность квитирования терпящим бедствие нет нет есть
7. Защита аварийного сообщения нет нет нет
8. Вид обработки в БРК сигнала АРБ Регенер.+ ретрансл. Ретран- сляция Ретранс- ляция
Характеристики систем поиска и спасания при разных космических сегментах
SAR/Галилео
I
GOES и MSG (геостационарные)
КОСПАС-САРСАТ (НИЗКООРБИТАЛЬНЫЕ)
SAR/mOHACC
DASS
1544.0 1544.1 1544.2 1544.3 1544.4 1544.5 1544.6 1544.7 1544.8 1544.9 1545.0
Частота (МГц)
Разделение полосы частот (1544—1545 МП), выделенной под поиск и спасание
год 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Космический сегмент
1. НОИСЗ «Стсрх» 111 ч 4 Л
2. ГС ИСЗ «Электро-Л» 'А ч
3. ГС ИСЗ «Луч-5А»
4. СО ИСЗ «Глонасс-К» 'Ий Дополнение до 24 КА
Наземный сегмент
5. СПОИ НО \0
6. СПОИ ГС 1 0^
7. СПОИ СО і# 2 0
График поддержания и развития космической системы КОСПАС до 2018 г.
лов АРБ на спутниках глобальных навигационных систем ГЛОНАСС, GPS и Galileo. В этом случае система КОСПАС-SARSAT получит возможность принимать аварийные сигналы с задержкой не более 5 минут с повышенной точностью определения координат.
За 25 лет эксплуатации, благодаря системе КОСПАС-SARSAT спасено более 20 500 человек — граждан всего мира, из них более 1000 граждан России и СНГ, что свидетельствует о ее социальной и экономической эффективности.
В настоящее время в системе участвуют 35 стран (Австралия, Алжир, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Вьетнам, Германия, Греция, Дания, Индия, Индонезия, Испания, Италия, Канада - сторона Соглашения, Китай, Корея (Республика), Кипр, Мадагаскар, Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Пакистан, Перу, Польша, Россия -сторона Соглашения, Саудовская Аравия, Сингапур, США — сторона Соглашения, Таиланд, Тунис, Турция, Франция — сторона соглашения, Чили, Швеция, Швейцария, Южно-Африканская Республика, Япония, Международная корпорация телесвязи (ITDC), Тайпей, Китай, Управление морского флота Гонконга, Китай).
Российская часть международной системы — КОСПАС — все это время обеспечивает выполнение международных обязательств по поддержанию космического и наземного сегментов. Планируется запуск специализированного спутника нового поколения для системы КОСПАС, относящегося к категории малых космических аппаратов, получившего название "Стерх". Проводится модернизация СПОИ и МКВЦ.
При создании системы КОСПАС были использованы многие новые технические решения и технологии, обеспечившие мировой уровень разработки. Создано большое количество типов АРБ.
Система КОСПАС-SARSAT по своей целевой направленности, методам создания и эксплуатации является ярким примером международного сотрудничества в космосе и проверенной моделью организации такого сотрудничества, пригодной для решения других задач, например, предупреждения о стихийных бедствиях, антропогенных катастрофах и т.п.