Научная статья на тему '2022: РОССИЙСКАЯ АРКТИКА ВО ВРЕМЕНА ПЕРЕМЕН'

2022: РОССИЙСКАЯ АРКТИКА ВО ВРЕМЕНА ПЕРЕМЕН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
275
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Арктика и Север
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ АРКТИКА / ГРАНИЦЫ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА / АРКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ / СТРАТЕГИИ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / АРКТИЧЕСКИЙ БАССЕЙН / НАИМЕНОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лукин Юрий Фёдорович

Целью статьи является осмысление проблем российской Арктики на фоне специальной военной операции (СВО) на Украине в 2022 г. Методология исследования основывается на междисциплинарности, общенаучных методах, приоритетном использовании первоисточников. Исследуются актуальные темы определения внешних границ континентального шельфа России в Арктике, участия России в деятельности Арктического Совета, арктические стратегии США 2019, 2022 гг. Анализируются объёмы грузоперевозок в акваториях Северного морского пути и Арктического бассейна за несколько прошедших лет, деятельность вновь созданного в 2022 г. ФГБУ «ГлавСевморпуть», создание единой платформы цифровых сервисов. В связи с происходящим азиатским поворотом России на восток в международных отношениях, увеличением объёма грузоперевозок в Азию, санкциями коллективного Запада возникает потребность приводить существующие нормы, правила плавания в соответствие с существующей реальностью в экономике, политике, для обеспечения безопасности всей российской Арктики. В перспективе становится вполне возможной трансформация акватории СМП в морской транспортный коридор от Мурманска на западе до Владивостока на востоке. В 2022 г. утверждён изменённый порядок выявления существующих наименований географических объектов. Важным аспектом при этом становится появление на карте имён россиян, участвовавших в изучении Арктики. Комплекс внешних и внутренних вызовов в российской Арктике не исчерпывается указанными в статье проблемами и требует продолжения дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

2022: THE RUSSIAN ARCTIC IN TIMES OF CHANGE

The purpose of the article is to comprehend the problems of the Russian Arctic against the background of a special military operation in Ukraine in 2022. The research methodology is based on interdisciplinarity, general scientific methods, priority use of primary sources. The author investigates the current topics of determining the outer limits of the Russian continental shelf in the Arctic, Russia's participation in the Arctic Council, the US Arctic strategy in 2019, 2022 and the US Arctic strategy in 2022. The volume of freight traffic in the Northern Sea Route and the Arctic Basin over the past few years, the activities of the newly established in 2022 FSBI “Glavsevmorput”, the creation of a single platform of digital services are analyzed. Due to Russia's ongoing Asian turn in international relations to the east, the increase in the volume of cargo transportation to Asia and the sanctions of the collective West, there is an urgent need to bring existing regulations, navigation rules in line with the current reality in the economy and politics, to ensure the security of the entire Russian Arctic. In perspective, the transformation of the NSR water area into the sea transport corridor from Murmansk in the west to Vladivostok in the east becomes quite possible. In 2022, a modified procedure for identifying existing names of geographical objects was approved. An important aspect is the appearance on the map of the names of the Russians participated in the study of the Arctic. The complex of external and internal challenges in the Russian Arctic is not limited to the problems mentioned in the article and requires further research.

Текст научной работы на тему «2022: РОССИЙСКАЯ АРКТИКА ВО ВРЕМЕНА ПЕРЕМЕН»

Арктика и Север. 2023. № 50. С. 249-271.

Научная статья

УДК [338.47:332.1](985)(045)

doi: 10.37482/issn2221-2698.2023.50.249

2022: Российская Арктика во времена перемен

Лукин Юрий Фёдорович 1Н, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

1 Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, наб. Северной Двины, 17, Архангельск, 163002, Россия

1 lukin.yury@mail.ru н, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3307-4586

Аннотация. Целью статьи является осмысление проблем российской Арктики на фоне специальной военной операции (СВО) на Украине в 2022 г. Методология исследования основывается на междис-циплинарности, общенаучных методах, приоритетном использовании первоисточников. Исследуются актуальные темы определения внешних границ континентального шельфа России в Арктике, участия России в деятельности Арктического Совета, арктические стратегии США 2019, 2022 гг. Анализируются объёмы грузоперевозок в акваториях Северного морского пути и Арктического бассейна за несколько прошедших лет, деятельность вновь созданного в 2022 г. ФГБУ «ГлавСевморпуть», создание единой платформы цифровых сервисов. В связи с происходящим азиатским поворотом России на восток в международных отношениях, увеличением объёма грузоперевозок в Азию, санкциями коллективного Запада возникает потребность приводить существующие нормы, правила плавания в соответствие с существующей реальностью в экономике, политике, для обеспечения безопасности всей российской Арктики. В перспективе становится вполне возможной трансформация акватории СМП в морской транспортный коридор от Мурманска на западе до Владивостока на востоке. В 2022 г. утверждён изменённый порядок выявления существующих наименований географических объектов. Важным аспектом при этом становится появление на карте имён россиян, участвовавших в изучении Арктики. Комплекс внешних и внутренних вызовов в российской Арктике не исчерпывается указанными в статье проблемами и требует продолжения дальнейших исследований.

Ключевые слова: российская Арктика, границы континентального шельфа, Арктический Совет, стратегии, Северный морской путь, Арктический бассейн, наименования географических объектов

2022: The Russian Arctic in Times of Change

Yury F. Lukin ш Dr. Sci. (Hist.), Professor, Honoured Worker of Higher Education of Russian Federation

1 Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Naberezhnaya Severnoy Dviny, 17, Arkhangelsk, 163002, Russia

1 lukin.yury@mail.ru H, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3307-4586

Abstract. The purpose of the article is to comprehend the problems of the Russian Arctic against the background of a special military operation in Ukraine in 2022. The research methodology is based on interdisciplinary, general scientific methods, priority use of primary sources. The author investigates the current topics of determining the outer limits of the Russian continental shelf in the Arctic, Russia's participation in the Arctic Council, the US Arctic strategy in 2019, 2022 and the US Arctic strategy in 2022. The volume of freight traffic in the Northern Sea Route and the Arctic Basin over the past few years, the activities of the

* © Лукин Ю.Ф., 2023

Для цитирования: Лукин Ю.Ф. 2022: Российская Арктика во времена перемен // Арктика и Север. 2023. № 50. С. 249-271. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2023.50.249

For citation: Lukin Yu.F. 2022: The Russian Arctic in Times of Change. Arktika i Sever [Arctic and North], 2023, no. 50, pp. 249-271. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2023.50.249

newly established in 2022 FSBI "Glavsevmorput", the creation of a single platform of digital services are analyzed. Due to Russia's ongoing Asian turn in international relations to the east, the increase in the volume of cargo transportation to Asia and the sanctions of the collective West, there is an urgent need to bring existing regulations, navigation rules in line with the current reality in the economy and politics, to ensure the security of the entire Russian Arctic. In perspective, the transformation of the NSR water area into the sea transport corridor from Murmansk in the west to Vladivostok in the east becomes quite possible. In 2022, a modified procedure for identifying existing names of geographical objects was approved. An important aspect is the appearance on the map of the names of the Russians participated in the study of the Arctic. The complex of external and internal challenges in the Russian Arctic is not limited to the problems mentioned in the article and requires further research.

Keywords: Russian Arctic, continental shelf boundaries, Arctic Council, Arctic Strategy, Northern Sea Route, Arctic Basin, name of geographical object

Введение

В российской Артике постоянно что-то изменяется: климат, экономика, жизнедеятельность арктических социумов. Решаются застаревшие проблемы и появляются новые, принимаются обновлённые стратегии развития и законы. Свою лепту в процесс арктических перемен внёс и кризисный 2022 г. Проведение специальной военной операции (СВО) на Украине привело к росту нескончаемого потока санкций Европейского Союза, США против России, что имеет непосредственное отношение к использованию нефтегазовых богатств Арктики, эксплуатации Северного морского пути, жизнедеятельности арктических социумов. Изменения климата, декларируемый переход к зелёной экономике становятся инструментом внутренней и внешней политики Европейского Союза (ЕС), в том числе и в Арктике, даже несмотря на кризис в энергетике, связанный с продолжением СВО на Украине. На фоне продолжающегося пересмотра ценностей в европейском социуме, перманентного неудовлетворения жизненно важных потребностей населения в энергетике в связи с ростом цен, инфляцией, формируется общеевропейская позиция депривации российской Арктики, связанной с отказом от российской нефти и газа. Для России это новый арктический вызов, хотя Россия постепенно и налаживает сбыт углеводородов на новых рынках Азии.

Помимо внешних вызовов для нашей страны в Арктике, обостряется и существующая не один год внутренняя проблематика. Российская Арктика в XXI в. прирастает новыми островами, мысами, проливами, бухтами в Северном Ледовитом океане. Объективно назрела потребность в уточнении перечня всех географических объектов и в упорядочивании использования этого государственного информационного ресурса, его цифровизации. Возрастает значимость океанографических исследований, гидрографической деятельности в морях Северного Ледовитого океана. Кроме того, уже более двадцати с лишним лет в ООН не решается вопрос о границах континентального шельфа России в Арктике.

Внешние границы континентального шельфа России в Арктике

Одним из застарелых вызовов для России был и остаётся вопрос о внешних границах российского континентального шельфа в Северном Ледовитом океане за пределами 200 морских миль. Многоцелевые систематические исследования России в Арктике были начаты

ещё в 1961 г. и продолжались 35 лет. Вся акватория Арктического бассейна покрыта высокоточным систематическим промером глубин при плотности измерений 5-15 км [1, Соболева М.Н., Каврайский А.В., Костенич А.В. и др.].

В 2001 г. Россия впервые направила в Комиссию ООН по границам континентального шельфа представление о расширении своих внешних границ по арктическому шельфу. Однако первая заявка в ООН была отклонена. В 2015 г. Россия подала в Комиссию ООН по границам континентального шельфа новое Представление о расширении границ своего континентального шельфа в Арктике. Обсуждение этой заявки в ООН началось в августе 2016 г. В 2019 г. подкомиссия ООН по границам континентального шельфа признала геологическую принадлежность части территорий Арктики, включённых в расширенные границы площадью 1,2 млн км2, к продолжению континентального шельфа России 1.

31 марта 2021 г. Российская Федерация представила два дополнения к частично пересмотренному Представлению 2015 г. в Комиссию ООН по границам континентального шельфа в Северном Ледовитом океане 2. Дополнения к уточнённой заявке содержали все необходимые научные данные, диаграммы и координаты исследований по хребтам Гаккеля, Альфы, Ломоносова, бассейнах Нансена и Амундсена, поднятию Менделеева, бассейнах Амундсена и Макарова, Канадского бассейна. Речь в заявке 2021 г. шла о дополнительных 700 тысячах квадратных километров к прежней заявке в 1,2 млн км2. При этом в уточнённую заявку не вошли акватории к северу от Аляски США.

Правительство РФ своим постановлением от 25 декабря 2021 г. определило правила, цели и порядок предоставления субсидий АО «Росгеология» из федерального бюджета на финансовое обеспечение подготовки дополнительных материалов для обоснования заявки по установлению внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом оке-

3

ане .

На арктический континентальный шельф, как известно, претендуют Дания и её автономная территория Гренландия, Канада, Россия, официально подавшие заявки в Комиссию ООН по морскому дну. В начавшийся период только ещё зарождающейся многополярности и трансформации однополярного мира подавляющее господство США и их союзников в ООН в условиях продолжения специальной военной операции на Украине, оставляет ничтожно мало шансов на решение проблем определения границ арктического континентального шельфа в пользу современной России.

1 Подкомиссия ООН подтвердила принадлежность территорий по заявке России на шельф в Арктике / Е.А. Киселев. 3 апреля 2019. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6290153 (дата обращения: 18.01.2023).

2 Россия расширила свою заявку на часть континентального арктического шельфа, 10.04.2021. URL: https://mirovoeobozrenie.mirtesen.ru/blog/43066133877/Rossiya-rasshirila-svoyu-zayavku-na-chast-kontinentalnogo-arktic?utm_referrer=mirtesen.ru (дата обращения: 18.01.2023).

3 Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2021 г. № 2482. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112290030 (дата обращения: 18.01.2023).

О возникшей в 2022 г. проблеме участия России в деятельности

Арктического совета

В 2022 г. в условиях санкций против России из-за СВО на Украине возникла острейшая ситуация в деятельности Арктического совета (АС). Россия фактически стала изгоем в этой важнейшей международной организации, да ещё и в год своего председательства в АС. Соединённые Штаты намерены сохранить Арктический совет в качестве основного многостороннего форума, отмечая при этом, что агрессивная война России против Украины сделала сотрудничество с Россией в Арктике практически невозможным.

Семь государств — постоянных членов Арктического совета в марте 2022 г. заявили, что отказываются принимать участие в заседаниях, проходящих под председательством РФ, из-за ситуации вокруг Украины. На официальном сайте Арктического Совета появилось объявление: «The Arctic Council is pausing all official meetings of the Council and its subsidiary bodies until further notice» («Арктический совет приостанавливает все официальные заседания Совета и его вспомогательных органов до дальнейшего уведомления») 4. В июне 2022 г. семь государств приняли решение возобновить работу Арктического совета, но без российского участия. США, чтобы поддерживать эффективность Арктического совета, намерены работать, прежде всего, со своими союзниками и партнёрами. Вместе с тем США признают, что при определённых условиях возможно возобновление и некоторого сотрудничества с Россией. Работа Арктического Совета формально как бы возобновилась без участия России.

Что остаётся делать России в такой ситуации? Можно рассмотреть несколько вероятных вариантов будущего, связанных с работой Российской Федерации в Арктическом Совете.

Во-первых, Россия остаётся в Арктическом совете фактически в роли наблюдателя без возможности влияния на возникающие ситуации, так как вполне вероятно, что она будет оставаться в меньшинстве при принятии ключевых решений. Очень важно для РФ поддерживать партнёрские отношения со своими союзниками, шаг за шагом продвигая для реализации совместные проекты в экологии, экономике, культуре, образовании, международных отношениях в Арктическом регионе, в которых Россия, Китай, Индия будут заинтересованы.

Во-вторых, возникает вопрос: имеет ли смысл создание параллельной структуры, например, «Северо-Арктического Совета», в который, возможно, войдут Россия, Китай, Индия и другие страны, фактически оставаясь при этом в Арктическом Совете и решая по-прежнему вместе общие проблемы по ряду приемлемых для всех направлений? Что может дать такое раздвоение? В любом варианте уход России как ведущей арктической державы вообще из Арктического совета неприемлем. Это будет означать неизбежную капитуляцию России в Арктике, её изоляцию в решении международных вопросов развития Арктического региона, создавая проблемы для осуществления деятельности РФ в Арктике.

В-третьих, старейшей англоязычной газетой Гонконга «South China Morning Post» 11 мая 2020 г. была опубликована статья «How a new Arctic League can save the post-coronavirus

4 Arctic Council. URL: https://www.arctic-council.org/ (дата обращения: 03.01.2023).

world». Её автором был Irvin Studin, доктор философии, главный редактор и издатель журнала Global Brief, президент Института проблем XXI в. в Торонто. В эту новую Арктическую лигу должны войти Канада, США, Россия, Япония, несколько государств Северной Европы, если не весь ЕС, а из Северо-Восточной Азии — Китай, Япония и две Кореи. Речь шла о предотвращения таким образом перспективы войны между США, Китаем и Россией 5. Одной из главных проблем при создании «Арктической Лиги» становился вопрос: соответствует ли это национальным интересам как 8-ми арктических стран, так и 13-ти неарктических государств — наблюдателей «Арктического Совета»? Арктический совет вообще прекращает свою деятельность или как-то взаимодействует с новой создаваемой международной структурой по проблемам коренных народов, экологии, сохранения флоры и фауны и изменения климата?

В-четвёртых, Россия использует и будет продолжать накапливать свои внутренние резервы, имеющиеся научно-технические, финансово-экономические ресурсы для выполнения задач, поставленных в «Стратегии развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645 6. В перечне основных стратегических опасностей, вызовов и угроз, формирующих риски для внутреннего развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности, указывается рост конфликтного потенциала в Арктике, требующий постоянного повышения боевых возможностей группировок войск (сил) Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в Арктической зоне РФ. Многовекторная внешнеполитическая деятельность РФ направлена на реализацию задач в сфере развития инфраструктуры российской Арктики.

Арктические стратегии США 2019 и 2022 гг.

Ещё десять лет тому назад говорилось о том, что Россия и США — конкуренты, но не враги и не антагонисты. В их политико-экономических системах нет принципиальной разницы, хотя они и не идентичны 7. Заместитель госсекретаря США Дэвид Хейл в 2020 г. заявлял о России как о жёстком, порой изобретательном конкуренте США 8. Изменения глобальной среды, качественное усложнение характера международных взаимодействий и внутриполитической динамики как в России, так и в странах Азии, позволяют по-новому взглянуть на процесс, обозначенный в российском официальном и научном дискурсе как «поворот на Восток» [2, Азиатский поворот]. В 2018-2022 гг. «поворот на Восток» сопряга-

5 Irvin Studin. How a new Arctic League can save the post-coronavirus world. URL: https://www.scmp.com/week-asia/opinion/article/3083605/how-new-arctic-league-can-save-post-coronavirus-world (дата обращения: 17.01. 2023).

6 Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74710556/ (дата обращения: 05.01.2023).

7 Шаклеина Т.А. Россия — США: оптимизм и пессимизм «перезагрузки». URL: https://www.perspektivy. info/book/rossija ssha optimizm i pessimizm perezagruzki 2012-02-03.htm (дата обращения: 11.01.2023).

8 «Жёсткий конкурент»: в Госдепе не считают Россию врагом. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2020/01/11_a_ 12905744.shtml (дата обращения: 11.01.2023).

ется с изменениями парадигмы отношений между США и Россией в Арктике, что нашло чётко выраженное отражение в стратегических документах США.

США высказывали публичные обвинения России в милитаризации Арктики ещё в мае 2021 г. Госсекретарь США Энтони Блинкен 18 мая 2021 г. в ходе пресс-конференции с главой МИД Исландии Гудлаугуром Тором Тордарсоном в Рейкьявике заявил, что Россия выдвигала незаконные морские претензии. В частности, её регулирование иностранных судов, проходящих Северным морским путём, якобы несовместимо с международным правом. Блинкен также обозначил «опасения по поводу некоторой активизации военной деятельности в Арктике, которая увеличивает опасность или перспективы несчастных случаев, просчётов и подрывает общую цель мирного и устойчивого будущего региона» 9. Министр иностранных дел России С.В. Лавров тогда оперативно ответил, что всё, что делает в Арктике Россия, — законно и легитимно: «Русские военные отвечают за то, чтобы арктическое побережье России было безопасным. Однако, когда туда пытается влезть НАТО, то это уже совершенно другая ситуация. Это наша земля и наши воды. А вот когда НАТО пытается оправдать своё наступление в Арктику, это уже, наверное, немного другая ситуа-10

ция» .

«2019 DoD Arctic Strategy» — Арктическая стратегия Министерства обороны на 2019 г. определяла стратегические цели Министерства обороны для арктического региона в свете обновлённой оценки изменяющейся обстановки в сфере безопасности. Главной прагматической целью стратегии Министерства обороны США в 2019 г. являлось получение финансовых ресурсов, необходимых для реализации военных задач в Арктическом регионе, в рамках практически существующего в США общего порядка планирования и составления государственного бюджета. Министерство обороны США стратегически нацеливалось на то, чтобы быстро выявлять угрозы в Арктике, оперативно и эффективно на них реагировать и формировать среду безопасности, смягчить вероятность возникновения этих угроз в будущем. Реализация такого стратегического подхода США в Арктике требовала: а) повышения осведомлённости об Арктике; б) активизации операций в Арктике; в) укрепления основанного на

11

правилах порядка в Арктике 11.

Очень важно понять смысл перманентно появляющейся в различных доктринах темы интернационализации арктического пространства, основанного исключительно на правилах США. Так, например, для повышения осведомлённости об Арктике, позитивного формирования общественного мнения, США в 2019 г. идентифицировали себя «арктической нацией»

9 Secretary Antony J. Blinken and Icelandic Foreign Minister Gudlaugur Thor Thordarson at a Joint Press Availability. May 18, 2021. URL: https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-and-icelandic-foreign-minister-gudlaugur-thor-thordarson-at-a-joint-press-availability/ (дата обращения: 03.01.2023).

10 «Это наша земля и наши воды»: Лавров задал НАТО неудобный вопрос по Арктике. 18.05.2021. URL: https://inforuss.info/eto-nasha-zemlya-i-nashi-vody/ (дата обращения: 18.01.2023).

11 Report to Congress Department of Defense Arctic Strategy. 2019 DoD Arctic Strategy. June 2019. С. 1-2. URL: https://media.defense.gov/2019/Jun/06/2002141657/-1/-1/172019-DOD-ARCTICSTRATEGY.PDF (дата обращения: 18.01.2023).

— «The United States is an Arctic nation». Географически Арктика охватывает северные подступы к Соединённым Штатам и представляет собой, по мнению разработчиков стратегии, как бы потенциальный вектор как для нападений на родину, так и для проецирования мощи США. Подходы к Северному Ледовитому океану как к востоку, так и к западу от Соединённых Штатов образуют стратегические коридоры для морских перевозок. Арктические морские пути проходят через Берингов пролив между Соединёнными Штатами и Россией, в то время как Гренландско-Исландско-Соединенно-норвежский пролив (GIUK-N) является стратегическим коридором для военно-морских операций между Арктикой и Северной Атлантикой 12. Арктика стратегически позиционировалась в 2019 г. ещё и «The Arctic as the U.S. homeland», как бы родиной США, не имея для этого веских оснований 13. Древние цивилизации Америки действительно появились ещё до Колумба. В США об этом напоминают прекрасно оформленные музеи археологических и культурно-бытовых памятников о жизни, быте индейских племён. По одной из теорий древние люди пришли на американский континент из СевероВосточной Азии через Берингов пролив.

В исторической науке широкую известность получила концепция «The Frontier in American History» — фронтира-границы в американской истории, автором которой является известный историк Turner, Frederick Jackson (Фредерик Джексон Тёрнер, 1861-1932 гг.). В книге «Фронтир в американской истории», изданной в 2009 г. на русском языке, собраны его основные статьи и выступления в 1893-1918 гг., в которых и сформулирована концепция «фронтира» [3]. Эти очерки разных лет концентрировались на одной главной теме — расширении территориальных границ в американской истории. Фронтир определялся как место контакта дикости и цивилизации, наличия свободных земель. В книге анализируются первый официальный фронтир Массачусетского залива, Старый и Средний Запад, долины рек Огайо и Миссисипи в американской истории, доминирующие силы в жизни Запада и его вклад в американскую демократию. По обоснованному мнению Ф.Д. Тёрнера, «Американская история вплоть до наших дней в значительной мере была историей колонизации Великого Запада. Существование значительной территории свободных земель, её постоянное отступление и продвижение американских поселений на запад, — вот объяснения развития Америки» [3]. При этом Ф.Д. Тёрнер в указанной выше книге вообще не затрагивал проблем фронтира-границ освоения Арктики, русских владений на Аляске в 1781-1867 гг., когда Россия фактически заложила фундамент экономики и культуры Аляски.

Исконно арктической нацией во всемирной истории человечества с полным основанием можно назвать Россию. Процесс становления российской государственности ведёт свою историю с IX в. из Ладоги, Великого Новгорода, Новгородской вечевой республики в 1136-1478 гг. Обживание северных территорий и постепенная трансформация их в ойкумену

12 2019 DoD Arctic Strategy. June 2019. С. 3. URL: https://media.defense.gov/2019/Jun/06/2002141657/-1/-1A/2019-

DOD-ARCTICSTRATEGY.PDF (дата обращения: 18.01.2023).

1 ^

13 2019 DoD Arctic Strategy. June 2019. С. 5-6. Там же.

Русского Севера проходило в X—XIII вв., о чём свидетельствуют известные археологические карты 1986, 1993 гг. и научные труды академика РАН Н.А. Макарова [4, Макаров Н.А.] и других отечественных учёных. Новгородцы осваивали географически огромное арктическое пространство Архангельского и Кольского Севера, Карелии, побережья и акватории морей Северного Ледовитого океана, совершали походы даже до реки Обь в Сибири. Исторические сведения об открытии русскими морского пути в Белое море можно найти и в исландских сагах, истории Саксона Грамматика, в летописях Норвегии [5, Лукин Ю.Ф., с. 81-115]. В те далёкие от нас времена фактически не было вообще ещё такого государства, как США, его «правил», не существовало американской цивилизации.

В стратегии Министерства обороны США в 2019 г. Арктика объявлялась общим регионом (shared region) и потенциальным коридором для стратегической конкуренции. Стратегическая территория рассматривалась как потенциальный вектор для нападения на США, а Китай и Россия создавали разные вызовы на своих соответствующих театрах военных действий. Ставилась задача достижения военного преимущества Объединённых сил США и их союзников против Китая и России 14. Таким образом, стабильность в Арктическом регионе, по логике, обозначенной в анализируемой арктической стратегии 2019 г., обеспечивается, в первую очередь, национальными интересами США и их союзников.

Новую стратегию США для Арктического региона — «National Strategy for the Arctic Region», рассчитанную на 2022-2032 гг., Президент США Джо Байден утвердил 7 октября 2022 г. 15 Контент этого документа включает видение изменяющихся условий Арктики, стратегические основы и руководящие принципы подхода США. Обозначены интересы США в Арктике, включающие четыре основных направления:

• Безопасность. Сдерживать угрозы США и союзникам, наращивая возможности, необходимые для защиты cвоих интересов в Арктике, одновременно координируя общие подходы с союзниками и партнёрами и снижая риски непреднамеренной эскалации.

• Изменение климата и охрана окружающей среды. Сотрудничать с общинами и штатом Аляски в целях повышения устойчивости к последствиям изменения климата. Работать над сокращением выбросов в рамках более широких глобальных усилий по смягчению последствий, по улучшению научного понимания и сохранения Арктической экосистемы.

• Устойчивое экономическое развитие. Стремиться к улучшению условий жизни на Аляске, инвестируя в инфраструктуру, улучшая доступ к услугам и поддерживая растущие секторы экономики. Работать с союзниками и партнёрами над расшире-

14 2019 DoD Arctic Strategy. June 2019. С. 6-7. URL: https://media.defense.gov/2019/Jun/06/2002141657/-1/-1/1/2019-DOD-ARCTICSTRATEGY.PDF (дата обращения: 18.01.2023).

15 National Strategy for the Arctic Region. October 2022. 15 p. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/National-Strategy-for-the-Arctic-Region.pdf (дата обращения: 16.01.2023).

нием высококачественных инвестиций и устойчивого развития во всём Арктическом регионе.

• Международное сотрудничество и управление. Несмотря на вызовы арктическому сотрудничеству, США предполагают работать над поддержанием институтов арктического сотрудничества, включая Арктический совет. США якобы стремятся поддерживать международное право, правила, нормы и стандарты в Арктике 16.

В целом же стратегии США 2019, 2022 гг. чётко направлены на защиту национальных интересов США и их союзников. Военно-геоэкономическое противостояние в Арктике постоянно возрастает. Ещё в 2019 г. ставилась стратегическая задача достижения военного преимущества США против Китая и России. В 2022 г. напряжённость в Арктике ещё более усиливается. Россия, в первую очередь, может рассчитывать только на свои ресурсы и возможности.

Северный морской путь: время перемен

В 2022 г. отмечалось 90-летие Северного морского пути (СМП), одной из основных морских магистралей в России, приобретающей со временем всё возрастающую геополитическую и экономическую значимость. Объём перевозимых грузов по акватории СМП в XX-XXI вв. постоянно увеличивается (рис. 1).

ОБЪЕМ ПЕРЕВОЗОК ПО СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ С УЧЕТОМ ТРАНЗИТНЫХ ГРУЗОВ (ТЫС. ТОНН) ИСТОЧНИК: ФГКУ «АДМИНИСТРАЦИЯ СЕВМОРПУТИ», ФГУП «АТ0МФЛ0Т».

тз'ша'ш'шв'шз'ш'ш'^бб'ш "ше'ш Wisai"i996"2001 аюб'гон "2013"2014"2015"2016

Рис. 1. CMn в 1933-2016 17.

Объёмы грузоперевозок в акватории СМП в 2017-2022 гг. составили: 2017 г.: 10,7 млн т, в том числе морскими судами — 9,7 млн т (90,65%), речными судами — 797,2 тыс. т грузов (7,45%), транзитными судами — 194,4 тыс. т (1,82%) 18.

16 National Strategy for the Arctic Region. October 2022. p. 3.

17 Широты высокой важности. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3254502 (дата обращения: 17.01.2023).

Арктика и Север. 2023. № 50

2018 г.: 20,2 млн т, в том числе транзит — 491,2 тыс. т или 2,43%. «Администрация СМП» выдала 792 разрешения на плавание судов в акватории СМП, из них судам под иностранным флагом 91 разрешение 19, или 11,5 %.

2019 г.: 31,53 млн т, в том числе через порты: Сабетта — 20,5 млн т или 65,1% от общего объёма грузоперевозок по СМП, терминал вблизи мыса Каменный — 7,7 млн т или 24,4 %, Дудинка —1,5 млн т или 4,8%. Транзит составил 697,2 тыс. т или 2,21%. Стоимость перевезённых российских грузов по СМП впервые в 2019 г. выросла на 25% в сравнении с показателем 2018 г. и превысила один трлн рублей 20.

2020 г.: 32,97 млн т, в том числе сжиженный природный газ (СПГ) — 59%, нефть — 24%, генеральные грузы — 11%, газоконденсат — 3%, нефтепродукты — 2%, уголь — 1%. Транзит — 1, 281 млн т или 3,9% 21.

2021 г.: 34,85 млн т, в том числе 7,7 млн т нефти и нефтепродуктов (22,1%), 19,6 млн т СПГ и газоконденсата (56,3%), угля — 221,5 тысяч т, рудоконцентрата — 47,7 тысяч т, других грузов — более 4 млн т. Транзит вырос до 2,041 млн т 22, что стало самым высоким показателем за 2017-2021 гг.

2022 г.: 34,034 млн т, в том числе по данным на середину декабря 2022 гг.: нефть и нефтепродукты — 7 224 млн т, СПГ и газоконденсат — 20 489 млн т; уголь — 295 тыс. т, ру-доконцентрат — 43,5 тыс. т, генеральные грузы — 4, 248 млн т 23. Два каботажных рейса, субсидируемых государством, из европейских в дальневосточные порты, совершил атомный лихтеровоз «Севморпуть» 24.

В 2022 г. на фоне специальной военной операции на Украине американская нефте-сервисная компания Baker Hughes, британская BP, норвежские Equinor и Statoi, датская Maersk, британско-нидерландская Shell, французская Total Energies SE и другие покинули проекты в России 25. Из-за экономических санкций США и Европейского Союза сокращаются

18 Объём перевозок по Севморпути в 2017 г. вырос на 42,6 %, до 10,7 млн т. 16 января 2018. URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/branch-news/176 (дата обращения: 17.01.2023).

19 Объём перевозок грузов по Севморпути в 2018 году вырос вдвое — до 20,2 млн т. 26 марта 2019. URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/branch-news/1240 (дата обращения: 17.01.2023).

20 Стоимость перевезённых грузов в 2019 году по СМП российских грузов превысила 1 трлн рублей — Росатом. 15 октября 2020. URL: https://www.rosatom.ru/journalist/smi-about-industry/stoimost-perevezyennykh-v-2019-godu-po-smp-rossiyskikh-gruzov-prevysila-1-trln-rubley-rosatom/ (дата обращения: 17.01.2023).

21 Северный морской путь: итоги 2020 года. Макеты инфографики. 19.01.2021. URL: https://arctic.gov.ru/wp-content/uploads/2021/02/2020.pdf (дата обращения: 17.01.2023).

22 Грузооборот Севморпути в 2021 году: рост сверх ожиданий. Объём перевозок грузов по Севморпути в несколько раз превзошёл рекорды Советского Союза. 16 марта 2022. URL: https://arctic-russia.ru/article/gruzooborot-sevmorputi-v-2021-godu-rost-search-ophidiid/ (дата обращения: 17.01.2023).

23 План грузопотока по Севморпути превышен на 2 млн т в 2022 году. 13.01.2023. URL: https://www.korabel.ru/news/coments/plan gruzopotoka po sevmorputi prevyshen na 2 mln tonn v 2022 god u.htmlr (дата обращения: 18.01.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 Объём перевезённых грузов по СМП в 2022 году составил 34,034 млн т. URL: https://rosatom.ru/journalist/news/obem-perevezennykh-gruzov-po-severnomu-morskomu-puti-v-2022-godu-sostavil-34-034-mln-tonn/ (дата обращения: 17.01.2023).

25 Глобальный нефтесервис уходит из России: шанс для отечественного бизнеса // Редакция «Федерал Пресс» / Дмитрий Коптев. URL: https://fedpress.ru/article/2953054. Какие компании ушли из России: список на 18 янва-

объёмы поставок нефти, газа и других грузов в страны коллективного Запада из российской Арктики и Дальнего Востока.

Потребности в перевозке грузов в Арктике зависят от наличия целого комплекса разных факторов, в том числе не только от складывающейся экономической конъюнктуры, но и от глобальных изменений климата, перехода к зелёной экономике, отказа Запада от использования нефтегазовых ресурсов российской Арктики. Риски изменения климата на Евразийском Севере России связаны с таянием вечной мерзлоты, возникающей при этом угрозой для сооружений, зданий; с лесными пожарами, наводнениями и засухой, прочимыми природными катаклизмами. Остаётся актуальным рост мощностей судостроительных и судоремонтных предприятий, создание новейших судов ледокольного флота для адекватного использования возможностей Северного морского пути в сложнейшей международной обстановке. В связи азиатским геополитическим и экономическим поворотом России на восток появляются новые возможности и вызовы. Рост объёмов грузоперевозок в 2021-2022 гг. открывает новое окно возможностей как для российского государства, так и для отечественного бизнеса, роста российских инвестиций в российскую Арктику, развития ФГУП «ГлавСевморпуть», большого Северного морского пути от Мурманска до Владивостока, включая каботажные рейсы.

ФГБУ «ГлавСевморпуть» создано в 2022 г. по распоряжению Правительства Российской Федерации от 23 июля 2022 года № 2019-р. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества указанного федерального государственного бюджетного учреждения осуществляет Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». В ФГБУ «ГлавСевморпуть» вошли Штаб морских операций ФГУП «Атомфлот», функции и отдельный персонал ФГБУ «Администрации Севморпути» Росморречфлота Минтранса России. Создание ФГБУ «ГлавСевморпути», по мнению В.В. Рукши, заместителя генерального директора Госкорпорации по атомной энергии «Росатом» — директора Дирекции Северного морского пути: «Это не распределение полномочий, это вопрос создания «единого окна», чтобы судовладелец не обращался в три-четыре разных места, а имел возможность оперативно обращаться в одно место, а это место могло уже, имея общую информацию, консолидировать её и выдавать судовладельцу» 26 . «ГлавСевморпуть» осуществляет ледокольную проводку судов, разработку маршрутов плавания судов, расстановку судов ледокольного флота с учётом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки. Важнейшей функцией является выдача, приостановление, возобновление и прекращение действия разрешений на плавание судов в акватории СМП 27.

ря 2023 года / Илья Шевченко. URL: https://grandguide.ru/kakie-kompanii-uhodyat-iz-rossii/ (дата обращения: 18.01.2023).

26 Росатом воссоздаст ФГБУ «Главное управление Северного морского пути». 15 июня 2022. URL: http://www.morvesti.ru/news/1679/96214/ (дата обращения: 09.01.2023).

27 Устав ФГБУ «Главное управление Северного морского пути» в редакции от 25 июля 2022 года. С. 1-15. URL: https://nsr.rosatom.ru/upload/iblock/bb9/Ustav.pdf (дата обращения: 06.01.2023).

Ранее, ещё в январе 2022 г., Правительство РФ решило объединить планы мероприятий по развитию Северного морского пути, которые были прописаны в двух федеральных проектах до 2024 г. и 2030 г. в один федеральный проект (ФП) до 2030 г. — «Круглогодичный Севморпуть» 28. Таким образом, ФГБУ «ГлавСевморпуть» госкорпорации «Росатом» с 2022 г. реально становится в действующей акватории Северного морского пути полновластным хозяином от имени российского государства.

Ви V /> V и V

новой электронной глобальной реальности самой высокой оценки заслуживает деятельность Госкорпорации «Росатом», осуществляющей разработку «Единой платформы цифровых сервисов на Севморпути» (сокращённо — ЕПЦС СМП), направленной на цифрови-зацию СМП, обеспечение безопасности судоходства и диспетчеризацию флота в Арктике. ЕПЦС Севморпути предусматривает обслуживание до 1 500 уникальных пользователей, которым будут предоставлены 27 цифровых сервисов, в том числе:

спутниковая навигация и связь;

сбор данных и оценка экологической обстановки в акватории СМП; предоставление данных о местоположении спасательных и медицинских служб; сбор хронологической статистической информации о проходе судов, включая скоростные параметры движения по районам;

навигационные карты и навигационно-гидрографическое обеспечение проводки; составление подробных прогнозов погоды на конкретных участках акватории СМП; выработка и построение оптимальных маршрутов для судов в зависимости от навигационной, гидрометеорологической информации и ледовых условий;

• компьютерное зрение — оперативное распознавание и оценка ледовой обстановки;

• контроль развития ледовой обстановки в акватории СМП;

• искусственный интеллект — модели глубокого анализа данных, моделирования и

» 29

поддержка принятия решений .

В работе по созданию ЕПЦС СМП привлечены ведущие проектные организации и научные институты: АО «Гринатом», АО «Ситроникс», АО «ЦНИИМФ», Центр морских исследований МГУ им. М.В. Ломоносова, Московский физико-технический институт. Работа над ЕПЦС СМП будет завершена в 2024 г. Проект обойдётся в сумму порядка 2,9 млрд рублей, включая средства, выделенные из федерального бюджета 30.

28 Решено объединить федеральные проекты «Развитие Северного морского пути» и «Северный морской путь — 2030» в один — «Круглогодичный Севморпуть». 10.02.2022. URL:https://www.arcticway.info/resheno-obedinit-federalnye-proekty-razvitie-severnogo-morskogo-puti-i-severnyy-morskoy-put-2030-v (дата обращения: 19.01.2023).

29 Дирекция СМП Госкорпорации «Росатом» завершила разработку концепции Единой платформы цифровых сервисов, предоставляемых в акватории Северного морского пути (ЕПЦС СМП). URL: https://www.atomic-energy.ru/news/2021/12/15/120297 (дата обращения: 18.01.2023).

30 О ходе разработки Единой платформы цифровых сервисов на Севморпути. URL: https://seanews.ru/2022/06/16/ru-o-hode-razrabotki-edinoj-platformy-cifrovyh-servisov-na-sevmorputi/ (дата обращения: 19.01.2023).

В январе 2023 г. Правительство РФ приняло дополнительные решения для обеспечения круглогодичной навигации в Арктике. Были утверждены правила предоставления субсидии на создание цифровой экосистемы Севморпути. Для этого в федеральном бюджете на 2023-2024 гг. предусмотрено 3,8 млрд рублей 31. Для обеспечения эффективной работы Севморпути в XXI в. важно использовать самые современные технологии, цифровые сервисы, имеющиеся возможности российского государства, научных центров, САФУ имени М.В. Ломоносова и других вузов АЗРФ, активность и инициативу молодёжи, студентов.

Правительство РФ распоряжением от 1 августа 2022 г. утвердило «План развития Северного морского пути на период до 2035 года» 32. Его главные цели — обеспечить надёжную и безопасную перевозку грузов и товаров для людей, живущих в районах Крайнего Севера, а также создать условия для реализации инвестпроектов в Арктической зоне РФ. В перечень 150 мероприятий этого плана включено строительство терминалов, береговых и гидротехнических сооружений, баз бункеровки и техобслуживания; создание морских перегрузочных комплексов сжиженного природного газа, порта-хаба для организации транзитных перевозок во Владивостоке, транспортно-логистического узла в морском порту Корсаков на Сахалине; развитие Мурманского и Архангельского транспортных узлов. Обновляется ледокольный флот, в том числе атомными ледоколами проекта «Лидер». Намечено строительство аварийно-спасательного флота из 46 судов и оснащение арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС вертолётами. Создаётся арктическая спутниковая группировка, обеспечивающая гидрометеорологическое и навигационное сопровождение судоходства и оценку изменения климата 33. Осуществляемые и планируемые Правительством РФ меры позитивно сказываются на развитии СМП в 2022-2023 гг.

Границы акватории СМП официально определяют «Правила плавания в акватории Северного морского пути», утверждённые Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1487 с изменениями и дополнениями от 19 сентября 2022 г.:

«При следовании судна в акваторию Северного морского пути с запада за 48 часов до подхода к западной границе проливов Карские Ворота, Маточкин Шар или Югорский Шар либо до подхода к меридиану 68 градусов 35 минут восточной долготы (далее — западная граница), а при следовании судна в акваторию Северного морского пути с востока за 48 часов до подхода к параллели 66 градусов 05 минут северной широты и (или) к меридиану 168 градусов 58 минут 37 секунд западной долготы (далее — во-

31 Михаил Мишустин: Правительство профинансирует инфраструктурные проекты для развития СМП. URL: https://ru.arctic.ru/infrastructure/20230116/1014181.html (дата обращения: 16.01.2023).

32 Распоряжение Правительства РФ от 1 августа 2022 г. № 2115-р «Об утверждении плана развития Северного морского пути на период до 2035 года». 9 августа 2022. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405010751/ (дата обращения: 16.01.2023).

33 Распоряжение Правительства РФ от 1 августа 2022 г. № 2115-р «Об утверждении плана развития Северного морского пути на период до 2035 года». 9 августа 2022. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405010751/ (дата обращения: 16.01.2023).

сточная граница) или сразу после отхода из морского порта, расположенного вне акватории Северного морского пути (если время плавания судна после отхода из морского порта до западной или восточной границы составляет менее 48 часов)» 34.

Капитан любого судна обязан сообщить уполномоченному органу о планируемом времени (московском) прибытия судна соответственно к западной или восточной границе, а также конкретную информацию по 14-ти пунктам, включая порт и место назначения, таж перевозимого груза, запасы топлива, пресной воды и продовольствия, количество членов экипажа и пассажиров на судне, предполагаемые дату и время (московское) входа судна в акваторию СМП с указанием географических координат планируемого места пересечения границы СМП и планируемую дату окончания плавания в акватории СМП.

В связи со сказанным выше, возникает вполне естественное предлположение о том, что в план развития Северного морского пути включены географически морские порты Корсаков на Сахалине и Владивостоке; Архангельский и Мурманский транспортные узлы; Камчатский край и Мурманская область, официально не входящие в акваторию СМП. Эти и другие объекты по смыслу относятся не к малой акватории СМП, а к большой акватории «Северного морского транспортного коридора» от Мурманска до Владивостока или так называемого «Большого Северного морского пути».

Рис. 2

Акватория Севморпути, в которой действует ФГБУ «ГлавСевморпуть», легитимно включает только четыре моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Баренцево и Берингово моря входят в перечень портов Арктического бассейна. Официальный сайт Роса-тома информирует: «Северный морской путь (СМП) — судоходный маршрут, главная морская коммуникация в российской Арктике. Проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцово, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское,

34 Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1487 «Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути». С изменениями и дополнениями от 19 сентября 2022 г. URL: https://base.garant.ru/74664152/ (дата обращения: 05.01.2023).

35 Росатом воссоздаст ФГБУ «Главное управление Северного морского пути». 15.06.2022. URL: http://www.morvesti.ru/news/1679/96214/ (дата обращения: 16.01.2023).

Чукотское и Берингово). СМП соединяет европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему» 36.

То есть речь идёт фактически о создании единой транспортной системы, обеспечении безопасности в акваториях морей всего Арктического бассейна и Дальнего Востока. В условиях западных санкций, азиатского вектора России на восток такой подход крайне необходим, вполне логичен и оправдан. Дело, видимо, остаётся за тем, чтобы официально на государственном уровне, практически создать единую морскую северо-восточную транспортную систему России, возможно, уже в 2023 г. Время уплотняется с каждым днём.

Акватория Арктического бассейна

В Арктический бассейн, где осуществляет деятельность ФГУП «Росморпорт», официально входят 16 морских портов 37 Мурманского, Архангельского и Анадырского филиалов: Варандей, Витино, Диксон, Дудинка, Кандалакша, Мурманск; Архангельск, Мезень, Нарьян-Мар, Онега, Сабетта; Анадырь, Беринговский, Певек, Провидения, Эгвекинот. Свою постоянную нишу в объёмах грузопотоков по морским портам занимает ежегодный северный завоз угля, топлива, продуктов, лесных и генеральных грузов, контейнеров в труднодоступные районы Крайнего Севера, в том числе сопряжённые с морскими и речными перевозками.

Общий грузооборот морских портов Арктического бассейна в 2020-2022 гг. составлял:

2020 г.: 96 млн т, на 8,4 % меньше, чем в 2019 г. Из них: объём сухих грузов — 30,1 млн т, наливных грузов — 65,9 млн т. Грузооборот портов Мурманск — 56,1 млн т, Сабетта 27,8 млн т, Варандей 4,9 млн т, Архангельск 3,3 млн т 38.

2021 г.: 94,3 млн т, уменьшился на 1,7 млн т или на 1,9% к уровню 2020 года. Из них: объём сухих грузов — 29,0 млн т, наливных грузов — 65,3 млн т. Грузооборот портов: Мурманск — 54,5 млн т, Сабетта 27,9 млн т, Варандей 4,6 млн т, Архангельск 3,2 млн т 39.

2022 г.: 98,5 млн т, больше, чем в 2021 г., на 4,4 %. Объём перевалки наливных грузов вырос на 5,7% до 69,1 млн т, а сухих грузов — на 1,5% до 29,4 млн т 40. Всего за три года в Арктическом бассейне было перевезено почти 289 млн т грузов.

На государственном уровне в Российской Федерации используется двойная статистика по объёмам перевозимых грузов: во-первых, объёмы грузоперевозок только по акватории СМП; во-вторых, грузооборот морских портов российского Арктического бассейна. При

36 Развитие Северного морского пути. URL: https://www.rosatom.ru/production/fleet/ (дата обращения: 08.01.2023).

37 Росморпорт. Услуги предприятия. URL: https://www.rosmorport.ru/services/seaports (дата обращения: 08.01.2023).

38 Грузооборот морских портов России за 12 месяцев 2020 года. URL: https://www.morport.com/rus/news/gruzooborot-morskih-portov-rossii-za-12-mesyacev-2020-goda (дата обращения: 17.01.2023).

39 Грузооборот морских портов России за 12 месяцев 2021 г. URL: https://www.morport.com/rus/news/gruzooborot-morskih-portov-rossii-za-12-mesyacev-2021-g (дата обращения: 18.01.2023).

40 Грузооборот морских портов Арктического бассейна в 2022 году вырос на 4,4%. URL: https://b-port.com/index.php/news/276010 (дата обращения: 18.01.2023).

этом в данных грузоперевозок по акватории Северного морского пути отсутствуют морские порты Баренцевого, Белого, Печорского морей, как будто их и вообще не существует в АЗРФ. А морские порты Дальневосточного бассейна ФГУП «Росморпорт» — Владивосток, Магадан, Охотск, Петропавловск-Камчатский и другие — официально не входят в Арктический бассейн. То есть в Российской Федерации функционирует система двойного управления в морях единой российской Арктики.

В связи с происходящим азиатским поворотом России на восток в международных отношениях, увеличением объёма грузоперевозок в Азию (Китай, Индию и в другие страны), санкциями нет смысла бояться инноваций в тех или иных принимаемых решениях. Возникает потребность приводить управление, существующие нормы, правила плавания в северных морях нашей страны в соответствие с существующей реальностью в экономике, политике, для обеспечения безопасности всей российской Арктики.

Предложения автора, касающиеся российской Арктики и Дальнего Востока

• Во-первых, обеспечение безопасности в российской Арктике и на Дальнем Востоке, включая всю большую акваторию от Мурманска до Владивостока, становится одним из актуальных приоритетов Российской Федерации в новых исторических условиях. Министерство обороны РФ предложило, например, в 2022 г. внести поправки в федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», изменить правила прохода по Севморпути. В итоге Президент РФ В.В. Путин подписал закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ в редакции от 05.12.2022, устанавливающий правила прохода судов, в том числе и иностранных военных кораблей, через внутренние морские воды 41. Обращает внимание, что всякого рода запреты и разрешения, по-существу (не формально), касаются не только и не столько малой акватории Севморпути, но именно всей в целом Российской Арктики и Дальнего Востока, всех внутренних морских вод, территориальных морей, а также военных и туристических судов, использования природных ресурсов. В связи с этим действующий федеральный закон в редакции от 5 декабря 2022 г. охватывает многие вопросы морской деятельности, обеспечения безопасности в российской Арктике и становится в какой-то степени эталонной предтечей последующих изменений.

• Во-вторых, российская Арктика и Дальний Восток становятся ближе и понятнее друг к другу во всех смыслах. Восточный экономический форум (ВЭФ-2022), проходящий во Владивостоке по теме «На пути к многополярному миру», например, собрал более семи тысяч участников из 68-ми стран. В первые три дня ВЭФ-2022 было подписано 260 соглашений на общую сумму 3 трлн 255 млрд рублей 42. Активно продолжается развитие инвестицион-

41 Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1998 № 155-ФЗ в редакция от 05.12.2022. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/12742 (дата обращения: 12.01.2023).

42 Итоги VII Восточного экономического форума. 9 сентября 2022. URL: http://www.dfo.gov.ru/trutnev/5937/ (дата обращения: 16.01.2023).

ных проектов Дальнего Востока, где в 2022 г. с государственной поддержкой выполнялось 2 760 новых инвестиционных проектов, было осуществлено инвестиций в объёме 2 трлн 880 млрд рублей и создано 107,5 тысяч рабочих мест, введено в эксплуатацию 554 предприятия. Развивается инфраструктура территорий опережающего социально-экономического развития 43. Имеет смысл создать единую морскую северо-восточную транспортную систему России. Цифровые сервисы «Единой платформы цифровых сервисов на Севморпути» могут и должны использоваться как в морской акватории Арктического бассейна, так и в морях Дальнего Востока.

• В-третьих, в принятые ранее «Правила плавания в акватории Северного морского пути» имеет смысл внести необходимую правку и дополнения, чётко определив акваторию деятельности ФГБУ «ГлавСевморпуть» от Мурманска до Владивостока, однозначно прописав все необходимые для этого положения. Здесь возможны два варианта. Первый вариант: «Правила по прохождению судов в акватории Северного морского пути» применяются только в малой акватории СМП, как секторальной части акватории большого Северного морского пути от Мурманска до Владивостока. Второй вариант: действие указанных правил для обеспечения безопасности распространяется не только на малую акваторию Северного морского пути, но и на всю большую акваторию Северного морского транспортного коридора без всяких исключений с добавлением морских портов Дальневосточного бассейна ФГУП «Росморпорт» — Владивостока, Петропавловска-Камчатского и других.

• В-четвёртых, пришло время объединить действующие морские административные структуры и морские порты ФГУП «ГлавСевморпуть» и ФГУП «Росморпорт» в единую структуру. Процесс объединения ведомств в одной структуре управления практически уже начался с июля 2022 г. в связи с передачей функций и отдельного персонала ФГБУ «Администрации Севморпути» из Росморречфлота Минтранса России в ФГБУ «ГлавСевморпуть». Методологически, с целью повышения качества государственного управления в Арктике и на Дальнем Востоке, взаимодействия разных структур и достижения наилучших результатов в их деятельности, такое объединение федеральных органов власти и управления вполне созрело, и его возможно осуществить без больших затрат и сокращений персонала.

• В-пятых, в любом из вариантов реорганизации управления большой акваторией северных морей российской Арктики и Дальнего Востока важно сохранить историческое название «Главное управление Северного морского пути».

«Trans-Arctic Sea route» — международная трасса морского пути в Арктике

С эксплуатацией арктических трасс судоходства в недалёком будущем возникает ещё одна сложнейшая проблема, во многом зависящая уже не от воли людей и государств, а более всего от изменений климата, таяния арктических льдов. Речь идёт о транспортном око-

43 Юрий Трутнев: Инвестпроекты на Дальнем Востоке будут и дальше получать поддержку. 9 ноября 2022. URL: http://www.dfo.gov.ru/trutnev/6031/ (дата обращения: 08.01.2023).

лополюсном коридоре «Trans-Arctic Sea route» (TSR) 44. Этот маршрут протяжённостью около 3 900 км проходит через Северный полюс и примерно на 1,5 тыс. км короче СМП. Не только Запад, но и Китай делают ставку именно на использование TSR в будущем.

Арктика нагревается быстрее, чем где-либо ещё на Земле, считает PhD Nathanael Melia из университета Виктории (Великобритания). Спутниковые наблюдения показывают, что Арктический регион теряет морской лёд с огромной скоростью. Потери морского льда создают возможности для более коротких глобальных торговых связей между Восточной Азией и Великобританией через Арктику. Арктический судоходный сезон может увеличиться в три раза к середине XXI в. Происходящие изменения климата, таяние арктических льдов открывают для эксплуатации США, Китаем, другими странами международный транспортный околополюсной коридор «Trans-Arctic Sea route» (TSR), фактически уменьшая значимость российского Северного морского пути. Трансарктические рейсы в настоящее время сосредоточены на двух основных маршрутах: 1) Северный морской путь (СМП) — вдоль северного побережья России для грузопотоков и путешествий между Европой и Азией; 2) Северо-Западный проход (СЗП) через Канадский архипелаг как маршрут от Восточного побережья США до Азии. Самым быстрым и прямым маршрутом в будущем становится именно околополюсный «Trans-Arctic Sea route» (TSR). Статистические данные о транзите по СМП и СЗП на основе данных «Arctic Logistics In formation Office 2015» и «Canadian Coast Guard 2015» показывали общий рост трансарктических рейсов. Эксперты по судоходству сходятся во мнении, что эти немногочисленные рейсы пока ещё носят исследовательский характер, «пробуя воду», чтобы понять, являются ли арктические маршруты экономически жизнеспособными [6].

Морские пути в Арктике последовательно осваивает Китай, изучая возможности трансполярного морского пути (TSR). Китай позиционирует себя арктическим государством, входит в Арктический Совет. В 33-й главе «Активное расширение пространства для развития морской экономики» 14-го пятилетнего плана национального экономического и социального развития КНР и набросков долгосрочных целей на 2035 г. прямо записано: «Участвовать в практическом сотрудничестве в Арктике и строить Ледяной шёлковый путь» 45 .

Исследованию направлений и инструментов реализации практических программ освоения Китаем Арктики посвящён известный научный труд Д.А. Медведева, Р.А. Полпончика и Л.А. Шашок «Арктическая политика Китая в первой четверти XXI века» под редакцией доктора технических наук С.Н. Гриняева, опубликованный в 2020 г. Оптимальным для России, по мнению авторов книги, представляется сбалансированный и компромиссный

44 См., например, карту TSR / Czestaw Dyrcz, польский контр-адмирал, доктор технических наук в области геодезии и картографии, магистр географии, ректор Польской военно-морской академии в 2007-2015 гг. URL: https://t.me/sevmorput/2956 (дата обращения: 10.01.2023).

45 Четырнадцатый пятилетний план национального экономического и социального развития Китайской Народной Республики и Наброски долгосрочных целей на 2035 год. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2021-03/13/content_5592681.htm (дата обращения: 06.01.2023).

подход к сотрудничеству с Китаем в Арктике. Не исключено, что Китай может потребовать предоставления Северному морскому пути статуса нейтральных вод. Несмотря на активный переговорный процесс, текущее состояние можно охарактеризовать китайской поговоркой «Горячо в политике, холодно в экономике» [7, Медведев Д.А., Полончук Р.А., Шашок Л.А., с. 62-73, 75].

Об открытиях и наименованиях географических объектов в российской Арктике

Глобальные изменения климата уже не первый год влияют на арктическую «кухню погоды», сказываются на проявляющихся всё зримее изменениях арктического ландшафта. Происходящее на фоне повышения температуры воздуха и воды в Арктике с момента последнего картографирования архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа в начале 50-х гг. XX в. показало усилившееся сокращение площади их оледенения, существенно повлияло на природный ландшафт и привело к образованию новых географических объектов. Характерны для окраинных частей материковых ледников одиночные скалы или скалистые вершины, поднимающиеся над поверхностью ледника и обтекаемые им, так называемые «нунатаки» (на языке эскимосов: «нуна» — одинокий, «так»— вершина) превратились в мысы и острова, а долины и фьорды — в бухты. Эти и другие климатические вызовы потребовали систематических океанографических исследований, направленных на обеспечение безопасности общего мореплавания и морской деятельности в морях Северного Ледовитого океана [8].

Только в течение 2015-2017 гг. были выделены как новые географические объекты и картографированы: 12 островов, 14 мысов, один пролив, шесть бухт. Картографированы обнаруженные ранее объекты, не нанесенные на карты: остров Рожкова в заливе Кривошеина; пролив, разделивший остров Нортбрука, с условным наименованием «пролив Гайдовского»; мыс в губе Глазова с условным наименованием «Кругосветка» (новое предлагаемое название — «мыс адмирала Владимирского»). Выделены как новые географические объекты: пролив Беспокойный; два острова с условными наименованиями Западный Нортбрука и Восточный Нортбрука. Зафиксировано исчезновение острова Перламутровый в архипелаге Земля Франца-Иосифа [8, Корнис А.В., Шаромов А.В. и др., с. 106]

Совместные экспедиции Северного флота и Русского географического общества в процессе реализации единого историко-культурного проекта «Главный фасад России. История, события, люди» исследовали в 2018 г. Новую Землю, в 2019 г. — острова Земли Франца-Иосифа, в 2020 г. — Северную Землю, Таймыр, Новосибирские острова и остров Врангеля. Экспедиционный сезон 2021 г. был перенесён на 2022 г. из-за затяжного ремонта ледокола «Илья Муромец», но часть запланированных исследований на Новой Земле выполнили военнослужащие. Были реконструированы маршрут Фёдора Розмыслова по Маточкину Шару и

полёт первого арктического лётчика Яна Нагурского вдоль всего побережья Новой Земли 46. В задачи экспедиции 2022 г. входило изучение маршрутов полярных экспедиций прошлых лет, поиск и мониторинг состояния объектов культурного наследия и научные исследования сейсмичности Арктического региона, локальные проявления сильных землетрясе-

47

ний, активных тектонических движений .

С учётом постоянных изменений, происходящих не только в Арктике, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) предложила изменить подход к ведению «Государственного каталога географических названий», который содержит наименования географических объектов, по каждому субъекту РФ 48. По мнению О.А. Скуфинского, руководителя Росреестра, создание «Единой информационной системы наименований географических объектов» позволит уточнить, актуализировать и оцифровать данные, сделать доступ к ним максимально удобным, оптимизировать процесс взаимодействия в области присвоения наименований географическим объектам. «Это станет одним из драйверов роста экономики регионов и территориального развития страны в целом» 49. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22 июня 2022 г. № П/0242 был утверждён новый порядок выявления существующих наименований географических объектов, включая Арктический регион 50 .

По состоянию на 1 августа 2022 г. была внесена правка в действующий федеральный закон 1997 года. Действие Федерального закона РФ «О наименованиях географических объектов» в редакции 2022 г. распространяется на континентальный шельф (морское дно и его недра), исключительную экономическую зону РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (статья № 3) 51. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе Арктики в порядке, определяемом не менее чем десятью актами федерального уровня и нормами международного права, в том числе Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года. Географические объекты по этому ФЗ включают материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озёра, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, автономные область и округа; города и другие населённые пункты; все административно-

46 «Главный фасад России». URL: https://www.rgo.ru/ru/ekspedicii/glavnyy-fasad-rossii (дата обращения: 17.01.2023).

47 Землетрясения на Новой Земле: ученые поделились подробностями экспедиции. URL: https://www.techinsider.ru/science/1555527-zemletryaseniya-na-novoy-zemle-uchenye-podelilis-podrobnostyami-ekspedicii/ (дата обращения: 17.01.2023).

48 Государственный каталог географических названий. URL: https://cgkipd.ru/science/names/reestry-gkgn.php (дата обращения: 18.01.2023).

49 Росреестр предложил создать ГИС наименований географических объектов. 3 сентября 2020. URL: https://d-russia.ru/rosreestr-predlozhil-sozdat-gis-naimenovanij-geograficheskih-obektov.html (дата обращения: 01.01.2023).

50 Об утверждении порядка выявления существующих наименований географических объектов / Приказ федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22 июня 2022 г. № П/0242. URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Rosreestra-ot-22.06.2022-N-P_0242/ (дата обращения: 27.12.2022).

51 Федеральный закон «О наименованиях географических объектов» (по состоянию на 1 августа 2022 года). URL: http://komitet4.km.duma.gov.ru/upload/site28/152-FZ_na_01.08.2022.pdf (дата обращения: 27.12.2022).

территориальные образования (единицы); железнодорожные станции, морские порты и речные порты, аэропорты. В статье № 9 ФЗ определяется порядок присвоения и переименования географических объектов. Географическим объектам могут присваиваться имена лиц, непосредственно принимавших участие в открытии, изучении, освоении или основании географических объектов. Имена выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки и культуры и других имеющих заслуги перед государством лиц посмертно могут присваиваться географическим объектам, которые не имеют наименований. Присвоение одного и того же наименования нескольким однородным географическим объектам в пределах административно-территориального образования (административно-территориальной единицы) не допускается 52.

Новые имена в российской Арктике получили два безымянных острова, расположенные на территории Архангельской области и входящие в состав архипелага Земля Франца-Иосифа — «Западный Нортбрук» и «Восточный Нортбрук». На архипелаге Новая Земля появились мыс «Буланова» и остров «Кузнецова», мыс «Афанасенкова», мыс «Адмирала Владимирского», мыс «Мамонтова», мыс «Мороза», острова «Бухмейера» и «Осокина». Это делается для увековечения памяти гидрографов и геодезистов, внёсших значительный вклад в исследование и изучение Арктики: Буланова Бориса Васильевича (1945-1998), Кузнецова Валентина Павловича; участников Великой Отечественной войны, капитан-лейтенанта Афанасенкова Федора Прокопьевича (1912-1988) и адмирала Владимирского Льва Анатольевича (1903-1973); Мамонтова Василия Алексеевича (1913-1983) 53, Мороза Ивана Даниловича (1914-2005), Бухмейера Всеволода Васильевича (1905-1988), Осокина Игоря Васильевича (1914-1996).

ФГУП «Гидрографическое предприятие» в период с 2020 по 2024 гг. планирует выполнить всего более 320 тысяч километров съёмки рельефа дна в акватории Северного морского пути (СМП). Увеличение грузопотока на восток, в связи с санкциями против России, объективно требует увеличения объёма картографического изучения именно восточного участка Севморпути. Поэтому в 2022 г. гидрографы много работали в Восточно-Сибирском море, проливе Санникова, море Лаптевых и на реке Колыма. В общей сложности на восточном участке СМП было исследовано свыше 30 тысяч линейных километров, что составило примерно 67% от общего объёма работ. «Гидрографическое предприятие» Госкорпорации «Ро-сатом» по итогам летне-осенней навигации 2022 г. провело съёмку 45,2 тысяч линейных км рельефа дна в акватории Северного морского пути. Это максимальный показатель в истории современной России 54. Эта работа, так необходимая в Арктике, продолжается.

52 Федеральный закон «О наименованиях географических объектов» (по состоянию на 01.08.2022). URL: http://komitet4.km.duma.gov.ru/upload/site28/152-FZ_na_01.08.2022.pdf (дата обращения: 27.12.2022).

53 Календарь памятных дат Арктики — Арктик-фонд. URL: https://arctic.narfu.ru/kalendar-pamyatnih-dat (дата обращения: 18.01.2023).

54 «Гидрографическое предприятие» Росатома выполнило рекордный объём исследований акватории Северного морского пути. 28 ноября 2022. URL: https://www.rosatom.ru/journalist/news/gidrograficheskoe-predpriyatie-rosatoma-vypolnilo-rekordnyy-obyem-issledovaniy-akvatorii-severnogo-m/ (дата обращения: 30.12.2022).

Заключение

В заключение важно отметить, что Россия постепенно сосредотачивается и адекватно отвечает в Арктике на современные цивилизационные вызовы в условиях перманентной изменчивости всего глобального социума. Согласен с оценкой, высказанной учёными С.Ю. Козьменко и А.С. Козьменко о начале заката глобализации как доминирующего направления современной геополитики и геоэкономики, воздействии специальной военной операции на разрушение «либеральной экономической модели» [9, с. 39]. Повышение роли российского государства в развитии Арктического региона и Дальнего Востока становится стратегической целью внутренней и внешней политики РФ.

Сегодня трудно предусмотреть все форс-мажорные обстоятельства в постоянно изменяющемся мире, что очень наглядно показали пандемия коронавируса, выборы президента США, война в Нагорном Карабахе, специальная военная операция (СВО) на Украине. Россия имеет возможности и ресурсы успешно преодолеть возникающие трудности, последовательно совершенствуя свою систему государственного управления, решая острые международные и внутренние проблемы развития российской Арктики, Дальнего Востока, большого Северного морского пути в логике осознания своих национальных интересов, используя самые современные технологии, цифровизацию, весь имеющийся потенциал и накопленный опыт своего развития в XX-XXI вв.

Список источников

1. Соболева М.Н., Каврайский А.В., Костенич А.В., Ставров К.Г., Сувернев В.Е., Шарков А.М., Усольцева Е.А. Задача определения и юридического закрепления внешних границ континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане по результатам исследований в Арктике // Материалы Международной научной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения Д.Г. Панова, 8-11 июня 2009 года. Ростов-на-Дону: Издательство ЮНЦ РАН, 2009. С. 314-316.

2. «Азиатский поворот» в российской внешней политике: достижения, проблемы, перспективы / Под ред. А.В. Торкунова, Д.В. Стрельцова, Е.В. Колдуновой. Аспект Пресс, 2022. 256 с.

3. Тёрнер Фредерик Дж. Фронтир в американской истории. Москва: Издательство «Весь Мир», 2009. 304 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Макаров Н.А. Русский Север: таинственное средневековье. Москва: ИА РАН, 1993. 192 с.

5. Лукин Ю.Ф. Ойкумена Русского Севера. Архангельск: Кира, 2022. 300 с.

6. Future of the Sea: Implications from Opening Arctic Sea Routes / Ed. by N. Melia, K. Haines, E. Hawkins. London: Government Office for Science, July 2017. 39 с.

7. Медведев Д.А., Полончук Р.А., Шашок Л.А. Арктическая политика Китая в первой четверти XXI века / Под ред. С.Н. Гриняева. Москва: АНО ЦСОиП, 2020. 84 с.

8. Географические открытия, сделанные Гидрографической службой Северного флота в ходе комплексных океанографических исследований в Арктической зоне / Корнис А.В., Шаромов А.В., Старотиторов С.С., Леонов А.О., Прокудин С.А., Антипин А.О. Мурманск — Санкт-Петербург, 2018. 161 с.

9. Козьменко С.Ю., Козьменко А.С. Геоэкономика Арктики: мобильность стратегических ресурсов нефти на закате глобализации // Арктика и Север. 2022. № 49. С. 38-54. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2022.49.38

References

1. Soboleva M.N., Kavrayskiy A.V., Kostenich A.V., Stavrov K.G., Suvernev V.E., Sharkov A.M., Usoltseva E.A. Zadacha opredeleniya i yuridicheskogo zakrepleniya vneshnikh granits kontinental'nogo shel'fa Rossii v Severnom Ledovitom okeane po rezul'tatam issledovanii v Arktike [The Task of Determining and Legally Fixing the Outer Boundaries of the Russian Continental Shelf in the Arctic Ocean Based on the Results of Research in the Arctic]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 100-letiyu so dnya rozhdeniya D.G. Panova [Proc. Intern. Sci. Conf. Dedicated to the 100th Anniversary of the Birth of D.G. Panova]. Rostov-on-Don, 2009, pp. 314-316.

2. Torkunov A.V., Streltsov D.V., Koldunova E.V., eds. «Aziatskiy povorot» v rossiyskoy vneshney politike: dostizheniya, problemy, perspektivy ["Asian Turn" in Russian Foreign Policy: Achievements, Problems, Prospects]. Moscow, Aspect Press Publ., 2022, 256 p. (In Russ.)

3. Turner F.J. The Frontier in American History. New York, Henry Holt and Company, 1920.

4. Makarov N.A. Russkiy Sever: tainstvennoe srednevekov'e [Russian North: The Mysterious Middle Ages]. Moscow, IA RAS Publ., 1993, 192 p. (In Russ.)

5. Lukin Yu.F. Oykumena Russkogo Severa [Ecumene of the Russian North]. Arkhangelsk, Kira Publ., 2022, 300 p. (In Russ.)

6. Melia N., Haines K. Hawkins E. Future of the Sea: Implications from Opening Arctic Sea Routes. London, Government Office for Science, 2017, 39 p.

7. Medvedev D.A., Polonchuk R.A., Shashok L.A. Arkticheskaya politika Kitaya v pervoy chetverti XXI veka [China's Arctic Policy in the First Quarter of the 21st Century]. Moscow, Center for strategic assessment and forecasts Publ., 2020, 84 p. (In Russ.)

8. Kornis A.V., Sharomov A.V., Starotitorov S.S., Leonov A.O., Prokudin S.A., Antipin A.O. Geografiches-kie otkrytiya, sdelannye Gidrograficheskoy sluzhboy Severnogo flota v khode kompleksnykh okeano-graficheskikh issledovaniy v Arkticheskoy zone [Geographical Discoveries Made by the Hydrographic Service of the Northern Fleet in the Course of Complex Oceanographic Research in the Arctic zone]. Murmansk - St. Petersburg, 2018, 161 p. (In Russ.)

9. Kozmenko S.Yu., Kozmenko A.S. The Arctic Geo-Economy: Mobility of Strategic Oil Resources at the End of Globalization. Arktika i Sever [Arctic and North], 2022, no. 49, pp. 38-54. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2022.49.38

Статья поступила в редакцию 13.01.2023;

принята к публикации 20.01.2023.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.