Научная статья на тему '2020. 02. 006. Клименко Л. Ведущая научная школа патофизиологов Владимира Подвысоцкого. Klymenko L. The leading Volodymyr Pidvysotskyi’s scientific school of pathophysiologists // Acta Baltica Historiae et Philosophiae scientiarum. - Tallinn, 2019. - Vol. 7, n 1. - p. 97-108'

2020. 02. 006. Клименко Л. Ведущая научная школа патофизиологов Владимира Подвысоцкого. Klymenko L. The leading Volodymyr Pidvysotskyi’s scientific school of pathophysiologists // Acta Baltica Historiae et Philosophiae scientiarum. - Tallinn, 2019. - Vol. 7, n 1. - p. 97-108 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММУНИТЕТ / ОНКОЛОГИЯ / ПАТОФИЗИОЛОГИЯ / НАУЧНАЯ ШКОЛА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гранин Р.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2020. 02. 006. Клименко Л. Ведущая научная школа патофизиологов Владимира Подвысоцкого. Klymenko L. The leading Volodymyr Pidvysotskyi’s scientific school of pathophysiologists // Acta Baltica Historiae et Philosophiae scientiarum. - Tallinn, 2019. - Vol. 7, n 1. - p. 97-108»

В заключение Леппик подытоживает: начало XIX в. было временем перехода от космополитического Просвещения к более национальному романтизму. Традиционная европейская университетская модель оказалась в переходном состоянии. Начали зарождаться новая физика и новая химия. Тарту (Дерпт) расположен на западной границе Российской империи и на восточной границе немецкой культуры и западного христианства. Эта граница оказалась чрезвычайно плодотворной. После открытия в 1802 г. Тартуского (Дерптского) университета он превратился в важнейший центр исследований в области естественных наук. Переход от более раннего философского метода исследований к более научному методу оказался глубоким и обширным, прежде всего в биологии, физике и химии. Основатели университета планировали с самого начала основой исследований естественные науки, а их базисом -физическую лабораторию. Организационный талант и неутомимая работа Г.Ф. Паррота привели к созданию лаборатории и к обучению в Тарту на высшем для того времени уровне (c. 80).

Гранин Р. С.

2020.02.006. КЛИМЕНКО Л. ВЕДУЩАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА ПАТОФИЗИОЛОГОВ ВЛАДИМИРА ПОДВЫСОЦКОГО. KLYMENKO L. The Leading Volodymyr Pidvysotskyi's Scientific School of Pathophysiologists // Acta Baltica Historiae et Philosophiae Scientiarum. - Tallinn, 2019. - Vol. 7, N 1. - P. 97-108.

Ключевые слова: иммунитет; онкология; патофизиология; научная школа.

Автор статьи - Людмила Клименко - физиолог, кандидат исторических наук (по специальности история науки), доцент кафедры физиологии Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца. Она читает курс физиологии и нейрофизиологии. Является автором более 50 научных работ по истории физиологии и медицины, среди них монография «История становления и развития физиологических школ в Киеве (конец XIX -XX век)». Основные направления ее исследований - история физиологических школ и роль украинского физиологического общества в развитии физиологии (c. 108).

В своей статье Клименко описывает достижения патофизиологической школы, основанной Владимиром Валериановичем Подвысоцким (1857-1913), основателем первой школы патологов, иммунологов и микробиологов на Украине. Школа занималась проблемами регенерации печеночной ткани, а также биомедицинскими исследованиями в области бактериологии и иммунологии. Среди учеников Подвысоцкого были известные ученые О.Ф. Маньковский, Я.Г. Савченко, С.М. Щасный, Л.А. Тарасевич, Д.К. Заболотный, В.О. Таранухин, Ф.И. Ломинский, А.А. Богомолец и др. Цель статьи - представить достижения первой украинской школы патофизиологи (а 97).

Автор отмечает, что одним из решающих факторов в становлении и развитии любой дисциплины, в том числе медицинской науки, являются достижения научных школ. Прогресс в сфере медицинских знаний на Украине неразрывно связан с деятельностью членов школ патологии. Среди таких фигур были В.В. Подвысоцкий, основавший первую отечественную школу патологов на Украине. Его личные научные достижения и деятельность членов школы сыграли ключевую роль в развитии украинской национальной патофизиологии. Владимир Подвысоцкий родился на Украине, в селе Максимовка Черниговской области. Подвысоцкий окончил Киевский Императорский университет Святого Владимира и большую часть своих исследований провел в Киеве. Во время университетских лет он написал свою первую научную работу об истории и медицинской значимости кефира. Исследование было перепечатано пять раз, а затем было опубликовано в Германии и Франции. В 1884 г. Подвысоцкий уехал учиться и работать за границу.

Молодой ученый обучался в Германии, работал в лабораториях патолога Циглера, физиолога Грюцнера и физика Хоффнера. Результаты его научных исследований за этот период легли в основу его диссертации, опубликованной под названием, которое могло переводиться как «Возрождение тканей печенки». В предисловии было отмечено, что работа выполнена в Патологическом институте профессора Циглера в Тюбингене. В диссертации описаны наблюдения за развитием патологии печени при остром отравлении фосфором и мышьяком. В этой докторской диссертации были впервые представлены патологические явления локаль-

ного некроза паренхимы печени, возникающие дополнительно, до жировой дегенерации. В этой патологии желчные протоки остаются неизменными. В 1886 г. во время его короткого визита в Киев Подвысоцкий защитил диссертацию (а 98).

Вскоре после этого он покинул Украину, чтобы продолжить свои заграничные поездки для изучения новых патофизиологических методов исследования. Сначала он работал с патологом Бол-линджером в Мюнхене, затем в лаборатории Луи Пастера в Париже. В Париже он изучал бактериологию, патологическую гистологию и физиологическую химию. Совместная работа с известными учеными оказала влияние на формирование научного мировоззрения Подвысоцкого. Он вернулся на Украину с новыми идеями и энтузиазмом, которые позволили развивать патофизиологические исследования на Украине. Его первые работы касались гистологических исследований, затем он изучал проблемы бактериологии. Основным направлением исследований его учеников была бактериология, а также изучение микробиологии. Во время пребывания во Франции он не только учился, но и проводил множество исследований для развития французской науки. В 1895 г. он был награжден медалью правительства Франции за заслуги в изучении минеральных вод Франции.

В 1887 г. Владимир Подвысоцкий был назначен частным доцентом кафедры общей патологии Киевского Императорского университета Святого Владимира. 1 августа 1888 г. он был утвержден в качестве экстраординарного профессора. К 1890 г. он уже возглавлял Отдел. Подвысоцкий, просвещенный значительной научной информацией в Институте Пастера, создает активную и эффективную программу обучения патологии, ориентируясь в учебной программе в большей степени на бактериологию. Вдохновленный научными работами Пастера, он ввел экспериментальную демонстрацию при обучении. На своих лекциях он часто показывал различные бактериальные и гистологические препараты. Студенты Подвысоцкого и исследователи его творчества утверждают, что его образование в качестве ученого состоялось именно в Киевском Императорском университете Святого Владимира. Многие известные украинские ученые сделали свои первые шаги в этом университете. Подвысоцкий любил науку, что объясняет его большой энтузиазм в проведении педагогических и научных работ

на кафедре. Он быстро добился академического признания и авторитета среди студентов и исследователей. Его ученики отмечают, что он был талантливым лектором. Его лекции стали популярными благодаря простоте, доступности изложения материала и богатству содержания. Лекции были заполнены информацией о новых достижениях в науке и данными из разных отраслей медицины. Прогресс в патофизиологии и медицине неизбежно носит экспериментальный характер. Тем не менее кафедра была недоукомплектована. Под-высоцкий начал поощрять молодежь, привлекая практикующих врачей и студентов, чтобы те участвовали в научно-исследовательской работе. Вакансии в его лаборатории были постоянно заняты, поэтому студенты месяцами ждали своей очереди. Подвы-соцкий укомплектовал свою лабораторию самым современным на тот момент медицинским оборудованием (а 99).

В 1900 г. Подвысоцкий принял участие в создании медицинского факультета Новороссийского университета в Одессе, который в качестве декана возглавлял в течение 1900-1905 гг. Также он был председателем Одесского бальнеологического общества в течение четырех лет, участвовал в деятельности общества одесских врачей, Медицинского общества при Новороссийском университете, Новороссийского общества естествоиспытателей. Был членом санитарно-эпидемиологической комиссии по улучшению санитарного надзора города. С помощью меценатов организовал строительство клиники детских болезней. С 1905 и вплоть до своей смерти в 1913 г. был директором Института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге, тогда же одновременно с этим преподавал на кафедре всеобщей патологии.

Следует отметить, пишет автор статьи, что многие ученики Подвысоцкого основали свои школы. В частности, Д.К. Заболот-ный создал свою школу эпидемиологов, а В.Ч. Стефанский основал свою школу инфекционных заболеваний. Л.О. Тарасевичу также удалось основать свою иммунологическую научную школу. Основными направлениями научной деятельности школы Тарасе-вича были микробиологические и эпидемиологические исследования, непосредственно связанные с организацией профилактических и противоэпидемиологических мер. Вместе со своими сотрудниками Тарасевич уделил большое внимание разработке наиболее оптимальных технологий производства вакцин, контро-

лю качества, а также изучению и внедрению новых продуктов здравоохранения. Среди последователей Подвысоцкого был еще один выдающийся человек - А.А. Богомолец. С 1930 г. и до конца своей жизни он работал президентом Академии наук Украины и одновременно директором Киевского института клинической физиологии. Богомолец был членом Академии наук и Академии медицинских наук СССР, героем социалистического труда, депутатом Верховного совета Украинской ССР и Верховного совета СССР. Он основал школу патофизиологов. Таким образом, многогранная деятельность Владимира Подвысоцкого и его учеников сыграла большую роль в развитии патологической науки на Украине и оставила неизгладимый след в развитии медицинской науки в целом (с. 106).

Гранин Р. С.

2020.02.007. ВИХАЛЕММ Р. ИСТОРИЯ НАУКИ: ОБ ЭВОЛЮЦИИ ХИМИИ.

VIHALEMM R. A Story of a Science: On the Evolution of Chemistry // Acta Baltica Historiae et Philosophiae Scientiarum. - Tallinn, 2019. -Vol. 7, N 2: Special Edition. - P. 7-179.

Ключевые слова: история и философия науки; история химии; Рейн Вихалемм; эстонские ученые; Тартуский университет.

Недавно вышедшее специальное отдельное издание журнала «Acta Baltica Historiae et Philosophiae scientiarum» («Балтийские записки по истории и философии науки») посвящено целиком книге эстонского ученого-химика, философа науки и её популяризатора Рейна Вихалемма (1938-2015)1, написанной им еще в 1981 г., но остающейся актуальной и для современной эстонской науки (c. 7).

1 Рейн Вихалемм родился в Пярну в 1938 г. В 1963 г. окончил Тартуский государственный университет по специальности физическая химия, а в 1966 г. -аспирантуру по философии. В 1969 г. защитил кандидатскую диссертацию в Институте философии АН СССР. Его основными научными сферами были научная философия, эпистемология, химия и ее история, а также история научной философии в Эстонии. Вихалемм 49 лет проработал преподавателем философии в Тартуском университете. По его инициативе была создана кафедра научной философии, которую он возглавлял до 2004 г. С 2005 г. был внештатным профессором. Его работы в области научной философии были известны за пределами Эстонии. Литовские коллеги назвали Рейна Вихалемма самым влиятельным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.