Научная статья на тему '2020. 02. 005. Леппик Л. Лаборатория Паррота в приграничье (пограничной области). Leppik L. Parrot’s laboratory in the borderland // Acta Baltica Historiae et Philosophiae Scientiarum. - Tallinn, 2018. - Vol. 6, n 2. - p. 66-84'

2020. 02. 005. Леппик Л. Лаборатория Паррота в приграничье (пограничной области). Leppik L. Parrot’s laboratory in the borderland // Acta Baltica Historiae et Philosophiae Scientiarum. - Tallinn, 2018. - Vol. 6, n 2. - p. 66-84 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕЩЕНИЕ / ИСТОРИЯ ФИЗИКИ И ХИМИИ / ПАРРОТ / ТАРТУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2020. 02. 005. Леппик Л. Лаборатория Паррота в приграничье (пограничной области). Leppik L. Parrot’s laboratory in the borderland // Acta Baltica Historiae et Philosophiae Scientiarum. - Tallinn, 2018. - Vol. 6, n 2. - p. 66-84»

Наука и логический позитивизм - это две разные сущности. Если первая представляет собой систематизированный массив знаний, то представители второго, как философского течения в рамках аналитической традиции, лишь настаивают на научно проверяемых фактах. Вопрос о значении оказывается камнем преткновения для сторонников позитивизма. В этом вопросе они оказываются склонны к прозелитизму. Взаимосвязь науки и позитивизма в данном случае ставит под угрозу тот решающий факт, что понятия никогда не являются догматичными. Они всегда открыты для новых уточнений и формулировок.

Д.Г.С. Кэхэмбинг приходит к выводу, что наука и философия находятся в тесном взаимодействии. Например, на творчество А. Эйнштейна оказали влияние многие философы, от Маха до Шопенгауэра. Все это говорит о том, что наука - это не просто накопление эмпирических фактов, но также и вопросы, которые задают ученые, методы, которые они используют для ответа на эти вопросы.

Летов О.В.

2020.02.005. ЛЕППИК Л. ЛАБОРАТОРИЯ ПАРРОТА В ПРИГРАНИЧЬЕ (ПОГРАНИЧНОЙ ОБЛАСТИ).

LEPPIK L. Parrot's laboratory in the Borderland // Acta Baltica Historiae et Philosophiae Scientiarum. - Tallinn, 2018. - Vol. 6, N 2. -P.66-84.

Ключевые слова: Просвещение; история физики и химии; Паррот; Тартуский университет.

Автор статьи - Леа Леппик - получила докторскую степень (PhD) в 2006 г. в Тартуском университете. В 2002-2018 гг. она была научным руководителем музея Тартуского университета, а теперь является куратором и доцентом на юридическом факультете. Она проводит исследования в различных областях истории науки и университета, написала две монографии и курировала несколько выставок (c. 84).

Свою статью она посвятила Георгу Фридриху Парроту -профессору физики в Дерптском (Тартуском) университете с 1802 по 1826 г. - основателю лучшей физической лаборатории в Российской империи, содержащей около 450 экспериментальных при-

боров, из которых более 60 были изобретены им самим. От общего количества приборов около 50 сохранились до сих пор в коллекции Музея Тартуского университета. Статья является первой попыткой рассмотреть историю лаборатории, используя собственные труды Паррота, архивные источники и сохранившиеся физические установки.

Мировоззрение Паррота было сформировано идеями французского Просвещения. Согласно последнему, образование должно быть практичным, утилитарным и основанным на естественных науках. Хорошо оборудованная лаборатория была для этого просто необходима. Химия Лавуазье преподавалась в Тартуском университете с самого его основания. Паррот стал одним из первых французских представителей математической физики в немецкоязычном мире, а также представил новую отрасль физики - физику Земли. Его новаторская химическая теория гальванического электричества не получила признания при жизни, но позже она формировала мировоззрение студентов. Организационный талант Паррота сказался, как в создании лаборатории, так и в преподавательской деятельности. Его учебники помогли раскрыть физическое мировоззрение следующим поколениям, как ученикам средней школы, так и студентам университета (а 66).

С начала XVIII в. территория Эстонии принадлежала Российскому государству, но местная немецкоязычная элита была более связана с немецкой культурной жизнью. Прибалтика имела расширенную автономию. Основной религией в России было русское православие, тогда как Прибалтика была лютеранской. Если сегодня русско-европейские противоречия вращаются вокруг оси Восток-Запад, то в начале XIX в. Россия считалась северной страной. Столицей России был Санкт-Петербург, и начало русской истории было связано с «приглашением варягов во главе с Рюриком». Паррот также писал в 1803 г. Мартинусу ван Маруму: «Я был занят более года, способствуя созданию нового университета на севере». И Наполеоновские войны, и деятельность русского царя Павла I мешали обмену информацией между Россией и Западной Европой. Но «литературный мир» - сеть личных связей между учеными - до сих пор функционировал, простираясь от Парижа до Казани. Можно видеть быстрое движение идей и их воплощение в механизмах. Все важные новые изобретения появля-

ются через несколько лет и в Тарту. Профессора в Тарту пытались публиковать свои работы в западных журналах, но из-за политического вопроса это было не всегда легко. Начало XIX в. было временем нескольких переходов: от космополитического Просвещения к более национальному романтизму, созданию новой модели европейского университета и появлению новой физики и новой химии. Тарту был расположен на западной границе Российской империи и на восточной границе немецкой культуры и западного христианства. В этой плодотворной обстановке был открыт в 1802 г. Дерптский (Тартуский) университет, превратившийся в важнейший центр исследований в области естественных наук (c. 68).

По сравнению с большинством немецких университетов, Тартуский университет сумел модернизировать структуру философского факультета и привести его в соответствие с достижениями в области естественных наук того времени. В 1799 г. планировалось создать кафедру химии и фармацевтики в рамках медицинского факультета. Философский факультет имел в то время семь профессоров. В уставе 1803 г. (статут der Kaiserlichen Universität zu Dorpat, 1803) философский факультет увеличил свой профессорский состав с семи до 13, став таким образом крупнейшим в университете. Факультет был разделен на четыре части. Первые две -это кафедры философии и математики, охватывающие собой теоретическую и практическую философию и чистую и прикладную математику соответственно. Последние две - это Обсерватория и Отделение естественных наук, в том числе теоретической и экспериментальной физики; теоретической и экспериментальной химии; естественной истории и ботаники. Когда Паррота пригласили в Тартуский университет, ему сначала предложили кафедру математики и военных наук, затем (в 1802 г.) кафедру чистой и прикладной математики, а в 1803 г. он перешел на кафедру физики (c. 69).

Переход от раннего философского метода исследования к научному методу был глубоким и обширным в биологии, физике и химии. Основатели университета планировали с самого начала основой для исследований естественные науки, включая клиники, физические и химические лаборатории. Большинство инструментов в лаборатории Паррота были из Западной Европы. В России была только одна научная мастерская - в Академии наук в Санкт-Петербурге. Продукция же частных мастеров не удовлетворяла

потребностям научных исследований. Обмен письмами о подготовке физической и химической лаборатории и обсерватории начался уже при попечительском совете, готовившем открытие университета 12 февраля 1802 г., Паррот представил список необходимых инструментов с именами тех мастеров, кто мог бы их изготовить. Тартуский университет отправил официальные запросы на Восток и Запад: Шрадер в Санкт-Петербург, а Тидеманн в Штутгарт. Вначале они надеялись получить большую часть инструментов из Петербурга, но профессор Шрадер попросил 11 200 рублей заранее за 71 инструмент, что члены попечительского совета посчитали слишком дорогим.

Профессор Иоганн Готлиб Фридрих Шрадер (1763-1833) был известным оптиком, но в Академии наук Санкт-Петербурга у него были трудности с организацией мастерской. Возможно, замечает автор, оптика не была приоритетом для академии; по крайней мере, отражающий телескоп, заказанный для обсерватории Тарту (с предоплатой 500 рублей) остался незаконченным, несмотря на то что механик Антон Роспини пытался завершить его позже (а 69).

Иоганн Генрих Тидеманн (1742-1811) - механик и оптик из Вюртемберга (Штутгарт) - был в первые годы XIX в. для Паррота одним из самых важных контактных лиц с Западной Европой в деле завершения создания лаборатории. Выбор Тидеманна заказывать лабораторное оборудование в Европе, вероятно, не случаен. Паррот учился в Высшей школе Карла в Штутгарте (окончил в 1786 г.). Вице-куратор университета Дерпта Иоганн Эммануил фон Унгерн Штернберг (1763-1825) также учился там в 1781-1782 гг. Ответ Тидеманна был многообещающим, и члены попечительского совета университета решили заказать некоторые микроскопы, солнечный микроскоп, камеру-обскуру, апохроматический телескоп системы Питера Доллонда, а также двухфутовый ахроматических телескоп. При посредничестве Тидеманна университет также получил несколько инструментов из Англии. В лаборатории Паррота находятся несколько инструментов, сделанных в мастерской Дадли Адамса (1762-1817), секстант с искусственным горизонтом и телескоп, сделанный Адамсом в Лондоне. Музейная коллекция также имеет небольшую демонстрационную модель, которая относится к ранним ахроматам, сделанным в конце XVШ в. в мастерской Питера Доллонда (а 70).

В заключение Леппик подытоживает: начало XIX в. было временем перехода от космополитического Просвещения к более национальному романтизму. Традиционная европейская университетская модель оказалась в переходном состоянии. Начали зарождаться новая физика и новая химия. Тарту (Дерпт) расположен на западной границе Российской империи и на восточной границе немецкой культуры и западного христианства. Эта граница оказалась чрезвычайно плодотворной. После открытия в 1802 г. Тартуского (Дерптского) университета он превратился в важнейший центр исследований в области естественных наук. Переход от более раннего философского метода исследований к более научному методу оказался глубоким и обширным, прежде всего в биологии, физике и химии. Основатели университета планировали с самого начала основой исследований естественные науки, а их базисом -физическую лабораторию. Организационный талант и неутомимая работа Г.Ф. Паррота привели к созданию лаборатории и к обучению в Тарту на высшем для того времени уровне (c. 80).

Гранин Р. С.

2020.02.006. КЛИМЕНКО Л. ВЕДУЩАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА ПАТОФИЗИОЛОГОВ ВЛАДИМИРА ПОДВЫСОЦКОГО. KLYMENKO L. The Leading Volodymyr Pidvysotskyi's Scientific School of Pathophysiologists // Acta Baltica Historiae et Philosophiae Scientiarum. - Tallinn, 2019. - Vol. 7, N 1. - P. 97-108.

Ключевые слова: иммунитет; онкология; патофизиология; научная школа.

Автор статьи - Людмила Клименко - физиолог, кандидат исторических наук (по специальности история науки), доцент кафедры физиологии Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца. Она читает курс физиологии и нейрофизиологии. Является автором более 50 научных работ по истории физиологии и медицины, среди них монография «История становления и развития физиологических школ в Киеве (конец XIX -XX век)». Основные направления ее исследований - история физиологических школ и роль украинского физиологического общества в развитии физиологии (c. 108).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.