2019.04.011
2019.04.011. ФЕТТЕРС М.Д. ШЕСТЬ УРАВНЕНИЙ, ПОМОГАЮЩИХ КОНЦЕПТУАЛИЗИРОВАТЬ ОБЛАСТЬ СМЕШАННЫХ МЕТОДОВ.
FETTERS M.D. Six equations to help conceptualize the field of mixed methods. - Mode of access: https://doi.org/10.1177/1558689818779433 (first downloaded 04.07.2019).
Ключевые слова: смешанные методы исследования; качественные и количественные методы исследования.
М.Д. Феттерс (профессор Мичиганского университета, США) отмечает, что среди последователей смешанных методов исследования есть те, которые более ориентированы на качественные способы познания, и те, которые выделяют количественные способы. Автор статьи подчеркивает особую роль математических уравнений для передачи основных положений смешанных методов исследования. М.Д. Феттерс выделяет следующие принципы указанных методов.
1. Смешанные методы исследования - это новый тип методологии, отличной от принципов количественных и качественных способов научного поиска. Прагматизм выступает не единственным философским основанием смешанных методов. «Для расширения поиска этого обоснования необходимо выйти за рамки евро-поцентричной культуры» (с. 1).
2. Проведение качественного и количественного сбора данных отдельно друг от друга без интегрирования суммы превращает результаты этих исследований лишь в самостоятельные изолированные части.
3. Проведение смешанных методов с использованием комплексного подхода дает целое больше, чем сумма отдельных его частей. Если ученый убежден, что ничего не выиграет от проведения комплексного использования смешанных методов, то основным вариантом может быть обращение к монометодным подходам.
4. Использование качественной и количественной методологии в процессе смешанных методов исследования открывает новые формы публикационных возможностей.
5. Строгое проведение принципов смешанных методов часто означает работу в командах, включающих в себя пять или более членов: во-первых, методолога, во-вторых, эксперта-специалиста в
2019.04.012
данной конкретной области (например, в сферах бизнеса или образования), в-третьих, представителя качественных методов исследований (например, этнографа или феноменолога), в-четвертых, последователя количественных методов (например, метролога или статистика) и, в-пятых, сотрудника, осуществляющего техническую поддержку проекта.
6. Существует бесчисленное множество возможностей для интеграции качественных и количественных процедур в программы исследований смешанных методов.
М.Д. Феттерс приходит к выводу, что смешанные методы исследования могут быть оптимальным подходом для решения актуальных проблем, стоящих перед обществом.
О. В. Летов
2019.04.012. КОНГ С.Й., ЯАКОБ Н.М., АРИФФИН АРМ. ПОСТРОЕНИЕ ДИЗАЙНА СМЕШАННЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ: ИЗУЧЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ВЛИЯНИЯ. KONG S.Y., YAACOB N.M., ARIFFIN ARM. Constructing a mixed methods research design: exploration of an architectural intervention. -Mode of access: https://doi.org/10.1177/1558689816651807 (download 29.03.2019).
Ключевые слова: смешанные методы исследования; квазиэкспериментальная модель; модель таксономического развития; качественные и количественные методы исследования.
С.Й. Конг, Н.М. Яакоб и А.Р.М. Ариффин (Малайский университет, Куала-Лумпур, Малайзия) указывают, что цель данной работы - проиллюстрировать возможность применения смешанных методов исследования в области дизайна и планирования, в частности в сфере архитектуры. «Результатом этого применения выступает так называемая гибридная модель архитектурного дизайна, сочетающая в себе модель таксономического развития и квазиэкспериментальную модель» (с. 1). В рамках указанной гибридной модели сочетаются количественные и качественные методы исследования, что обусловливает эффективность применения архитектурного творчества в контексте окружающей среды.
Гибридная модель включает в себя использование различных подходов, в основе которых лежат разные традиции. Вместе с