Научная статья на тему '2019. 04. 008. Хосрохавар Ф. Кибер-халифат игил. Khosrokhavar F. le cyber-califat de Daech // Carnet du caps. - Paris, 2018. - n 26 - Р. 89-100'

2019. 04. 008. Хосрохавар Ф. Кибер-халифат игил. Khosrokhavar F. le cyber-califat de Daech // Carnet du caps. - Paris, 2018. - n 26 - Р. 89-100 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГИЛ / СМИ / ТЕРРОРИЗМ / ВИРТУАЛЬНАЯ УММА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 04. 008. Хосрохавар Ф. Кибер-халифат игил. Khosrokhavar F. le cyber-califat de Daech // Carnet du caps. - Paris, 2018. - n 26 - Р. 89-100»

2019.04.008

96 -

АФРИКА. БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК

ВЛАСТЬ

2019.04.008. ХОСРОХАВАР Ф. КИБЕР-ХАЛИФАТ ИГИЛ1. KHOSROKHAVAR F. Le cyber-califat de Daech // Carnet du CAPS. -Paris, 2018. - N 26 - Р. 89-100.

Ключевые слова: ИГИЛ; СМИ; терроризм; виртуальная

умма.

Автор - французский социолог иранского происхождения, работающий в Высшей школе социальных наук (Париж) - показывает, какой скачок сделала радикалистская пропаганда с образованием ИГИЛ.

Идейные террористы всегда были склонны к демонстрации своих деяний, а в наши дни, при общедоступности кинофотоаппаратуры это стало обычной практикой, рутиной, в том числе и потому, что медиасцена воспринимается ими как пространство, где их нападения привлекают будущих новобранцев и, теша их нарциссизм, делают их знаменитостями, «звездами» мирового масштаба.

Однако с появлением так называемого ИГИЛ произошла мощная активизация пропаганды с помощью новых информационных технологий благодаря двум обстоятельствам: первое - новообразовавшееся псевдо-государство смогло выделить на пропаганду значительные средства (знаменитое «золото Мосула», взятое из городских банков в 2014 г., поступления от продажи нефти и археологических артефактов, а также от налогов, которыми было

1 Деятельность всех упоминаемых в статье террористических организаций, в частности ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта»), на территории Российской Федерации запрещена.

обложено захваченное население); и второе - использование высоких квалификаций, полученных молодыми джихадистами в странах Запада.

ИГИЛ сформировало обширную сеть СМИ, в том числе благодаря созданию информационных центров «Аль-Хайят» и «Аль-Фуркан», было создано 38 их отделений в Сирии, Ираке, Афганистане, на Кавказе, в Алжире, Йемене. Также ИГИЛ задействовало уже имевшиеся хорошо раскрученные ресурсы, например, агентство «А'мак», основанное Райаном Марша'алом (создатель «Алеп Ньюс Нетворк»), находившееся в оппозиции к сирийскому правительству.

В момент своего образования Министерство пропаганды ИГИЛ включало семь секций, через которые проводились письменные материалы с текстами для радио, видео, переводы для дальнейшей публикации в журналах на иностранных языках: английском («Dabiq», выходивший в период с июля 2014 по июль 2016 г.), французском («Dor al-lslam», первый выпуск которого датирован декабря 2014 г., тоже прекратил свое существование в конце июля 2016 г.), а также «Ко^апйшууе» на турецком и «Исток» на русском языках. В 2016 г. журнал «Rumiyah» (на восьми языках) заменил все другие журналы.

У Аль-Каиды не было ни средств, ни, главное, желания упрощать теологические темы джихадистского ислама, поэтому его теологическая пропаганда была доступна не каждому. Что же касалось информационной политики ИГИЛ, то ее отличало определенное новаторство по сравнению с тем, что делалось прежде в пропаганде радикального ислама. Если раньше вопросы религии и связанные с нею темы рассматривались в основном в арабоязыч-ном пространстве, то в пропагандистской политике ИГИЛ дискурс расширился благодаря привлечению не только западных, но и множества местных восточных языков.

Определенные коррективы вносились и в форму подачи материала; каждый раз она приводилась в соответствие с ментальным миром целевых групп с помощью задействованных в рекламе психологических штампов (например, звучал знакомый по рекламе L'Oreal лозунг «Потому что вы этого достойны!» или «слышалось эхо» сцен из известных сериалов). В организациях, занимающихся такой пропагандой, работали граждане западных стран,

прекрасно знавшие не только поверхностные, но и глубинные слои культуры каждого общества и умевшие включить их в игру.

ИГИЛ выпускало два типа видео: короткометражные фильмы (иногда религиозные песни, нашид, по модели исламского рэпа, снятые на арабском, английском, французском, немецком языках... там, где вокализы и распевы в каноне заменяют отсутствие музыкального инструмента) и документальные фильмы большого формата. Большое количество видеоматериалов были созданы по лекалам успешных голливудских постановок (что дало повод говорить о рождении «Даешвуда»). Так, за основу брались американский сериал «Родина» (Homeland) (например, в Fiâmes of War, размещенной в Интернете), «Царство небесное» (Kingdom of Heaven) Ридли Скотта или серии стрелялок «Чувство долга» (Call of Duty), где ИГИЛ пытается показать бойцов в соответствии с представлениями о предстоящей мировой войне, а использование экшн-камер GoPro дало эффект присутствия, особенно когда герой видит все как бы через видоискатель прицела снайперской винтовки. Тот же прием используется в фильме «И пришло время мести» (Voici venu le temps de la vengeance), снятому по материалам терактов в Париже 13 ноября 2015 г., а фильм на французском «Париж пал» (Paris s'est effondrée), снятый по тем же событиям, изобилует спецэффектами, взятыми из американского фильма «Бросок кобры», выпущенного в 2009 г. Новое воплощение получила игра «World of Warcraft», в которой представлены две соперничающие вселенные, одна мирная и вторая вселенная монстров, которые ИГИЛ воспроизводит в Дар-аль-Ислам и Дар-аль-Харб (мир ислама, противостоящий миру войны).

Продолжая тему новых форм джихадистской пропаганды, автор замечает, что ИГИЛ не брезговало даже некогда чуждыми и «запрещенными» в исламе культурными формами, на которые теперь наводился квазиортодоксальный исламский глянец: светские песни превращались в нашиды, женщины получали в сети собственное пространство, где они могли выразить свое мнение, оставаясь, как и принято в исламе анонимными.

Широкое распространение получили скрепляющие общество средства коммуникации, начиная с YouTube и заканчивая Telegram, особенно в период неудач (с конца 2015 по 2017 г.), когда кандидаты на участие в джихаде больше не могли присоединиться к ИГИЛ.

Но, пожалуй, самое главное, что если раньше агитация и пропаганда велись традиционными средствами (печатные издания, кино-, фотоматериалы, лекции, проповеди, собрания и т.д.), которые могли охватить ограниченные ареалы и ограниченные группы населения, то выход ИГИЛ в киберпространство обеспечил высокий вербовочный потенциал, которого не знали предыдущие террористические организации, и ИГИЛ получило возможность создать альтернативную виртуальную вселенную и виртуальную умму (вселенскую общину правоверных).

Интернет позволил широко распространить упрощенный вариант радикального джихада среди молодых людей, мечтавших свести счеты с Западом. Он способствовал прославлению образа «воина веры», часто вооруженному пулеметом, на внедорожнике, в пулеметных лентах и со взрывчаткой, который дает советы, как присоединиться к ИГИЛ или что можно сделать во славу ислама у себя на местах.

Через Интернет, джихадизм в целом, но особенно организация ИГИЛ, внесли свой вклад в формирование эмоциональных сообществ, где подавленные чувства - жестокость, насилие - нашли свой выход и были направлены против доминирующей европейской культуры, способствуя таким образом нарциссическому раздуванию всемогущества, взгляду на себя как на представителя Аллаха на земле. Сделав акцент на театральной подаче отрицательных эмоций, санкционировав их от имени радикального исламизма и даже воспевая их, джихадистский Интернет способствовал формированию некой виртуальной уммы, практикующей демонстративные формы жестокости. На такие легкоусвояемые эмоциональные формы падка обездоленная часть общества, все те, кто чувствует себя таковыми и ищет выход накопившимся негативным эмоциям, а в поисках этого выхода естественно ищет себе подобных для того, чтобы создать с ними новую общность.

Вместе с тем джихадистский Интернет давал альтернативную модель мира, причем не только нарочито иллюзорного, сказочного, в который человек порой хочет уйти от мира реального, несущего разочарования, но и его, так сказать, положительную альтернативу. Так, были показаны «счастливые будни» бойцов нового халифата и их семей. Например, ролики о праздновании

дня рождения Пророка или дня окончания Рамадана, снятые в Рак-ке, были сделаны по всем правилам киноискусства.

Иностранцы-джихадисты там говорили о счастливой жизни, интервью шли вперемежку с привлекательными сценами повседневной жизни, показывающими детей в торговом центре. Всё звало зрителей присоединиться к этой жизни. «Mujatweets» (твиты муджахедов) показывали бойцов, раздающих детям мороженое, шеф-повара, рассказывающего о приготовленной им аппетитной шаурме, солдата, посещающего в госпитале своих раненых товарищей и т.д. Игиловский Медиа-центр «А1 НауаЪ» имел богатый выбор программ.

Интернет повысил способность джихадизма продвигать свою идеологию, мечты о глобальном джихаде и привлекать новобранцев. Вербовка имела место и раньше, но настоящий прорыв на этом направлении произошел с ИГИЛ, которое систематически превращает использование Интернета в сложную организацию. ИГИЛ продемонстрировало созидательные возможности того, что можно было бы назвать «извращенной модернизацией» в рамках кампании, которая сумела привлечь 5000 молодых европейцев и которая могла бы оказаться еще более действенной, если бы европейские государства не создали механизмы для предотвращения ухода молодежи в Сирию и Ирак.

После разгрома ИГИЛ как государства в октябре 2017 г. Интернет продолжает распространять джихадистские послания, но теперь им не хватает государственной поддержки, средств и прежде всего, способности апеллировать к Халифату, подтверждая свое существование. Часть ИГИЛ ушла в сетевые джихадисты и теперь действует в тех же формах, используя остатки своего халифатского престижа.

Ю.В. Чайников

2019.04.009. АХМАД МЕХРАБАН ДАФЕСАРИ, МАНСУР МИР АХМАДИ. НЕО-АСАБИЙА: ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ АСАБИЙА ИБН ХАЛДУНА В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГРУППИРОВКИ ИГИЛ1.

1 Деятельность всех упоминаемых в статье террористических организаций, в частности ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта»; авторы статьи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.