Научная статья на тему '2019. 03. 030. Кабины или угловые офисы? Влияние академической успеваемости на вероятность трудоустройства и уровень доходов выпускников университетов / cун Д. -Д. , ли А. С. -Х. , лим Х. -Э. , Идрис И. , эн У. Й. -К. Cubicles or corner offices? Effects of Academic performance on University graduates’ employment likelihood and salary / soon J. -J. , Lee A. S. -H. , lim H. -E. , Idris I. , Eng W. Y. -K. // studies in higher education. - 2019. - mode of access: https://doi. Org/10. 1080/03075079. 2019. 1590689'

2019. 03. 030. Кабины или угловые офисы? Влияние академической успеваемости на вероятность трудоустройства и уровень доходов выпускников университетов / cун Д. -Д. , ли А. С. -Х. , лим Х. -Э. , Идрис И. , эн У. Й. -К. Cubicles or corner offices? Effects of Academic performance on University graduates’ employment likelihood and salary / soon J. -J. , Lee A. S. -H. , lim H. -E. , Idris I. , Eng W. Y. -K. // studies in higher education. - 2019. - mode of access: https://doi. Org/10. 1080/03075079. 2019. 1590689 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРОЯТНОСТЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / ВЫПУСКНИКИ УНИВЕРСИТЕТОВ / КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 03. 030. Кабины или угловые офисы? Влияние академической успеваемости на вероятность трудоустройства и уровень доходов выпускников университетов / cун Д. -Д. , ли А. С. -Х. , лим Х. -Э. , Идрис И. , эн У. Й. -К. Cubicles or corner offices? Effects of Academic performance on University graduates’ employment likelihood and salary / soon J. -J. , Lee A. S. -H. , lim H. -E. , Idris I. , Eng W. Y. -K. // studies in higher education. - 2019. - mode of access: https://doi. Org/10. 1080/03075079. 2019. 1590689»

академического сообщества, для которого традиционно характерен более низкий статус женщин по сравнению с мужчинами. Многие интервьюируемые в рамках исследования, проведенного авторами статьи, отмечали этот аспект. По мнению авторов, наличие этой проблемы также существенно затрудняет интернационализацию системы науки и образования Японии и интеграцию японского академического сообщества в глобальную сферу науки и образования.

Наличие существенных институциональных и социально-психологических сложностей, связанных с академической миграцией, во многом объясняет, почему большинство академических мигрантов в японских университетах составляют выходцы из стран с более низким уровнем социально-экономического развития. Наиболее крупной является доля выходцев из Китая (45%), затем идут доли выходцев из Южной Кореи (22), США (17), Великобритании (8) и Австралии (3%) (с. 63). Это свидетельствует от том, что, так же как и в случае с другими формами трудовой миграции, академическая миграция движется преимущественно экономическими мотивами. Стремление существенно улучшить свое материальное положение является наиболее сильным стимулом, позволяющим академическим мигрантам мириться со всеми остальными сложностями, связанными с переездом и работой в другой стране. Таким образом, по мнению авторов статьи, академическая миграция, как и вся трудовая миграция в современном мире, подчиняется общей закономерности движения от экономической периферии к центрам экономической, образовательной и научной активности. Интернационализация научной и образовательной деятельности является частью общего процесса глобализации и подчиняется действию тех же экономических сил, что и глобализация других сфер человеческой деятельности.

М.О. Лихачев

2019.03.030. КАБИНЫ ИЛИ УГЛОВЫЕ ОФИСЫ? ВЛИЯНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ НА ВЕРОЯТНОСТЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА И УРОВЕНЬ ДОХОДОВ ВЫПУСКНИКОВ УНИВЕРСИТЕТОВ / СУН Д.-Д., ЛИ А.С.-Х., ЛИМ Х.-Э., ИД-РИС И., ЭН У.Й.-К.

Cubicles or corner offices? Effects of academic performance on university graduates' employment likelihood and salary / Soon J.-J., Lee A.S.-H.,

Lim H.-E., Idris I., Eng W.Y.-K. // Studies in higher education. - 2019. -Mode of access: https://doi.org/10.1080/03075079.2019.1590689

Ключевые слова: вероятность трудоустройства; распределение заработной платы; академическая успеваемость; выпускники университетов; количественная оценка.

Авторы статьи, сотрудники Университета Утара (Синток, Малайзия) и Университета Санвей (Куала-Лумпур, Малайзия), исследуют взаимосвязь между академической успеваемостью выпускников университетов и вероятностью трудоустройства и высокой оплаты труда, т.е. насколько академическая успеваемость выпускников влияет на их востребованность на рынке труда и определяет будущий уровень их благосостояния.

Для большинства выпускников университетов взаимосвязь между авторитетом их учебного заведения и показателями их успеваемости в процессе обучения, перспективами трудоустройства и уровнем будущего дохода представляется простой и очевидной. Чем выше рейтинг учебного заведения и индивидуальный рейтинг выпускника, тем выше его ожидания относительно будущего дохода. Подобный подход также имеет теоретическое обоснование: высокий рейтинг университета в сочетании с высоким индивидуальным рейтингом выпускника сигнализирует рынку о том, что данный индивидуум накопил значительный объем человеческого капитала и представляет большую рыночную ценность, поскольку может рассматриваться как потенциальный источник дохода для своего работодателя. В соответствии с теорией человеческого капитала затраты на образование являются одной из разновидностей инвестиций и делаются с целью увеличения будущих доходов. На этом подходе основывается, по мнению авторов статьи, государственная политика в сфере высшего образования в Малайзии. Повышение качества высшего образования рассматривается в рамках этой политики как средство обеспечения экономики высококвалифицированными кадрами, которые будут занимать высокие позиции на национальном рынке труда. Такой подход предполагает одновременный учет таких важных аспектов, как вероятность трудоустройства выпускников и уровень оплаты их труда непосредственно после выпуска и в обозримой перспективе.

Авторы статьи поставили цель провести эмпирическое исследование, которое выявило бы взаимосвязь между рейтингом университета и индивидуальным рейтингом выпускника и его реальным положением на рынке труда. Для этого ими была собрана база данных, в которую вошли 1107 выпускников университетов Утара (государственный) и Санвей (частный), выпущенных в 2017 г. Большинство из них обучались в этих университетах по программам подготовки специалистов для бизнеса и другим экономическим специальностям, таким как бухгалтерский учет, аудит, менеджмент, информационные технологии в экономической деятельности и т.п. Чтобы оценить, как академическая успеваемость студентов двух ведущих малазийских университетов влияет на их последующее карьерные перспективы на рынке труда, авторы использовали метод бинарной логистической регрессии. Авторы выдвинули две гипотезы.

Первая гипотеза заключается в том, что выпускники, имеющие более высокие показатели академической успеваемости, также имеют более высокую вероятность трудоустройства. Для проверки этой гипотезы была построена модель, в которой зависимой является фиктивная бинарная переменная равная 1 для тех выпускников, которые в настоящий момент имеют постоянную работу с полной или частичной занятостью или являются самозанятыми, т. е. организуют свой собственный бизнес, и равная 0 для тех выпускников, которые в настоящий момент являются безработными. В качестве независимой переменной был использован интегральный показатель академической успеваемости в период обучения в университете.

Вторая гипотеза предполагает, что уровень академической успеваемости выпускников оказывает позитивное влияние на уровень оплаты их труда. Для ее оценки авторы предложили модель, в которой в качестве зависимой переменной выступает уровень оплаты труда занятых выпускников, а в качестве независимой переменной - интегральный показатель их успеваемости.

Однако помимо общего влияния академической успеваемости на уровень заработной платы выпускников, считают авторы, необходимо также учитывать существующую структуру распределения заработной платы. Поэтому они построили дополнительную модель, учитывающую то, как влияет академическая успеваемость

на уровень заработной платы выпускника университета в зависимости от того, какому квантилю распределения заработной платы соответствует уровень оплаты его труда. Предположение о наличии значительного влияния, которое оказывает структура распределения заработной платы на эффект от академической успеваемости, представляет собой третью гипотезу.

Проведение эконометрической оценки параметров предложенных моделей дало следующие результаты. Во-первых, вопреки ожиданиям не было обнаружено сколько-нибудь значимой положительной зависимости вероятности трудоустройства от уровня академической успеваемости. Этот результат поставил под сомнение первую гипотезу исследования. Он свидетельствует о том, что сам по себе уровень академической успеваемости не является для рынка труда определяющим показателем, а скорее играет роль первичного фильтра, который отбраковывает выпускников с заведомо низким уровнем квалификации. Однако повышение академической успеваемости выше определенного минимального уровня уже не оказывает влияния на перспективны трудоустройства выпускника. На вероятность трудоустройства, по-видимому, оказывают влияние другие факторы, в частности уровень владения определенными специфическими компетенциями, который слабо отражается традиционными показателями академической успеваемости.

В то же время оценка влияния уровня академической успеваемости на уровень заработной платы выпускников положительна и статистически значима. На одну единицу прироста рейтинга академической успеваемости приходится от 16 до 32% повышения уровня заработной платы по разным спецификациям тестируемых авторами моделей. Это подтверждает вторую гипотезу исследования и говорит о том, что, хотя академическая успеваемость не является решающим фактором при приеме на работу, она позволяет выпускникам, прошедшим первичный фильтр и получившим постоянную занятость, претендовать на более высокие и лучше оплачиваемые позиции в тех компаниях, которые приняли их на работу. Согласно полученным авторами данным, теория человеческого капитала в малазийской экономике работает в большей степени не на рынке труда, а внутри фирм и компаний, поскольку именно здесь получают отдачу те инвестиции, которые ранее были сделаны выпускником в свое образование. Однако учитывая то, что первая ги-

потеза не подтвердилась, авторы отмечают, что индивидуальные инвестиции в человеческий капитал в виде расходов на высшее образование - в малазийской экономике достаточно рискованное вложение. Нет гарантии того, что рабочее место, которое получит выпускник, обеспечит надлежащую отдачу от этих вложений.

Интересные результаты также были получены авторами при тестировании третьей гипотезы, в соответствии с которой влияние уровня академической успеваемости на уровень заработной платы варьируется в зависимости от структуры распределения заработной платы. Авторы выделяют три уровня оплаты, ранжированные по убыванию, и анализируют, как влияют показатели академической успеваемости на уровень оплаты труда выпускников, уровень доходов которых соответствует каждой из трех групп.

Для высшей группы по доходам такое влияние является статистически незначимым. По-видимому, академическая успеваемость сыграла свою роль в процессе попадания в группу с высшим уровнем оплаты труда, однако дальнейшее продвижение внутри этой группы связано с иными качествами и компетенциями, чем те, которые фиксируются показателями академической успеваемости. Зато в низшей по оплате группе это влияние является сверхзначимым. На один балл интегрального показателя академической успеваемости приходится около 39% прироста уровня заработной платы у тех, чей уровень оплаты соответствует низшей группе. Это явно свидетельствует о том, что показатели академической успеваемости играют преимущественную роль для продвижения на низших ступенях карьерной лестницы с относительно низкооплачиваемыми должностями. Однако по мере продвижения вверх показатели академической успеваемости постепенно утрачивают свою значимость. Это происходит в первую очередь потому, что высшие уровни в иерархии компаний занимают люди, которые практически все имеют высокие показатели академических достижений. Поэтому для продвижения в этой среде сами по себе академические достижения не могут быть основанием. Требуются знания и компетенции более высокого уровня, соответствующие управленческим задачам, стоящим перед менеджерами и предпринимателями среднего и высшего уровней.

Рейтинг университета и персональные академические достижения, делают вывод авторы, оказывают определенное влияние на

перспективы трудоустройства и уровень оплаты труда выпускников. Однако это влияние не имеет такого однозначного и линейного характера, как обычно представляется массовому и общественному сознанию. В реальности эта зависимость имеет сложную нелинейную форму и инвестирование средств в личное образование является гораздо более рискованной формой инвестиций, чем обычно принято думать.

М.О. Лихачев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.