2019.03.003. РАКИЧ В. РЕДАКТИРОВАНИЕ ГЕНОМА С ЦЕЛЬЮ НЕЗАВИСИМОГО ОТ ВОЛИ МОРАЛЬНОГО УЛУЧШЕНИЯ. RAKIC V. Genome editing for involuntary moral enhancement // Cambridge quarterly of healthcare ethics. - 2019. - Vol. 28. - P. 46-54. -D0I:10.1017/S0963180118000373.
Ключевые слова: редактирование генома; моральное биоулучшение; эмпатия; агрессивное поведение; свобода воли.
В. Ракич - профессор, директор Центра изучения биоэтики, председатель Кембриджской рабочей группы биоэтического образования в Сербии, руководитель европейского подразделения ЮНЕСКО по направлению «биоэтика».
Возможно ли связать редактирование генома и моральное биоулучшение человека? По мнению автора, существует как минимум три сферы, где это вероятно: усиление эмпатии, ослабление насильственной агрессии и улучшение когнитивных способностей, в том числе направленных на моральное улучшение. Еще не рожденные дети также могут стать целью подобных биомедицинских вмешательств. Для данного типа биоулучшения человека автор предлагает термин «независимое от воли моральное улучшение» (НМУ), означающий моральное биоулучшение, не связанное с принудительным предписанием со стороны государственных органов и не имеющее отношения к намерениям самого субъекта.
В 2009 г. ученые Кембриджского университета определили 27 генов, связанных с синдромом Аспергера, чертами аутизма и эмпатии. В 2018 г. В. Уоррир и соавторы1 предоставили доказательство того, что способность определять и понимать эмоции других людей генетически детерминирована. По их мнению, можно разработать такие генетические интервенции, которые позволят усиливать способность к эмпатии. Участники исследования проходили тест «определение психического состояния по глазам», в ходе которого они должны были назвать характер когнитивной деятельности людей, видя только область их глаз на фотографии (задумчивый, веселый и т.п.). В задачу ученых входил поиск полиморфиз-
1 Genome-wide metaanalysis of cognitive empathy: Heritability, and correlates with sex, neuropsychiatric conditions and cognition / Warrier V., Grasby L.K., Uze-fovsky F., Toro R., Smith P., Chakrabarti B., et al. // Molecular psychiatry. - 2018. -Vol. 23, N 6. - P. 1402-1409.
мов, которые коррелировали бы со способностью восприятия эмоций другого человека. В исследовании авторы ссылаются на открытие гена LRRN1, расположенного в третьей хромосоме. Этот ген экспрессируется в первую очередь в полосатом теле - области мозга, связанной с когнитивной эмпатией. Тот факт, что этот ген чаще встречается у женщин, объясняет, почему женщины более склонны к эмпатии, чем мужчины. Автор полагает, что вмешательство в геном еще не рожденных детей, в том числе и с помощью редактирования генома, может сформировать индивидов с более высоким уровнем эмпатии по сравнению с уровнем, которым они обладали бы при естественном развитии.
В последнее время суды стали принимать к рассмотрению генетические тесты преступников, свидетельствующие о наличии у подсудимых «воинственного гена» MAOA (neurotransmitter-metabo-lizing enzyme monoamine oxidase A). Низкий уровень экспрессии гена MAOA ассоциируется с агрессивностью и криминальным поведением молодых мужчин1, выросших в среде, полной насилия. Напротив, дети, подвергшиеся насилию и обладающие генотипом, в котором реализуется высокая экспрессия гена MAOA, в меньшей степени склонны к антисоциальному поведению. Разумеется, нет прямой корреляции между слабой экспрессией гена MAOA и агрессивным поведением конкретного индивидуума, и некорректная интерпретация генетических данных при разбирательстве конкретного судебного дела, конечно, возможна. Между тем генетическое объяснение склонности к насилию имеет под собой основание и может быть использовано для НМУ.
Эмпатия и исключение насильственной агрессии - предпосылки, релевантные моральному поведению, но кроме них необходима моральная рефлексия. Таким образом, моральное биоулучшение может также включать в себя улучшение моральной рефлексии, что в итоге приводит к улучшению интеллектуальных способностей. В связи с этим возникает вопрос, допустимо ли улучшать интеллектуальные способности будущих поколений? Существует устоявшееся мнение, что геном является лишь планом, по которому формируется мозг под воздействием среды. Между
1 Role of genotype in the cycle of violencein maltreated children / Caspi A., McClay J., Moffitt T., Mill J., Martin J., Craig I., et al. // Science. - 2002. - Vol. 297. -P. 851-853. - D0I:10.1126/science. 1072290.
тем исследования показывают, что гены, способствующие нанесению вреда здоровью, негативно влияют и на интеллект. Можно предположить, что родиться с меньшим количеством мутаций, негативно воздействующих на здоровье, может быть лучше для интеллекта, чем иметь много мутаций, положительно влияющих на интеллект. Следовательно, редактирование генома с целью исправления мутаций, негативно влияющих на здоровье, поможет человеку стать и здоровее, и умнее одновременно. А чем люди умнее, тем они более склонны к моральной рефлексии. И эта цель может быть достигнута с помощью НМУ.
Моральное биоулучшение имеет по меньшей мере несколько интерпретаций: принудительное моральное биоулучшение; добровольное моральное биоулучшение; НМУ. Специалисты в области этики Дж. Савулеску и И. Перссон ввели идею морального улучшения как ответ на диспропорциональное развитие технологий и морали. Концептуализировав возможность «наивысшего ущерба» в результате усиления этой диспропорции, они предложили идею принудительного морального улучшения (ПМУ) в качестве социально организованного ответа на технологические вызовы.
Для них мораль имеет четыре ключевых свойства: 1) она определяется последствиями своей реализации; 2) основной ее целью является выживание наибольшего количества людей, человеческого рода, а также обеспечние достойной жизни на планете в целом; 3) мораль является инструментальной ценностью с точки зрения снижения возможности реализации катастрофы; 4) для того чтобы избежать катастрофы, человек должен отказаться от свободы, а моральная рефлексия стать избыточной.
Развивая свою аргументацию, И. Перссон и Дж. Савулеску предложили идею принудительного морального биоулучшения. Дальнейшую экспликацию она получила в идее «Божественной машины» (God machine), которая представляет собой брейн-имплант (brain-implant), стирающий все опасные и неэтичные мысли в мозге человека и подавляющий свободную волю через принуждение действовать морально и этично. Отключиться от такой машины невозможно, поскольку это полностью противоречило бы цели, которую она преследует, - поддержание морального поведения. Другая версия морального биоулучшения, предложенная
Т. Дугласом, состоит в модуляции эмоциями с целью стимулирования мотивов морального поведения.
Критик идей морального биоулучшения Дж. Харрис полагает, что любая форма модулирования эмоциями наносит удар по свободной воле индивида и может привести к упадку морали. Между тем, по мнению автора статьи, мораторий на применение морального биоулучшения тоже будет означать ограничение личной свободы.
Автор статьи полагает, что ненамеренное моральное биоулучшение позволяет сохранить идею морального биоулучшения и не ограничивать свободу воли, которую с разными целями отменяют все участники дискуссии. НМУ меняет геном эмбрионов и вследствие этого не может рассматриваться как акт принуждения или волеизъявления. По воле родителей можно модифицировать клетки зародышевой линии и клетки, не передающиеся по наследству. Генетическое редактирование с целью морального улучшения окажет воздействие на способности к эмпатии, агрессии и моральной рефлексии и при этом не станет ограничением свободной воли.
Программа морального улучшения может представлять собой комбинацию добровольного морального биоулучшения и НМУ. В этой программе сохранится свобода волеизъявления и возможность отказа (что невозможно в контексте идеи «Божественной машины»). Первый тип морального биоулучшения - добровольное - подойдет тому, кто осознает связь между моралью и счастьем и пожелает воспользоваться технологией морального улучшения.
Второй тип морального биоулучшения - НМУ - станет выбором родителей и приведет к появлению морально улучшенных людей с точки зрения эмпатии, коррекции агрессии и моральной рефлексии. Этот тип морального биоулучшения будет передаваться по наследству. По мнению автора, морально улучшенные дети будут более счастливыми, чем дети в случае естественного развития. Выбор родителей может быть обоснован их правом и желанием обеспечить своим детям наилучшие условия жизни.
Р. Р. Белялетдинов