ния. Однако никакого видимого улучшения не было достигнуто с точки зрения доступа к медицинским услугам (это отметили около половины людей с инвалидностью). Наиболее остро эта проблема ощущается среди инвалидов по сравнению с не инвалидами, когда речь идет о расстоянии от места проживания до лечебного учреждения, времени ожидания приема и задержек на приеме (3%)
(с. 12).
Качество жизни. Удовлетворенность качеством жизни определяется прежде всего размерами дохода, однако исследование показывает, что у людей с ограниченными возможностями различия в качестве жизни между низшим и вторым доходными квартилями гораздо большие, чем у не инвалидов. Анализ также показывает, что различий в удовлетворенности жизнью между третьим и четвертым доходными квартилями не существует. Эти два вывода свидетельствуют о том, что низкий доход оказывает наибольшее влияние на качество жизни инвалидов, в отличие от здоровых людей, качество жизни которых не выходит за пределы доходов третьего квартиля. Это обстоятельство подразумевает, что устранение рисков бедности и обеспечение адекватных жизненных стандартов инвалидов является важнейшим политическим приоритетом. Поэтому инвалиды гораздо больше нуждаются не столько в денежной, сколько в нематериальной социальной поддержке.
Б.Г. Ивановский
2019.02.042. Б.Г. ИВАНОВСКИЙ. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ НИОКР В ВУЗАХ СТРАН ЕС. (Обзор).
Ключевые слова: образование; инновационные методы преподавания; образовательные технологии; онлайн обучение; НИОКР.
Реформирование вузов в странах Запада в настоящее время призвано решить задачу повышения их конкурентоспособности как в сфере образовательных услуг, так и в сфере научных исследований.
Во многих европейских странах учреждения высшего образования объединяются вокруг ведущих вузов, совместно предлагая широкий спектр образовательных программ, разработанных на основе передовых технологий.
Согласно результатам опроса экспертов в области образования, проведенного Международным инновационным образовательным саммитом (WISE), 50% респондентов считают, что к 2030 г. наиболее значимые источники знания будут доступны онлайн. Их электронный формат позволяет легко распространять и адаптировать учебные материалы (2). Поэтому сегодня во многих развитых странах огромное внимание уделяется не только развитию университетов мирового уровня, способных конкурировать с ведущими мировыми вузами, но и развитию инновационных методов преподавания, качественно новых образовательных технологий и современных образовательных программ.
Новые возможности для развития университетов и других образовательных учреждений дают современные цифровые технологии. Они обеспечивают возможности для обмена накопленным опытом и знаниями, что позволяет людям узнать больше и принимать более обоснованные решения в своей повседневной жизни. Среди интересных цифровых инноваций следует отметить быстрое распространение онлайн-обучения, что выражается в развитии смешанных форм обучения (blended learning) и в использовании онлайн-курсов MOOC (Massive online open course), количество которых в последнее время ежегодно удваивается. К настоящему времени в более чем 500 университетах Европы число предлагаемых онлайн курсов достигло 4200 (5).
Цифровая библиотека обеспечивает студентам и преподавателям доступ к научной литературе с любых устройств, независимо от места нахождения и времени суток. Многие современные университеты объединяют традиционные и цифровые библиотеки. Так, например, в традиционной библиотеке можно найти и прочитать книгу или журнал на библиотечном компьютере, в то же время любой пользователь может найти книгу в электронном каталоге и получить ее, придя в кампус. Такая конвергенция традиционных и новых технологий обеспечивает более высокий уровень подготовки студентов и преподавателей и положительно влияет на имидж учебного заведения.
В настоящее время практически все студенты демонстрируют склонность к применению новых технологий, и их справедливо называют цифровым поколением (digital natives). Наиболее ярко это проявляется в пристрастии молодых людей к интернет-техно-
логиям, а также в применении этих технологий не только в профессиональной сфере, но и в области социализации и коммуникаций.
В условиях глобализации и усиления конкуренции среди университетов борьба за студента будет происходить уже на международном уровне. Создание и сохранение конкурентного преимущества университета будет также определяться степенью внедрения новых технологий, в том числе и во внутренние процессы (4).
Не менее важным является применение цифровых технологий в маркетинговой деятельности для решения следующих задач:
- организация взаимодействия с учебно-вспомогательным персоналом, научно-педагогическим составом, студентами, абитуриентами, выпускниками с использованием всего современного спектра цифровых каналов коммуникации;
- мониторинг изменений в восприятии бренда университета на целевых рынках на основе результатов исследований и мониторинга социальных сетей;
- стимулирование создания новых цифровых сообществ и инноваций на всех этапах образовательного цикла;
- разработка персонализированных маркетинговых материалов для целевых аудиторий на основе анализа данных из разных источников.
Переход к цифровому университету невозможен без поддерживающих мероприятий, которые включают:
- разработку факультативных или обязательных модулей в рамках программ обучения, направленных на повышение цифровой грамотности среди студентов;
- оказание поддержки научно-педагогическим работникам, занимающимся формированием цифровых навыков студентов и разработкой инновационных методик преподавания;
- поощрение использования преподавателями обучающих платформ для повышения результативности учебы студентов и эффективности работы университета в целом;
- помощь преподавателям, менее продвинутым в использовании цифровых технологий.
Несмотря на то что переход к цифровым технологиям может оказаться чрезвычайно сложной задачей, университеты, которые разрабатывают правильную бизнес-стратегию, предусматривающую внедрение цифровых технологий, могут воспользоваться ши-
роким кругом новых возможностей организации работы со студентами, преподавателями и административно-управленческим персоналом.
Значительное место в деятельности университетов западных стран занимает научно-исследовательская и проектно-конструктор-ская деятельность (НИОКР). Так, результатом увеличения расходов университетов США на НИОКР стали прямые технологические инновации в промышленность, отмечает американский экономист Ш. Берман. Исследования Ассоциации американских университетов (Association of American Universities) показали, что на НИОКР университеты штата Висконсин потратили в 2012 г. 883 млн долл., что способствовало созданию около 32 тыс. рабочих мест, или 36 рабочих мест на каждый потраченный на НИОКР миллион долларов.
В западной литературе сформировалась новая концепция, названная «предпринимательский университет» (entrepreneurial university), тем самым подчеркиваются важность коммерционализации академических исследований и значение их вклада в развитие региональной и национальной экономики. На практике концепция «предпринимательского университета» реализуется в создании так называемых научных парков или инновационных центров, инкубаторов малого бизнеса, обычно привязанных к конкретному университету и, как правило, располагающихся на территории кампусов. Часто эти организации дополняют инновационные возможности университетов, передавая технологии и посылая научных сотрудников в другие страны (1). Связи компаний с университетами способствуют появлению многих дополнительных технологических эффектов, которые помогают процветать вновь создаваемым предприятиям. Например, Массачусетский технологический институт (The Massachusetts Institute of Technology) способствовал росту новых предприятий, число которых за 20 лет выросло с 156 до 636. За последние 50 лет деятельность института существенно повлияла на экономику штата, традиционно опирающуюся на текстильное производство и пошив одежды, и способствовала созданию высокотехнологичной базы. Технологический университет Чалмерса (Chalmers University of Technology) в Швеции за последние 30 лет создал 240 компаний.
Передача знаний и навыков между университетами и бизнесом усиливает социальную и экономическую отдачу от инвестиций в современные технологии. Исследования, проведенные в США, показывают, что 53% научных публикаций, отмеченных как промышленные патенты, опубликованы университетами. Доля же университетов в общем объеме научных публикаций составляет 73% (6, с. 56). Неудивительно, что университетские разработки в области НИОКР рассматриваются в настоящее время как существенный вклад в экономический рост.
Правительство Великобритании принимает меры по увеличению инновационного фонда вузов, который в 2005/2006 уч. г. достиг 90 млн ф. ст. Одновременно предпринимаются усилия по оптимизации схем передачи университетами знаний и инноваций в промышленность. Так, например, университет Лидса использует средства инновационного фонда для финансирования бизнес-инкубатора, специализирующегося на медиатехнологиях и телекоммуникациях. Этот бизнес-инкубатор используется студентами и преподавателями в учебных и исследовательских целях. Но главное его назначение - оказание содействия зарождающемуся бизнесу на базе предлагаемых инкубатором услуг и инноваций. Бизнес, возникающий в инкубаторе, имеет отлаженный доступ к консультациям специалистов университета. Изначально задача университета Лидса была сформулирована как основание 100 мелких компаний в течение трех лет функционирования инкубатора (3, с. 12).
Университетские исследования являются общественным ресурсом, а высокообразованные работники (в том числе выпускники университетов) реализуют академические знания в интересах отечественной экономики, утверждает Ш. Моед (6).
Университеты часто являются наиболее крупными бизнесцентрами в регионе или городе, выполняя различные функции в местных сообществах. Услуги предоставляются гражданам, студентам, выпускникам, продолжающим образование, а также местным предпринимателям. Кроме того, университеты являются крупными работодателями и предоставляют свое имущество для проведения досуга и других мероприятий.
Социальный эффект от инвестиций в высшее образование в форме более высокой заработной платы исследуется в работе И. Моретти. Он сравнивает уровень заработка работников, выпол-
няющих аналогичную работу, но имеющих разный уровень образования, и делает вывод, что рост количества выпускников университетов на рынке труда способствует увеличению заработной платы всех категорий работников. Так, например, рост предложения выпускников колледжей на 1% повышает их заработок на 0,4%, а заработок выпускников школ - на 1,9% (7, с. 673, 679).
Экономисты Чикагского университета К. Мерфи и Р. Топель опубликовали несколько работ, где определяется влияние исследований и разработок в области медицины на экономику (8, с. 890). Инвестиции в научные разработки в медицине в США составляют около 40 млрд долл. Кроме того, уровень финансирования на эти цели вырос на 80% в сопоставимых ценах в период с 1990 по 2005 г. Это означает, что доля затрат на исследования в области здравоохранения равна 3,5% в общем объеме затрат на медицинские исследования. Рост затрат на медицинские исследования значительно превышал рост общих затрат на НИОКР (соответственно 80% и 14,3%). Расчеты показывают, что только с 1980 по 2000 г. рост экономики за счет медицинских НИОКР составил 240 млрд долл. ежегодно. Для оценки прогресса в области борьбы с конкретными заболеваниями приводятся данные, показывающие, что снижение заболеваний сердечно-сосудистой системы и рака составило за исследуемый период 1% (т.е. на 100 тыс. человек смертность снизилась на 100 человек) (8, с. 883). Тем не менее авторы считают, что в настоящее время расходы на медицинские исследования крайне малы по сравнению с тем результатом, который приносит обществу экономический эффект от улучшения здоровья населения.
Список литературы
1. Высшее образование в Европе / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. - СПб., 2017. - Режим доступа: ИПр^/^^м'. spbstu.ru/upload/inter/higher-education-europe-2017.pdf
2. Кулен Р. Для чего нужна интернационализация образования? // Международное высшее образование. - М., 2016. - № 83. - Режим доступа: https://ihe. hse.ru/data/2016/01/21/1137869301/WHE_10_view.pdf
3. Лукичев Г.А. В поисках эффективного взаимодействия высшего образования и работодателей // Экономика образования. - М., 2005. - № 4. - С. 5-21.
4. Сидоров Г. Цифровой университет: Применение цифровых технологий в современных образовательных учреждениях // www.itweek.ru. - 2017. - 01.03. -Режим доступа: https://www.itweek.ru/idea/article/de1шl.php?ID=192831
5. Moed H. Citation analysis in research evaluation. - 2005. - 91 p. - Mode of access: https://www.springer.com/us/book/9781402037139
6. Moretti E. Workers' education, spillovers, and productivity: evidence from plant-level production functions // American econ. rev. - 2004. - Vol. 94. - P. 656-690.
7. Murphy K., Topel R. The value of health and longevity // J. of political economy. -Сambridge, 2006. - Vol. 114, N 56. - P. 871-904.
8. Popova M. The future of education is digital. EdTechXEurope summit, London, 2018 // Europeana pro. - 2018. - 27.06. - Mode of access: https://pro.europeana.eu/ post/the-future-of-education-is-digital-insights-from-edtechxeurope-2018