рием; к тому же многие из них комфортнее чувствовали себя именно в СССР с его коллективизмом, социальным равенством, государственной поддержкой науки и т.д.
В заключении автор кратко описывает ситуацию в Черноголовке в 1980-1990-е годы. Большинство ее респондентов в свое время положительно восприняли начало горбачевских реформ, но не были готовы к полному отказу от советской идеологии, считая основной задачей Перестройки лишь дальнейшее совершенствование существующей системы - прежде всего с целью преодоления экономических трудностей. Распад Союза оказался серьезным вызовом для научного сообщества, поскольку такие города, как Черноголовка, полностью зависели от государственного финансирования, которое к 1995 г. сократилось примерно до 7% от уровня 1985 г. Эмиграцию в этих условиях выбрали лишь немногие представители исследуемого поколения (серьезным препятствием, среди прочего, оказался возраст; среди ученых, пришедших в профессию в 1970-е годы, уехавших было гораздо больше), большинство предпочли остаться на прежнем месте работы. Советские годы в этих условиях воспринимались с ностальгией.
М.М. Минц
2019.02.022. МАЛИНОВ А.В. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АС. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКОГО: ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ. - СПб.: РХГА, 2017. - 336 с.
Ключевые слова: А. С. Лаппо-Данилевский; социологическое наследие; «теория обществоведения»; теория истории.
Алексей Валерьевич Малинов (д-р. филос. наук, профессор Института философии СПбГУ) - известный петербургский философ, специалист по русской философии, дореволюционной историографии. Его новое исследование - это реконструкция на основе архивных материалов социологического наследия выдающегося русского историка Александра Сергеевича Лаппо-Данилевского (1863-1919).
Цель исследования - «как можно полнее передать идеи Лап-по-Данилевского и воспроизвести ход его мысли» (с. 13). Дело в том, что в отличие от исторических и теоретико-исторических работ социология Лаппо-Данилевского мало изучена. Этот пробел
восполняет исследование А. В. Малинова. Особую ценность книге придает то, что автор приводит обширные выписки из архивных материалов и дает им глубокий и вдумчивый комментарий. Подобный подход к источникам, реконструкции авторской мысли и ее анализу обусловлен тем, что при жизни Лаппо-Данилевского была издана только одна статья - «Основные принципы социологической доктрины О. Конта», которую, как пишет Малинов, из-за ее объема называли монографией (с. 222). Что касается лекционных курсов и остальных работ, то они никогда не публиковались. Более того, рукописи «О социологии. Курс лекций 1902-1911 г.» и «Научные основы социологии в их историческом развитии» представляют собой черновые наброски, разрозненные выписки из книг и т.п., а часть записей вообще сделана не рукой историка, отмечает Малинов (с. 12).
В монографии раскрывается несколько взаимосвязанных и взаимодополняющих тем. Во-первых, показана научно-организационная работа Лаппо-Данилевского. Во-вторых, анализируется возникновение, идейные и научные связи социологии и «теории обществоведения». В-третьих, определяются границы и взаимосвязи теории истории, социологии, «теории обществоведения» и реконструируются их цели и задачи. В-четвертых, прослеживается эволюция социологических и теоретико-методологических взглядов историка. В-пятых, показан вклад ученого в преподавание социологии и теории истории.
Организаторская, научная и преподавательская деятельность Лаппо-Данилевского-социолога рассматривается максимально широко. Уделено внимание его организаторской работе: в 1916 г. Лаппо-Данилевский стал первым председателем Русского социологического общества им. М.М. Ковалевского. В первом материале рассказывается предыстория создания общества и деятельность историка, возглавившего его. В материале «Организация Института социальных наук» описываются усилия Лаппо-Данилевского по созданию Социологического института, начатые им с осени 1917 г. Как показывают заметки ученого, Институт задумывался как научное и образовательное учреждение.
«Возникновение социологии» - рассмотрены взгляды Лап-по-Данилевского на философские и социальные учения и теории, которые, по его мнению, являлись истоками социологии: позити-
визм О. Конта, «этология и теология социальных явлений» (изложение и критика Лаппо-Данилевским теории Д.С. Милля), биологическое (Г. Спенсер и др.), психологическое (Г. Тард и др.), материалистическое (А. Сен-Симон, Дж. Вико, К. Маркс, Ф. Энгельс, П.Б. Струве) направления. «Русская социологическая школа» -этот материал показывает отношение Лаппо-Данилевского к так называемому «субъективному направлению русской социологии», представленному в творчестве П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, НИ. Кареева, С.Н. Южакова.
Затем Малинов последовательно развертывает взгляды Лап-по-Данилевского на социологию и теорию обществоведения, прослеживая связи с историческими теоретико-методологическими воззрениями: «Учение о социокультурном энергетизме»; «“Очередные задачи собственно социологического построения”»; «От методологии истории к теории обществоведения», «План теории обществоведения», «Курс “О теории ценности”»; «Проект издания сборника “Русская наука”».
Интерес к теории, философии, социологии появился у Лап-по-Данилевского в середине 1900-х годов, пишет Малинов. С 1906 г. историк читал в Санкт-Петербургском университете курс лекций по методологии истории, который посещали студенты разных факультетов. В 1909 г. вышла в свет обобщающая работа «Методология истории». Впоследствии он уточнял и дополнял свои взгляды в переизданиях 1910-1913 гг. По оценке Малинова, это не варианты одного текста, а самостоятельные исследования: «Под методологией истории Лаппо-Данилевский, прежде всего, подразумевал теорию исторического познания, что соответствовало и неокантианским установкам его философских поисков. В то же время сам ученый ставил перед собой задачу не просто раскрыть гносеологические и эпистемологические основы историографии, но и дать обоснование “теории обществоведения”, которую он во многом отождествлял с социологией. Этим планам ученого не суждено было в полной мере осуществиться и мы можем говорить лишь о самых общих контурах его “теории обществоведения”. Последняя редакция “Методологии истории” в большей степени представляет историческое введение в теорию обществоведения и во многом перекликается с рукописными материалами лекций по социологии, которые читал Лаппо-Данилевский» (с. 223).
В заключение Малинов пишет, что по своим воззрениям Лаппо-Данилевский был близок к неокантианству (с. 222).
В приложении републикованы материалы А.С. Лаппо-Дани-левского: «Записка об ученых трудах ординарного профессора Императорского московского университета В.О. Ключевского»; «Записка об ученых трудах П.Б. Струве»; Послесловие А.В. Мали-нова к «Запискам»; «Об институте социальных наук. Записка комиссии Российской академии наук» (под авторством председателя комиссии академика А.С. Лаппо-Данилевского и секретаря комиссии А.Э. Нольде). А также приводятся архивные материалы из СПФ АРАН: «Общее обозрение (Summa) основных принципов обществоведения курс 1902-1903 гг.»; «Основание социологии (фрагменты курса “Научные основы социологии в их историческом развитии”)»; «Изложение и критика теории Д.С. Милля (фрагменты рукописи “О социологии”)»; «О теории ценности (фрагменты)». Все эти работы, как пишет Малинов, непосредственно соотносятся с главами основного текста, дополняют их и помогают объяснить некоторые особенности работы Лаппо-Данилевского.
Ю.В. Дунаева
2019.02.023. КРЕТИНИН Г.В. ВОЙНА И МИР: ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РОССИЙСКОЙ И ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ / Отв. ред. Дементьев И.О. - Калининград: Аксиос, 2018. - 652 с.
Ключевые слова: Юго-Восточная Прибалтика; Восточная Пруссия; Калининградская область; Первая и Вторая мировые войны, новейшая история Литвы; Г.В. Кретинин.
Издание сборника статей известного историка, д-ра ист. наук, профессора Геннадия Викторовича Кретинина (Балтийский федеральный университет им. И. Канта, исторический факультет) приурочено к его 70-летнему юбилею. Статьи посвящены широкому кругу проблем, которым занимается профессор: история Юго-Восточной Прибалтики от Средних веков до XXI в., прошлое Восточной Пруссии, история Калининградской области РФ, история Первой и Второй мировых войн, новейшая история Литвы, проблемы источниковедения и историографии, вопросы исторической памяти. В книге впервые собраны основные статьи и рецен-