Научная статья на тему '2019. 01. 031. Прадо Салас Х. Г. , де. Все еще неудача: нерешенные проблемы семантики успеха. Prado Salas J. G. , de. Still unsuccessful: the unsolved problems of success semantics // theoria: an International Journal for theory, history and foundations of Science. - San sebastián, 2018. - vol. 33, n 1. - p. 5-22'

2019. 01. 031. Прадо Салас Х. Г. , де. Все еще неудача: нерешенные проблемы семантики успеха. Prado Salas J. G. , de. Still unsuccessful: the unsolved problems of success semantics // theoria: an International Journal for theory, history and foundations of Science. - San sebastián, 2018. - vol. 33, n 1. - p. 5-22 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИКА УСПЕХА / НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СМЫСЛА / МЕНТАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / Ф.П. РАМСЕЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 01. 031. Прадо Салас Х. Г. , де. Все еще неудача: нерешенные проблемы семантики успеха. Prado Salas J. G. , de. Still unsuccessful: the unsolved problems of success semantics // theoria: an International Journal for theory, history and foundations of Science. - San sebastián, 2018. - vol. 33, n 1. - p. 5-22»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

2019.01.031. ПРАДО САЛАС Х.Г., де. ВСЕ ЕЩЕ НЕУДАЧА: НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМАНТИКИ УСПЕХА. PRADO SALAS J.G., DE. Still unsuccessful: The unsolved problems of success semantics // Theoria: An international journal for theory, history and foundations of science. - San Sebastián, 2018. - Vol. 33, N 1. - P. 5-22.

Ключевые слова: семантика успеха; натуралистические теории смысла; ментальные представления; Ф.П. Рамсей.

Свою статью Хавьер Гонсалес де Прадо Салас посвятил проблеме семантики успеха - теории ментальных состояний, которая объясняет условия истинности убеждений с точки зрения условий успеха действий, обусловленных такими убеждениями. Основываясь на идеях прагматизма, семантика успеха подчеркивает важность связи между верой и действиями. Одна из причин привлекательности этого направления заключается в том, что оно может стать способом натуралистического измерения и описания психических содержаний. Кроме того, семантика успеха предлагает правдоподобные характеристики ментальных представлений у неязыковых животных (с. 5). Однако, несмотря на свою изначальную привлекательность, семантика успеха сталкивается с некоторыми трудностями. В частности, возможность непредвиденных препятствий нарушает связь между параметрами успешного действия и условиями истинных убеждений. Так, действие, основанное только на истинных убеждениях, может потерпеть неудачу из-за присутствия игнорируемых препятствий. Как отмечает автор, насколько он знает, проблема игнорируемых препятствий еще не была удовлетворительно решена. В связи с этим он рассматривает данную проблематику и критически анализирует недавно предложенные решения.

Стандартные версии семантики успеха формулируются вокруг того, что французские философы Джером Докич и Паскаль Энгель (а до них - Джейми Уит) назвали принципом Рамсея1: «Условия истинности веры - это те параметры, которые гарантируют успех действия, основанного на этой вере, независимо от лежащих в основе мотивационных желаний»2 (с. 6). Принцип заключается в том, что когда вера верна, действия, обусловленные ею, приводят к успеху. Например, убеждение, что во фляге есть вода, побудит человека выпить из нее, чтобы утолить свою жажду. Если вера действительно истинна и во фляге есть вода, жажда будет утолена; однако если бы вера была ложной и фляга была пустой, скорее всего, человек потерпел бы неудачу. Допустим, пишет автор, что проблема ложных сопутствующих убеждений может быть решена. Тогда приходится сосредоточиться на следующей проблеме: даже если все убеждения, приводящие к некоторому действию, верны, действие все равно может оказаться неудачным. Причина этого в том, что игнорируемые препятствия могут привести к неудаче, даже если действия были основаны только на истинных убеждениях. Например, человек верно полагает, что он налил воду во флягу, но он все еще не может утолить свою жажду, выпив из нее, будет полагать, что в ней есть дыра, вода вся вытекла и фляга стала пустой. Таким образом, действие оказывается неудачным без какой-либо ложности убеждений (с. 7).

1 Фрэнк Пламптон Рамсей (1903-1930) - английский математик, помимо математики внес также значительный вклад в философию и экономическую теорию. В 19 лет сделал перевод «Логико-философского трактата» Витгенштейна, участвовал в дискуссиях с ним. В 1927 г. опубликовал статью «Факты и пропозиции», в которой представил, как ее иногда называют, избыточную теорию истины. Теорема, доказанная Рамсеем в 1930 г., была названа его именем (теорема Рамсея), позже возник отдельный раздел математики - теория Рамсея; задачи в ней обычно звучат в форме вопроса: «Сколько элементов должно быть в некотором объекте, чтобы гарантированно выполнялось заданное условие или существовала заданная структура?» Также одна из моделей экономического роста носит его имя (модель Рамсея), а в экономической теории известна проблема Рамсея. Его работы о природе вероятности во многом опередили время, их значение стало понятно только с развитием теории игр и теории принятия решений.

2 Dokic J., Engel Р. Frank Ramsey: Truth and success. - London: Routledge, 2003. - 116 р.

Защитник семантики успеха должен показать, что невежество - это своего рода ложная вера. Вероятно, можно утверждать, что когда человек намерен выпить из фляги, у него есть убеждение, что в ней нет дыр. Если бы это было так в случае, когда на самом деле дыры есть, одно из его убеждений оказалось бы ложным, поэтому принцип Рамсея учитывает неудачность действий. Проблема в том, что, как правило, существует бесконечно большое число возможных препятствий для успеха наших действий. Например, может застрять колпачок фляги или внутри может оказаться вещество, делающее воду непригодной для питья. Автор пишет, что всегда можно найти новые способы, при которых действия могут потерпеть неудачу из-за того, что совершающий их игнорирует факты. Учитывая предположение о том, что существует бесконечно большое число возможных препятствий, неправдоподобна версия, что у агента действия есть явственное представление о каждом из них. На первый взгляд такое требование не кажется реалистичным, так как было бы слишком когнитивно обременительным. Проблема состоит не только в том, что количество требуемых предположений бесконечно велико, но также и в том, что многие из этих убеждений оказываются довольно странными и запутанными и вряд ли могут когда-либо дойти до сознания человека.

В принципе, истина не требуется для успеха. Могут быть удачные случаи успешных действий, основанных на ложных убеждениях; например, человеку удается поймать четырехчасовой поезд в Лондон, несмотря на его ложную веру, что поезд отправляется в пять часов, в случае если его часы спешат на один час (с. 7).

В заключение автор пишет, что в рамках семантики успеха пытаются указать содержание ментальных представлений, обратившись к связи между истиной таких представлений и успешностью действий, ими обусловленных. Эта связь, без сомнения, является центральным аспектом преднамеренного действия и играет фундаментальную роль в любом удовлетворительном объяснении ментальных содержаний. Однако автор предлагает сомневаться в том, что истинность индивидуальных (неинструментальных) ментальных содержаний, которыми действие было вызвано, является непосредственным условием успеха этого действия. В частности,

возможность появления неограниченного количества непредвиденных нарушающих вмешательств делает наши практические успехи зависимыми от состояний хаотического мира и сложных акаузальных путей, что мешает (возможно, непреодолимо) формулировать адекватные теории представлений, согласующиеся с семантикой успеха (с. 21).

Р. С. Гранин

2019.01.032. ИВАНЕНКОВ СП., КУСЖАНОВА А.Ж. ТАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ. - СПб.: НПО ПБ АС, 2018. - 316 с.

Ключевые слова: молодежь; идеология; пропаганда; комсомол (ВЛКСМ); партия (КПСС); СССР; перестройка; гласность; «Вопросы философии»; «Философские науки».

Новая совместная работа докторов философских наук Сергея Иваненкова и Ажар Кусжановой, известных специалистов по философии и социологии молодого поколения из Санкт-Петербурга, посвящена процессам формирования в рядах комсомола лидеров новой формации, обретения ими субъектной позиции и превращения из формальных лидеров молодежи в реальных участников и творцов исторического процесса. Соавторы не стремятся к ревизии минувших событий, но отдают дань уважения креативному потенциалу исторического периода, когда «...все пространство всесоюзной комсомолии бурлило спорами, идеями, проблемами, мнениями, поисками, обсуждениями» (с. 214).

Авторы справедливо отмечают, что «о том, как завершалась история огромной молодежной организации под названием ВЛКСМ, сегодня написано довольно много» (с. 295). Поэтому данная книга призвана отразить социально-философский контекст происходивших в обществе трансформаций. В качестве наглядного примера Иваненков и Кусжанова рассматривают первичную комсомольскую организацию Оренбургского политехнического института. Отрезок времени, предлагаемый читателю для изучения, приходится на один из самых неоднозначных периодов в истории СССР - перестройку, когда коммунистическая партия «...призывала к широкой демократизации общественной жизни, развитию социалистического самоуправления, повышению коллективности в управлении, активности и ответственности руково-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.