Научная статья на тему '2019. 01. 027. Рецензия на сб. : русская классика: сб. Ст. К 85-летию со дня рождения и 60-летию научной деятельности чл. -корр. РАН Николая Николаевича скатова / ИРЛИ (Пушкинский дом) РАН; ред. -сост. Дмитриев А. П. И прозоров Ю. М. - СПб. : ООО "Изд-во “Росток”", 2017. - 664 с'

2019. 01. 027. Рецензия на сб. : русская классика: сб. Ст. К 85-летию со дня рождения и 60-летию научной деятельности чл. -корр. РАН Николая Николаевича скатова / ИРЛИ (Пушкинский дом) РАН; ред. -сост. Дмитриев А. П. И прозоров Ю. М. - СПб. : ООО "Изд-во “Росток”", 2017. - 664 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
68
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ КЛАССИКА / Н.Н. СКАТОВ / ИССЛЕДОВАНИЯ / Н.А. НЕКРАСОВ / А.В. КОЛЬЦОВ / А.С. ПУШКИН / ЛИРИКА / Н.В. ГОГОЛЬ / А.К. ТОЛСТОЙ / Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 01. 027. Рецензия на сб. : русская классика: сб. Ст. К 85-летию со дня рождения и 60-летию научной деятельности чл. -корр. РАН Николая Николаевича скатова / ИРЛИ (Пушкинский дом) РАН; ред. -сост. Дмитриев А. П. И прозоров Ю. М. - СПб. : ООО "Изд-во “Росток”", 2017. - 664 с»

2019.01.027. Рецензия на сб.: РУССКАЯ КЛАССИКА: СБ. СТ. К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И 60-ЛЕТИЮ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЛ.-КОРР. РАН НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА СКАТОВА / ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН; Ред.-сост. Дмитриев А.П. и Прозоров Ю.М. - СПб.: ООО «Изд-во "Росток"», 2017. -664 с.

Ключевые слова: русская классика; Н.Н. Скатов; исследования; Н.А. Некрасов; А.В. Кольцов; А.С. Пушкин; лирика; Н.В. Гоголь; А.К. Толстой; Ф.М. Достоевский.

Издание, представляющее собой сборник историко-литературных (и отчасти мемуарных) статей, посвящено юбилейным датам жизни и деятельности Н.Н. Скатова - выдающегося российского литературоведа и организатора науки, многолетнего директора ИРЛИ РАН. Материалы книги включают в себя свыше сорока статей учеников юбиляра, его коллег и единомышленников; диапазон исследований от средневекового былинного эпоса до «деревенской» прозы второй половины XX в. Такая широта тематических границ, заявленная в данной книге статей и публикаций, находит соответствие в характерной «широте историко-литературного кругозора, которую обнаруживает научное творчество Н.Н. Скатова», - отмечается в открывающей издание заметке «От редакции» (с. 5).

Научные и критические работы ученого, посвященные русской классической литературе, стали появляться в печати в конце 1950-х годов. Его ранние историко-литературные интересы во многом определялись тематическими традициями литературоведения того времени «с их уклоном в область демократичесого социального и эстетического мышления XIX в.» (с. 8). С этой тематикой связана кандидатская диссертация Н.Н. Скатова «Проблема критики в эстетике В.Г. Белинского» (1959). В середине 1960-х годов у исследователя проявилось тяготение к изучению демократической поэзии середины XIX в. и творчества Н.А. Некрасова, в котором он увидел свою прирожденную творческую тему, увенчавшееся созданием первой книги «Поэты некрасовской шко-лы»1. Работы Н.Н. Скатова о Некрасове, написанные в 1960-1970-е

1 Скатов Н.Н. Поэты некрасовской школы. - Л., 1968.

годы, вылились в обширную серию историко-литературных статей, публикаций, издательских инициатив, а также новую монографию «Некрасов. Современники и продолжатели»1. «Труды эти приобрели в науке о Некрасове неоспоримое значение поворота, вполне ощутимое и сегодня... - отмечает Ю.М. Прозоров в статье "Филология как литература". - Особым смыслом был наделен в этих работах самый ракурс обозрения материала: некрасовское творчество рассматривалось ученым не в замкнутых границах писательской персоналии, но в разомкнутых пространствах русской поэзии и XIX, и XX столетий» (с. 10). Например, сопоставление ученым столь разных явлений русской лирической поэзии, как Некрасов и Тютчев, получило, с одной стороны, насыщенность историко-литературными фактами и наблюдениями, а с другой - «содержательную широту: два поэта оказались сближены и как создатели послепушкинской поэтики русской лирики, и в разных преломлениях тематического спектра - и в лирике политической, и в лирике природы, и в лирике любви» (с. 11). Именно сравнительная характеристика Некрасова и Тютчева, «двух тайн русской поэзии», согласно критической формуле Д.С. Мережковского, позволила Н.Н. Скатову поставить особый вопрос о Некрасове как поэте любовно-психологических переживаний, утверждает Ю.М. Прозоров. Кроме того, ученый привел в своей книге целую серию обоснований знаменательного парадокса: Некрасов и Фет, являясь «антиподами в общественных и идейных размежеваниях, на глубинах поэтического мышления могли совпадать и встречаться» (там же).

С этой книги Н.Н. Скатова началась известность автора и в филологическом, и в более широком читательском кругу. И в 1980-е, а потом в 1990-е годы исследователь написал, выпустил, подготовил как составитель целый ряд книг, посвященных разным именам и явлениям русской классической литературы (Н.А. Некрасов, И.С. Никитин, А.В. Кольцов, А.С. Пушкин, А.В. Дружинин, Н.Н. Страхов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, НС. Гумилёв, Н. Клюев и др.), став одним из самых видных и читаемых современных литературоведов. Историко-литературные его статьи собраны в

1 Скатов Н.Н. Некрасов: Современники и продолжатели: Очерки. - Л., 1973. - 2-е изд. М., 1986.

книги: «Далекое и близкое»1, «Литературные очерки»2, «О культуре»3, «Литература великого синтеза»4, в 2001 г. вышло 4 тома сочинений ученого5, куда вошли и его большие монографические книги о Кольцове, Некрасове, Пушкине, вышедшие в свет в 19802000-е годы и представившие главные тематические линии его научных трудов.

Рассмотрим далее некоторые из статей сборника, тематически связанные с основными научными интересами ученого; это, прежде всего, работы о А.С. Пушкине, А. Кольцове, Н.А. Некрасове.

В статье «Шумит ли и бежит ли Гвадалквивир? (Из комментария к лирике Пушкина)» В.Е. Багно отмечает, что в «испанском» цикле поэта нашел отражение преимущественно образ ориентальной Испании, «Где жизнь ленивая проходит сладострастно, / Как пылкий отрока восторгов полный сон...» («К вельможе»), что в Испании локализована весьма существенная часть любовной лирики Пушкина, для которого эта страна прежде всего была раем для влюбленных. Завещанный Пушкиным образ Испании, навсегда запечатленный в «Каменном госте» и нескольких замечательных стихотворениях, но не сформулированный, а как бы «растворенный в мареве летней ночи, поэтически сформулировал Блок, как в цикле "Кармен", так и в стихотворении "Испанке", сведя в единое, неразрывное целое такие ключевые для этого образа понятия, как Испания - Любовь - Танец - Поэзия - Земной Рай - Бог» (с. 131).

0 теме духовного возмужания и формах ее воплощения у Пушкина и Гоголя размышляет Е.И. Анненкова в статье «Я возмужал среди печальных бурь.». В этом небольшом незавершенном стихотворении поэта 1834 г. «нашел выражение интерес поэта к течению времени как фактору не только внешней, но и внутренней жизни человека» (с. 132). По точной характеристике Н.Н. Ска-това, философская лирика Пушкина - «это лирическое переживание философских проблем, это мысли, представшие как

1 Скатов Н.Н. Далекое и близкое: Лит.-критич. очерки. - М., 1981.

2

Скатов Н.Н. Литературные очерки. - М., 1985.

3 Скатов Н.Н. О культуре. - СПб., 2010.

4 Скатов Н.Н. Литература великого синтеза: Научные статьи. Очерки. Эссе. - М., 2011.

5 Скатов Н.Н. Сочинения: В 4 т. / ИРЛИ РАН. - СПб., 2001.

впечатления, это интимное ощущение конечных вопросов существования: жизнь, смысл ее, цель, смерть.»1 Обращаясь к проблеме духовного возмужания, поэт, по мысли Е.И. Анненковой, задает некий вектор развития эстетической и философской мысли, который станет принципиальным для XIX в. Тема «горьких искушений» и в художественной, и в документальной (прежде всего, мемуарной) литературе «в последующие десятилетия начнет развиваться достаточно интенсивно, при этом никто, пожалуй, не удержится в рамках пушкинской сдержанности слова» (с. 133). И тематические схождения, и личностная противоположность Пушкина и Гоголя имеют в данном случае культурологический смысл: «Фактически современники, они являют в то же время два разных этапа в подходе к заявленной теме, и тем более - в ее решении» (там же).

Гоголевская исповедь в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (тотчас обращающаяся в проповедь) фиксировала, как полагает исследовательница, чуть ли не все отттенки «искушений» и предлагала возможные формы их преодоления. Тем более Гоголь мог ценить способность Пушкина с «точностью» и «краткостью» не только в прозе, требующей «мыслей», но и в стихах передавать истинную глубину чувства. «Он улавливает, что Пушкин интуитивно воспринимает духовное возмужание как переход от мрачности к печали, а от печали к светлости и радости. Скорее всего, это и обнаружит глубоко внутреннее соприкосновение Пушкина и Гоголя, несмотря на то (а может быть благодаря тому), что оба являют в собственном пути не столько итог, сколько стремление, "ход" духовного развития» (с. 136).

Евангельские ассоциации в поэтических текстах Пушкина в большинстве случаев проступают опосредованно. «Искушения» не обнажены, не развернуты, скорее, дано их переживание. Гоголь и в собственном пути, и в судьбах современников полагал возможным и даже необходимым раскрыть, «обнажить коллизии духовного несовершенства, напряженного покаяния, а также - явленного в слове (либо в красках) ожидаемого преображения. Писатель видел в этом веление и потребность нового, постпушкинского времени», из которого, по мысли Е.И. Анненковой, и проистекает гоголев-

1 Скатов Н.Н. Сочинения: В 4 т. - Т. 1: Пушкин. Русский гений. - С. 435.

ское стремление соединить исповедь и проповедь, а также привнести в текст евангельские ассоциации «подчас в более явной, чем прежде, форме, но одновременно работу с библейскими и иными источниками сделать более разнообразной» (с. 139).

Присутствие Пушкина в творческой работе А.К. Толстого, развитие им общих с пушкинским текстом мотивов выявляет В.А. Котельников в статье «Неявное присутствие».

Н.Н. Скатов высказывал мысль о глубокой несовместимости современного общества с Н.А. Некрасовым, внутренним пафосом которого была любовь в христианском существе этого понятия. Однако проблема, по мнению Ю.М. Прозорова (статья «Традиционное и новое в лирике Н.А. Некрасова»), имеет и собственно литературные измерения. Некрасов никогда не разделял священной заповеди поэтического искусства, которая была сформулирована Пушкиным: «Цель поэзии - поэзия» (цит. по: с. 283). Он искал для поэзии иной, внешней цели, полагая, что поэзия может быть орудием гражданской борьбы и средством социального устроения. При всем том, «преодолевая фундаментальные законы поэзии, среди которых центральное место принадлежало и принадлежит закону повышенного, сравнительно с другими формами речи, эстетического качества слова, порывая с устоявшимися поэтическими традициями, противопоставляя свое творчество наследию предшественников, Некрасов вступал порой в ту "опасную зону", где, говоря словами И.С. Тургенева, "поэзия и не ночевала", пытался убедить читателя, что непоэтическое как раз и является поэтическим, что поэзия может существовать вне эстетических иерархий. Это "разрушение эстетики" не прошло бесследно для некрасовской Музы» (с. 283), - отмечает Ю.М. Прозоров.

Поэзия Некрасова и весьма сложная и противоречивая личность поэта оказали существенное воздействие на творчество Достоевского 1860-1870-х годов, пишет Н.Ф. Буданова в статье «Достоевский и Некрасов (Стихотворение "Когда из мрака заблужденья." в контексте повести "Записки из подполья")». В «Дневнике писателя за 1877 год» Достоевский предлагает свою разгадку тайны личности Некрасова. В характеристике писателя поэт предстает «как русский национальный тип с присущей ему "широкостью" и способностью совмещать противоположные начала - "практичность", подверженность соблазну материальных благ ("Миллион -

вот демон Некрасова!", - восклицает Достоевский) и - совестливость, стремление к нравственному очищению путем покаяния» (с. 321).

«Некрасовская тема» в «Записках из подполья» привлекает внимание специалистов по изучению творчества Некрасова и Достоевского. Н.Ф. Буданова в своем исследовании стремится примирить крайние точки зрения ученых: а) Достоевский в «Записках из подполья» пародийно переосмыслил стихотворение Некрасова; б) Достоевский высоко ценил гуманистический пафос этого стихотворения; оно играет важную роль в нравственно-философской концепции «Записок из подполья».

«"Некрасовский мотив" в стихотворении А.А. Блока: Несколько иллюстраций» - статья М.Ю. Степиной. Поставленная перед автором статьи задача лежит в русле одной из центральных в литературоведении тем преемственности индивидуальных поэтик. Продолжая тему «Некрасов в поэтическом мире А. Блока», принадлежащую перу Н.Н. Скатова, исследовательница стремится проанализировать несколько текстов, развивающих общие мотивы.

Стихотворение Блока «О, весна без конца и без краю.» демонстрирует родство с некрасовскими текстами стихотворений «Надрывается сердце от муки.», «Утро», «Опять душа унынием объята.». Для поэтов общим является «поэтическая жажда и принятие жизни в ее разных, подчас полярных проявлениях и двойственность личности, позволяющая обнять целостность этой противоречивой жизни» (с. 547).

В сборнике, посвященном Н.Н. Скатову, публикуется (по авторизованной машинописи) философский этюд Ивана Коневского «А.В. Кольцов (личная его природа и сторой мыслей)», сохранившийся в его архиве (автор публикации и предисловия А. В. Лавров).

Завершают это интересное и важное научное издание «Библиография трудов Н.Н. Скатова» и краткие справки об авторах сборника.

Т.Г. Петрова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.